Конспект урока чтения поет зима аукает. Конспект открытого занятия «Поет зима, аукает…. Работа над стихотворением «Береза»


Урок литературного чтения во 2 классе

Тема: С. А. Есенин

«Поёт зима – аукает…»

(по программе «Школа России»)

Разработала:

Олейникова Нина Александровна,

учитель начальных классов

МОУ «Майская гимназия Белгородского

района Белгородской области»

2015

Предмет: Литературное чтение.
Класс : 2.
Тема : С. А. Есенин «Поёт зима – аукает…».

Место урока в теме: Изучение нового материала.

Цели:

сформировать представление о красоте зимней природы посредством произведений художественной литературы; научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Личностные результаты:

проявлять интерес к чтению лирических произведений; эмоционально отзываться на прочитанное произведение; принимать социальную роль учащегося; осмысливать мотивы учебной деятельности.

Метапредметные результаты :

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности под руководством учителя; планировать свою работу в соответствии с заявленной темой.

Предметные результаты :

находить в произведении слова, которые помогают представить увиденные картины; определять слова, которые помогут передать настроение произведения и чувства автора; знать особенности жанра лирических произведений; представлять картины, описываемые в произведении.
Информационный материал:

Учебник, ч. 1, с. 195.

Дидактический материал: карточки

Компьютерная презентация: «Речевая разминка»

Ход урока .

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

Как много улыбок засветилось. Спасибо!

А это мое настроение…Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы?

Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей. Удачи!

II . Речевая разминка

На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить. О чём надо помнить, чтобы речь была яркой и понятной другим?

(Надо управлять дыханием во время разговора, правильно дышать во время речи)

- Проведём речевую разминку.

Презентация. Урок 8.

III . Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Карточка

    Укажи правильный ответ знаком «+».

Отличительным признаком поэтического произведения являются:

Рифма

Диалог

Ритм

Восклицательные предложения.

    Соедини стрелками между собой фамилию, имя, отчество писателя и поэтическое произведение.

    Иван Алексеевич Бунин

    «Зимним холодом пахнуло…»

    Яков Лазаревич Аким

    «Чародейкою Зимою…»

    Константин Дмитриевич Бальмонт

    «Утром кот принёс на лапках…»

    Фёдор Иванович Тютчев

    «Снежинка»

    Продолжи определение.

Рифма – это___________________________________________________

_____________________________________________________________

IV . Проверка домашнего задания

1.Несколько учащихся читают стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою Зимою…» под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Зима. Январь»

2.Показ презентации «Мороз и солнце, день чудесный…», в которой использованы картины художников и стихотворения русских и современных поэтов, а также собственные фотографии зимнего леса (парка)

V . Сообщение темы и цели урока, подготовка к восприятию нового материала

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

- Закройте глаза и шепотом произнесите: «З – И – М – А …»

- Какие ассоциации у вас связаны со словом ЗИМА?

- Какими красивыми словами вы бы могли описать зиму?

Зима – это, наверное, то время года, которое никого не может оставить равнодушным. Многие русские поэты восхищались необычайной красотой русской зимы в своих произведениях. Зимнюю природу изображают по-разному. Композиторы «рисуют» её с помощью звуков. Художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты - с помощью слов. Зимняя природа побуждает людей творить. Она привлекает и манит.

Сегодня вы познакомитесь с творчеством С. А. Есенина.

Какую задачу поставим на урок?

VI . Работа по теме урока

1. Знакомство с биографией С. А. Есенина:

Великий русский поэт - Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году, в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье.

Будущий поэт окончил четырёхклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу. В те времена в земских школах преподавали грамматику, арифметику, историю, географию, Закон Божий, письмо и чтение русское и церковнославянское. Возможность обучаться имели далеко не все ребятишки, поэтому и классы были малочисленными (всего по 10-12 учеников). Продолжительность учебного года не была большой. Это было связанно с сельскохозяйственными работами, в которых дети помогали взрослым. Не учились и в дни больших православных праздников, дни рождения членов императорской семьи, кроме летних были пасхальные и рождественские каникулы.

Обучение в школе было четырёхгодичным, но Есенин учился пять лет. Из-за плохого поведения он был оставлен на повторный год обучения. Но несмотря на это, в мае 1909 года Сергей сдал первые в своей жизни экзамены на одни «пятёрки» и был награждён Похвальным листом и Евангелием В 1912 году Есенин приехал в Москву. Там он работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок. В 1915 году поэт едет в Петроград. Он быстро приобретает громкую славу среди поэтов того времени. Во всём мире до сих пор знают и любят его стихи. Любят за теплоту, лиричность, удивительную образность. В своих стихах поэт воспел красоту русской природы, восхищался и удивлялся ей. Любовь к России, её природе он впитал в себя ещё в детстве. Поэзия Есенина мелодична и музыкальна. Её звуки разлиты повсюду. Умей только слушать и наслаждаться. Уже в 16 лет начал сочинять стихи, многие из которых посвящены вечному – Родине, Матери, Природе, России, Любви.

2. Первичное восприятие произведения. Аудиозапись стихотворения

3. Беседа по первым впечатлениям.

