Полномочия, функции и организация работы предметной комиссии. Словарь егэ Кто принимает решение о формировании предметной комиссии


В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1400, приказываю:

1. Утвердить Положение о предметных комиссиях города Москвы для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в соответствии с приложением к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Васильеву Т.В.

Руководитель И.И. Калина

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЯХ ГОРОДА МОСКВЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Настоящее Положение о предметных комиссиях для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – Положение) разработано на основании Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1400 (далее – Порядок).

Положение регулирует деятельность предметных комиссий по проверке экзаменационных работ государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) по образовательным программам среднего общего образования, определяет задачи, состав и структуру предметной комиссии, ее полномочия и функции, организацию работы, права, обязанности и ответственность членов предметной комиссии.

1. Общие положения

1.1. Предметные комиссии по учебным предметам (далее – ПК) создаются для осуществления проверки экзаменационных работ участников ГИА (в том числе устных ответов).

1.2. Состав ПК формируется государственной экзаменационной комиссией города Москвы (далее – ГЭК) и утверждается приказом Департамента образования города Москвы. Кандидатуры председателей ПК согласовываются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор).

1.3. ПК в своей работе руководствуются:

– законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы в сфере образования;

– инструктивными документами Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации и проведения ГИА;

– решениями ГЭК;

– настоящим Положением.

1.4. Педагогическим работникам, привлекаемым на основании приказа Департамента образования города Москвы к работе в ПК в рабочее время и освобожденным от основной работы на время проверки экзаменационных работ в период проведения ГИА, в соответствии с пунктом 9 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Членам ПК выплачивается компенсация за работу по проверке экзаменационных работ единого государственного экзамена за счет бюджетных ассигнований средств бюджета города Москвы, выделенных на проведение единого государственного экзамена.

2. Структура и состав ПК

2.1. ПК создается по каждому учебному предмету, по которому проводится ГИА.

2.2. В состав ПК входят:

– председатель ПК;

– заместители председателя ПК;

– ответственные секретари ПК;

2.3. Численный состав ПК определяется исходя из количества участников ГИА, сдающих ГИА по соответствующему учебному предмету в текущем году, а также с учетом установленных сроков и нормативов проверки.

2.4. Состав ПК по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям (далее – эксперты):

– наличие высшего образования;

– соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;

– наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);

– наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором;

– наличие результатов квалификационного испытания, организованного и проведенного в порядке, установленном Департаментом образования города Москвы.

3. Полномочия, функции и организация работы ПК

3.1. ПК осуществляют свою работу на всех этапах проведения ГИА в соответствии со сроками проведения ГИА, ежегодно определяемыми Рособрнадзором.

– принимают к рассмотрению экзаменационные работы государственного выпускного экзамена (далее – ГВЭ), обезличенные копии бланков с ответами на задания экзаменационной работы единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) с развернутым ответом;

– осуществляют проверку ответов участников ГИА и их оценивание в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором;

– оформляют результаты оценивания ответов участников ГИА протоколами проверки и направляют их в Региональный центр обработки информации города Москвы (далее – РЦОИ) для последующей обработки.

3.3. ПК имеет право:

– запрашивать в рамках своей компетенции информацию и разъяснения в РЦОИ по вопросам организации и проведения ЕГЭ, а также в случае необходимости у организации, осуществляющей по поручению Рособрнадзора организационно-технологическое сопровождение ЕГЭ на федеральном уровне;

– готовить и передавать председателю ГЭК предложения по содержанию заданий с развернутым ответом, требованиям и критериям оценивания ответов для направления в Департамент образования города Москвы для дальнейшего направления в Рособрнадзор;

– готовить и передавать председателю ГЭК информацию о нарушениях в экзаменационных работах участников (использование фрагментов критериев оценивания, выполнение работы разными почерками, замена варианта или выполнение заданий из разных вариантов), а также типичных ошибках в ответах участников ЕГЭ и рекомендуемых мерах по совершенствованию подготовки обучающихся по соответствующему учебному предмету;

– сообщать в ГЭК об обнаружении в контрольных измерительных материалах (далее – КИМ) некорректных заданий.

3.4. ПК размещаются в специально выделенных и оборудованных помещениях, позволяющих ограничить доступ посторонних лиц и обеспечить соблюдение режима информационной безопасности и надлежащих условий хранения документации.

