Работа по развитию речевого дыхания у детей с онр. Формирование речевого дыхания на логопедических занятиях Работа над речевым дыханием упражнения для детей


Дыхание - рефлекторный процесс постоянной смены вдоха и выдоха, в котором участвуют различные органы: легкие, бронхи, мышцы диафрагмы. Цель дыхания - насыщение тканей и клеток организма кислородом.

Дыхание это главная функция человеческого организма, основа речи. Чтобы произнести фразу, нужен достаточный объем воздуха, который, проходя постепенно, струей через связки, как смычок по струнам, заставляет звучать «голосовой инструмент». Дыхание должно быть активным, целенаправленным.
Дыхание, голосообразование и артикуляция – взаимообусловленные процессы, поэтому тренировку дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводят одновременно.

Речевое дыхание - это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов и фраз: говорить необходимо на выдохе, нельзя добирать воздух во время произнесения слов и фраз, речь должна быть плавной!
Для правильного речевого дыхания необходимо выполнять дыхательную гимнастику.

Задачи дыхательной гимнастики: регулировать правильное соотношение вдоха и выдоха, распределение выдоха на определенные речевые отрезки, согласование процессов дыхания и голосоведения. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет произносить различные по длине речевые отрезки.

Рекомендации при выполнении упражнений дыхательной гимнастики:
Вдыхать воздух необходимо через нос, выдыхать – через рот;
Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха. Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас в легких. Выдох должен быть естественным, плавным, длительным, экономным, без усилий, дыхание не форсировать.
«Добирать» воздух только между смысловыми отрезками во фразе;
Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи не поднимались при вдохе;
Во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, и надувать щеки;
Во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри)
Выдыхать следует, пока не закончится воздух; во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
С осторожностью проводите игры, направленные на развитие дыхания у ребенка т.к. дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение, поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени.
Упражнения можно выполнять как в положении сидя так и лёжа.
Через несколько занятий можно усложнить упражнения: во время выдоха широкий язык положить на нижнюю губу.
Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную воздушную струю.

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха.

«Ветерок»
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: Вырезанные из бумаги фигурки (бабочки, листочки и др.)
Перед началом игры необходимо подготовить фигурки (Прикрепить к деревянной палочке или к нитке вырезанные фигурки). Можно использовать флажок или листочки на веточке.
Ход игры: Взрослый предлагает поиграть. Показывает, как можно подуть на бумажные фигурки, потом предлагает подуть ребенку.
«Подуй на бумажки, так чтобы они двигались, шевелились; как ветерок
шелестит на дереве листочки! С начало медленно, тихо дует ветерок, затем сильно дует ветер».

«Листопад»
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, зелёные, оранжевые листочки.
Ход игры: Взрослый напоминает ребёнку об осени (весне или лете – в зависимости от времени года). Выкладывает на столе листочки и предлагает подуть на листочки. Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу.
При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.

«Снегопад»
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: кусочки ваты.
Ход игры: Взрослый раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму. И предлагает устроить снегопад.
Положите «снежинку» на ладошку ребёнку. Пусть ребенок сдует ватку с ладони, не надувая щёки.
Ребёнок может подуть вместо ваты на лёгкий шарик или лежащий на столе карандаш.

«Вертушка»
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование; игрушка-вертушка.
Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку.
Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на неё самостоятельно.

«Кораблик»

Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.
Ход игры: на невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает
Кораблик. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.
В место кораблика можно взять резиновую уточку.

«Шторм в стакане»
Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.
Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой (лучше использовать очищенную питьевую воду), опустите коктейльную трубочку и подуйте в неё, так, чтобы вода забурлила. Затем дайте новую, чистую трубочку ребенку и предложите ему подуть.
Лучше использовать очищенную питьевую воду. Следите, чтобы щёки не надувались, а губы были неподвижны. Ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.

«Задуй свечу»
Цель: развитие сильного длительного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: маленькие свечки для торта;
Ход игры: Можно придумать сюжет игры, например «День рождения», либо просто предложить ребёнку задуть пламя. Когда ребенок задувает свечу, следите, чтобы выдох был длительным, сильным и плавным.
Вначале ставьте свечу на расстоянии около 30 см от ребенка. Постепенно расстояние от ребенка до свечи можно увеличивать до 40-50 см. Объясните ребенку, что придвигаться к свече слишком близко не следует.
Для последующих игр с задуванием пламени подбирайте свечи с устойчивым основанием или стоящие на надежном подсвечнике. В целях безопасности такая игра проводится индивидуально, ПОД ПРИСМОТРОМ ВЗРОСЛОГО! Необходимо предупредить ребенка, что свечу нельзя трогать и опрокидывать!

«Пёрышко»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: птичье перышко.
Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз.
Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

«Мыльные пузыри»

Оборудование:
Ход игры: Предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно.
Не забывайте следить за безопасностью ребенка - не позволяйте пробовать и пить жидкость! Не допускать попадание раствора в глаза.

«Свистульки»
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки.
Ход игры: Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Свистульки должны быть не сломанные и чистые! Дайте детям свистульки и предложите подуть в них.
Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись.
Можно подуть в обычный свисток или дудочку.

Игры и упражнение для воспитания фиксированного выдоха со звуком и слогом.

Цель: обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе.

