Мышление человека. Мышление. Мышление как познавательный процесс Мышление непосредственно включенное практическую деятельность


Мышление, включенное в трудовую деятельность, исследовалось Б.М. Тепловым и было названо им практическим. Б.М. Теплое отметил ряд особенностей практического мышления:
1) оно непосредственно вплетено в практическую деятельность, результаты решения тут же подвергаются проверке;
2) создается план операций, который относится не к символам и знакам, а к реальным объектам или процессам;
3) почти всегда имеется жесткий лимит времени, не дающий возможности выдвижения множества гипотез.

В дальнейшем, продолжая изучение мышления в труде, В.Н. Пушкин предложил для него термин «оперативное» (от лат. дрега - труд), т.е. мышление, непосредственно вплетенное в трудовую деятельность человека, притом деятельность, состоящую из операций и протекающую быстро: «все эти оттенки понятия «оперативный», в той или иной степени относятся к оперативному мышлению». Включение оперативного мышления вызывается проблемной ситуацией, под которой понимается конфликт между условиями и требованиями задачи. В результате решения задачи возникает новая, не применявшаяся ранее в аналогичных случаях схема действия, которая и приводит к устранению возникшего рассогласования. Этот процесс решения задач и может быть назван оперативным мышлением.

В деятельности диспетчера, которую изучал В.Н. Пушкин, и, по-видимому, в других видах деятельности (в разной степени) оперативное мышление выполняет следующие функции:
1) планирование - мыслительная деятельность по созданию плана функционирования управляемого объекта на определенный отрезок времени;
2) контроль и регулирование - специальная деятельность по выполнению выработанного плана, требующая отражения динамических характеристик управляемого объекта и соотнесения их с программой;
3) решение задач по устранению резких отклонений от нормы в управляемых процессах, когда сказывается большое влияние эмоционального состояния диспетчера и высокого темпа;
4) диагностика - при возникновении неисправностей и аварийных ситуаций.

Практическое мышление не является особым самостоятельным познавательным процессом. Вместе с тем, подчиняясь большинству закономерностей, свойственных мышлению в целом как общему психологическому процессу, оно приобретает ряд специфических черт, обусловленных особенностями практической деятельности. Наличие этих черт определяется тем, что основная задача мышления в практической деятельности - это не познание как таковое, а изменение, преобразование действительности.

Обозначим этапы функционирования практического мышления:
- возникновение проблемной ситуации;
- формулирование мыслительной задачи как результат изучения проблемной ситуации;
- решение задачи (выработка решения):
- реализация решения.

В практической деятельности названные этапы могут частично меняться местами и пересекаться друг с другом.

Возникновение проблемной ситуации. Проблемная ситуация рассматривается как момент в деятельности профессионала, когда эта деятельность не может продолжаться дальше с помощью старых средств и способов. Такая ситуация требует создания некого нового продукта, что и является сутью мышления как процесса.

В любой деятельности происходит огромное количество различных изменений ситуации, каждое из которых потенциально несет в себе проблемность. Если профессионал, обнаруживший то или иное изменение, начинает анализировать сложившиеся обстоятельства, рассматривать варианты продолжения деятельности, соизмерять их со своими возможностями, то данный эпизод стал для него проблемной ситуацией, даже если процесс анализа данной ситуации и ее разрешения протекает настолько быстро, что почти не фиксируется сознанием индивида.

Формулирование мыслительной задачи. Название этого этапа в значительной мере условно. Профессионал не формулирует решаемую задачу. Слабая вербализуемость процесса мышления в практической деятельности - одна из его особенностей, затрудняющих проведение научных исследований в данной области. Сущность рассматриваемого этапа - сбор информации, конкретизирующей проблемную ситуацию. Таким образом, этап решения практической мыслительной задачи начинается раньше, чем бывает собран необходимый для этого материал. Требование к результату определяется как индивидуальными чертами профессионала, так и условиями деятельности, в которую он включен. Так, результаты исследования показали, что требования представителей разных профессий к результату своего решения относятся к шести типам:
1) сохранение авторитета профессионала;
2) сохранение хороших отношений с партнером;
3) следование индивидуальному подходу, поддержка проявлений индивидуальности;
4) следование формальным требованиям;
5) обеспечение высокого качества деятельности;
6) сохранение хороших отношений с коллегами и администрацией.