3.5. В ПК во время проверки могут присутствовать:

– члены ГЭК – по решению председателя ГЭК;

– общественные наблюдатели, аккредитованные в установленном порядке, – по желанию;

– должностные лица Рособрнадзора, Управления государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования города Москвы.

3.6. Экспертам запрещается копировать и выносить из указанных помещений экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ, а также разглашать посторонним лицам информацию, содержащуюся в указанных материалах. По завершении проверки использованные экспертами материалы (за исключением протоколов проверки экзаменационных работ) передаются в РЦОИ.

3.7. Экспертам запрещается иметь при себе и использовать мобильные телефоны, иные средства связи и электронно-вычислительную технику во время проведения проверки.

В случае установления факта нарушения экспертом указанных требований, недобросовестного выполнения возложенных на него обязанностей или использования статуса эксперта в личных целях ГЭК принимает решение по представлению председателя ПК об исключении эксперта из состава ПК.

3.8. Проверка экзаменационных работ участников ГИА экспертами проводится в строгом соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором.

3.9. Протоколы проверки экзаменационных работ участников ГИА экспертами, передаются председателем ПК в РЦОИ, где подлежат хранению как документы строгой отчетности до 31 декабря текущего года.

3.10. Работа ПК осуществляется на пунктах проверки заданий, расположенных по адресам: 105118, г. Москва, проспект Буденного, 15а; 105275, г. Москва, 8-я улица Соколиной Горы, 5а.

4. Права и обязанности председателя ПК

4.1. ПК возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство и координацию деятельности.

4.2. В отсутствие председателя ПК общее руководство и координацию деятельности осуществляют заместители председателя ПК.

4.3. Председатель ПК в рамках своей компетенции подчиняется председателю ГЭК.

4.4. Председатель ПК:

– представляет в ГЭК предложения по составу ПК, по кандидатурам экспертов, предлагаемых для включения в состав ПК, создаваемых Рособрнадзором;

– осуществляет обучение и консультирование экспертов по вопросам оценивания экзаменационных работ;

– взаимодействует с руководителем РЦОИ, председателем конфликтной комиссии, Федеральной комиссией по разработке КИМ;

– представляет в ГЭК информацию о нарушении экспертом установленного порядка проведения ГИА;

– назначает заместителей председателя ПК и ответственных секретарей, обеспечивающих работу ПК.

4.5. Председатель ПК имеет право:

– давать указания экспертам в рамках своих полномочий;

– отстранять экспертов в случае возникновения проблемных ситуаций от участия в работе ПК с обязательным информированием о своем решении председателя ГЭК;

– не допускать к проверке работ экспертов, не подтвердивших квалификацию и/или не прошедших инструктаж;

– принимать решения по организации работы ПК в случае возникновения форс-мажорных ситуаций (по согласованию с председателем ГЭК);

– направлять запросы в РЦОИ и в случае необходимости в уполномоченную организацию, осуществляющую по поручению Рособрнадзора организационно-технологическое сопровождение ЕГЭ на федеральном уровне;

– направлять предложения в ГЭК о поощрении членов ПК.

4.6. Председатель ПК обязан:

– выполнять возложенные на него функции в соответствии с настоящим Положением;

– соблюдать требования нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и проведение ГИА, инструкций, решений ГЭК;

– обеспечить проверку в соответствии со сроками, установленными Порядком;

– обеспечить соблюдение конфиденциальности и режима информационной безопасности при проверке, хранении и передаче результатов проверки в РЦОИ;

– своевременно информировать руководство ГЭК о возникающих проблемах и трудностях, которые могут привести к задержке в работе и нарушению сроков проверки;

– обеспечить получение критериев оценивания развернутых ответов в день экзамена;

– организовать обсуждение данных критериев и согласование подходов к оцениванию работ участников экзамена; организовать в день проверки инструктаж экспертов по критериям оценивания с учетом согласованных подходов проверки работ;

– подготовить отчет о результатах работы ПК.

4.7. Заместитель председателя ПК:

– организует и координирует работу экспертов ПК;

– осуществляет контроль за ходом проверки развернутых ответов, по согласованию с руководителем РЦОИ формирует график работы ПК;

– вместе с ответственным секретарем ПК организует учет рабочего времени экспертов;

– в случае отсутствия председателя ПК выполняет его обязанности.