Мы говорим, что поэзия – это музыка слов. Какую музыку вы услышали?

Какое настроение у вас возникло? (Музыка медленная, плавная. Настроение задумчивое, немного сонное, грустное)
– Поделитесь своими впечатлениями. Понравилось вам стихотворение? Чем?

Что вам особенно понравилось? Расскажите.
4. Словарная работа.

    Поет – сильно дует

    Аукает – перекликается

    Сосняк- сосновый лес

    Метелица - ласково метель (буран, вьюга) - перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли.

    Ковром шелковым – мягким ковром

    Сиротливые – без родителей

Анализ произведения.
Расскажите алгоритм работы с художественным поэтическим текстом.

Алгоритм работы с художественным (поэтическим) текстом

Прочитайте текст.

Определите тему текста.

Назовите главную мысль.

Определите жанр текста.

Назовите героя текста.

Опишите его образ.

Назовите слова и словосочетания, передающие настроение героя, раскрывающие отношение автора к герою.

Прочитайте стихотворение выразительно, используя соответствующие интонации

Работа по алгоритму.

А теперь прочитаем стихотворение ещё раз (дети читают про себя 1 часть)

Какова тема этого произведения? (Зимняя природа)

Какова главная мысль этого произведения? (Учит любить природу, наблюдать и наслаждаться ее красотой, бережному отношению к лесу…)

- Какова идея? Что хотел изобразить поэт? (Он хотел изобразить всю суровость зимней погоды, что очень холодно. Птицы озябли. Хотел показать, что в такое холодное время все ждет тепла, наступления весны).

Определите жанр текста. (стихотворение)

Давайте вспомним, что стихотворение делится на части – строфы. Что такое строфа?

(Строфа- группа стихотворных строк, объединённых ритмом, рифмой. По числу стихотворных строк строфа может представлять двустишие, трёхстишие)

- Сколько строф в нашем стихотворении? (две строфы, шестистишие (строфа состоит из 6 строк)

Что такое рифма? (созвучие концов стихотворных строк)

Назовите рифмы в стихотворении. (Аукает-баюкает, глубокую –далёкую, сосняка- облака , метелица- стелется, игривые-сиротливые)

Комментированное чтение.

1 строфа:

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

В каком лесу оказался поэт? (в сосновом, мохнатом)
- Мохнатый сосновый лес. Он звенит на морозе. Деревьев много и поэт нашёл удивительное слово «стозвон».

Какое слово использует поэт, показывая лес? (мохнатый)
- Что значит это слово? (засыпан пушистым снегом, снега в лесу очень много)

Кто хозяйничает в лесу? Кто о лесе так позаботился? (зима)

Какие слова помогают оживить зиму? (поёт, аукает)

Как называется такой приём в литературе? (олицетворение)

-Вспомните определение олицетворение – наделение животных, предметов, растений, явлений природы человеческими качествами.

Кого олицетворяет зима? (заботливую мать )

Какая она? Рисуем образ зимы (мягкая, добрая, немного грустная)

О чём тоскуют облака? (уплывают в страну далёкую)

Какие они? (седые)

2 строфа:

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Кто главный герой? (метелица)

Чем необычен образ метелицы? (ковром шелковым стелется)

Как понимаете это выражение?

Как называется такой приём в литературе, где слова употребляются не в прямом, а в переносном значении? (метафора)

Какая зима во 2-й части? (красивая, но холодная)

А по отношению к воробышкам? (равнодушная)

Какие слова нашёл, чтобы показать жалость? (как детки сиротливые)

Такой приём называется сравнение.

VII . Физминутка

Солнце землю греет слабо (руки вверх и вниз ),

По ночам трещит мороз (руки на пояс, наклоны в стороны ).
Во дворе у снежной бабы побелел морковный нос (дети показывают нос ).
В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда (прыжки на месте ).
Вьюга злится, снег кружится (дети кружатся ),
Заметая всё кругом белоснежным серебром (круговые движения руками ).

VIII . Работа в группе. Составление синквейна.

- Сейчас я предлагаю вам составить синквейн.

( - презентация по теме «Учимся писать синквейн»)

Вспомните синквейн в переводе с фр. 5 строк.

Например,

Зима

Морозная, холодная

Аукает, баюкает, ревёт

Стучит по ставням свешенным

Злюка

IX . Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

- Какую задачу ставили?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Где можно применить новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получается?

- Над чем ещё надо поработать?

X . Домашнее задание

Выучить стихотворение наизусть.

Используемые источники:

1.Книгочей: словарь- справочник по литературному чтению: 1-4 классы: для младших школьников/ Л. А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2013. -144с. ISBN 978-5-360-0944-0

2. Литературное чтение. 2 класс. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2 ч. /Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 224с.: ил.- (Школа России).

3. Уроки литературного чтения по учебникам «Родная речь». [Текст]: Книги 1, 2, 3: Кн. для учителя / В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова, Н. Н. Толоконников и др.; Сост. В. Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 1995. - 208 с.- ISBN 5-09-006104-1.