Реализация решения в некоторой степени начинается еще до его выработки, так как направленность на реализацию представляет собой важнейшее свойство практического мышления. Профессионал изначально настроен на то, чтобы искать не принципиально возможное, как в исследовательской деятельности, а возможное в данной ситуации решение. В данной ситуации - значит именно в этих условиях и силами именно этого человека, поэтому принимаемое решение может быть объективно не самым лучшим и не самым «красивым» из нескольких возможных. Однако оно, как правило, оптимально учитывает внутренние условия его предстоящего осуществления. В некоторых случаях реализация принятого решения становится самостоятельной мыслительной задачей.

Выработка и реализация решения в практической деятельности немыслимы без учета последствий, которые может повлечь за собой претворение решения в жизнь. Кроме того, в ходе его реализации ситуация не остается неизменной и так или иначе влияет на действия профессионала, что также необходимо учитывать в ходе разрешения мыслительной задачи. Поэтому практическому мышлению присуща такая особенность, как прогностичность - способность предвидеть ближайшие и отдаленные перспективы развития ситуации, в том числе и под влиянием предпринимаемых профессионалом действий.

Мышление - это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и воображения. В восприятиях и представлениях внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств: в красках, формах, движении предметов и т. д. Когда же человек мыслит о каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своем сознании не эти внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаимные связи и отношения.

Сущность любого объективного явления должна быть познана лишь тогда, когда это явление будет рассматриваться в органической связи с другими. В процессе восприятия, к примеру, дерева человек, отражая в своем сознании ствол, ветви, листья и другие части и особенности именно данного, отдельного, конкретного предмета͵ может воспринимать это дерево изолированно от других явлений, любоваться его формой, свежестью зелœеной листвы, причудливыми изгибами ствола. Иначе протекает процесс мышления. Стремясь понять основные законы существования данного явления, проникнуть в его сущность, человек обязательно должен отразить в своем уме также и отношения этого предмета с другими предметами и явлениями. Нельзя понять сущность дерева, в случае если не узнать, какое значение для него имеют химический состав почвы, влага, воздух, солнечный свет и пр.
Размещено на реф.рф
Только отражение этих связей и отношений позволяет человеку понять функцию корней и листьев дерева, ту роль, которую они играют в круговороте веществ в растительном мире.

Сам предмет отражается в процессе мышления иначе, чем в восприятии; в мышлении мы не только выделяем отдельные части предмета (это возможно и в восприятии), но стараемся понять, в каких соотношениях эти части находятся друг с другом. Мышление позволяет приникнуть в сущность явлений только одним путем - через отражение тех связей и отношений, которые имеются у данного явления с други-

w n явлениями. Это отражение связей и отношений не мо-^ет осуществиться, в случае если мы не отрешимся от конкретных особенностей предмета и не станем мыслить о нем в самом 0 6щем виде. В процессе мышления конкретный образ единичного предмета (данный дуб, данная береза) отходит на задний план. Мы мыслим теперь уже о дереве вообще, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ должна быть и дубом, и березой, и деревом любой другой породы.

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями. η

1. Мышление всœегда имеет опосредованный характер.
Размещено на реф.рф
Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта͵ сохранившиеся в его памяти.

2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на базе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

3. Мышление исходит из ʼʼживого созерцанияʼʼ, но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всœегда отражаем эти связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всœех сходных явлений данного класса, а не только для определœенного, конкретно наблюдаемого явления.

4. Мышление всœегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всœегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме.

5. Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своем содержании оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое ʼʼсозерцаниеʼʼ внешнего мира, а такое его отражение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ

отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружающего мира.

Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Он позволяет понять составные части объекта͵ которые имеют большое значение для его осмысления.

Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Благодаря синтезу мы получаем целостное понятие о данном предмете или явлении, как состоящем из закономерно связанных частей.

Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Сравнивая выделœенные в процессе мышления явления, мы точнее познаем их и глубже проникаем в их своеобразие.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделœении в них основного, главного. Абстракция позволяет проникнуть ʼʼв глубьʼʼ предмета͵ выявить его сущность, образовав соответствующее понятие об этом предмете.