4.8. Ответственный секретарь ПК:

– обеспечивает организационную и техническую подготовку работы ПК;

– предоставляет списки экспертов на проверку в соответствии с регламентом организации проверки, составленным совместно с РЦОИ;

– профессионально выполнять возложенные на него функции, соблюдать этические и моральные нормы;

– соблюдать конфиденциальность и установленный порядок обеспечения информационной безопасности при проверке экзаменационных работ участников ГИА;

– информировать председателя ПК (заместителей председателя ПК) о проблемах, возникающих при проверке экзаменационных работ участников ГИА;

– информировать председателя ПК в письменной форме о случаях нарушения процедуры проверки и режима информационной безопасности, а также иных нарушениях в работе с документацией в деятельности ПК.

4.10. Эксперт может быть исключен из состава ПК в случаях:

– неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей;

– несоблюдения требований нормативных правовых актов по проведению ГИА;

– нарушения требований конфиденциальности и информационной безопасности, а также злоупотребления установленными полномочиями, совершенными из корыстной или иной личной заинтересованности.

Члены ПК привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Организация работы ПК

5.1. Экзаменационные работы участников ГИА проходят следующие виды проверок:

– в случаях, установленных Порядком, межрегиональную перекрестную проверку, проверку третьим экспертом (далее – третья проверка), перепроверку, а также проверку в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами. К указанным проверкам допускаются только эксперты, которые по представлению ГЭК были включены в состав федеральных предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором.

5.2. По результатам первой и второй проверки эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом, за каждый ответ на задания экзаменационной работы ГВЭ. Результаты каждого оценивания вносятся в протокол проверки предметными комиссиями экзаменационных работ обучающихся, выпускников прошлых лет. Протоколы проверки экзаменационных работ ЕГЭ после заполнения передаются в РЦОИ для дальнейшей обработки.

5.3. Распределение экзаменационных работ ЕГЭ между экспертами, расчет баллов по каждому заданию экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом, а также определение необходимости третьей проверки осуществляются автоматизированно с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ.

5.4. Распределение экзаменационных работ ГВЭ, расчет окончательных баллов экзаменационной работы ГВЭ производится председателем предметной комиссии и фиксируется протоколом, который затем передается в ГЭК.

30 июня завершится основной период сдачи Единого государственного экзамена. Одними из первых испытаний были русский язык и математика. Выпускникам школ необходимо было успешно сдать экзамены по этим предметам, чтобы получить школьный аттестат.

Работы участников проверяли высококвалифицированные эксперты региональных предметных комиссий. В интервью они рассказали об особенностях работ выпускников 2016 года, основных ошибках и позитивных тенденциях, а также поделились собственным опытом участия в ЕГЭ для учителей.

Виктория Зарешина, эксперт региональной предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку и литературе, проверяет работы в составе комиссии с 2010 года:

– Что нужно для того чтобы стать экспертом?

– На мой взгляд, прежде всего – профессионализм. Во-вторых, терпение и любовь к своему предмету. За каждой работой стоит ребёнок и её нужно проверять очень тщательно, чтобы быть не только удовлетворенным качеством проверки и самой работой, но и чтобы этим были довольны абсолютно все, в том числе и дети, которые получат результат, чтобы не было стресса.

– Вы сдавали ЕГЭ после окончания школы?

– Нет. Но в этом году появился новый тренд в обществе – сдача ЕГЭ учителями, я приняла в нем участие и сдавала русский язык.

– Каковы Ваши впечатления по ту сторону экзамена, с точки зрения ученика?

– Мне было интересно. Когда я вышла из аудитории, где проводился экзамен, я поняла, что это был самый интересный опыт из последних событий в моей жизни.

– На Ваш взгляд, в чем особенность ЕГЭ по русскому языку?

– Я думаю, в том, что это не только образовательный результат, но и результат личностного развития, уровня и глубины понимания вопросов, умения рассуждать. И эти результаты, прежде всего, показывает сочинение.

– Какая тенденция наблюдается у нынешних выпускников по написанию экзамена по сравнению с выпускниками прошлых лет?

