Словесное ударение. различные способы выделения подударного слога в разных языках. Место словесного ударения в словоформе. Проклитики и энклитики. Выделение на слух и в произношении ударного слога Каковы способы выделения ударного слога в словах


Учитывая сложность понятия «слог», в начальной школе определение понятия «слог» (данной категории) не дается . Программа ставит задачу сформировать умение делить слово на слоги. Учащиеся опираются на признак соответствия количества гласных и сло­гов: в слове столько слогов, сколько гласных. Со слогом дети знакомятся в период обучения грамоте. Произнесенное слово делится на части, каждая из которых произносится одним тол­чком выдыхаемого воздуха. Это и есть слог. В написанном слове учащиеся сначала находят гласные буквы, а затем делят слово на столько частей (слогов), сколько гласных. В период обуче­ния грамоте упражнения в делении слов на слоги проводятся ежедневно как устные, так и письменные .

Умение правильно и быстро делить слово на слоги относится к числу важнейших , над которыми идет работа в I классе . С опорой на данное умение учащиеся овладевают процессом чтения и письма. Слоговой принцип в русской графике явля­ется ведущим . Устно: Чтобы правильно передать на письме звуко­вую форму слова, ученик прежде всего делит слово на сло­ги. Устанавливает взаимодействие звуков между собой в пределах слога и использует нужные буквы для обозначе­ния согласных и гласных звуков. Пример рассуждения уче­ника I класса:

- В слове родина три слога.

- Первый слог - РО, звук [р ] - твердый, пишу ЭР, О.

- Второй слог - ДИ, звук [д" ] - мягкий, пишу буквы ДЭ, И.

- Третий слог - НА, звук [н] - твердый, пишу ЭН, А. Умение учащихся делить слово на слоги, диктовать себе по слогам, четко представляя в слоге место каждого звука, их последовательность, ведут к правильной записи слов без пропусков и перестановки букв. Потому работа над слогом должна включать :

Списывание по слогам,

Запись под диктовку по слогам с проговариванием,

Запись под диктовку с комментированием (с объяснением).

Умение делить слово на слоги необходимо учащимся для того, чтобы правильно переносить слова. В I классе школьни­ки овладевают правилом переноса: слово переносится по сло­гам (слог, состоящий из одной буквы, не переносится на другую строку и не оставля­ется на предыдущей строке: О-ля, мо-Я; при переносе слов с буквами Ь и Й эти буквы остаются на строчке: конЬ-ки, леЙ-ка). Правила пере­носа, соответствующего делению на морфемы, становится до­ступным учащимся после изучения во II классе состава слова.

Работа над выделением в слове ударного слога (представляет для первоклассника значительную трудность и требует системати­ческих упражнений) начинается в I классе в период обучения грамоте . Для того, чтобы правильно воспринимать лексическое значение слова, при его чтении необходимо один из его слогов произнести с большей силой. Умение выделять ударный слог в слове связано с развитием анализирующей деятельности мышления, формируется медленно и требует систематических упражнений.

Примеры упражнений :

1) Учитель произносит слово и предлагает учащимся узнать, сколько в слове слогов, который по счету ударный.

2) Обозначить в словах ударный слог и правильно про­читать: портфель, морковь, магазин, щавель и т.д.

3) Списать только слова с ударением на первом слоге (выборочное списывание).

4) Подобрать слова с ударением на втором слоге и т.п.

Упражнения в расстановке ударения в словах целесооб­разно предлагать учащимся ежедневно как в классных, так и в домашних упражнениях. Только систематические уп­ражнения обеспечивают развитие у учащихся умения быс­тро и безошибочно выделять в слове ударный слог. Осоз­нанному выделению ударного слога способствует также по­очередное произношение слова с ударением на том или ином слоге :

ма-ши-на ма-ши-на ма-ши-на. В этом случае учащиеся на­глядно убеждаются в том, что правильное выделение удар­ного слога обеспечивает понимание смысла слова.

Используются приемы отхлопывания, отстукивания, протоптывания слоговой структуры слова, выделение го­лосом ударного слога.

Последовательность знакомства детей с ударением:

1. Двусложные слова с одинаковыми слогами: мама, Тата, дядя.