4.Литературное чтение. Методические рекомендации.2 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Н. А. Стефаненко. - М.: Просвещение, 2012. -128с.- (Школа России). – ISBN 978-5-09-025062-7

5.Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Литературное чтение.2 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ С. Г. Батырёва. – М.: Просвещение, 2013. -96с.- (Работаем по новым стандартам). - ISBN 978-5-09-028337-3.

Электронные ресурсы

1. - презентация по теме «Учимся писать синквейн»

2. - речевая разминка. Презентация. Урок 8.

3. музыка П. И. Чайковского «Времена года. Зима. Январь»

4. - портрет С. А. Есенина

Тема урока: С. Есенин «Берёза», «Поёт зима аукает».

Цели: - Приобщать детей к миру поэзии, развивать поэтический слух, наблюдать над звукоподражанием;

Учить детей представлять себе картины природы, изображенные поэтом.

Учить детей словесному рисованию, учить высказывать свои впечатления, делиться своими представлениями с товарищами, расширять словарный запас слов, кругозор

Воспитывать сочувствие к зимующим птицам, желание им помочь.

Регулятивные универсальные учебные действия:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений);
- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке.
Познавательные универсальные учебные действия : 
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.
- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- осознанно и произвольно
 строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, учебная игра, диалог);

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах;

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки со стихотворением с пропусками, рисунок берёзы на ватмане.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворений А. Пушкина и Ф. Тютчева.

  1. Речевая разминка.

В этом имени слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет,

Что-то есть в нём от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёзы

И синь – рассвет.

Что-то есть в нём

И от весенней

Грусти, юности

И чистоты… (слайд 1)

Как вы думаете, о какой фамилии какого поэта идёт речь? Ответить на этот вопрос вам помогут звуки этого стихотворения.

Только скажут –

«Сергей Есенин»,

Всей России встают черты…

(Николай Браун) (слайд 2)

  1. Постановка целей урока.

Ребята, вы наверное догадались о чём мы поговорим на сегодняшнем уроке?

Что вы знаете о Сергее Есенине? (слайд 3)

Сергей Есенин великий русский поэт, который своим творчеством прославил нашу страну. Он очень любил свою Родину, её природу. И это отразилось в стихах Есенина. Мы сегодня познакомимся со стихотворением «Белая Берёза». Оно было опубликовано первым в Московском детском журнале «Мирок», когда Сергею Есенину было только 19 лет.

5. Работа по теме урока.

Прежде чем мы начнём работать по теме я хочу вам напомнить, чтобы выразительно прочитать стихотворение, показать всю необыкновенную красоту слова, нам необходимо его прочувствовать и разгадать все загадки. А для этого нужно внимательно слушать.

Учитель читает стихотворение под музыку Чайковского «Декабрь». (слайд 4)

Понравилось ли вам стихотворение? На мой взгляд в нём есть что-то сказочное и это помогает передать музыка П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь»..

Какой перед вами предстала берёзка?

Обратите внимание на выделенные слова. Найдите в словарике нашего учебника их значение.

Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете.

Особенно интересно в стихотворении описание инея, найдите это описание.

Какой художественный прием использует автор? Сравнение.

Как говорит о кистях берёзы?

О чем ещё мы так говорим? Цветы.

Как называется такой прием? Сравнение.

Найдите ещё в тексте сравнения. Зачитайте.

Какое время дня рисует поэт? Утро.

Почему вы так решили? Заря.

Солнечное это утро, или пасмурное? Горят в золотом огне.

Прочитайте, как занимается заря зимой.

Какой литературный приём использует автор в создании образа берёзы? Олицетворение.

Докажите это строчками из стихотворения.

Где ещё используется этот прием?

Какое чувство, настроение создал поэт? Волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда.

Когда у вас возникает похожее настроение? Перед новым годом.

Да, это стихотворение создаёт нам праздничное настроение в преддверии нового года.

Где по - вашему нужно немножко приостановиться?

У вас действительно получилось создать отличное новогоднее настроение!

Понравилось ли вам работать с этим стихотворением?

Хотелось бы вам поработать ещё с одним стихотворением Есенина?

И это осуществимо, потому что впереди у нас работа со стихотворением Сергея Есенина «Поёт зима, аукает», но сначала отдохнём.

6. Физкультминутка.

Как вы думаете, легко ли поэтам сочинять стихи?

Сейчас мы ощутим, какого это. Перед вами стихотворение «Поёт зима, аукает, но с пропусками. Постарайтесь их заполнить.

(Дети получают карточки со стихотворением и работают самостоятельно)

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес ________
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
__________облака.

А по двору метелица
Ковром ___________стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки____________,
Прижались у окна.

Проверим, что у вас получилось. (Заслушивается несколько ответов, а затем сверка с образцом) (слайд 5)

Легко ли быть поэтом?

А теперь послушайте это стихотворение. (Читает учитель или включается аудиозапись)

Какие картины представили?

Какие звуки зимы услышали?

Повторние чтение (вслух) по смысловым частям. Комментированное чтение (комментирует учитель).

Сергей Есенин

Поёт зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка. (Представили себе мохнатый сосновый лес под снегом? Он звенит на морозе, деревьев много – и поэт нашёл удивительное слово – «стозвон». Метель убаюкивает лес…)

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака. (Увидели эти облака? «Седые» - значит какого они цвета? (Грязно-белого, сероватого, тусклого). О чём тоскуют облака?)