– Я не могу судить в целом. Могу сказать о работах, с которыми столкнулась в этом году. Я проверяла тексты ребят о понимании женской красоты, влиянии искусства на человека, ценностях семейной жизни. Это показатель еще большей глубины познания и трепетности детей в подходе к тому, как они освещают эти вопросы. Работы становятся более серьезными.

– Какие ошибки чаще всего допускают выпускники?

– Прежде всего, это речь. Речевая ошибка, лексическая сочетаемость слов, стилистически неправильно подобранные слова. Что касается орфографии, то она сейчас стала меньше страдать. По крайней мере, дети могут выбрать тот лексический материал, который они будут использовать в тексте, и обойти стороной те или иные трудности в орфографии, пунктуации и речи.

– Получается, что в большей степени допускаются ошибки в лексике и стилистике?

– Да. Это одни из самых сложных типов ошибок, которые допускают дети.

Павел Самсонов, директор лицея № 86 им. М.Е. Катукова, эксперт регионально предметной комиссии ЕГЭ по математике, проверяет работы в составе комиссии с 2009 года:

– Что нужно, чтобы стать экспертом ЕГЭ по математике?

– В первую очередь, необходимо знание самого предмета – элементарной математики. Затем, как минимум, необходимо понимать различные подходы, способы и методы решения задач в соответствии с критериями проверки. И, в-третьих, необходимо понимание того, что работы пишутся детьми. Нужно четко классифицировать те ошибки, которые они делают, на существенные и несущественные, которые влияют на решение либо были допущены по невнимательности.

– Наблюдается ли тенденция прогресса в работах детей с течением времени?

– Да, безусловно. По крайней мере, по сравнению с предыдущими годами, когдабыло большое количество работ, в которых дети просто не выполняли и даже не брались за сложные задания, в этом году работы абсолютно полные. Дети берутся за сложные задания. Они стремятся к получению значимого результата, к тому, чтобы выйти с достойным результатом, иметь возможность соревноваться с другими детьми, с которыми они потом будут поступать в вузы.

– В чём, на Ваш взгляд, особенности работ нынешних выпускников?

– Я бы не сказал, что работы этого года являются какими-то особенными по сравнению с прошлыми годами. В данном случае правильнее говорить, что у них появилось больше мотивации. Ведь по сути ЕГЭ – право сильных учеников учиться в сильных и ведущих вузах страны.

– Какие ошибки чаще всего допускают выпускники в экзамене по математике?

– Если говорить об ошибках, которые прежде всего касаются самих знаний области математики, то это чаще всего применение того или иного закона в тех случаях, где он не может применяться. А если говорить более узко, то это случаи, когда ребята не могут для себя определить, какое конкретно задание им сейчас по силам, а какое следует пока отложить. Нет принципа того, что ребенок сначала выбирает для себя самое простое задание, а затем уже – из оставшихся.

– Какие Вы бы могли дать советы будущим выпускникам по написанию ЕГЭ?

Вам интересно узнать, кто эти таинственные эксперты, которые проверяют ЕГЭ, и как они работают? Так вот, сейчас вы можете узнать об этом из первых рук. Потому что я уже седьмой год являюсь одним из таких экспертов.

Называется это очень длинно и солидно: «эксперт предметной комиссии по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».

Поскольку я работаю доцентом кафедры информационных технологий, то логично, что я — эксперт по информатике и ИКТ (информационным компьютерным технологиям). Но эксперты по другим предметам работают аналогично.

Напомню, что задания ЕГЭ разбиты на три части: А, В и С. Часть «А» называется еще «угадайкой», поскольку здесь ученик должен выбрать один из нескольких предложенных ему вариантов ответов. Часть «А» сейчас отсутствует в заданиях по математике и литературе. В части «В» надо записать краткий ответ. На задания типа «С» ребята дают развёрнутые свободные ответы.

Ответы на задания «А» и «В» проверяют компьютеры. А вот задания части «С» оценивают эксперты, то есть люди. Каждую работу проверяют независимо друг от друга два эксперта. Если их оценки одного и того же ответа на какое-либо задание различаются на один балл, то окончательно выставляется более высокая оценка. То есть расхождение в оценках экспертов трактуется в пользу ученика.

Если расхождение составляет более одного балла, то работа передаётся третьему эксперту. Его оценка является окончательной. Чем меньше у комиссии таких «третьих проверок», тем она считается профессиональнее. Потому что это говорит о том, что все эксперты очень внимательно изучили критерии оценки работ и выставляют баллы единообразно. Если расхождений больше 15%, то команду экспертов могут распустить и набрать новую.