2. Двусложные слова из разных слогов с ударением на первом слоге: Вова, Тома, Таня.

3. Односложные слова: дом, дым, мак, суп.

4. Двусложные слова с ударением на втором слоге: нога, рука, лиса.

5. Трехсложные слова с ударением на среднем слоге: машина, собака, корова.

6. Трехсложные слова с ударением на первом слоге: кубики, дерево.

7. Трехсложные слова с ударением на последнем сло­ге: молоко, голова, самолет.

Важно, чтобы дети в речи сохраняли ударный слог сло­ва, чтобы слово было узнаваемым.

Построение и употребление обиходных словосочетаний

Задание 1. Научить детей объединять слова:

а) глагол повелительного наклонения единственного числа + существительное в винительном падеже.

дай + мяч (шарик, грибок)

б) дай + ложку (Катю, зайку). Задание 2. Подскажи нужное слово.

Вова, вымой...

Ната, вытри...

Таня, причеши...

Задание 3. Угадай, кто что будет делать. (Разные куклы. Что будет делать кукла Даша? А Маша?) Активизация глаголов в начальной форме: рисовать, гулять.

Задание 4. Использование в общении словосочетаний, выражающих желание:

дай (хлеба, воды, зайку);

налей (супу, молока);

хочу есть, пить, спать, гулять, и т. п.

Употребление в речи однословных и двусловных предложений

Задание. Употребление предложений типа:

а) Это Катя. Это киса. Это гуси. Вот киса. Тут утка. И т. п.

б) Дай утку Дай ложку. Дай воды.

в) Хочу спать. Хочу гулять Хочу есть.

г) Можно кушать? Можно идти?

д) Нина, лови. Лежи, Катя. Пей, киса.

Грамматические структуры желательно отрабатывать в активном общении с детьми, используя предметную де­ятельность. От детей не требуется точного различения слов: это, вот, здесь, там, тут, допустимо также искажение звуко-слоговой структуры слов.

Развитие речевой подражательности

Эффективно использование кукольного театра, игр-драматизаций, дидактических игр и упражнений.

Задание 1. Два клоуна. Активизация в общении слова­ря и первых грамматических форм.

Задание 2. «Колобок» (игра-драматизация).

Игры

«Шоферы и строители», «Что мы делали - не ска­жем...», «Кто сказал «мяу»», «Покорми животных», «Посмотри и назови», «Куда пойдешь, что найдешь», «Кто как кричит», «Гуси - гуси», «Волк, пастух и гуси», «Кому что нужно», «Магазин», «К кому пришел, от кого ушел волк», «День рождения куклы Тани», «Кто что делает», «Отгадай, кто к нам пришел», «Высоко - низко», «Кто что ест», «Кто где сидит», «Угадай, что это».


Третий этап. Формирование в активной речи детей простого нераспространенного предложения

Задачи:

Научить понимать простые нераспространенные предложения;

Учить выполнять простые действия по речевой инст­рукции;

Учить понимать и строить словосочетания типа гла­гол в повелительном наклонении + существительное в ви­нительном падеже;

Учить употреблять в речи словосочетания типа гла­гол + существительное в винительном падеже; глагол + существительное в творительном падеже; прилагательное + существительное; глагол + наречие;

Учить употреблять в общении предложения типа под­лежащее + сказуемое, выраженное глаголом настоящего времени 3 лица;

Учить понимать и употреблять предложения типа подлежащее + сказуемое + дополнение; подлежащее + ска­зуемое + обстоятельство;

Учить различать некоторые формы словоизменения и число существительных;

Учить некоторым продуктивным способам словооб­разования существительных и глаголов;

Учить воспроизводить слого-ритмическую структу­ру двусложных и трехсложных слов.

Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на Ш этапе.

Раздел: ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (тесты)

1.Как соотносятся такие виды речевой деятельности, как устная речь, чтение и письмо?

б) устная речь является основой для освоения чтения и письма ;

2.Какие качества устной речи и общения являются составной частью психологической готовности к школе?

