Проекты. Нижегородская энциклопедия


В Московском доме национальностей с 10 по 27 января 2017 года прошла юбилейная персональная выставка Кима Ивановича Шихова.

Ким Шихов — заслуженный художник России, член-корреспондент Международной академии культуры и искусства (2015), член Союза художников России, живописец, монументалист, график, педагог. Награжден медалью «За трудовое отличие» (1970), лауреат Премии Нижнего Новгорода (2001), Почетный гражданин Нижнего Новгорода (2008).

Родился в г. Архангельске в 1932 году. Окончил Горьковское художественное училище в 1953 году, живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР в 1959 году, ученик народного художника СССР Е.Е. Моисеенко.

Участвовал во Всесоюзных, зональных, областных выставках с 1958 года. Выезжал в творческие командировки на целину Алтайского края, Братскую ГЭС, в США, Бельгию и Германию. Персональные выставки автора состоялись в 1982 году в Центральном выставочном зале Нижнего Новгорода, в 2002 и 2008 годах в Нижегородском государственном художественном музее.

К.И. Шихов исполнял обязанности ответственного секретаря Нижегородской организации СХ РФ (1979-1980), председателя правления Нижегородской организации СХ РФ (1981-1997).

Произведения автора находятся в музее Академии художеств РФ, Нижегородском государственном художественном музее, Костромской художественной галерее, Чебоксарском художественном музее, Музее Военно-медицинской Академии, Литературном музее им. А.М. Горького, в фонде Министерства культуры Нижегородской области, частных и корпоративных коллекциях России, США, Бельгии, Италии, Германии, Греции.

Ким Иванович Шихов, безусловно, принадлежит к плеяде классиков не только нижегородского искусства, но и искусства России второй половины XX века. Его творчество привнесло в спектр художественной культуры острую и пронзительную интонацию новаторского искусства. Работы автора отличаются своеобразием пластики в эстетике «сурового стиля». Для этого направления в русском искусстве характерно стремление к целостности, картинной образности, выраженной в противовес традициям импрессионистической живописи в волевых монументальных формах. Живопись К. Шихова обладает обобщенностью композиционного и цветового решения, лаконизмом формы, пронизанной энергичными линейными ритмами. Выразительная манера письма в сочетании с созидательным темпераментом позволяют художнику создавать знаковые образы. К числу наиболее известных принадлежит ставшая хрестоматийной работа «Конек — горбунок» (1967, НГХМ).

К. Шихов рано выработал свой узнаваемый пластический язык, основанный на живописной эстетизации картинной плоскости. Несомненно, этому способствовала атмосфера академической ленинградской школы Е.Е. Моисеенко. Она представлена изысканными живописными метафорами в виде сложных цветовых гармоний: вариаций ярких охр, сдержанной глубокой зелени, пронзительных холодных оттенков синего, гладких светлых плоскостей. В его работах господствует живописный артистизм, способствующий созданию глубоких запоминающихся образов.

К. Шихов - большой мастер композиционного портрета. Начиная с ранних портретов отца и матери, до сей поры сохраняющих свою знаковую сущность, художник создает портретную галерею современников - неординарных личностей своего времени. Характерной чертой портретных работ является пространство, окружающее персонажей. Это всегда набор атрибутов, позволяющих объемно и многогранно рассмотреть личность человека, своеобразная мемориальная обстановка, которая дополняет значимые штрихи биографии. Это «Портрет поэта Б. Пильняка», «Портрет искусствоведа В.П. Батуро» и многие другие работы. Вершиной портретного искусства художника стала масштабная многофигурная композиция, своеобразный групповой портрет «Торжественная песнь. Капелла Льва Сивухина», в котором запечатлено мгновение вокального концерта под руководством одного из самых замечательных нижегородских музыкантов.

Для любого русского художника среди классических жанров пейзаж занимает важное место в творчестве. Благодаря неповторимой авторской манере пейзаж Шихова обладает особой звучностью, пластической выразительностью. В пейзажах севера и средней полосы декоративное решение мотива придает работам смысловую глубину и выразительность.