Предметная комиссия формируется из наиболее опытных школьных учителей, преподающих данный предмет, и процентов на 20-25 – из преподавателей вузов. В частности, в предметной комиссии по информатике и ИКТ Ивановской области, в которую я вхожу, числится 20 человек, из них пятеро – преподаватели высшей школы.

За некоторое время до экзамена эксперты проходят обучение и аттестацию. В первые годы проведения ЕГЭ учеба состояла в следующем: мы несколько раз собирались, рассматривали предполагаемые задачи и задачи предыдущих лет, искали варианты решений, обсуждали решения, предлагаемые авторами заданий, согласовывали точки зрения.

В последние годы подготовку к проверке перенесли в онлайн. Сначала нам высылают учебные материалы, которые представляют собой реальные ответы учеников, критерии оценки и подробные разъяснения возможных трудных ситуаций. Мы изучаем эти ответы, оцениваем их и можем сами себя проверить, правильно ли мы это делаем. Затем мы сдаём зачет, во время которого каждый эксперт должен за ограниченное время оценить двадцать ответов на задания типов С1, С2, С3, С4. Если зачет сдан хорошо, то есть эксперт подтверждает свою квалификацию, то ему выдается вот такое удостоверение:

В день экзамена все работы выпускников со всех ППЭ области поступают в единый центр, где ответы на задания части «С» сканируются, шифруются и случайным образом распределяются по фамилиям экспертов. На следующий день мы приходим в специально отведённое здание, нам выдают варианты заданий, критерии оценки и распечатанные конкретно для каждого отсканированные ответы, которые мы должны оценить. Подчеркну, что эксперт при этом не видит никаких сведений об учениках, только сами решения.

В этом году проверка проводилась в помещениях, оборудованных системами видео- и аудионаблюдения. Брать с собой в класс и выносить из класса нельзя было НИЧЕГО. Более того, нас попросили даже выключить мобильные телефоны, оставленные в закрытой на ключ комнате, где мы раздевались и где оставили все вещи. То есть мы проводили проверку практически в тех же условиях, в каких ученики писали ЕГЭ. Правда, на входе в здание мы не проходили через рамки металлоискателей и могли выходить из аудитории без сопровождающих.

Председателем предметной комиссии Единого государственного экзамена по информатике и ИКТ в Москве назначен декан факультета «Прикладная математика и физика» Московского авиационного института (национального исследовательского университета) Сергей Крылов. Напомним, что предметная комиссия ЕГЭ создана для проверки части работы с развёрнутым ответом, а также для проведения апелляций.

О тенденциях в деятельности предметных комиссий, а также об особенностях сдачи школьниками единого госэкзамена Сергей Сергеевич Крылов поделился с интернет-порталом .

— Сергей Сергеевич, Рособрнадзор с начала 2014 года имеет право включать в члены предметных комиссий своих представителей. Будут ли они включены в вашу комиссию?

Кандидатуры председателей всех предметных комиссий проходят согласование в Рособрнадзоре. В нашей комиссии несколько человек прошли обучение на семинарах, организованных Рособрнадзором. Вообще, это ведомство имеет весьма широкие полномочия по контролю работы предметных комиссий на всех этапах их работы. Поэтому, на мой взгляд, вряд ли есть необходимость включать в московские комиссии каких-то специальных контролёров. Я думаю, если ему понадобится что-то отдельно проверить в работе московских комиссий, то командировать проверяющих из Москвы в Москву технически проще, чем в дальние регионы.

Всё тот же Рособрнадзор выступает организатором обучающих семинаров для представителей предметных комиссий. Процедуру предстоит пройти и вам. Вы уже принимали участие в таких мероприятиях? Поделитесь впечатлением.

Я участвовал в таких семинарах в роли ведущего секции информатики. На мой взгляд, это весьма полезное мероприятие. Основными его целями являются информирование председателей предметных комиссий обо всех нововведениях в организационных и других вопросах работы региональных комиссий, согласование подходов к оцениванию работ учащихся, обсуждение перспективных моделей ЕГЭ, замечаний и предложений для комиссии разработчиков заданий ЕГЭ.