Игра: «Пой со мной»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.
Ход игры: Взрослый предлагает детям вместе с ним спеть «песенки».
1. Поём звук «А-А-А-А…»
2. Поём звук «И-И-И-И…»
3. Поём звук «о-о-о-о-о…» т.д.
Произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.

Игра: «Сдуй шарик»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное пропевание на одном выдохе согласного звука Ф.
Ход игры: Предложите детям поиграть в такую игру: стоя на ковре,
расставьте руки широко в стороны - получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой - шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи - шарик сдулся. Напомните детям, что следует вдохнуть больше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя!

Игра: « Шипение Змеи»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.
Ход игры: Предложите детям поиграть в змей.
Игра проводится на ковре.
-Давайте поиграем в змей. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!»
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.

Игра: «Песок»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С.
Ход игры: Предложите детям поиграть в песок. Ребенок имитирует пальчиками ссыпание песка, произнося звук С-С-С-С-С на одном выдохе.

Игра: «Весёлая песенка»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов - ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ (МИ-МИ-МИ-МИ, ТУ-ТУ-ТУ-ТУ и др.)
Ход игры: Предложите детям спеть весёлую песенку.
«ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!» Давайте споем вместе!
Во время пения следите, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки - подряд 6-9 слогов. Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.

Одним из постоянных признаков заикания является нарушение речевого дыхания. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата, нарушение речевого дыхания у заикающихся выражается в следующих показателях: недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, укороченный речевой выдох, несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией.

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:

1) Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).

2) Формирование длительного фонационного выдоха.

3) Формирование речевого выдоха.

Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи. Известно, что плавность речи - это целостное непрерывное артикулирование интонационно-логически завершенного отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха.

Учитывая то, что у заикающихся отмечается поверхностное, недостаточно регулярное дыхание, при котором мышцы грудной клетки, особенно мышцы верхнего плечевого пояса, находятся в состоянии излишнего напряжения, большинство практиков использует в коррекции заикания постановку диафрагмально-реберного дыхания, которое часто называют диафрагмальным. При этом типе дыхания особое значение имеет работа мышц брюшного пресса.

Постановку диафрагмально-реберного дыхания начинают в положении лежа. Оптимально, чтобы постановка диафрагмального дыхания проводилась на фоне мышечного расслабления. Как правило, в этот период заикающиеся уже знакомы с элементами релаксации.

В дошкольном возрасте формирование диафрагмального дыхания необходимо проводить на начальном этапе в положении лежа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются и диафрагмальное дыхание без дополнительных инструкций устанавливается автоматически.

В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые приемы. При этом должны быть учтены следующие методические указания.

1. Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.

2. Для детей дошкольного возраста дыхательные упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.

3. Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений:

руки из положения “в стороны” движутся “кпереди” с обхватом грудной клетки, или из положения “вверху” движутся вниз. Движения корпусом, как

правило, связаны с наклоном вниз или в стороны. 4. Большинство упражнений для детей дошкольного возраста включают выдох с артикуляцией согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребенка обратную биологическую связь.

Упражнения для формирования диафрагмального выдоха

Заикающийся находится в положении лежа на спине. Рука ребенка лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращается на то, что его живот “хорошо дышит”. Можно положить на живот игрушку для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2-3 минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.

Задуй свечку

Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на “свечу” так, чтобы пламя “свечи” отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на “свечу”.

Лопнула шина

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг - “шину”. На выдохе дети произносят медленно звук “ш-ш-ш”. Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха

легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Накачать шину

Детям предлагают накачать “лопнувшую шину”. Дети “сжимают” перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку “насоса”. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук “с-с-с”. При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

Воздушный шар

Выполнение упражнения аналогично упражнению “Лопнула шина”, но во время выдоха дети произносят звук “ф-ф-ф”.

Жук жужжит

Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят “ж-ж-ж”, опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Ворона

Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяжно “К-а-а-а-р”. Логопед хвалит тех “ворон”, которые медленно спустились с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Гуси

Исходное положение: руки поставить на пояс. Медленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно “Г-а-а-а”. Принимая исходное положение, производится вдох.

Приемов, направленных на формирование диафрагмального выдоха, существует в практике довольно много (В.И. Селиверстов, 1987, и др.).

У детей более старшего возраста, подростков и взрослых тренировка диафрагмального дыхания может происходить более осознанно.

Тренировка речевого дыхания также начинается в положении лежа на спине. Предлагается расслабиться. Ладонь одной руки кладется на область диафрагмы. Обращается внимание на движения передней стенки живота при естественном вдохе и выдохе. При вдохе рука поднимается, при выдохе рука опускается, соответственно движению передней стенки живота.

После того, как натренировано движение диафрагмы в положении лежа, надо повторить то же упражнение в положении стоя: положить руку на область диафрагмы и сделать вдох, рука должна ощутить то же движение, что и в положении лежа.

Полезно также проверить “глазом”, как изменяется объем грудной клетки. Заикающиеся встают перед большим зеркалом, чтобы понаблюдать за дыхательными движениями грудной клетки. Обращается внимание на то, что во время вдоха плечи не должны подниматься.

Длительность и сила выдоха могут тренироваться в таких упражнениях, как:

1. Выдох под мысленный счет (вдох на счет 1-2-3; выдох: 4-5-6-7-8 до 15).

2. Произнесение на выдох щелевых звуков (с, ш, ф и др.), контролируя длительность выдоха секундомером.