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна. (Послушайте ещё раз: «А по двору метелица ковром шелковым стелется,

но больно холодна…» Звук «л» повторяется и как бы усиливает ощущение холода; и ковёр шёлковый, сравнение это не случайно: шёлк – прохладаная, холодящая ткань…)

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые.

Прижались у окна.

. (Представили себе этих мёрзнущих воробушков? Какое сравнение нашёл поэт? (Он жалеет этих маленьких пташек, как и сиротливых деток.)

- Представили эти картины?)

Подготовка к выразительному чтению (по смысловым частям)

1. Воет ветер в лесу (напевно, убаюкивающе)

2.А по двору метелица (красота, холод зимы, суровость)

3. Озябли пташки малые (сочувствие к пташкам, жалость, волнение)

4. А вьюга с рёвом бешеным (рёв вьюги, холодные звуки зимы)

5. Снится красавица весна (мечтательно, с грустью, надеждой)

Ребята, а ведь у этого стихотворения есть продолжение, хотите послушать?(слайд 6)

7. Рефлексия.

- Ребята посмотрите у нас тоже в классе есть берёзка, только она не белая, но это пока.

У вас на столах снежинки разных размеров. Если вам на уроке было интересно и познавательно, то возьмите самую большую снежинку и украсьте ею нашу берёзку. Если, не совсем довольны своей работай на уроке, но в целом вам понравилось, то украсьте берёзку снежинкой средней по размеру. А если вам урок не понравился, вам было скучно и непонятно, то что ж не оставлять же берёзку голой. Прикрепите на неё самую маленькую снежинку. Слайд 2

Только скажут – «Сергей Есенин», Всей России встают черты… (Николай Браун)

Сергей Александрович Есенин (1895 - 1925)

Поет зима - аукает, Мохнатый лес ___________ Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую __________облака. А по двору метелица Ковром ___________стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки____________ , Прижались у окна. баюкает седые шелковым сиротливые

Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна.


План конспект урока
Предмет: литературное чтение, Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева УМК «Школа 2100», 3 Б класс
Тема: «Поет Зима, аукает…»
Цель: познакомить с произведением С.А.Есенина «Поет зима – аукает…» и «Пороша».
Планируемые результаты:
Предметные:
- отработка у учащихся функционально-грамотного чтения;
- развитие у учащихся в процессе работы над произведением поэтического вкуса и образного мышления, умения находить в тексте средства художественной выразительности.
Регулятивные:



Познавательные:

Коммуникативные:

-строить монологическое доказательное высказывание.
Личностные:

Литература: УМК «Школа 2100» литературное чтение, Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева 3 класс
Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Мотивация к деятельности. Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; создает эмоциональный настрой.
Прозвенел, дружок, звонок
Начинается урок.
Все красиво дружно встали,
Улыбнулись, подровнялись.
Поздоровались прилично;
Чтоб учиться на "отлично",
Тихо сели за свой стол,
Начинаем разговор.
Настраиваются на учебный процесс. Личностные:
-выражать положительное отношение к процессу познания.
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Актуализация имеющихся знаний - Начинаем наш урок.
- Послушайте и догадайтесь, о каком времени года мы будем говорить.
Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы, А в санях сидит царица Белокоса, белолица, Как махнула рукавом, Все покрылось серебром.
(Зима)
- Открываем страничку в новый литературный раздел.
- Прочтите его название («Поёт зима, аукает…»)
- Посмотрите на разворот и скажите, о чём мы будем читать в этом разделе?
(О зиме, о зимней природе, о новогодних праздниках и о чём-то сказочном…)
Умеет ли зима петь? Почему эта строчка в кавычках? Это цитата. А из какого произведения взята эта цитата, мы узнаем позже.
Что можно предположить по названию раздела и иллюстрации? (Будем читать и о зимней природе, и о новогоднем празднике, и о чём-то сказочном…) Слушают учителя и отвечают на вопросы
Разгадывают загадку.
Внимательно слушают и отвечают на вопросы учителя. Коммуникативные:

Регулятивные:
.
Выявление затруднений в деятельности и целеполагание - А как проводит зиму Настя? Давайте об этом прочитаем в учебнике на 52.
- Каким спортом занимается Настя и её родители зимой? (лыжным видом спорта) -Какие чувства и воспоминания переполняли Настю? Прочитаем последнее предложение ещё раз. (хором)
- Мы сейчас с вами тоже отправимся в зимний лес. Закройте глаза и представьте, что вы в зимнем лесу.
(Звучит музыка Чайковского « Времена года») – Зима.
- А теперь откройте глаза и расскажите, что вы увидели в лесу зимой. (Ответы детей)
- Правильно, ребята. Зимний лес - это кружева инея на ветках, это треск деревьев, встретивших жестокий мороз. Мохнатые снежинки, которые медленно кружатся в воздухе. Красивый снег, переливающийся искрами на солнце. Сосна, особенная зеленая на фоне белого снега. Елочки застыли под снежным покрывалом, неподвижным кажется воздух. Всё замерло от зимней стужи.
- С помощью чего композитор помог нам почувствовать всю прелесть зимней природы? (С помощью звуков).
- По-разному называют зиму: Зима – красавица, Зима – рукодельница, Зима-царица, кружевница, мастерица, матушка-Зима.
- А как называли зиму великие поэты? (не знаем)
-Как вы думаете, какая тема нашего урока? Чему мы сегодня научимся? Что нового узнаем? Читают в учебнике авторский текст.
Отвечают на вопросы учителя.
Дети анализируют; формулируют выводы своих наблюдений; сравнивают; высказывают предположения и наконец, формулируют тему и цель урока.
Познавательные:
- развитие умений выделять и формулировать проблемы;
-формировать умение анализировать, синтезировать
Регулятивные:
- умение принимать и сохранять цель урока;
IV. Совместное открытие знаний 1. Рассказ об авторе.
- Зима - удивительное время года. Зимняя природа привлекает и манит, пробуждает людей творить. Композиторы «рисуют» её с помощью звуков. Художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты с помощью слов, используя разнообразные художественные приёмы.
- Понаблюдаем, как С. Есенин рисует картину зимы.
- Знакомы ли вы с творчеством поэта?
- Какие стихи читали?
- О чём писал С. Есенин? (о Родине, о природе)
- С.А. Есенин очень любил родную природу и воспевал её в своём творчестве.
Удивительной была его судьба. За 30 лет, отпущенных ему на земле, Есенин успел так много, словно прожил огромную жизнь. В стихах С.Есенина все естественно и просто – как растет трава, как течет река, как наступает рассвет - и в то же время таинственно и загадочно...
- Давайте вместе с автором окунёмся в мир зимней природы.
2. Первичное чтение.
(звукозапись: Вивальди «Зима» . Учитель читает стихотворение «Поёт зима…»)
- Какое настроение автора почувствовали? (грустное)- Как вы думаете, с какой целью С. Есенин написал это стихотворение? Чтобы мы грустили или он хотел показать что-то другое? (хотел показать картины зимы)
- Какие картины зимы вы увидели?
- Какие звуки услышали?
3. Самостоятельное чтение.
- Прочтите самостоятельно и отметьте непонятные слова.
4. Словарная работа.
Поет – сильно дует
Аукает – перекликается
Стозвоном – звон 100 сосен (автор.)
Сосняк – собирательное, сосновый лес.
Ковром шелковым – мягким ковром
Сиротливые – без родителей
Озябли – сильно замерзли
Ставни – дощатые створки для прикрытия стекол
Вихри – порывистые круговые движения ветра
Физкультминутка. Слушают внимательно учителя, запоминают биографию С. Есенина.
Слушают чтение стихотворения учителем.
Отвечают на вопросы.
Читают самостоятельно, отмечают непонятные слова. Коммуникативные:
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить.
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность
-формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия.
V. Первичное закрепление во внешней речи Работа над выразительностью.
- Сколько строф в стихотворении? (4)
- В стихотворении 4 строфы, т.е. 4 части, 4 картины. В каждой свои герои, свои чувства. Давайте разберёмся в них, чтобы научиться читать стихотворение выразительно.
1. Комментированное чтение.
1 строфа:
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
- В каком лесу оказался поэт?(в сосновом, мохнатом) - Мохнатый сосновый лес. Он звенит на морозе. Деревьев много и поэт нашёл удивительное слово «стозвон».
- Какое слово использует поэт, показывая лес? (мохнатый) - Что значит это слово? (засыпан пушистым снегом, снега в лесу очень много)
- Кто хозяйничает в лесу? Кто о лесе так позаботился? (зима)
- Похожа ли она на человека? Чем?
- Какие слова помогают оживить зиму?
- Как называется такой приём в литературе? (олицетворение)
- Кого олицетворяет зима? (заботливую мать)
- Какая она? Рисуем образ зимы (мягкая, добрая, немного грустная)
- Откуда видно, что автор грустит?
- О чём тоскуют облака? Какие они?
- С каким чувством будем читать 1 часть?(с чувством грусти)
2 строфа:
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
- Кто главный герой? (метелица)
- Чем необычен образ метелицы? (ковром шелковым стелется)
- Как понимаете это выражение?
- Как называется такой приём в литературе, где слова употребляются не в прямом, а в переносном значении? (метафора)
- Нравится поэту метелица? (любуется шелками, но в то же время побаивается-больно холодна)
- Звук л повторяется несколько раз и усиливает ощущение холода. И ковёр шелковый не случайно, т.к. шёлк хоть и нежная, красивая ткань, но прохладная.
- Какая зима во 2-й части? (красивая, но холодная)