На мой взгляд, эти цели вполне достигнуты, в том числе, благодаря большой работе, которая была проделана Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) при подготовке к семинарам. Специалисты ФИПИ подготовили большой объём методических и учебно-методических материалов, по подготовке и организации работы экспертов предметных комиссий, то есть людей которые будут непосредственно проверять работы учащихся. Эти материалы легли в основу обсуждения.

Обмен опытом в ходе свободной дискуссии профессионалов вообще очень важен и полезен.

В местах проведения ЕГЭ теперь появляются наблюдатели. В этом году они смогут присутствовать не только во всех пунктах проведения экзаменов, но и в региональных центрах обработки информации, а также при работе предметных и конфликтных комиссий. Как вы считаете, такой шаг имеет право на существование? Не будут ли наблюдатели мешать работе предметной комиссии?

Я думаю, что присутствие наблюдателей весьма полезно с точки зрения укрепления доверия общества к единому госэкзамену. Конечно, наблюдатель имеет вполне определённый круг полномочий, он не должен брать на себя функции технических сотрудников или членов комиссий, тем более мешать их работе. Наблюдатели проходят специальное краткое обучение в очной или дистанционной форме, где знакомятся со своими правами и обязанностями. Мы воспринимаем наблюдателей как союзников в обеспечении качества процедур ЕГЭ.

- Вы уже руководили предметной комиссией. Как оцениваете этот опыт?

Это интересная и ответственная работа. Особенность её - в необходимости сочетать организационно-административную деятельность с учебно-методической. Она также ценна общением с высококвалифицированными преподавателями информатики в московских школах, техникумах и вузах с коллегами из других регионов. Кроме того, непосредственная проверка экзаменационных работ, общение с выпускниками на апелляциях помогает лучше понять уровень подготовки абитуриентов, какие реальные знания стоят за их баллами ЕГЭ. Это важно для меня как декана факультета.

Как вы считаете, какое количество школьников в этом году выберут ЕГЭ по информатике и ИКТ? Популярен этот предмет у современных школьников? Какая статистика год от года?

Точных данных на этот год у меня пока нет, но, думаю, что ЕГЭ по информатике и ИКТ в Москве выберут примерно 5-6 тысяч выпускников. По статистике, количество московских школьников, выбравших этот экзамен, каждый год постепенно увеличивается. Информатика, как предмет, очень популярна среди школьников, но на количество выбравших экзамен сильно влияют перечни вступительных экзаменов в ведущие вузы.

- На ваш взгляд, могут ли результаты ЕГЭ показать реальное знание школьников предмета?

Для естественнонаучных дисциплин, я думаю, и могут, и показывают. Как известно из метрологии, любое измерение имеет погрешность. Большинство этих погрешностей связано с психоэмоциональным состоянием школьника во время экзамена. Например, он волновался, не смог сосредоточиться, поэтому получил оценку ниже своих возможностей. Но это особенность любого экзамена и олимпиады, что к ним нужно психологически готовиться.

- Какой набор на факультет «Прикладная математика и физика» планируется в этом году?

Мы набираем на бюджетные места в бакалавриат 65 человек на направление подготовки «Прикладная математика», 70 - на направление «Прикладная математика и информатика».

В магистратуру планируем взять на бюджет 10 человек по направлению «Прикладная математика». Небольшое количество мест в магистратуре связано с тем, что массовый выпуск бакалавров у нас будет только в следующем году.

Кроме набора на бюджетные места, мы ведём приём на платное обучение, в том числе на магистерскую программу «Математическое и программное обеспечение корпоративных систем» кафедры № 806. В ней планируется обучение по очно-заочной (вечерней) форме.

- Какие специальности вашего факультета самые востребованные среди вчерашних школьников?

У нас всего две специальности «Прикладная математика» и «Прикладная математика и информатика». Обе востребованы. Проходные баллы на них одни из самых высоких в институте, а выпускники имеют интересную и высокооплачиваемую работу по специальности, связанную с современными информационными технологиями, математическим моделированием в самых разных отраслях экономики и управления.