К. И. Шихов постоянно находится в эпицентре художественных процессов. Общение и дружба с поэтами, публицистами, писателями, учеными, важная общественная роль в деятельности Союза художников позволяют ему и в творчестве мыслить масштабно, актуально. Художник ведет активную преподавательскую деятельность, обучая детей, молодежь и людей старшего возраста постигать жизнь в категориях живописной эстетики.

На днях меня пригласили на открытие юбилейной выставки работ одного заслуженного художника, которое проходило в Московском доме национальностей. Да, в Москве есть и такой дом. Поскольку он находится в десяти минутах ходьбы от моего дома, я с удовольствием приняла приглашение, тем более что побывать в бывшей богадельне хотела давно. Словосочетание «богоугодное заведение» у меня вызывает стойкие ассоциации с «Ревизором», но богадельня, основанная князем Куракиным – классическое богоугодное заведение, причем первое в России, содержавшееся на частные средства.

Здание, бывшее инвалидным домом, было построено в 1742 году, и внешне оно напоминает дворец в стиле барокко.

Вот в эти коридоры из своих комнат выходили немощные жильцы – в основном, бывшие военные. За богадельней был разбит сад для прогулок.

В 1812 году в этих стенах размещался французский госпиталь, а в советские годы – коммунальные квартиры.

Но сегодня здесь открывается выставка, и все чествуют 85-летнего художника, работающего в довольно оригинальном стиле.

На протяжении всей церемонии по залу ходил милый малыш – сын одной из присутствующих женщин. Мальчик искренне радовался всякий раз, когда раздавались аплодисменты.

Юбиляра называли «выдающимся цветописцем», и создавалось впечатление, что ораторы хорошо разбираются в том, о чем говорят. На открытии выступали не просто живописцы - академики, доктора наук. Внешне очень простые, скромные и невыразительные, они тонко чувствуют окружающий мир, и в отличие от многих из нас, умеют его отображать на своих полотнах.

Работы художника были представлены в соседнем зале.

Манера письма оригинальна: мало плавных переходов, много цвета, и, как сказал представитель какой-то общественной организации, «посмотрите, товарищи, в каком хорошем состоянии у Кима Ивановича все постройки! Ни одного здания ветхого или в аварийном состоянии!». Ну, с этим не поспоришь. Жилой и нежилой фонд на картинах Кима Ивановича действительно хорош.

Все картины Ким Иванович Шихов написал в 1960-2010-е годы.

27 декабря 2017, 15:59 |

Персональная выставка заслуженного художника России Кима Шихова «Возвращение к истокам» откроется 28 декабря в 16.00 в Нижегородском государственном выставочном комплексе.

Ким Шихов – нижегородский художник, большой мастер композиционного портрета. Начиная с ранних портретов отца и матери, до сей поры сохраняющих свою знаковую сущность, он создает портретную галерею современников – неординарных личностей своего времени. Характерной чертой этих портретных работ является пространство, окружающее персонажей. Это всегда набор атрибутов, позволяющих объемно и многогранно рассмотреть личность человека, своеобразная обстановка, которая дополняет значимые штрихи биографии.
Одним из важных жанров в творчестве Кима Шихова также давно стал пейзаж. Его пейзажные картины обладают особой звучностью и пластической выразительностью. В изображениях природы севера и средней полосы смысловую глубину и выразительность работам придаёт декоративное решение мотива.

Как мастер Ким Шихов постоянно находится в эпицентре художественных процессов. Общение и дружба с поэтами, публицистами, писателями, учеными, важная общественная роль в деятельности Союза художников позволяют ему в творчестве мыслить масштабно и актуально.

СПРАВКА

Ким Иванович Шихов — заслуженный художник России, член ВТОО «Союз художников России», член Международной академии культуры и искусства (МАКИ). Живописец, монументалист, график, педагог. Награжден медалью «За трудовое отличие» (1970), лауреат Премии Нижнего Новгорода (2001), почетный гражданин г. Нижнего Новгорода (2008).