а) осознание собственного речевого поведения и речевых действий, произвольность и сознательность построения речевого высказывания ;

3.Осознание собственного речевого поведения и речевых действий, чужой и своей речи – это…

б) речевая рефлексия ;

4.Какие показатели характеризуют готовность ребенка к обучению грамоте?

в) умение сосредоточивать внимание на вербальной задаче, произвольно строить свои высказывания, выбирать подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи, подбирать варианты ее решения, оценивать выполнение вербальной задачи .

5.Как рассматриваются в современной психологии механизмы чтения и письма?

а) механизмы кодирования и декодирования устной речи ;

6. Перевод буквенного кода в звучание слов называется …

в) чтением .

7.В чем суть психологического механизма чтения?

б) процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической, буквенной модели ;

8.В чем суть звукового аналитико-синтетического метода обучения детей грамоте?

в) в основе метода лежит анализ и синтез звуковой стороны языка и речи .

9.Какой механизм обеспечивает широкую ориентировку детей в звуковой стороне речи?

а) фонематический слух ;

10. Что понимается под фонематическим слухом?

в) способность воспринимать и дифференцировать звуки речи .

11.Какой механизм направлен на освоение чтения и письма?

б) фонематическое восприятие ;

12. Что такое фонематическое восприятие?

а) умение производить анализ звуковой структуры слов ;

13. Как относится фонематический слух к фонематическому восприятию?

в) предпосылка к развитию фонематического восприятия .

14.Что включает специальная подготовка детей к обучению грамоте?

б) формирование фонематического слуха, широкой звуковой ориентировки детей в речи, умений звукового анализа и синтеза, развитие осознанного отношения к языку и речи ;

15.В какой возрастной группе начинают знакомить детей с терминами «слово» и «звук»?

а) во 2 младшей группе ;

16. В какой возрастной группе детей обучают методу интонирования звуков?

в) средней группе .

17. В какой возрастной группе учат выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова?

б) старшей группе ;

18. Укажите задачи обучения детей в подготовительной к школе группе?

в) анализ словесного состава предложения, знакомство с отдельными гласными и согласными буквами, составление слов из букв разрезной азбуки,

развитие графомоторных навыков .

19.Сколько этапов в формировании умственного действия выделил П. Я. Гальперин?

а) четыре ;

20.Как называется метод изображения звуковой структуры слов с помощью абстрактных единиц (фишек)?

б) моделирование ;

21.Назовите методы и приемы ознакомления со словом:

в) речевые упражнения, использование художественной литературы, игры и игровые действия со словами, словарные упражнения и упражнения на словообразование .

22.Перечислите методы и приемы ознакомления с предложением:

а) составление рассказа по картине (игрушке, предмету) и выделение в нем предложений, графическое изображение предложения, придумывание предложения с заданным словом; предложения, которое начинается с определенного слова, по двум картинкам, по «живым сценкам» ;

23.Какие методы и приемы обеспечивают обучение анализу словесного состава предложения?

в) выделение слов голосом, их количественный и порядковый счет, пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (полосок, квадратиков, табло, счетной линейки), графическое изображение количества слов, дидактические игры, упражнения на анализ и синтез слов в предложениях .

24.В чем особенность обучения частичному звуковому анализу слов в средней группе?

б) особое произнесение слов с интонационным выделением звука, сравнение звуков с песенками, произнесение изолированного звука и выделение первого звука, дифференциация твердых и мягких согласных, использование кукол в синем и зеленом костюмчике ;

25.Кто из психологов разработал методику обучения звуковому анализу?

а) Д.Б. Эльконин ;

26.Каковы особенности обучения полному звуковому анализу слов в старшей группе?

а) интонационное выделение звуков, моделирование звуковой структуры слова, определение места каждого звука в слове, характеристика всех звуков, выделение ударного гласного и ударного слога, подбор слов к предложенным моделям ;

27.Каковы методы и приемы ознакомления со слоговым строением слов?

в) создание речевых ситуаций с протяжным произнесением слогов в слове, обучение приемам выделения слогов (слогов столько, сколько раз откроется рот, сколько раз подбородок коснется ладони), графическое изображение слогоделения, дидактические игры, подсчет слогов в слове, «Живые слоги».

28. Каковы способы выделения ударного слога в словах?