- А по отношению к воробышкам? (равнодушная)
- Кого напоминает зима? (Снежную королеву)
- Какое чувство вызывают у автора воробышки? (жалеет их)
- Какие слова нашёл, чтобы показать жалость? (как детки сиротливые)
- Такой приём называется сравнение.
- С каким чувством будем читать 2-ю часть? (с чувством жалости)
3 строфа:
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
- Какие нежные слова нашёл автор для птичек? (игривые, малые, голодные, усталые)
- Как называются такие слова в литературе? (эпитеты)
- Что вызывает тревогу у автора? Что его беспокоит? (птицы голодные)
- Что страшнее для птиц зимою - голод или холод?
- Зачем автор пишет нам об этом? (Птицам зимой очень плохо и они надеются на наше сочувствие)
-Покормите птиц зимой! И они порадуют нас весной своим трудом и пением.
- С каким чувством будем читать 3-ю часть? (с чувством тревоги)
- Любуется ли метелицей автор в этой части? (нет, она превратилась в злую вьюгу)
- Отчего же злится вьюга? (хочет показать свою власть, силу, могущество)
- В каком образе мы увидели здесь зиму? (в образе злой мачехи)
4 строфа:
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная Красавица весна.
- Есть ли надежда на спасение у нежных пташек? (есть)
- Где они нашли приют? (у мёрзлого окна, около человеческого жилья)
- Что ещё вселяет надежду? (скоро придёт весна)
- Зачем автор вводит образ весны?
- Зима не всесильна. На смену ей обязательно придёт весна. Тревога и грусть сменится на радость.
- С каким чувством будем читать 4-ю часть? (с чувством надежды)
Вывод: В одном произведении автор представил нам 4 образа зимы. Этим он хотел показать, что зима бывает разной (доброй, мягкой, холодной, суровой).
- Но в каком бы образе мы её не увидели, невозможно не восторгаться её красотой и величием.
- Мы наблюдали, как менялось настроение автора (от грусти до надежды)
- Прочитайте стихотворение так, чтобы передать не только настроение автора, но и свои чувства.
2. Выразительное чтение.
- Кому ещё захотелось прочитать это стихотворение?
3. Сейчас познакомимся с другим произведением С. Есенина «Пороша».
1) Аудиозапись. (Безрукова)
2) Работа с текстом после прослушивания.
- Что значит это слово пороша?
- Какие однокоренные слова помогают объяснить? (запорошить, припорошить. Пороша – слой только что выпавшего снега)- Вас чем-то удивила иллюстрация к стихотворению.
С кем поэт сравнивает сосну? (со старушкой)
Как вы понимаете слово «клюка» (это палочка, которой пользуется пожилые люди, для опоры)
-А кто этот невидимка, заколдовавший лес? (Мороз)
- Как вам показалось – эти стихотворения похожи?
3) –Ребята, прочитайте это стихотворение «жужжащим» чтением.
4) - А теперь давайте выразительно красиво прочитаем хором. (Хоровое чтение) Читают по строфам с комментированием, отвечают на вопросы.
Разбирают 2 строфу, отвечают на вопросы.
Работают над выразительностью 3 строфы, отвечают на вопросы.
Разбираются, с каким чувством надо читать 4 строфу, отвечают на смысловые вопросы.
Делают вывод.
Выразительно читают стихотворение.
Слушают выразительное чтение в записи.
Отвечают на вопросы.
Сравнивают 2 стихотворения на первичном уровне.
Жужжащее чтение.
Хоровое чтение. Коммуникативные:
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность
-формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания.
Познавательные:
- развитие умений выделять и формулировать проблемы;
-формировать умение анализировать, синтезировать.
Коммуникативные:
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
VI. Самостоятельная работа с проверкой Повторное чтение (про себя)
- Задание. Перечитать стихотворение и постараться увидеть, что в нём зима другая.
(Настроение более спокойное, светлое, в стихотворении больше жизни, шумят вороны, стучит дятел, звенят копыта лошадей; холодно тоже (слышны звоны), но не опасно (валит снег, стелет шаль) Есть и общее: поэт оживляет природу.2) выразительное чтение Чтение про себя, поиск ответа на вопрос.
Выразительно читают ст-е «Пороша». Регулятивные:
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия
VII. Включение в систему знаний и повторений 1. Сравнение двух текстов.
-Вот мы прочитали 2 стихотворения Сергея Есенина о зимней природе.
-Скажите, изменилось ли отношение к зиме у автора? (Да, изменилось)
-Как? (Ответы детей)
- В первом стихотворении он зиму описал злой, беспощадной, обижающей птичек, зима автору не очень нравилась. А во втором стихотворении любуется красотой зимнего леса, тишиной, спокойствием природы. Отвечают на вопросы учителя, анализируют 2 стихотворения.
Коммуникативные:
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
VIII. Рефлексия Дети, наш урок близится к концу. Вам понравился сегодняшний урок? Какое из стихотворений понравилось больше? Почему? Что вы узнали о поэте Сергее Есенине? (Любит зиму, природу, видит её красоту, умеет оживлять природу) Что мы делали? (Читали стихи, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям) Как бы вы оценили свою работу на уроке?
- Спасибо, урок окончен! Отвечают на вопросы учителя Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания.
Регулятивные:
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия
IX. Домашнее задание выучить одно из стихотворений наизусть.
Нарисовать портрет Зимы (по желанию)
Сделать выписки в тетрадь на страничку «Зима». Записывают д.з. в дневник.