Ким Шихов принадлежит к плеяде классиков нижегородского искусства второй половины XX века. Художник рано выработал свой узнаваемый пластический язык, основанный на живописной эстетизации картинной плоскости. Она представлена изысканными живописными метафорами в виде сложных цветовых гармоний: вариаций ярких охр, сдержанной глубокой зелени, пронзительных холодных оттенков синего, гладких светлых плоскостей. Живопись Кима Шихова обладает обобщенностью композиционного и цветового решения, лаконизмом формы, пронизанной энергичными линейными ритмами. Выразительная манера письма в сочетании с созидательным темпераментом позволяют художнику создавать глубокие запоминающиеся образы. К числу наиболее известных принадлежит ставшая хрестоматийной работа «Конек-горбунок» (1967, НГХМ).

Когда: с 28 декабря 2017 года по 28 января 2018 года.
Где: г. Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, 2/2.
Вход: 100 руб., для школьников, студентов, пенсионеров – 50 руб.
Время работы музея:
Вт., ср., пт., сб., вс. – с 11.00 до 19.00.
Чт. – с 12.00 до 20.00.
Пн. – выходной.
Касса работает до 19.30.
0+

30 октября в художественной галерее «Классика» состоялось открытие выставки заслуженного художника России, почетного гражданина Нижнего Новгорода и участника многочисленных всесоюзных, всероссийских и региональных выставок Кима Шихова.

Работы этого художника уже несколько дней радовали посетителей галереи «Классика». Поэтому нет ничего удивительного в том, что на открытие выставки пришло много ценителей искусства, среди которых было немало гостей из области и Нижнего Новгорода. В этот вечер в числе поздравивших художника были Светлана Шмелева, начальник Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области; Сергей Фролов, начальник городского Комитета по культуре; Галина Воронова, председатель Ивановского областного отделения союза художников России; Вячеслав Соболев, экс-министр культуры Правительства Нижегородской области, заслуженный работник культуры России, и Александр Ражев, лауреат премии Правительства Нижегородской области и заместитель директора Нижегородской детской школы искусств № 18, в которой Ким Шихов преподает изобразительное искусство.

Живопись Кима Ивановича молода и насыщенна: каждая его работа дышит любовью к жизни. Ким Шихов – мастер живописного портрета, тонкий пейзажист и автор жанровых композиций. Его манера совмещает в себе и оригинальность, и традиционность – точный, подчас жесткий алгоритмический рисунок в его работах рождает совершенно неожиданное ощущение радости и теплоты. В каждой работе живет душа художника. Это особенно заметно в портретах: в них рисунок выходит за пределы классики, позволяя выразить многие психологические особенности изображенных на них людей. «Это большой художник и большое искусство», – единодушно отмечали зрители.

«На мой взгляд, в произведениях Кима Шихова необычайно стойко интеллектуально-образное наполнение картин – в его работах мы видим чувства, которые выше эмоций. Его осенний пейзаж даже в жестком алгоритме узнаваем и знаком каждому. Если говорить о портретах – посмотрите на «Портрет профессора Льва Сивухина». Для того чтобы изобразить такие руки, как у профессора, нужно одновременно держать в голове десятки тысяч положений: они одновременно и мягкие, и жесткие, в них ощущается и возраст, и молодость. Стоит заметить, что немаловажную роль здесь играет цвет, который в пределах подобной алгоритмической живописи становится удивительно точным, богатым и разнообразным. Художественный почерк Кима Шихова запоминается сразу же и на всю жизнь, потом его уже ни с кем не спутаешь. Творчество Кима Ивановича отличает широкое мировосприятие и умение видеть светлое в мире, не придумывая его», – сказал искусствовед Юрий Ермилов.

Среди людей, желавших художнику здоровья, успехов и творческого долголетия, были как коллеги и друзья Кима Ивановича, так и просто посетители, покоренные его работами. Киму Ивановичу были торжественно вручены букеты цветов, которые он не менее торжественно подарил присутствующим дамам. Было видно, что художник очень рад такому сердечному приему и польщен столь теплыми словами благодарности и признания.