а) хоровое и индивидуальное произнесение двухсложного слова с ударением на первом слоге, графическое изображение ударного слога, нахождение ударного слога в слове с опорой на схему, прием попеременного перенесения ударения на каждый из слогов в слове, показ ударения на слоговой линейке;

29.Что предусматривает подготовка детей к письму?

б) интеллектуальное и речевое развитие, формирование фонематического восприятия речи, развитие способности к осознанию явлений языка и речи, подготовка к овладению техникой письма ;

30.Каковы задачи подготовки к письму, связанные с точностью зрительного восприятия детей?

а) развитие глазомера, умения вычленять элементы из целого и объединять их в целое, развитие точности пространственной дифференцировки, ориентировки в пространстве по разным направлениям ;

31.Какие задачи обучения ориентированы на ознакомление с правилами письма?

в) писать слева направо и сверху вниз, последовательно заполнять страницу, сохранять одинаковую величину элементов и равное расстояние между ними .

32. Каковы специальные гигиенические требования к обучению письму?

б) освещенность места, мебель соответственно росту, расположение тетради, посадка за столом, поза пишущего, расстояние глаз от тетради, правила удерживания ручки, карандаша, фломастера ;

33. В чем состоит подготовка руки ребенка к письму?

а) тренировка мелкой мускулатуры рук, выработка умения управлять своими движениями соответственно задаче, овладение различными графическими приемами (штриховкой, обводкой контуров, рисованием бордюров и орнаментов), упражнения в написании элементов букв ;

34.Какие элементы рисования связаны с освоением письма?

в) рисование предметов, напоминающих элементы букв (флажков, кружков, огурцов, удочек), бордюров и орнаментов, состоящих из углов, квадратов, кружков, полуовалов, петель, прямых и изогнутых линий с соблюдением границ строки или клеточки.

35.С каким ближайшим разделом по развитию речи связана подготовка к обучению грамоте?

б) воспитанием звуковой культуры речи ;

Краткосрочное планирование

Тема: Как найти ударный слог? Выделение силой голоса ударного слога при произношении слова. Написание элемента «длинная прямая линия с закруглением внизу»

УРОК 1.Приветствие

Школа: 7

Дата: 19.09.16

Ф.И.О. преподавателя: Овчаренко Т.А

КЛАСС: 1

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

Развитие навыков:

1.1.1.1 Понимать, что такое речь, текст, предложение, слово.

1.2.5.1 Формулировать вопросы к иллюстрациям/тексту (с помощью учителя), отвечать на

вопросы по содержанию прочитанного.

1.3.3.1 Составлять картинный план, план-схему текста и озаглавливать (с помощью учителя).

1.1 Понимание основных единиц речи (текст, предложение, слово).

2.1 Использование видов чтения.

2.5 Формулирование вопросов и ответов.

3.3 Составление плана текста.

Цели урока

Языковая цель

Все учащиеся смогут:

Отвечать на вопросы учителя по иллюстрации.

Контролировать свои действия при делении слов на слоги, определении ударного слога. Определять на слух ударный слог в словах. Различать понятия «ударный» и «безударный» слоги.

Большинство учащихся смогут:

Составлять предложения по схеме с соответствующей интонацией.

Классифицировать слова по группам.

Обозначать ударный слог на схеме слова условным знаком.

Отвечать на итоговые вопросы урока.

Оценивать свою работу на уроке.

Некоторые учащиеся смогут (для сильных)

Формулировать вопрос по содержанию текста.

Составлять рассказы по иллюстрации и на основе жизненных впечатлений.

Называть способы выделения ударного слога в слове («позвать» слово, «спросить» слово).

Трехьязычие: тэртш, порядок, order . Основные термины и словосочетания:

Речь устная и письменная, предложение, слово, слог, ударение. Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопросы для обсуждения:

Что твои вещи могут рассказать о тебе?

Как ты помогаешь маме?

Предшествующие знания

Посадка при письме, речь устная и письменная, предложение, знаки препинания в предложении, схема предложения, слово, слоги, ударение.

План

Планируемое время

Запланированная деятельность

Ресурсы

Начало урока.

0-1 мин

3-5 мин

Середина урока.