3. “Прокатить выдохом” воображаемый ватный шарик по длине всей руки и пр. Силу диафрагмального вьвдоха можно тренировать в упражнениях типа: “Задуй пламя свечи” и др. (см. Приложение № 3).

В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания надо тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны и повороты туловища и пр.).

Небезуспешно используется в работе над постановкой диафрагмального дыхания парадоксальная гимнастика А.Н. Стрельниковой (см. Приложение № 4).

Одной из распространенных ошибок в работе по формированию речевого дыхания является чрезмерное наполнение легких воздухом во время вдоха. Слишком большой вдох создает излишнее напряжение дыхательных мышц, создает условия для гипервентиляции.

Зачастую неправильная организация работы по развитию речевого дыхания сопровождается фиксацией внимания заикающихся на акте вдоха и другими осложнениями. Поэтому при работе с заикающимися над речевым дыханием все инструкции должны касаться только процесса выдоха. (Исключение составляет парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой).

Следующим этапом работы является развитие длительного фонационного выдоха. Формирование фонационного выдоха является основой для развития координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом и артикуляцией. Во избежание фиксации внимания на процессе вдоха инструкция должна касаться только длительности произнесения звука.

Как правило, тренировка фонационного выдоха начинается с длительного звучания гласных. (Порядок введения гласных звуков и методику голосоведения смотри в разделе “Вокальный тренинг”).

После того как заикающиеся освоят длительное произнесение одного гласного на выдохе, предлагается произнести слитно сочетание их двух гласных на одном выдохе А______ О______.

Постепенно наращивается количество гласных звуков, произносимых на одном выдохе в следующем порядке: А - О - У - И (эталон гласных звуков). Данный этап работы может проводиться уже в период молчания или охранительного речевого режима.

Диафрагмальный вдох и выдох во время выполнения этих упражнений заикающийся может контролировать ладонью, положенной на область диафрагмы. Помимо слухового контроля длительность фонационного выдоха можно контролировать плавным движением руки.

Значительно успешнее развивается фонационное дыхание как у детей, так и у взрослых, при использовании компьютерных программ “Видимая речь”.

Третий этап работы над дыханием включает формирование собственно речевого выдоха. В упражнения вводятся слоги, слова, фразы.

Усвоение навыков, связанных с развитием речевого выдоха, идет с разной скоростью при невротической и неврозоподобной формах заикания. Так, у заикающихся с невротической формой речевой патологии быстро восстанавливается координация между механизмом дыхания и фонации. Несмотря на видимую легкость, с которой они быстро усваивают весь набор предлагаемых им упражнений, необходимо сохранять строгую последовательность в предъявлении этих заданий и в длительности тренировок.

При неврозоподобном заикании координаторные взаимоотношения между работой голосового аппарата и дыханием формируются с трудом. При усвоении новых навыков необходимо не только объяснение, но и многократный показ, подключение различных видов контроля (слуховой, визуальный, кинестетический). Тренировка должна быть систематической, длительной и включаться во все виды занятий, проводимых с заикающимися.

Поскольку формирование речевого дыхания тесно связано с формированием навыка рациональной голосоподачи и голосоведения, то эти задачи решаются практически одновременно.

Для чего нужны игры на развитие речевого дыхания. И вообще, что за понятие такое «речевое дыхание»?

В таком сложном процессе, как развитие речи всё имеет значение, всё важно и нужно. Некоторые люди, пришедшие на консультацию к логопеду и услышав о том, что придётся тренировать правильное речевое дыхание, недоумевают: «Зачем нужно учиться правильно дышать? Я пришёл исправлять неправильное звукопроизношение, а дышать и так умеет прекрасно».

Так, то оно так, да только правильное физиологическое дыхание, еще не означает правильное речевое.

Вы хотите научить ребёнка красивой, чёткой, с хорошей дикцией речи или вам, взрослому человеку, совершенно необходима для работы хорошо поставленная речь. Тогда вам не обойтись без специальных игр на развитие речевого дыхания.

В данной статье собраны лучшие игры для тренировки речевого дыхания, отработанные в процессе многолетней практики.

Тест. Правильно, ли я дышу?

Медика давно доказано, что мужчины и женщины дышат по-разному. Женщины дышат грудью, а мужчины животом.

Для того чтобы проверить, как дышите вы, пройдите несложный тест.

Нужно взять толстую, большую книгу. Положить её на живот. Если книга при вашем дыхание сильно поднимается и шевелится, значит вы дышите животом. Если двигается не сильно – грудью.

Правильным считается диафрагмальное дыхание. Движения книги, при таком дыхании, плавные.

Именно такое дыхание необходимо для красивой речи.

Работу над речевым дыханием нужно начинать с формирования сильного ротового выдоха. Время выдоха нужно строго контролировать.

В речевом дыхании выдох гораздо длиннее вдоха. Этой способности мы и будем обучаться.

Во время проведения описанных в статье игр необходим постоянный контроль за дыханием.

Правила для ротового выдоха:

— делаем глубокий вдох носом, чтобы произвести глубокий выдох;

— выдох должен быть очень плавным;

— во время выдоха щёки надувать не нужно;

— во время выдоха воздух должен выходить исключительно через рот;

— во время разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Дыхательные упражнения должны быть ограничены по времени, так как могут вызвать плохое самочувствие.