«Я всегда с трудом прохожу на выставки. Первая моя выставка состоялась в 1957 году, на которой мое творчество тут же обвинили в жестком влиянии Запада, формализме и отсутствии на холсте всякой живописи вообще. Сегодня меня часто называют жутким ретроградом и консерватором. Но я хочу сказать, что в своих работах я обращаюсь не к теоретикам и критикам, а к зрителю, который вырос на нашей Русской земле и является частью нашего русского народа. К такому зрителю я отношусь с большим уважением и трепетом и всегда с огромной радостью пишу для него свои произведения. Я не служу живописи, а создаю то искусство, каким его понимаю, вижу и чувствую. Большое спасибо организаторам выставки, ведь сегодня я впервые за 50 лет творческой деятельности услышал слова искусствоведа, так точно определившего мое творчество и отношение к миру. Я очень благодарен судьбе за то, что она свела меня с таким человеком, как Александр Иванников, он настоящий ценитель искусства, талантливый фотограф и превосходный организатор. И напоследок, всем, кто сегодня желал мне долгих лет жизни, я хочу сказать следующее: «Я родом с Севера, где мужики очень мало живут – всего 125 лет!» – сказал Ким Шихов.

В свои 85 Ким Иванович ШИХОВ деятелен, как десяток юношей. На его недавней выставке множество работ, созданных в 2016 году в экспедиции на Соловки, где не обошлось без курьёза. При восхождении на знаменитую Секир-гору патриарх нижегородских художников остановился прикурить. Какая-то дама потребовала не дымить в её присутствии – уважать старших, ведь ей уже за семьдесят! «Вот вам сколько?» – спросила она мэтра. «Восемьдесят пятый», – смущённо ответил тот. В чём же секрет энергии Шихова? Быть может, в имени?

Хорошо, что не Трактор

– Родители были коммунистами, вступили в партию и назвали меня в честь Коммунистического Интернационала Молодёжи, – улыбается Ким Иванович. – Папа потом спрашивал, не в обиде ли я за такое имя. «Хорошо, что не Трактор», – отвечал я. Мне оно нравится! Я на нём первую валюту заработал.

– Как это?

– В 1965 году группа комсомольцев поехала в Штаты. Из творческой молодёжи были я и известный писатель Эдвард Радзинский. Стали знакомиться – парень из Ташкента Вилор (Владимир Ильич Ленин Организатор Революции) и я – Ким. Смеху было! Руководитель группы сказал: «Такие вещи у нас оплачиваются». И дал 20 центов!

Медведи на фанерке

Действительно забавная история. Но Штаты были потом. А вот скажите, почему вы из Архангельска отправились учиться не в столицу, а именно в Горький?

– Я всегда любил читать и рисовать. Часами мог рассматривать иллюстрации и открытки. Очень любил и до сих пор люблю Горького. «Жизнь Клима Самгина» прочёл в 5-м классе. И когда выбирал, куда ехать учиться, сомнений не было. Художественное училище тогда располагалось на месте, где стоит сейчас Дом актёра. Для поступления на драной потёртой фанерке я акварелью нарисовал шишкинских медведей. Педагогов это так рассмешило, что они меня приняли.

– Но потом всё-таки был Ленинград…

– На старших курсах наши педагоги возили нас туда на каникулы, водили по музеям, в академию Репина. Я поклялся, что буду там учиться. И исполнил клятву. После окончания института меня направляли на родину, на Белое море – в творческий союз. Но к ректору приехал директор нашего училища и буквально молил отправить меня в Горький педагогом. Я согласился приехать на два года, и вот они растянулись на всю жизнь.