6-10 мин

Конец урока

5 мин

Создание положительного эмоционального настроя.

Аутотренинг. Для настроя на работу учитель просит детей произнести

следующие предложения:

«Я в школе на уроке, сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание мое растет.

Я как разведчик все замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я готов(-а) к работе.

Работаю!»

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. (Г) Дифференцированная работа.

    Для нечитающих детей: распределить предметные картинки по группам.

    Для читающих детей: прочитать на карточках слова и распределить по группам.

    Для хорошо читающих детей: прочитать и отгадать загадки и распределить слова по группам.

Читающие дети читают загадку, 2 группа показывает карточку со словом, 1 группа - картинку. Учащиеся объясняют, в какую группу поместили слово.

Группы слов: одежда, посуда, обувь(по 5 слов в группу).

    Как одним словом назвать все эти предметы? (вещи, необходимые человеку)

    Для чего эти предметы нужны человеку?

Могут ли эти предметы рассказать о хозяине?

Работа над новой темой.

Учитель читает отрывок из произведения К. Чуковского «Федорино горе».

    Какая речь сейчас прозвучала?

    Задайте вопрос по сказке. (О чем говорится в сказке? Что произошло с Федорой?)

    Какой речью мы пользуемся, когда рассказываем сказку?

    Работа по учебнику.

(К) Выделение ударного слога голосЬм.

Задание № 1. Учащиеся помогают Федоре позвать посуду. Идет Федора по лесу и зовет свою посуду. Почему?

    Позови посуду и ты. Подбор схем к словам.

Задание № 2. Произнеси слова, выделяя голосом ударные слоги. Какой по счету ударный слог?

    Какая схема подходит к этому слову?

    Что мама дома делает, ухаживая за посудой? Как вы помогаете маме? (Г)

Дифференцированная работа. «В гостях у бабушки Федоры».

    1. группа: Назови, какой посуды на кухне у Федоры много. (У Федоры много голубых чашек, красных сахарниц и т.д.)

      группа: Расскажи, какие предметы посуды убежали от Федоры и без какой части они остались. (От Федоры убежал чайник. Чайник без носика.)

Згруппа: Посчитай, сколько предметов посуды вернулось. Назови их. (Вернулось пять желтых тарелок.) Трехъязычие: тэртш, порядок, order.

Заяц видит красную вкусную морковку.

Динамическая разминка

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки

Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек

Прыжки вперед – назад

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

Работа в прописи.

Задание № 1. Упражнение «Помощники». Раскрашивание и письмо элементов.

Задание № 2. Прописывание элемента «прямая линия с закруглением внизу вправо».

Работа по учебнику.

(К, Г) Задание № 3. Разноуровневые задания.

    группа - меняет местами слоги, образуя новые слова (кабан - банка.) Составляет схемы, определяет ударный и безударный слоги.

    группа - меняет слоги местами (камыш - мышка, сосна - насос) и составляет предложения с этими словами.

(П) Задание № 5. Развитие внимания, наблюдательности, мышления. Каждому ученику учитель предлагает навести порядок на картинке и объяснить, почему он так сделал. Составление предложений по схеме.

Пальчиковая гимнастика. «Помощник». Посуду моет наш Антошка. (Потереть ладони друг об друга) Моет вилку, чашку, ложку.

(Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца) Вымыл блюдце и стакан. И закрыл покрепче кран. (Имитирующее движение кистью руки)

Наши пальцы сжались тесно. Что такое? Интересно? Видно, им прохладно стало. Их укроем одеялом. (Дети сжимают левую руку в кулачок, а правой обхватывают его и сильно сжимают. Затем меняют руку. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.)

Работа в прописи.

Задание № З.Раскрашивание «Где чья чашка?»

Детям предлагается образец. Нужно закрасить соответствующим

цветом.

На свободных линиях можно прописать изучаемые элементы или составить и записать план-схему к тексту «Помощники» (читает учитель или составляют дети).

Итог урока. Рефлексия.

Мы изучали сегодня... Мы хорошо поработали над... Первая группа хорошо справилась с... Вторая группа правильно сделала... Третья группа работала... Мы хотим узнать о..

Предметные картинки, карточки со словами, карточки с загадками.

