Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука "В гостях у Зайки". Комплекс индивидуальных логопедических занятий по формированию звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Постановка и автоматизация звука К Котя острый когот


Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек.


Автоматизация свистящих и шипящих звуков.
Описание материала: предлагаю эффективный прием работы над свистящими и шипящими звуками на этапе их автоматизации в стихах с помощью мнемотехники (совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций). За основу работы были взяты стихи собственного сочинения. Данная техника (мнемодорожки), позволит автоматизировать звуки в более короткий срок, одновременно, развивая такие высшие психические процессы, как память, внимание, логическое мышление, пространственные ориентировки. Поможет логопедам, учителям, воспитателям, внимательным родителям активизировать внимание детей и долгое время поддерживать их интерес к закреплению уже «надоевших» звуков, превратить скучную работу в увлекательное интересное занятие, ведь ребенок может пользоваться как готовыми схемами, так и сам рисовать картинки, соединяя их в один сюжет.
Цель: повышение эффективности занятий по закреплению звуков.
Задачи:
- учить правильной артикуляции и характеристике изучаемых звуков
-развивать артикуляционную моторику;
-мелкую моторику
-фонематические процессы;
-лексико-грамматический строй речи;
-связную речь;
-развивать психические функции(внимание, память, мышление, ориентировку в пространстве)
-воспитывать положительное отношение к учебе
-любовь к родному языку.

Автоматизация свистящих звуков:
(СЬ-С)
Сено, сено мы косили
И на сеновал возили.

Серый селезень сегодня
Семечек себе купил.
Серый селезень сестренку
Семечками угостил.

Строили строители
Новый стадион.
Хоккеистов, футболистов
Скоро примет он.

Куст смородины растет
Спелых ягод принесет.
Красных ягод соберем,
Песню радостно споем.

(ЗЬ-З)
Зефир купила Зина
У дома в магазине.
Друзья на чай с зефиром
Придут сегодня к Зине.

Тузик на земле лежал
И хозяйку свою ждал.
В лес пойдут они гулять
Землянику собирать.

Заяц и зайчиха
покрасили забор,
А зайчата на забор
нанесли узор.

Зонт спасает от дождя
Как закапал – открывай.
Если слякоть и гроза
Ты его не забывай.

(Ц)
Из колодца мы водицу
Для цыплят своих несем,
И в корытце мы водицу
Им прохладную нальем.

Скворцы - певцы
Концерт дают,
А цапли им
цветы несут.

Автоматизация шипящих звуков:
(Ш)
Шапку, шубу на зиму
Шурочке купили.
И про шарф из шерсти
Тоже не забыли.

Шустрая шиншилла
Шубку обновила.
Шарф еще себе нашла
И гулять она пошла.

(Ж)
Медвежонок ждет на ужин
Жабу, ежика, ужа.
Приготовил свежий тортик
Из медового коржа.

Жук жужжит ужу на ушко.
Неужели еж пропал?!
Он мне джем сегодня утром
Ежевичный обещал

(Ч)
Вчера черепаха учила
Черепашонка считать,
Четыре часа объясняла
Как складывать и вычитать

Чайник на печи стоит
Скоро, скоро закипит.
К чаю ждут нас калачи,
Пончики и куличи.

(Щ) )
Мы с товарищем тащили
Щуку из реки.
Будет вечером уха,
А не просто щи.

Щавель кислый соберем,
Щи готовить мы пойдем,
Еще покрошим овощей,
Не бывало щей вкусней.

Конспекты по лексической теме "Транспорт" для детей 4-5 лет, имеющих тяжелые нарушения речи

Комплекс индивидуальных занятий по формированию звукопроизношения предназначен для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (дизартрия, алалия) и составлен в соответствии с методическими рекомендациями классиков логопедии М. Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, Л. С. Волковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной
Нарушения речи у данной категории детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонематическую, так и лексико - грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями данного комплекса являются максимальное включение слуховых, зрительных, двигательных анализаторов и максимальное использование дидактических средств.
Дидактический материал отобран и расположен с максимальным учетом дидактических и методических требований к логопедической работе с детьми и в соответствии с законами русской фонетики.
Цель данного комплекса - разработать систему занятий, включающих все этапы работы над звуком К, с детьми имеющими тяжелые нарушения речи.
Комплекс решает следующие задачи:

  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Формирование дыхательной и голосовой функции, просодической стороны речи.
  • Работа над произношением (постановка, автоматизация, введение в речь)
  • Формирование навыков звукового анализа и синтеза
  • Обогащение словаря.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи.
  • Формирование познавательных процессов.
  • Повышение речевой и эмоциональной активности детей.
  • Совершенствование личностного контакта учителя-логопеда и ребенка.