Литературное чтение 2 класс

С.А. Есенин. «Поет зима - аукает...», «Береза»

Цели урока: ознакомить детей с краткой биографией и стихотво рениями С.А. Есенина; дать понятие метафоры, продолжать формировать умение видеть образные языковые средства; со вершенствовать умение читать стихотворное произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления на примере сравнения картин и стихов; прививать любовь к родной природе.

Оборудование: репродукция картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», П.И. Чайковский «Февраль» из цикла «Времена года».

Ход урока

I . Организационный момент

II . Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева.

III . Постановка цели урока

- Попробуйте услышать в стихотворении фамилию русского
поэта. Описать отношение к картинам зимы.

В этом имени - слово «есень».

Осень, ясень, осиный свет,

Что-то есть в нем

От русских песен -

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы

И синь - рассвет.

Что-то есть в нем

И от весенней

Грусти, юности

И чистоты...

Услышали ли вы эту фамилию?

Только скажут -«Сергей Есенин», всей России встают черты... (H. Браун)

    Какой прием использовал Николай Браун в своем стихо творении? (Звукопись.)

IV . Изучение нового материала

1 . Рассказ учителя.

Сергей Есенин родился и вырос в селе Константиново под Рязанью, на берегу Оки.

Закончил 4 класса в сельском училище, затем церковно-учительскую школу. Он очень любил природу и воспевал ее в своих стихотворениях.

2. Первичное чтение учителем стихотворения «Поет зима -
аукает...»

    Понравилось ли вам стихотворение?

    Какие картины вы увидели? (Лес, а над лесом плывут об лака. Метелица стелется по двору. Воробышки жмутся к окну, замерзли.)

    Прочитайте первые три строчки. Как вы их понимаете?

    Какие образные средства использовал поэт? (Олицетворе ние и метафору, придуманное слово - стозвон: звон 100 сосен.)

    Прочитайте следующие три строчки. А какой главный прием для создания картины здесь использован? (Олицетворение и тоже есть метафора - седые, с тоской глубокою.)

    Как вы представляете себе воробышков. Нарисуйте сло вами эту картину. Опишите дом, окно, воробьев, погоду, природу, передайте настроение.

    Как вы считаете, эта зима суровая или мягкая?

Что важнее для создания картины суровой и холодной зимы - написать о метели, холодной вьюге, или написать о воробышках? (И то, и другое, без воробышков.мы не поймем, насколько холодно.)

3. Выразительное повторное чтение детьми.

- Прочитайте это стихотворение так, чтобы передать свое

V . Физкультминутка

VI . Работа над стихотворением «Береза»

1. Первичное чтение.

- Прочитайте стихотворение «Береза» тихо, «жужжащим»
чтением.

2. Беседа после чтения.

    Подумайте, есть ли здесь метафоры и зачем их употребляет поэт? (Три строки из второго четверостишия, две послед ние строки из третьего, последняя строка четвертого. Для создания образа.)

    Есть ли здесь другие выразительные средства языка - срав нения или олицетворения? (Сонная тишина, лениво обхо дя, обсыпает - олицетворения.)

    Какие слова показались вам непонятными?

    Почему поэт сказал «принакрылась»? (Имеется в виду не закрылась совсем, только чуть- чуть.)

3. Работа по вопросам учебника на с. 197.

(Дети читают вслух по одному вопросу и отвечают на него).

4. Выразительное чтение стихотворения.

- Прочитайте это стихотворение так красиво, чтобы все уви
дели нарядную, тихую сияющую березу.

VII. Закрепление нового материала

    Сегодня вы научились замечать метафоры в стихотворе ниях.

    Посмотрите на картину Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь». Вспоминая о времени написания картины, художник писал: «Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба».

    Что значит лазурь? (Это цвет: светло-синий.)

    Что напоминает вам узор веток, сплетение белого на синем фоне? (Кружево.)

    Послушайте, как описал Грабарь февральские дни, в которые писал эту картину: «Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».

- Какие образные выражения запомнили? Как называется
этот прием? (Метафора).

VIII. Итог урока :

    Со стихотворениями какого поэта мы сегодня познакоми лись?

    Какие стихотворения прочитали?

    Знаете ли вы, что стихотворение «Береза» - это первое опубликованное стихотворение С. Есенина. Произошло это в 1914 году. Поэту было тогда 19 лет.

    Что такое метафора?

Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение «Береза».

Учитель: Батаева Светлана Анатольевна. Урок: Литературное чтение.
ТЕМА УРОКА: С.Есенин « Поет зима, аукает…»
ЦЕЛИ: 1. Учить находить в авторском поэтическом тексте литературные приемы, при помощи которых поэт создает образы. 2. Развивать воображение учащихся, умение работать с поэтическим текстом. 3. Воспитывать любовь к родному языку, родной природе; оказывать эстетическое воздействие на детей через слово и живопись.
ОБОРУДОВАНИЕ: репродукции картин А.Пластова « Первый снег» и И.Грабаря « Зимний пейзаж», портрет С.Есенина.

ХОД УРОКА.