Как правильно делать подготовительные дыхательные упражнения

  1. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).
  1. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
  1. Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три… ), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь… ).

Первый этап работы

Игры и упражнения для формирования плавного ротового выдоха

«Снежинки». Вырезаем из бумаги снежинки, подвешиваем их на ниточку. Делаем глубокий вдох носом и затем плавно дуем на снежинки.

«Ветер». Из бумаги нарезаем полоски 15-20 сантиметров. Обвязываем их небольшой верёвочкой. Получается, что-то наподобие дерева. Ветер дует, на листочки и они шевелятся. Глубокий вдох, на выдохе дуем на полоски из бумаги.

Упражнение «Осенняя мелодия»

Осенью можно собрать листья разных расцветок. Раскладываем листья на столе. Тренируем речевое, дыхание, сдувая листочки со стола плавным выдохом.

Упражнение «Снег идёт!»

Приготовим небольшие шарики из ваты. Затем подбрасываем по одному и стараемся успеть подуть на каждый шарик, как бы сдувая снег.

Игра «Одуванчик».

Игра очень простая, так как требуется только выйти на улицу и найти одуванчик. Затем просто дуем на одуванчик.

Можно поиграть в игру «Дедушка или бабушка». Дуем на одуванчик, если с одуванчика упали все пушинки, то это лысый дедушка, если остались, то это бабушка. Выигрывает тот у кого получится сдуть все пушинки, то есть дедушка.

Игра «Вертушка. Для этой игры вам потребуется купить вертушку. Плавно дуем на вертушку.

Игра «Песня ветра». Для игры используется специальная конструкция, которую можно приобрести в магазине. Плавно дуем, заставляя колокольчики издавать лёгкий звон.

Игра «Футбол». Скатываем из ваты два шарика. Ставим на стол ворота. Это могут быть два кубика. Стараемся забить мяч из кусочка ваты в ворота из кубиков плавным, длительным выдохом.

«Самолётики». Делаем из бумаги самолёты и дуем на них долгим и плавным выдохом.

«Катись, карандаш!» Нужно положить на стол карандаш, а затем с силой на него подуть, чтобы он укатился как можно дальше.

«Дыхание собаки». Делаем быстрые и частые вдох и выдох. С каждым разом выдох должен быть немного длиннее предыдущего.

«Воздушный шарик» Необходимо надуть воздушный шарик и повесить его на уровне лица. Сильно и плавно дуем на шар так, чтобы он взлетел как можно выше.

Более сложный вариант игры. Подбрасываем воздушный шар и дуем на него, не давая шару упасть.

«Плыви, корабль!» В таз с водой пускаем бумажный корабль. Плавным выдохом дуем на корабль.

«Уточки». Игра похожа на предыдущую. Вместо кораблика используют пластмассовые удочки.

«Буль-Буль». В стакан наливаем воду и поставив в неё коктейльную трубочку, делаем ею буль-буль.

Затем можно сделать целую «бурю» в стакане. По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность.

«Именины у мишки». Для этой игры нам нужно взять любой мягкий десерт, в центр которого вставляем свечу.

Можно, сказать ребёнку, что сегодня «именины у мишки». Мишку нужно поздравить и помочь ему задуть праздничную свечку.

«Летящее пёрышко».! Подбрасываем вверх птичье перо, дуем на него, не давая ему упасть.

Мыльные пузыри. Надуваем мыльные пузыри.

«Полицейский на посту». Играем в полицейских. Если появляется нарушитель, свистим в свисток (дудку).

«Музыкальная бутылочка». Нужно взять небольшую стеклянную бутылочку. Высота не более 10 см.

Слегка касаясь нижней губой горлышка бутылочки, начинаем медленно дуть. Струя воздуха должна быть сильной. Получается интересный свистящий звук.

Второй этап работы

Игры на развитие речевого дыхания (звуки, слога, слова, фразы)

Обучение правильному речевому дыханию продолжается. На этом этапе мы учимся плавно произносить звуки, слога, слова и фразы на выдохе.

Работа строится по принципу от простого к сложному.

План работы:

  1. Протяжно поём гласных звуки;
  2. Произносим на одном выдохе некоторые согласные звуки;
  3. Протяжно произносим слоги на одном выдохе;
  4. Произносим протяжно слова на одном выдохе;
  5. Произносим различные фразы на одном выдохе;
  6. Читаем стихи;
  7. Поём песни;
  8. Отрабатываем навыки правильного речевого дыхания в рассказах и пересказах.

Правила выполнения заданий:

  • Ребёнок садится на стул;
  • Полностью расслабляется;
  • Делает вдох носом, рот закрыт;
  • Плечи на вдохе не должны подниматься;
  • Ребёнок должен говорить на выдохе;
  • Добирать воздух во время произнесения слов нельзя.

Игры с гласными звуками

«Песенки гласных звуков». Делаем спокойный, глубокий вдох носом, на выдохе поём гласные звуки.

Песенка первая:

Поём протяжно на выдохе два звука — «АУ».

Песенка вторая:

Поём протяжно на выдохе три звука – «АУО».

Песенка третья:

На выдохе протяжно поём четыре звука – «АУОЫ».

Песенка четвёртая:

На выдохе протяжно поём пять звуков – «АУОЫЭ».

Песенка пятая:

Протяжно на выдохе поём шесть звуков –«АУОЫЭИ».