    Апелляция – процедура защиты интересов участника экзамена в случае выявления нарушений установленного порядка проведения экзамена и (или) несогласия с выставленными баллами, основанного на предположении о наличии технических или экспертных ошибок при оценивании работы экзаменуемого. Апелляция о нарушении установленного порядка проведения экзамена в ППЭ подается члену государстенной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федарции в день проведения экзамена, не покидая ППЭ. Апелляция о несогласия с выставленными баллами подается обучающимися в образовательную организацию, которой они были допущены к государстенной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, выпускниками прошлых лет - в места, в которых они были зарегистрированы на сдачу ЕГЭ. Подробнее о правилах подачи апелляций читайте в разделе

    Специальные, утвержденные Рособрнадзором, бланки для оформления ответов на задания ЕГЭ. Существует 4 вида бланков ЕГЭ: бланк регистрации , бланк ответов №1 для заданий с кратким ответом, бланк ответов №2 для заданий с развернутым ответом, дополнительный бланк ответов №2 . В бланк регистрации участник ЕГЭ вписывает свои личные данные. Ответы на экзаменационные задания вписываются в бланки ответов №1 и №2 и, если понадобится, в дополнительный бланк ответов №2 в строгом соответствии с образцом, правилами заполнения и инструкциями в КИМ.

    Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) – форма государстенной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования с использованием текстов, тем, заданий, билетов - для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования, для обучающихся, освоивших в 2014 - 2018 годах образовательные программы среднего общего образования в образовательных организациях, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

    Государственная итоговая аттестация (ГИА) - форма оценки степени и уровня освоения обучающимися 11-х (12-х) основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта. ГИА проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ), а также в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ). ГИА также проводится в форме, устанавливаемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (для обучающихся по образовательным программам основного общего образования, изучавших родной язык и родную литературу (национальную литературу на родном языке) и выбравших экзамен по родному языку и/или родной литературе для прохождения ГИА).

    Государственная экзаменационная комиссия субъекта Российской Федарции (ГЭК) – комиссия, организующая, координирующая и контролирующая работу по подготовке и проведению ГИА на территории субъекта Российской Федерации. Председатель ГЭК рассматривает результаты проведения ГИА и принимает решения об утверждении, изменении и (или) аннулировании результатов ГИА по каждому учебному предмету. ГЭК создаются в каждом субъекте Российской Федерации из представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в сфере образования, органов местного самоуправления, образовательных организаций, научных, общественных и других организаций и объединений. Председатель и заместитель председателя ГЭК для проведения ГИА утверждаются Рособрнадзором.

    Демоверсии – демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов ГИА, которые размещаются в открытом доступе и предназначены для тренировки участников экзаменов. Демоверсии дают возможность составить представление о структуре и содержании экзаменационных заданий, их количестве, форме, уровне сложности.

    Единый государственный экзамен (ЕГЭ) - форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования. Служит одновременно выпускным экзаменом в школе и вступительным экзаменом в вуз. ЕГЭ проводится по единым правилам, с использованием контрольных измерительных материалов стандартизированной формы и единой методики оценивания выполненных работ. На сегодняшний день ЕГЭ проводится по 14 общеобразовательным предметам, два из которых (русский язык и математика) являются обязательными для получения аттестата об окончании российской школы.

    Индивидуальный комплект участника ЕГЭ. Это запечатанный конверт формата А-4+, который выдается каждому участнику экзамена. Имеет средства защиты информации, в частности, два штрихкода с цифровыми номерами. В конверте находятся следующее: КИМ, бланк регистрации, бланк ответов №1, бланк ответов №2, а так же дополнительные материалы, если их наличие предусмотрено на данном экзамене. ИК выдается участнику ЕГЭ непосредственно перед началом экзамена. ИК и его содержимое запрещено к несанкционированному копированию.

    Контрольные измерительные материалы (КИМ) - экзаменационные материалы различных видов, которые выдаются участникам ГИА на экзамене. КИМ разрабатываются в соответствии с требованиями ФГОС специалистами ФГБНУ «ФИПИ» .

    Конфликтные комиссии субъектов Российской Федарции – комиссии, которые принимают и рассматривают апелляции обучающихся, выпускников прошлых лет по вопросам нарушения установленного порядка проведения ГИА, а также о несогласии с выставленными баллами; принимают по результатам рассмотрения апелляции решение об удовлетворении или отклонении апелляций обучающихся, выпускников прошлых лет; информируют обучающихся, выпускников прошлых лет, подавших апелляции, и (или) их родителей (законных представителей), а также ГЭК о принятых решениях.