Сказка на горах

– Вы часто пишите храмы – Кижи, Соловки, десятки других церквей и соборов. Чем они вас так привлекают? Вы же атеист…

– Ким не может быть религиозным, – смеётся Шихов. – Я вспоминаю Капицу-младшего, который говорил «Я – православный атеист». Вот и я такой же. Но храмовая архитектура, глухие часовни в тайге меня завораживают с детства. Это во мне живёт. И гнетёт то, как сегодня порой уродуют храмы. Ведь исконные, они выверены до мелочей и всегда идеально вписываются в окружающую среду.

– А какое здание в Нижнем у вас самое любимое?

– Кремлёвская стена. Преклоняюсь перед мужеством и подвигом Агафонова, который восстановил все стены. Я много поездил по стране, но такого, как наш кремль, нет нигде. Это просто сказка на горах.

Эпоха в портретах

– Вы работаете в разных жанрах. Какой любимый?

– Портрет, он всегда был любимым. В 11 лет я написал первый портрет – моего друга Галактионова. В мире нет ничего интереснее человека. С людьми так интересно общаться, познавать их. Большинство героев моих портретов становились моими друзьями.

– Насколько сложно писать уже друзей?

– Я бы сказал, гораздо интереснее. Потому что тогда ты видишь не только внешнее, но и внутреннее – личность. А пейзажи… Как-то прислали мне дамы письмо из Екатеринбурга. Рассказывали про увиденную на выставке картину. Писали, что жили в деревне, которая на ней изображена. А я в их деревне вообще не был! Просто пишу то, что чувствую. Что-то могу добавить, что-то убрать. И получается обобщённый и узнаваемый образ. Я же не Шишкин, который ездил с группой лесорубов и требовал срубать то, что ему мешало! Но пейзаж не так важен, как портрет.

– Кто был лучшей вашей моделью?

– Это вопрос… Известный хирург Валентин Кукош. Я его писал очень долго, лет семь. Три холста испортил. Обаятельнейший человек с лучезарными глазами! (Этот портрет и вправду заставляет остановиться и смотреть на него долго-долго и чувствовать эпоху. Эпоху советской медицины – бескорыстной и открывающей тайны человека. – Авт.)

Династии – это неправильно

– Вот интересно, а любимый цвет у вас есть?

– У меня есть нелюбимый – зелёный. Не получается у меня он, и всё тут! И стоит перед глазами Сезанн – вот тот понимал зелёную краску. А у меня она грубая и открытая. С зеленью всегда мучаюсь.

– Кстати, а кто из художников для вас идеал?

– Я страшно обожаю старого русского еврея Левитана! Так как он понял Русь, никто не понимал, никто не доходил до такой глубины. И в то же время Суриков, Врубель… Рембрандт! Нельзя любить одного художника, так не бывает!

– Вы вот говорите любить… А ведь в творческой среде чаще царит соперничество…

– Когда-то для студентов я сочинил десять заповедей художника и опубликовал первую и последнюю. «А остальные?» – спросили они меня. «Остальные вам не нужны». Первая из них – «Всегда будь уверен, что ты – самый лучший художник всех времён и народов», а десятая – «Помни, что твой товарищ знает первую заповедь, и именно поэтому относись к нему по-дружески».

– Вы воспитали сотни учеников. А в вашей семье есть ещё художники?

– У меня два сына, две дочки – жёны моих сыновей, два внука, внучка и два правнука. Как все дети они любят рисовать, а потом бросают. Я не настаиваю. Династии – это неправильно. Помню слова Юрия Бондарева на съезде писателей: «Сколько бы у нас было Пушкиных, если бы всё шло по династиям!» Я люблю своих детей и внуков и не мешаю им развиваться. Пускай сами находят то, что им в жизни нужно. Младший внук с трёх лет рисовал – хорошо рисовал, а сейчас в одиннадцать бросил. Жаль. Цвет он чувствует удивительно. Но, может, вернётся – он хочет стать конструктором-дизайнером. Детей нельзя принуждать. Им надо подсказывать. Я 20 лет преподаю в школе искусств на Автозаводе и вижу, что дети, которые занимаются искусством – любым: живописью, музыкой, танцами, – развиваются быстрее и разностороннее. Просто дайте им этот выбор.