Отрывок из книги К. Чуковского «Федорино горе» или отрывок мультфильма

Карточки для групповой работы

Учебник

Пропись


Дополнительная информация

Дифференциация

Как вы планируете поддержать учащихся

Как вы планируете стимулировать способных учащихся

Оценивание

Как вы планируете увидеть приобретённые знания учащихся

Межпредметные связи соблюдение СанПиП

ИКТ компетентность

Связи с ценностями

Работа по группам. Разноуровневые задания.

Наблюдая за работой учащихся в группе, их самостоятельной работой. Задавая вопросы по ходу урока. Просматривая работы учащихся в тетради (задания). Задавая вопросы во время просмотра мультфильма. Анализируя результаты ученической рефлексии. (Ступеньки успеха).

математика

познание

самопознание

казахский язык

английский язык

Рефлексия

Используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги урока

Ответьте на самые актуальные вопросы об уроке из блока слева

Были ли цели обучения реалистичными

Что учащиеся сегодня изучили

На что было направлено обучение

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация

Выдерживалось ли время обучения

Какие изменения из данного плана я реализовал и почему

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо с учётом преподавания и учения

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок с учётом преподавания и учения

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах

В статье предлагается схема реализации одного из методов восстановления речи у больных с эфферентной моторной афазией. Представлен практический материал.

«Восстановление звуко–слоговой структуры слова у пациентов с эфферентной моторной афазией».

Эфферентная моторная афазия – это системное нарушение речи, которое выражается в полной или частичной ее потере, обусловленное поражением вторичных полей коры нижних отделов премоторной зоны левого доминантного (у правшей) полушария головного мозга.

Центральным механизмом этой формы афазии является нарушение возможности быстро и плавно переключаться с одного звена артикулируемой речи к последующему из-за патологической инертности артикуляторных актов. Это выражается в том, что больной, хорошо произносящий отдельный звук, не может перейти к последующему, в результате персеверирует прежний звук, либо дает контаминацию предшествующего звука с нужным.

У пациентов наблюдаются дефекты артикуляции слов: литеральные парафазии, пропуски, перестановки звуков, персевераторные добавления лишних звуков, антиципации. При повторении слов сложных по звуковому составу и слоговой структуре отмечается послоговое произнесение (водопровод – за – да – га – вод), часто — сокращение слоговой структуры.

Поэтому одним из приемов восстановления речи при эфферентной моторной афазии является ритмико–мелодический прием , который «работает» на восстановление звуко–ритмической структуры слова.

Он заключается в том, что подбираются группы слов с одинаковой слого–ритмической структурой (примеры слов в приложении). В каждой группе выделяются подгруппы (5 –7 слов) одинаковой модели (с похожими гласными, количеством слогов, одинаковым ударным слогом) и записаны на диктофон.

Работа начинается со слов с простой звуко-слоговой структурой (односложные слова, двухсложные слова из открытых слогов с ударением на первом слоге, двухсложные слова из открытых слогов с ударением на втором слоге и т.д.).

Работа с каждой подгруппой слов рассчитана на несколько занятий.

1 занятие. Прослушивание слов.

Прослушивание слов с «прохлопыванием».

Сопряженное проговаривание слов с «прохлопыванием».

Составление слов из букв разрезной азбуки, запись их в тетрадь.

Заканчивание фраз с жестким контекстом этими словами.

2 занятие. Сопряженное чтение отрабатываемых слов с «прохлопыванием».

Самостоятельное чтение (по возможности) отрабатываемых слов с

«прохлопыванием».

Деление написанных слов на слоги, списывание этих слов по слогам.

Сопряженное проговаривание слов с выделением ударного слога.

3 занятие. Проговаривание отработанных слов с выделением ударного слога.

Заполнение пропущенных букв и слогов в этих словах.

Запись отработанных слов под диктовку.

Составление с этими словами словосочетаний.

Параллельно необходимо проводить работу по сопряженно–отраженному проговариванию фраз бытового содержания, также записанных на диктофон, которые проговариваются также с «прохлопыванием»; прочитываются, используются в диалогах.