Комплекс состоит из 6 занятий и включает в себя следующие разделы:

  • коррекция звукопроизношения;
  • коррекция фонематических процессов;
  • коррекционная работа на слоговом, лексическом уровнях;
  • коррекционная работа на синтаксическом уровне;
  • совершенствование связной речи.

У детей с тяжелыми нарушениями речи этапы формирования артикуляционной моторики (артикуляционного уклада) и автоматизации звука проходят более длительный и трудный путь. Крайне важно разнообразить этот процесс, вызвать и сохранить мотивацию, поддержать интерес детей на протяжении всего периода коррекционно-логопедического воздействия. Этой цели служат презентации, включенные в структуру занятия.
В связи с тем, что старые условно - рефлекторные связи у детей со сложной речевой патологией очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Отсюда частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Учитывая быструю утомляемость детей, проводиться частая смена видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.
Занятие 1
Цель: подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука К, закрепить произнесения звука К в обратных слогах и словах, познакомить с буквой К, развивать мелкую моторику, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.
Ты любишь путешествовать. Хочу тебя обрадывать сейчас мы отправимся в путешествие и будем останавливаться на разных станциях. А вот и наша остановка. Мы приехали в лес. Посмотри нас кто-то встречает. А кто это догадайся.
На сметане мешен.
На окошке стужен.
Он от дедушки ушел
Он от бабушки ушел круглый бок, румяный бок
Покатился (Колобок)

К нам пришел Колобок. Мы с тобой будем показывать движения наших язычков.
1. Подготовительная часть. Разминка и упражнения:
А) подготовительные артикуляционные упражнения: для губ: чередование движений
А-И, А-У, А-О и обратно; для языка: (Презентация1).
«Лопаточка
«Киска сердится»:
«Кто сильнее?» соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда, нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубь рта (рот раскрыт, губы в улыбке) (5 раз)
«Катушка» : рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. (5раз)
«Горка» 1 : выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке). (5 раз.)
«Горка» 2: то же со сдуванием ватного шарика. (5 раз.)
«Горка « 3 : то же со шпателем или зондом. (5 раз)
Дышать носом с широко раскрытым ртом.
Б) разминка для кистей рук и пальцев рук + дополнительное упражнение «кулак-кольцо (пальцы одной руки сжимаются в кулак, а другой поочередно с большим пальцем образуют кольцо).
Голосовые упражнения: Колобок услышал, как «Курочка учит цыплят говорить: «Ко-ко-ко». Цыплята повторяют: «Ко-ко-ко». А самый маленький цыпленок говорит:» Ку-ку-ку». Мама его поправляет:»Не так. ку-ку-ку» говорит кукушка, а ты говори «ко-ко-ко» Как говорят куры? Как говорит кукушка?.
«У мамы болит горлышко, и она кашляет: «К-К-К-К»
2.Основная часть. Постановка звука К
1) По подражанию . Давай вместе с тобой научим Колобка поднимать спинку языка и стучать в потолок: «В домике он прыг да скок. В потолок стучит, Колобка веселит: «К-К-К-К»»
- развитие речевого дыхания: какое сейчас время года? Зимой падает снег. На рукавичку Колобка упала снежинка. Давай сдуем снежинку с рукавички, произнося звук К: «К-К-К-К»
Механический способ (является преобладающим)
Основный принцип его - от взрывного переднеязычного передненебного Т к взрывному заднеязычному задненебному К при помощи зонда, шпателя, пальца логопеда (затем ребенка) нажимая на кончик и переднюю часть спинки языка, постепенно выгибая и отодвигая язык в глубь рта, при этом произнося ТА-ТА-ТА: ТА-ТА-ТА—ТЯ-ТЯ-ТЯ - КЯ-КЯ-КЯ - КА-КА-КА.
Механическая помощь постепенно ослабляется, затем устраняется совсем.
2) Уточнение артикуляционного уклада: как мы произносим звук К? Спинка языка стукает глубоко во рту по нёбу, а кончик языка находится за нижними зубами. Произнеси звук К и попробуй это почувствовать: « К-К-К-К». Произнести звук многократно и отрывисто.
Характеристика звука: согласный (так как воздушная струя встречает преграду), глухой (так как голосовые связки не напряжены), твердый, обозначать мы его будем синим квадратом.
3. Закрепление правильного произнесения звука.
Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка «Повторялки»
АК-АК - АК-АК-АК АК-АК-АК - АК-АК
ОК- ОК - ОК-ОК-ОК ОК-ОК-ОК - ОК-ОК
УК-УК - УК-УК-УК УК-УК-УК - УК-УК
ЫК - ЫК - ЫК-ЫК-ЫК ЫК-ЫК-ЫК - ЫК-ЫК
ИК - ИК - ИК-ИК-ИК ИК-ИК-ИК - ИК-ИК
Знакомство с буквой К
Послушайте стихотворение про букву К
Посмотри на букву К:
Есть нога и есть рука.
Костя Крикнул Кошке: "Кыш! "
Это всё на К, малыш.
На что похожа буква К? (на усики жука, клюв) В какую сторону смотрит буква К? (в правую) Сколько элементов у буквы К? Какие? (Приложение 1)
Давай для Колобка слепим его букву и украсим ее.
Итог занятия. Прощание с Колобком дарим ему букву из пластилина.
Занятие 2.
Цель: автоматизировать звук К в обратных слогах и словах, формировать фонематический слух, закрепить понятия « буква», «звук», развивать мелкую моторику, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.
Колобок написал нам письмо
«Жду тебя в домике лесном, поиграем, отдохнем»
- Отправимся в гости?
- Да
По тропинке в лес пойдем. На полянке дом найдем.
Упражнение « постучи как Я» - развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти. (ритмический рисунок)
Колобок узнал, что ты учишься правильно произносить его любимый звук и решил пригласить тебя в гости, что бы вместе поиграть со звуком К.
Артикуляционная гимнастика:
«Лопаточка »: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6);