Стараемся петь звуки как можно дольше пока хватает воздуха на выдохе.

Пропевание гласных звуков с движениями

Все гласные звуки пропеваем на выдохе.

«Распускающейся цветок» Звук «А». Ребёнок стоит с опущенными руками. Через стороны поднимает руки вверх делая вдох. Опускает руки через стороны вниз, поёт: «А-а-а» на выдохе.

«Порубим дрова». Звук У. Ребёнок стоит с опущенными руками. Ноги ставит на ширину плеч. Поднимает прямые руки вверх и делая вдох. Затем производит наклон со звуком: «У-у-у».

«Облачко лети». Звук «О». Обучающийся стоит, руки опущены. Разводит руки в стороны и делает вдох. Затем руки медленно поднести ко рту, подушечки пальцев встретились, кисти образуют букву «О» и пропевает на выдохе: «О-о-о».

«Большой мяч» Звук «Э». Руки опущены вдоль туловища. На вдохе разводит руки в стороны. На выдохе поёт звук «Э-э-э» и медленно ведёт руки к груди, имитируя пойманный мяч.

«Качели» Звук «Ы». Руки опущены вдоль туловища. Медленно, на вдохе поднимает руки со сжатыми кулаками перед собой. На выдохе медленно отводит руки назад и поёт «Ы-ы-ы».

«Солнышко» Звук «И». Ребёнок стоит с опущенными руками и делает вдох. Очень медленно поднимает руки вверх, на выдохе поёт: И-и-и».

Дыхательная гимнастика с движением

«Крылья». Руки опущены. Взрослый отводит руки малыша за голову – вдох. Руки плавно опускаем – выдох.

Ручки, как крылья на вдохе взлетают – (вдох)

Выдохнем плавно и вниз опускаем. (выдох)

«Стрекоза». Взрослый берёт руки ребёнка и разводит их в стороны – вдох. Затем медленно производит поворот его туловища вправо. Руки «встречаются» ладошки делают небольшой хлопок – выдох. Повторяем те же движения в левую сторону.

Игры с согласными звуками

«Шарик». Расставляем ноги на ширину плеч. Необходимо произносить звук «Ф» и одновременно сводить руки перед собой – шар сдувается. Повторить несколько раз.

«Весёлая змейка». Делаем глубокий вдох и на выдохе шипим как змейка – «Ш-Ш-Ш». Произносить звук нужно на одном выдохе. Добирать воздух, во время произнесения, нельзя.

«Покачаем насос». Делаем глубокий вдох носом и на выдохе имитируем как работает насос. Произносим «С-С-С».

«Комарик». Делаем спокойный, глубокий вдох. На выдохе длительно произносим звук «З-з-з»

Читаем (повторяем за взрослым) пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе.

Капля и камень долбит.
Правой рукой строят – левой ломают.
Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.
Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Интересно, сколько Егорок получится у Вас на одном выдохе?

В статье «Лучшие скороговорки для развития дикции и речи у детей» вы сможете выбрать скороговорку на любой вкус.

Тренируясь говорить скороговорки, вы не только развиваете речевое дыхание, но и дикцию, что очень важно для хорошо поставленной речи.

3 Комплекса упражнений для дифференциации ротового и носового дыхания

Главная особенность этих комплексов - сочетание дыхательных упражнений с работой артикуляционного и голосового аппаратов, что способствует развитию координации между дыханием, голосом и артикуляцией.

После отработки первого комплекса необходимо последовательно переходить к следующим.

Комплекс 1. Формирование фиксированного выдоха

  1. Широко открыть рот, спокойно подышать носом.
  1. Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.
  1. Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос. Сначала без голоса, затем с голосом (м…..).
  1. Вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать).
  1. Вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыть, язык находится за нижними зубами) сначала без голоса, затем с голосом (а…..).
  1. Вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы (ф….).
  1. Вдох через нос, плавный выдох через углы рта. Сначала через правый, затем через левый.
  1. Вдох через нос, выдох – высунуть язык (он должен быть расслаблен), поднять к верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа).

Комплекс 2. Формирование форсированного выдоха

  1. Вдох носом, выдох через нос толчками.
  1. Вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (ф!ф!ф!).
  1. Рот широко открыть, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака).
  1. Вдох широко открытым ртом, толчкообразный выдох носом (рот не закрывать).
  1. Выдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох через нос. Сначала без голоса, затем с голосом (м!м!м!).
  1. Вдох через нос, толчкообразный выдох через углы рта. Сначала через правый, затем через левый.
  1. Губы трубочкой вытянуты вперёд. Вдох носом, толчкообразный выдох через «трубочку» (у!у!у!).

Комплекс 3. Формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдохи

  1. Вдох носом, удлинённый выдох с усилением в конце (ф…ф!ф!).
  1. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (ф!ф!ф…).
  1. Губы трубочкой вытянуты вперёд. Вдох носом, удлинённый выдох через «трубочку» с усилением в конце (у!у!у…).
  1. Губы «трубочкой» вытянуты вперёд. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (у!у!у…).
  1. Вдох через слегка сомкнутые губы, удлинённый выдох через нос с усилением в конце с голосом (м!м!м…).
  1. Вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (м!м!м…).
  1. Губы в улыбке. Вдох носом, удлинённый выдох через рот (с…с!с!).
  1. Губы в улыбке. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (с!с!с…).