Обобщение - это объединœение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. Оно позволяет нам отразить в своем сознании всю сущность явления.

Конкретизация - это движение мысли от общего к частному. Благодаря конкретизации наше мышление становится жизненным, за ним всœегда чувствуется непосредственно воспринимаемая действительность.

Во-вторых, содержание мышления проявляется через его формы: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

Суждение - основная форма мышления, в процессе корой утверждаются или отражаются связи между предметами явлениями действительности. Оно позволяет в словесной форме отнести предметы или явления к определœенному

Умозаключение - это выделœение из одного или нескольких суждений нового суждения. В ряде случаев умозаключение определяет истинность или ложность суждений.

В-третьих, содержание мышления проявляется в функционировании его видов: наглядно-действенного, образного, отвлеченного.

Наглядно-действенное мышление - это мышление, непосредственно включенное в деятельность.

Образное мышление - это мышление, осуществляющееся на базе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.

Отвлеченное мышление - это мышление, совершающееся на базе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

И, наконец, мышление проявляется через его способы: индукцию и дедукцию.

Индукция - это способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу. К примеру, наблюдая в одном-двух случаях особенности того или иного предмета͵ мы распространяем это положение на всœе случаи использования всœех его видов, хотя они и не наблюдались нами.

Дедукция - это способ мышления, осуществляющегося в обратном порядке индукции. К примеру, чтобы доказать, что Данный угол в треугольнике больше другого, строят следующее дедуктивное умозаключение: известно и ранее доказано, что в треугольнике против большей стороны всœегда лежит и больший угол; данный угол лежит против большей стороны; из этих двух достоверных положений делается вывод: данный угол больше другого.

С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осу-

ществлении процессов мышления принимает участие вс я кора головного мозга.

Для процесса мышления прежде всœего имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. Поскольку деятельность отдельных участков коры всœегда детерминируется внешними раздражениями, постольку образующиеся при одновременном их возбуждении нервные связи отражают действительные связи в явлениях и предметах объективного мира.

Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи и отношения (ассоциации) и составляют физиологическую основу процесса мышления. Вначале, при первой попытке проникнуть в сущность того или другого явления, эти ассоциации имеют генерализованный характер, отражая реальные связи в их самом общем и недифференцированном виде, а иногда даже и неверно - по случайным, несущественным признакам. Лишь в процессе повторных раздражений происходит дифференцировка временных связей; они уточняются, закрепляются и становятся физиологической основой более или менее точных и правильных знаний о внешнем мире. Возникают эти ассоциации прежде всœего под воздействием первосигнальных раздражителœей, вызывающих соответствующие им ощущения, восприятия и представления об окружающей внешней среде. Реальные взаимодействия и взаимосвязи этих раздражителœей обусловливают возникновение соответствующих временных нервных связей первой сигнальной системы.

Мышление опирается не только на первосигнальные связи; оно обязательно предполагает деятельность второй сигнальной системы в ее неразрывной связи с первой сигнальной системой. Раздражителями здесь выступают уже не конкретные предметы окружающего мира и их свойства, а слова. Речь, будучи непосредственно связанной с мышлением, позволяет отразить в словах взаимосвязь и взаимообусловленность явлений, потому что слова являются не простыми сигналами единичных предметов, а обобщенными раздражителями. Эти новые сигналы в конце концов стали обозначать всœе, что люди непосредственно воспринимали как из внеш-

него, так и из своего внутреннего мира и употреблялись ими не только при взаимном общении, но и наединœе с самим собой. Их особенностью является то, что они представляют из себяотвлечение от действительности и допускают обобщение, ч то и составляет наше человеческое мышление.

При этом мышление обеспечивается системами функционально объединœенных нейронов головного мозга, которые отвечают за конкретные мыслительные операции и имеют свои характеристики, т. е. нейронные коды. Οʜᴎ отражают определœенную частоту импульсивной активности нейронов, участвующих в решении конкретных умственных задач. Сами же нейроны могут исходя из решаемых мыслительных задач перестраивать свою деятельность, выступая конкретными коррелятами определœенных мыслительных операций человека.