    Общественные наблюдатели – аккредитованные и прошедшие соответствующее обучение лица, привлекаемые для усиления контроля за ходом проведения ГИА. Наблюдатели могут присутствовать в ППЭ во время проведения ЕГЭ, где контролируют соблюдение экзаменационных процедур, а также в региональных центрах обработки информации, при проверке экзаменационных работ и при рассмотрении апелляций. Правила аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей в целях обеспечения соблюдения порядка проведения государственной итоговой аттестации регулируется Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 апреля 2017 г. № 312 «О внесении изменений в Порядок аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июня 2013 г. № 491»

    Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (обучающийся с ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Для участников ГИА с ОВЗ экзамены организуются с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

    Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования.

    Организаторы ЕГЭ – лица, привлекаемые к организации проведения ЕГЭ в ППЭ. В качестве организаторов привлекаются лица, прошедшие соответствующую подготовку и удовлетворяющие требованиям, предъявляемым к работникам ППЭ. При проведении ЕГЭ по учебному предмету в состав организаторов не входят специалисты по этому учебному предмету. Не допускается привлекать в качестве организаторов ППЭ педагогических работников, являющихся учителями обучающихся, сдающих экзамен в данном ППЭ (за исключением ППЭ, организованных в труднодоступных и отдаленных местностях, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации, загранучреждениях, а также в учреждениях уголовно-исполнительной системы).

    Онлайн-наблюдатели – общественные наблюдатели, осуществляющие контроль за ходом проведения ЕГЭ в ППЭ в режиме онлайн-видеотрансляции. Онлайн-наблюдатели фиксируют выявленные нарушения, о которых оперативно сообщают в Рособрнадзор для принятия соответствующих мер.

    Пункт проведения экзамена – здание (сооружение), которое используется для проведения ЕГЭ. Территорией ППЭ является площадь внутри здания (сооружения) либо части здания, отведенная для проведения ЕГЭ. Территория ППЭ включает в себя вход, обозначенный стационарным металлоискателем. В случае использования переносных металлоискателей входом в ППЭ является место проведения уполномоченными лицами работ с использованием указанных металлоискателей. Количество и места расположения ППЭ определяется исходя из общей численности участников ЕГЭ, территориальной доступности и вместимости аудиторного фонда. Количество ППЭ должно формироваться с учетом максимально возможного наполнения ППЭ и оптимальной схемы организованного прибытия участников ЕГЭ в ППЭ (время в пути, транспортная доступность и др.).

    Предметные комиссии (ПК) – комиссии, создаваемые в каждом субъекте Российской Федерации по отдельным учебным предметам по которым проводится ЕГЭ. В рамках осуществления проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ предметные комиссии принимают к рассмотрению экзаменационные работы (ответы на задания с развернутым ответом) и осуществляют проверку ответов участников ЕГЭ и их оценивание в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором.

    РЦОИ – организации, осуществляющая организационное и технологическое обеспечение проведения ГИА на территории субъекта Российской Федерации, в том числе обеспечение деятельности по эксплуатации региональных информационных систем и взаимодействию с федеральной информационной системой, обработки экзаменационных работ обучающихся, выпускников прошлых лет.

    Документ, определяющий структуру и содержание КИМ по учебному предмету. Спецификация описывает назначение экзаменационной работы, устанавливает распределение заданий по содержанию, видам деятельности и уровню сложности, утверждает систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, обозначает условия проведения и проверки результатов экзамена. На основе плана экзаменационной работы, содержащегося в спецификации, формируются КИМ.

    Результаты ЕГЭ, которые выставляются по стобалльной шкале в результате процедуры шкалирования, учитывающей все статистические материалы, полученные в рамках проведения ЕГЭ данного года.

    Обучающиеся, допущенные в установленном порядке к ГИА; выпускники прошлых лет и другие категории лиц, определенные Порядком, допущенные к сдаче ЕГЭ

    Подведомственная организация Рособрнадзора, занимающаяся разработкой и апробацией контрольных измерительных материалов для государственной итоговой аттестации выпускников школ, научными исследованиями, связанными с измерениями в области образования и оценкой качества образования, профессиональной подготовкой научных и педагогических кадров в области педагогических измерений и оценки качества образования.

    Процесс формирования тестовых шкал по правилам начисления тестовых баллов по результатам тестирования на основе статистических данных.