Вдох носом. Длительно произносить звук «ш» с усилением в конце(ш…ш!ш!). Вдох носом. Кратко произносить звук «ш», удлинить выдох в конце произнесения (ш!ш!ш…).

Заключение

Игры на развитие речевого дыхания, очень важная составляющая логопедического процесса. Играя, ребёнку быстрее и интереснее удаётся достичь положительных результатов.

Надеюсь, статья была вам полезна. Возможно, вы знаете ещё игры и упражнения для развития речевого дыхания. Напишите их в комментариях.

Удачи и терпения!

Развитие речи в раннем детстве – это сложный процесс. Задержки, нарушения овладения родным языком могут быть обусловлены сбоями в процессе речевого дыхания. Поговорим о том, что такое правильное речевое дыхание, как его развить в детском возрасте.

Что такое речевое дыхание

Особенности речевого дыхания изучались многими известными физиологами. По мнению Е.Н. Малютина, В.Г. Ермолаева, Ю.Парова, во время фонации напрягаются не только мышцы гортани, но и легкие, мускулатура брюшного пресса, грудная клетка выдвигается вперед. Трубчатая носоглотка становится твердой, так как легкие ее раздувают, подавая туда воздух для звукообразования. Тонус дыхательной мускулатуры регулирует силу звука.

Вдох для начала звукопроизношения делается коротко, глубоко, потом следует небольшая пауза, на выдохе происходит фонация. Физиологическая респирация производится через нос. Речевая – через рот и нос .

От длины выдоха зависит продолжительность фразы. Речевой дыхательный цикл вдвое длиннее, чем физиологический . Во время фонации человек, в норме, делает до 10 вдохов в минуту и столько же выдохов. При физиологическом – до 20.

Объем выдыхаемого воздуха во время звукопроизношения составляет около 1500 см³, при физиологическом – 500 см³.

Особенностью речевого дыхания является то, что его ритм регулируется лингвистическими конструкциями, членение фразы на смысловые единицы. Человек вдыхает воздух для продолжения монолога рефлекторно, но опираясь на внутренне ощущение законченности высказывания, делая паузы.

Таким образом, речевое дыхание – это условно рефлекторный, произвольный процесс. Его развитие идет параллельно с развитием речи.

Развитие речевого дыхания у детей

Неправильно развитое речевое дыхание мешает овладению техникой говорения. Ребенок говорит сбивчиво, глотает окончания, вдыхает во время фонации – это делает речь непонятной, скачкообразной. У него нет возможности произнести единую плавную лингвистическую конструкцию.

По этой причине, лечение различных логопедических проблем у дошкольников стоит начинать с развития правильной речевой респирации.

Коррекционная работа состоит из следующих этапов:

  1. Формирование вдоха и озвученного длительного выдоха.
  2. Постановка дыхания, выдоха, фонации одновременно.
  3. Развитие выдоха разной силы с одновременным звукопроизношением слов, фраз
  4. Развитие правильного вдоха-выдоха во время речи в процессе произношения небольшого текста.

Перед логопедом, педагогом ставятся следующие задачи по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста:

  • Укрепить мышцы диафрагмы, артикуляционного аппарата.
  • Нормализовать звукопроизношение.
  • Научить контролировать процесс речи.
  • Добиться полного усвоения навыков правильного дыхания.
  • Увеличить количество произносимых на выдохе слов.

Методика развития речевого дыхания включает в себя различные игры, стихи, песни, упражнения для занятий с дошкольниками разного возраста.

Уроки по формированию навыков респирации должна проводиться по следующим правилам:

  • Проводите занятия в хорошо проветренном помещении
  • Проводите тренировку до еды за 30 минут – 1 час
  • Занимайтесь не менее 3 раз в день по 10 минут
  • Начинайте тренировки с одного упражнения, увеличивая нагрузку постепенно от одного урока до другого. Добавляйте не только новые тренажеры, но и увеличивайте время выполнения одного задания
  • Первый занятия можно проводить лежа.
  • Контролируйте вдох и выдох ладонью, положив ее на диафрагму.
  • Следите за глубиной дыхания, слишком глубокий вдох делать не рекомендуется. Плечи, шея должны оставаться статичными при вдохе.
  • Переходите к новым тренажерам только в том случае, если дошкольник усвоил предыдущие материал.
  • Не перенапрягайте ребенка. Старайтесь построить занятия дружелюбно, весело, заинтересуйте дошкольника.
  • Игры и упражнения на развитие речевого дыхания должны соответствовать возрасту ребенка.

Упражнения

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания следует отбирать соответственно этапу коррекционной работы.

На I этапе можно освоить следующие задания:

Шарик

Цель: натренировать силу вдох-выдоха.

Исходная позиция: стоя или сидя.

Как выполнять: дошкольник вдыхает воздух носом, а затем ртом, с силой выдыхает в шарик, надувает его, а затем пытается удержать давление нем. Повторить упражнение несколько раз.

Задуй свечку

Цель: научить вдыхать воздух глубоко, выдыхать ртом медленно, плавно.

ИП: сидя на стульчике.

Как выполнять: дошкольник набирает воздух в легкие через рот, потом складывает губы трубочкой и выдувает его обратно (задувает свечку). Выдох производится медленно и плавно.

После 3 -4 занятий, попросите ребенка проговаривать во время выдоха: “ФУ…..”

Используйте любые игрушки, раздаточные материалы для занятий по развитию речевого дыхания.