Такой способ предъявления материала позволяет больному проговаривать речевой материал в домашних условиях как можно чаще, самостоятельно, без помощи логопеда, без визуальной опоры на артикуляторный рисунок слов, при необходимости дает возможность постоянно возвращаться к началу пройденного материала.

В процессе такой работы отмечались улучшения в состоянии речевой функции пациентов: расширялся активный словарь больных, в спонтанной речи появлялись отдельные фразы бытового содержания, примитивные по логической структуре. Больные более уверенно начинали участвовать в диалоге, хотя ответы чаще всего оставались односложными. В отработанных словах и некоторых новых, схожих с ними по звуко-слоговой структуре, значительно сокращалось количество ошибок.

Положительные изменения отмечались и в письме: отработанные слова больные достаточно легко составлял из букв, заполняли пропуски в этих словах, прочитывали их вслух, записывали их под диктовку, хотя при этом и отмечались литеральные парафазии.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Односложные слова.

МАК СОК ВОТ ЛУК МИР ЛЕС

БАК НОС РОТ СУК ПИР ВЕЩЬ

ЛАК ДОМ ПОТ БУК МИЛ ДЕНЬ

РАК СОМ БОР ДУШ МЫЛ ЩЕЛЬ

ТАЗ ЛОМ КОМ ГУСЬ ТИР СЕМЬ

2. Двухсложные слова из открытых слогов с ударением на первом слоге.

ЛАПА МУХА ДЫНЯ КОЖА

МАМА ДУМА ДЫРА ЛОЖА

ВАЗА ЛУЖА ЛИПА МОДА

ПАПА ЛУПА ШИНА РОЩА

РАНА ТУЧА ПИЩА СОНЯ

МАША СУША ПИЛА НОТА

КАША ШУБА ЛИСА СОДА

3. Двухсложные слова из открытых слогов с ударением на втором слоге.

САМА РУКА ДЕПО ЗИМА

НОГА МУКА ПЕРО ЛИСА

КОЗА КУМА СЕЛО ПИЛА

ВОДА ДУГА КУПЕ ДИТЯ

ГОРА ЛУНА ПЮРЕ ЖЕНА

ЗАРЯ ГУБА ТИРЕ ЦЕНА

4. Двухсложные слова с закрытым слогом с ударением на первом слоге.

УГОЛ ЗАПАХ ГОЛОД БЕРЕГ

УЗЕЛ САХАР ВОРОТ ВЕТЕР

УЛЕЙ ПАЛЕЦ ГОРОД ВЕЧЕР

УЖИН ТАНЕЦ КОЛОС СЕВЕР

5. Двухсложные слова с закрытым слогом с ударением на втором слоге.

ОРЕЛ УГОН ВАГОН БАГАЖ

ОВЕС УБОР БАТОН БАЗАР

ОСЕЛ УЗОР ЗАБОР БАРАН

ОТЕЦ УРОК НАРОД БАНАН

ОРЕХ УТЕС ФАСОН ГАРАЖ

6. Двухсложные слова со стечением в середине слова с ударением на первом, на втором слоге. (Примеры одной подгруппы из каждой группы слов)

РАМКА ВЕДРО

ЛАМПА ВЕСЛО

ЛАВКА ЗЕРНО

ПАЛКА МЕТРО

ПАЧКА ПЯТНО

7. Трехсложные слова из открытых слогов с ударением на первом, на втором, на третьем слоге. (Примеры одной подгруппы из каждой группы слов)

КУРИЦА МАШИНА ПОЛОСА

МУЗЫКА КАБИНА БОРОДА

РОДИНА МАЛИНА ГОЛОВА

РОЩИЦА ДОЛИНА ХОЛОДА

ЛУЖИЦА ЛАВИНА ДУХОТА

В дальнейшем звуко-слоговая структура слов усложняется.

Литература:

  • Цветкова Л.С. «Нейропсихологическая реабилитация больных», 1985.
  • Визель Т.Г. «Основы нейропсихологии», 2005 г.
  • Шкловский В.М., Визель Т.Г. «Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии», 2000 г.

Сулимова Наталья Юрьевна,
логопед-нейродефектолог
отделения «Стационар на дому».
Центр патологии речи и нейрореабилитации,
г. Москва