При принятии решений в ходе мышления образуются определœенные функциональные системы, которые обеспечивают разные уровни принятия решения и наличие вызванных для них потенциалов - определœенных реакций разных зон коры головного мозга на конкретное внешнее событие, которые сопоставимы с реальным психологическим процессом переработки информации. Деятельность функциональных систем психики, наличие конкретных уровней принятия решения и проявление определœенных вызванных потенциалов в целом и выступают психофизиологическими механизмами мыслительной деятельности.

Общая характеристика мышления - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общая характеристика мышления" 2017, 2018.

Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.

Если выразиться короче, то можно сказать, что мышление - это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

На основании мышления человек, познавая мир, может связывать воедино отдельные события и явления логическими связями. При этом он обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи. Например, мы знаем, нельзя курить на автозаправочной станции, и даже не пробуем этого делать. Наше сознание выстроило логическую связь между взрывоопасностью бензина и курением и дало прогноз того, что может произойти в случае нарушения правил техники безопасности.

Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке.

Главными особенностями протекания процесса мышления являются:

  1. Обобщенное и опосредованное отражение действительности.
  2. Связь с практической деятельностью.
  3. Неразрывная связь с речью.
  4. Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа.

Обобщенное отражение действительности означает, что в процессе мышления мы обращаемся к тому общему, что объединяет сходный ряд предметов и явлений. Например, когда мы говорим о мебели, то подразумеваем под этим словом столы, стулья, диваны, кресла, шкафы и т. д.

Опосредованное отражение действительности можно увидеть на примере арифметической задачи на сложение нескольких яблок или на определение скорости двух поездов, движущихся навстречу друг другу. «Яблоки», «поезда» - это лишь символы, условные образы, за которыми вовсе не должны стоять конкретные фрукты или составы.

Мышление возникает на основе практической деятельности , из чувственного познания, но выходит далеко за его пределы. В свою очередь, его правильность проверяется в ходе практики.

Мышление неразрывно связано с речью . Оно оперирует понятиями, которые по своей форме являются словами, а по сути - результатом мыслительных операций. В свою очередь, в результате мышления может происходить уточнение словесных понятий.

Мышление имеет место только тогда, когда имеется проблемная ситуация . Если же можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется.

В настоящее время в науке нет единой теории, объясняющей такой сложный психический процесс как мышление. Каждое крупное направление в психологии имеет свою точку зрения на этот познавательный процесс.

Так с точки зрения гештальт-психологии основа мышления - это способность психики формировать и преобразовывать образы («гештальты»). При этом мышление развивается в замкнутой сфере сознания, и представляет собой интуитивное нахождение нужного результата в виде озарения.

В бихевиоризме мышление есть субъективное отражение сложных связей между стимулом и реакцией.

Ассоциативная психология сводит мышление к сложным ассоциациям между следами прошлого опыта.

Представители деятельностного подхода в психологии рассматривают мышление как особый вид познавательной деятельности, который постепенно формируется у детей в результате социализации и обучения.

С точки зрения ученых, работающих в рамках этого направления, мышление - прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных практических и теоретических задач, связанных с преобразованием действительности.

Качественные характеристики мышления

Мышление, как и другие познавательные процессы человека, обладает рядом специфических качеств (табл. 9.1).

Таблица 9.1. Основные качества (свойства) мышления

Качество(свойство) мышления Содержание качества мышления
Быстрота Способность находить правильные решения в условиях дефицита времени
Гибкость Умение изменять намеченный план действий, при изменении обстановки или изменении критериев правильного решения
Глубина Степень проникновения в сущность изучаемого явления, способность выявлять существенные логические связи между компонентами задачи
Комплексный характер Оптимальное сочетание абстрактно-логического и образного мышления
Критичность Способность находить недостатки в собственном мыслительном процессе или способность адекватно реагировать на критику своего мышления со стороны
Самостоятельность Умение собственными силами разглядеть проблемную ситуацию и разрешить ее своим оригинальным способом, не поддаваясь влиянию стереотипов и авторитетов
Целенаправленность Способность не отклоняться в сторону от намеченной цели в процессе мышления
Широта Способность интегрировать знания из различных областей человеческой деятельности
Интуитивный характер Способность решать задачи при недостатке исходных данных
Экономичность Число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность

Эти качества в разной степени присутствуют у различных людей и в разной степени важны при решении различных проблемных ситуаций. Какие-то из этих качеств более значимы при решении теоретических задач, какие-то - при решении практических вопросов.