На II этапе:

Трубач

Цель: обучения навыку звукопроизношения в период длинного выдоха.

ИП: сидя за столом.

Выполнение: поднести ко рту кулачки. Сделать вдох ртом, длинный выдох и трубить: “У-У-у…”. Звук можно заменить любым гласным. Устройте соревнование, кто дольше всех будет дудеть.

Пение

Пропевание различных звуков, состоящих из 1, 2, 3 фонем с разной силой, высотой, тембром на выдохе. Например, для начала пойте только одну гласную, затем слоги: га, ма, ду, ро и т.д.

Экспериментируйте с интонацией, просите малышей петь жалобно, радостно, громко, тих, шепотом.

На III этапе:

Обучение произношению небольших слов во время выдохе. Сначала это могут быть закрытые слоги: дам, гам, рок, слог и т.д. Затем короткие слова: мама, папа и т.д.
Спустя несколько занятий произносите небольшое предложение, не делая вдох. Используйте короткие стихи, скороговорки.

Самое важное – научить ребенка звукопроизношению на выдохе.

На IV этапе:

Заключительный этап формирования идеальной речевой респирации самый сложный. Здесь дошкольник будет учиться произносить небольшие тексты, учитывая паузы и лингвистические смысловые отрывки, делая вдох.

Как выполнять: делаем глубокий вдох через рот, выдох – начинаем рассказ. Произносим не менее 3 фраз, потом можно остановиться для добора воздуха через рот. Постепенно увеличивайте темп речи, количество слов и фраз, произнесенных в одном цикле дыхания.

Игры

Дидактические игры для развития речевого дыхания особенно интересны детям дошкольного возраста. Их можно проводить в помещении и на прогулке. Привлекать для участия взрослых и большие группы детей.

Вертушки

Цель: обучение звукопроизношению на выдохе.

Нарежьте небольшие полоски из бумаги. Разложите по столам. Попросите детей глубоко вдохнуть через нос, дуть на вертушки и сдувать их. Дуем без добора воздуха.

Горячий чай

Цель: формирование навыка длительного выдоха

Играем в группе, детям выдаются картонные заготовки в виде чашек с “паром”. Попросите детей подуть на чашки.

Воздушный футбол

Детям раздают трубочки и теннисные шарики. Малыши объединяются в пары и играют на футбольном поле, которое нарисовано на картоне, дуют на ширик из пластиковых трубочек небольшого диаметра. Цель – забить шарик в ворота противника.

Игошина Ирина Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ №241 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование речевого дыхания на логопедических занятиях.
Дата публикации: 15.05.2016
Раздел: дошкольное образование

Формирование речевого дыхания на логопедических занятиях.
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта. Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо - и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании ребенок сможет правильно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы. Самое первое, чему ребенку важно научиться – это делать сильный плавный выдох ртом. Ребенку надо научиться контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно и еще и направлять воздушную струю в нужном направлении. Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.. Речевое дыхание происходит произвольно (человек сам себя контролирует), неречевое же выполняется автоматически. При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания.
Правила проведения работы по формированию речевого дыхания.
1. Формирование речевого дыхания проводится на протяжении всей работы с ребенком. 2. Заниматься только в проветренном помещении, до еды, 3 раза в день по 5 – 8 минут. 3. В начале обучения осваивается одно упражнение, в каждый следующий день добавляется еще по одному. 4. Не переутомлять ребенка, то есть строго дозировать количество и темп упражнений. При недомогании лучше отложить занятие. 5. Не делать слишком большой вдох.
6. 6. Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею. 7. Ребенок должен ощущать движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота. 8. Движения необходимо производить плавно, под счет, медленно. 9. Переход от одного этапа работы к другому осуществляется в то случае, если ребенок правильно, точно выполняет все упражнения данного этапа. 10. Каждый ротовой выдох контролируется движением ваты, положенной на ладонь, или листом бумаги, поднесенным ко рту ребенка так, чтобы выдыхаемая воздушная струя не рассеивалась, а строго попадала на него, или запотеванием зеркала в момент выдоха. С целью повышения эмоционального фона занятия ватку окрашивают в яркий цвет.
Цель дыхательных упражнений
– научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе. Работа над речевым дыханием заключается в следующем:  в выработке длительного ротового выдоха;  в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора.
Последовательность работы над формированием речевого дыхания.

Первый этап.
Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха.
Второй этап.
Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.
Третий этап.
Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков.
Четвертый этап.
Произнесение слогов и звукоподражаний.
Дыхательные упражнения при работе над формированием речевого

дыхания.