    Организационный момент.
К моменту кульминации Пора нам подходить. И пик воображения Нам надо покорить.
    Подготовка к восприятию.
Чтобы узнать тему урока, разгадайте головоломку.
В1, А2, Г3, Б3. Сегодня мы продолжаем разговор о зиме. Посмотрите на репродукции картин двух известных художников: « Первый снег» А.Пластова и « Зимний пейзаж» И.Грабаря. - Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину А.Пластова? (радостное, веселое, хочется выбежать во двор, протянуть руки и поймать снежинки.) - А когда вы смотрите на картину И.Грабаря? (торжественное, и в то же время возникает ощущение холода, мороза.) - Что изобразил художник на своей картине? (лес зимой.) - Какие деревья в этом лесу? Каким словом называют лес, в котором растут сосны? (сосновый бор, сосняк.) - Сосны покрыты иголками, хвоей, а если мы прислушаемся в таком лесу, то что услышим? (шорох, еле слышный звон.) - А какие еще деревья нарисовал художник? (березы, осины.) - Они покрыты инеем. С помощью каких слов можно описать эти деревья? (мохнатые, пушистые, сказочные.) - Да, ребята, зима – удивительное время года, она бывает разной: радостной, веселой, торжественной, величавой, холодной, неуютной.) - Что вам нравится зимой? А что вы не любите зимой? - Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством С.Есенина и его стихотворением « Поет зима, аукает…» 3. Работа по новой теме. 1. Чтение стихотворения учителем. - Поделитесь впечатлениями. Понравилось вам стихотворение? Чем? 2. Чтение учащимися стихотворения про себя. Откройте учебник и прочтите стихотворение, найдите непонятные слова.
    Словарная работа.
Стозвоном – образ сильного мощного звона в сто колоколов. Сиротливые – тоскливо одинокие, унылые. Сосняк – молодой сосновый лес. Ставни – створки для прикрытия окна снаружи. Метелица – сильный ветер со снегом. Вьюга – снежная буря.
    Анализ содержания.
- О ком или о чем это стихотворение? (о зиме и о воробышках.) - Прочитайте и подумайте, какие разные картины – образы рисует нам автор стихотворения? (зима в лесу; метелица на дворе; воробышки у окна; зимняя вьюга; сон воробышков.) - Как автор описывает зиму? (как живое существо.)
- Найдите слова и звуки, рисующие образ зимы в первых двух строчках стихотворения. Эти слова взяты из жизни природы или человека? - Какие образы помогают создать картину суровой зимы? (метелица, вьюга, воробышки и весна, которую они видят во сне.) - Какие слова использует С.Есенин для создания этого образа? - Как вы думаете, почему автор пишет о воробышках? (потому что они очень бедствуют от холода и голода зимой.) - Как нарисованы птицы, какими словами автор передает свое отношение к ним? (воробышки, детки малые, нежные, усталые, голодные.) - Почему он так к ним относится? Какое чувство к воробышкам он хочет вызвать у читателей? - Какое настроение у вас вызвало это стихотворение? (грустное, жалко воробышков.) - Меняется ли настроение к концу стихотворения? (да, зима закончится и придет долгожданная весна.) - Вначале С.Есенин назвал стихотворение « Воробышки». Сохранился ли этот образ? Остался ли он главным, центральным, самым важным для автора или нет? (зима здесь центральный образ.) - Найдите приемы, которые использует автор. (олицетворение – очеловечивает зиму и воробышков, сравнение – воробышки, как детки сиротливые, контраст – беспомощные воробышки и бешеная вьюга, суровая зима и сон – мечта воробышков о весне.) - Какие слова и выражения С.Есенина вам особенно понравились? Почему? - Что можно сказать об отношении автора к природе? 5. Работа в парах с иллюстрациями. Рассмотрите иллюстрации. Подпишите рисунки строчками из стихотворения. (« Воробышки игривые, как детки сиротливые прижались у окна»; « И снится им прекрасная, в улыбках солнца, ясная красавица весна».)
    Физкультминутка. Работа над выразительностью чтения.
С. Есенин в своем стихотворении представил пять образов – картин. Мы должны прочитать каждую картину так, чтобы слушатели ее представили ярко. - Давайте подумаем теперь, как мы будем читать это стихотворение. С каким чувством будем читать? Все ли одинаково? (о вьюге – с чувством тревоги, печали; о воробышках – с чувством жалости, нежности, о весне – с радостью.) - В каком темпе будем читать стихотворение: быстро или неторопливо? (неторопливо, потому что нам надо показать, как нам жалко бедных птичек зимой.) - А где будем делать небольшие остановки при чтении? (в конце каждой строки и там, где стоят знаки препинания.) - Возьмите карандаш и расставьте паузы. Помните: запятая - короткая пауза, точка – длинная пауза. - Какие слова мы будем выделять голосом при чтении стихотворения? (дети читают по строчке, выделяя голосом слова, обсуждают, пробуют, спорят.) - А теперь, когда мы подготовились к выразительному чтению, давайте почитаем его по частям. (чтение каждого ученика обсуждается, оценивается.)
    Итог урока.
- Удалось ли нам найти образы и приемы, которые использовал автор, чтобы нарисовать картину суровой зимы? - Понравилось ли вам стихотворение? 8. Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть. Урок составлен по учебнику В.Ю.Свиридовой « Литературное чтение» , 2 класс.