Умозаключение – это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. В ряде случаев умозаключение определяет истинность или ложность суждений. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные, по аналогии.
По видам мышление подразделяют на наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое (отвлеченное).
Наглядно-действенное мышление – это мышление, непосредственно включенное в деятельность.
Наглядно-образное мышление – это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.
Отвлеченное мышление – это мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.
С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга.
При принятии решений в ходе мышления образуются определенные функциональные системы, которые обеспечивают разные уровни принятия решения и наличие вызванных для них потенциалов – определенных реакций разных зон коры головного мозга на конкретное внешнее событие, ко торые сопоставимы с реальным психологическим процессом переработки информации. Деятельность функциональных систем психики, наличие конкретных уровней принятия решения и проявление определенных вызванных потенциалов в целом и выступают психофизиологическими механизмами мыслительной деятельности.
По С.Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной си туации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце.
Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы.
Первый признак мыслящего человека – умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что характерно у детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний.
От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными способами. Есть особые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта), для решения которых достаточно лишь по-новому соотнести исходные данные и переосмыслить ситуацию.
В большинстве случаев для решения задач необходима некоторая база теоретических обобщенных знаний. Решение задачи предполагает привлечение уже имеющихся знаний в качестве средств и методов решения.
Применение правила включает две мыслительные операции:
– определить, какое именно правило привлечь для решения;
– применение общего правила к частным условиям задачи. Автоматизированные схемы действия можно считать навыками мыш-
ления. Важно отметить, что роль мыслительных навыков велика именно в тех областях, где имеется очень обобщенная система знаний, например, при решении математических задач.
При решении сложной проблемы обычно намечается путь решения, который осознается как гипотеза. Осознание гипотезы порождает потребность в проверке.
Критичность – признак зрелого ума. Некритический ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение за окончательное.
Когда заканчивается проверка, мыслительный процесс переходит к окончательной фазе – суждению по данному вопросу.
Таким образом, мыслительный процесс – это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который являет-

ся сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.п.).
Выделяют четыре стадии решения проблемы:
1. Подготовка.
2. Созревание решения.
3. Вдохновение.
4. Проверка найденного решения.
Структура мыслительного процесса решения проблемы:
1. Мотивация (желание решить проблему).
2. Анализ проблемы (выделение «что дано», «что требуется найти», какие недостающие или избыточные данные, и т.д.).
3. Поиск решения:
3.1. Поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное мышление).
3.2. Поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов.
3.3. Решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов.
3.4. Поиск принципиально нового решения (творческое мышление).
3.4.1. На основе углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключение и т.п.).
3.4.2. На основе использования аналогий.
3.4.3. На основе использования эвристических приемов.
3.4.4. На основе использования эмпирического метода проб и ошибок.
В случае неудачи:
3.5. Отчаяние, переключение на другую деятельность: «период инкубационного отдыха» – «созревание идей», озарение, вдохновение, инсайд, мгновенное осознание решения некоторой проблемы (интуитивное мышление). Факторы, способствующие «озарению»:
– высокая увлеченность проблемой;
– вера в успех, в возможность решения проблемы;
– высокая информированность в проблеме, накопленный опыт;
– высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке, при эмоционально положительной стимуляции).
4. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.
5. Реализация решения.
6. Проверка найденного решения.
Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2). Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессозна-

тельного, характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия достигается результат, соответствующий предварительно поставленной цели, а результат, который не был предусмотрен в сознательной цели, является по отношению к ней побочным (побочный продукт действия). Проблема осознанного и неосознанного конкретизировалась в проблему взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Побочный продукт действия также отражается субъектом. Это отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, в форме сознания. Побочный продукт «складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но не существенны с точки зрения цели».