Упражнения, при работе на первом этапе
Упражнение 1 «Резкий выдох» Это упражнение помогает снять напряжение с мышц грудной клетки. Порядок выполнения: спокойно вдохнуть и резко выдохнуть воздух через рот так, как будто вы быстро задуваете свечу. После этого сразу делаете спокойный диафргамальный вдох, см. Упражнение 2. Упражнение 2 «Дыхание животом» Лягте на спину плашмя: не сгибайте ноги в коленях. Под шею положите валик. Это может быть подушка, свернутый плед или полотенце. Положите одну руку на живот в область между пупком и нижней границей грудной клетки. Запомните: короткий бесшумный вдох через нос (рот закрыт), живот надулся. Длинный бесшумный выдох через рот - живот сдувается. Грудная клетка и плечи неподвижны. Порядок действий: 1.Сделайте резкий выдох (упражнение 1), чтобы выпустить из лёгких остатки воздуха. 2.Затем сделайте спокойный вдох носом. При этом живот должен надуться так, как будто набирает в себя воздух. Грудная клетка в этот момент почти не поднимается. 3.Выдох - плавный, спокойный и длительный. Живот при этом сдувается, как будто выпускает воздух. 4.Продолжайте дышать животом. Сделайте несколько повторений.
Упражнения, при работе на втором этапе
Упражнение 1 "Чей пароход лучше гудит?" Возьмите стеклянный пузырек высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см или любой другой подходящий предмет. Поднесите его к губам и
подуйте. "Послушай, как гудит пузырек. Как настоящий пароход. А у тебя получится пароход? Интересно, чей пароход будет громче гудеть, твой или мой? А чей дольше?" Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной и выходить посередине. Только не дуйте слишком долго (больше 2-3 секунд), а то закружится голова. Упражнение 2 "Капитаны". Опустите в таз с водой бумажные кораблики и предложите ребенку покататься на кораблике из одного города в другой. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой. Но вот налетает порывистый ветер - губы складываются, как для звука п. Упражнение 3 «Снежинка» Вдох через нос, выдох - высунуть широкий язык, поднять к верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа). Также способствуют развитию речевого дыхания свистульки, игрушечные дудочки, губные гармошки, надувание шариков и резиновых игрушек.
Упражнения, при работе на третьем этапе
В каждом упражнении внимание ребенка направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков. Упражнение 1 Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы). Упражнение 2 Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков: аaaaa аaaaaooooooo аaaaaуууууу. Упражнение 3 «Вьюга»
Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш- ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла. Упражнение 4 «На берегу моря» Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза. Слышите как бегает волна: с-с-с. Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с. Упражнение 5 «Осы» Ребята вращают перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносят: «З-з-з…» Упражнение 6 «Ветер» Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке «у», и произнести длительный выдох. Упражнение 7 «Дятел» Дети на выдохе произносят как можно дольше «д-д-д…», ударяя кулачками друг о друга. Упражнение 8 «Эхо» Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а. А ребенок тихо отзывается: а-а-а-а.
Упражнения, при работе на четвертом этапе
Упражнение 1 Произнесение сочетания фонем. Это упражнение необходимо для того, чтобы соединить дыхание с произнесением нескольких звуков и удлинения речевого выдоха. Перед тем, как сказать первое сочетание звуков, делаете вдох носом, перед
следующими сочетаниями звуков делаете добор воздуха ртом - быстрый, лёгкий вдох, без паузы. Знак / означает короткую паузу для добора воздуха через рот. Знак // означает длинную паузу. АЭ/ АЭАЭ/ АЭАЭАЭ/ АЭАЭАЭАЭ/ АЭАЭАЭАЭАЭ// АЭО/ АЭОАЭО/ АЭОАЭОАЭО/ АЭОАЭОАЭОАЭО/ АЭОАЭОАЭОАЭОАЭО// ОЫ/ ОЫОЫ/ ОЫОЫОЫ/ ОЫОЫОЫОЫ/ ОЫОЫОЫОЫОЫ// ОЫУ/ ОЫУОЫУ/ ОЫУОЫУОЫУ/ ОЫУОЫУОЫУОЫУ// АОУЫ/ АОУЫАОУЫ/ АОУЫАОУЫАОУЫ/ АОУЫАОУЫАОУЫАОУЫ// Упражнение 2 «Эхо» Педагог громко произносит на выдохе сочетания: ау, уа, ио. и т. д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя! ». А ребенок тихо отзывается: ау, уа, ио. и т. д. Упражнение 3 «Корова» Дети указательные пальцы приставляют к голове («рога»), делают вдох через нос, немного задерживают дыхание и на выдохе продолжительно тянут «му – у…», стараясь, чтобы звук был ровным. По мере выполнения упражнений по развитию речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха будет возрастать. Упражнение 4 Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...). Упражнение 5 Попросите ребенка повторить за вами пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении. Капля и камень долбит.
Правой рукой строят - левой ломают. Кто вчера солгал, тому завтра не поверят. На скамеечке у дома целый день рыдала Тома. Не плюй в колодец - пригодится воды напиться. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора. Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка... Упражнение 6 «Ах, как пахнет!» Педагог дает ребенку понюхать ароматный цветок и предлагает повторить фразы: АХ! АХ, ПАХНЕТ! АХ, КАК ПАХНЕТ! АХ, КАК ПРИЯТНО ПАХНЕТ! АХ, КАК ЦВЕТОК ПРИЯТНО ПАХНЕТ! Упражнение 7 Прочитайте русскую народную сказку "Репка" с правильным воспроизведением вдоха на паузах. Репка. Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут- потянут, вытянуть не могут! Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку!
Список использованной литературы
1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников. – М., 2004. 2. Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения //Логопед в детском саду, 2005, №2. 3. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М., 1996. 4. Кириллова Ю.А., Лебедева М.Е., Жидкова Н.Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет. – СПб, 2005. 5. Кучергина О.В. Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста. // Логопед, 2004, №5. 6. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой, С.Ш. Шаховской. – М., 1999. 7. Никитина Е.Н. О правильном дыхании. // Логопед, 2007, №4.