«Киска сердится»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. (5 раз)

«Катушка» : рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.(5раз)
«Змейка»

раз.
1. Проговори слоги и слова (2-3 раза):слуховое внимания слуховая память

УК-ЫК-АК-ОК

ЫК-УК-ОК-АК

ОК- АК- УК-ЫК

АК-АК-АК - МАК ЫК-ЫК-ЫК - БЫК

ОК-ОК-ОК - ОПЕНОК ИК-ИК-ИК - ВЕНИК

УК-УК-УК - ПАУК
2. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука К. (фонематический слух)Послушай потешку. Слушай внимательно, какой звук я выделяю голосом, назови слова с этим звуком:

Котя, котенька, коток,

Котя острый коготок

Выучить потешку наизусть: произнести потешку без голоса, четко артикулируя каждый звук. А теперь тихо-тихо разбудим кота, а теперь громко, позовем кота гулять.
3. Закрепление звука К в предложениях: вставь слова со звуком К (Презентация 2)

У Кати на клумбе вырос (мак, пион, нарцисс)

Коричневый (мухомор, опенок) красовался на пеньке.

В углу стоит (веник, ведро)

С потолка спускался (паук, пчела)

У ворот стоял огромный (бык, верблюд).

Назови слова со звуком К: мак, опенок, веник, паук, бык.

4.Рассмотри букву К, сложи ее из палочек, начерти в воздухе пальцами обеих рукпоочередно.

5.

Раскрась большую букву синим цветом, а маленькую зеленым, заштрихуй.

6. Итог занятия. Прощание с Колобком.

Занятие 3

Цель занятия: автоматизировать звук в прямых слогах и словах, развивать фонематический слух, и простой звуковой анализ, развивать зрительно моторную координацию руки.

1.Подготовительная часть.

1. Разминка и упражнения:

А) подготовительные артикуляционные упражнения: для губ: чередование движений А-И, А-У, А-О и обратно; для языка:

«Лопаточка »: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6);

«Змейка» Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта.

Движения языка производятся в мед ленном темпе и выполняются 5—6раз.

2.Основная часть.

1). Колобок сегодня приготовил тебе много заданий и упражнений. Он предлагает тебе поиграть с картинками: как кричат куры: «Ко-ко-ко!», «Куд-куда!»,петух: «Кука-реку», утки: «Кря-кря-кря!», кукушка: «Ку-ку, ку-ку!», ворона: «Кар-кар»

В крике, каких птиц слышится звук [К]? Обведи подходящие картинки.

Изолированное произнесение звука К, уточнение артикуляции:

Широко открыть рот.

Спрятать язык вглубь рта, сжать его в комочек.

Постучать сжатым языком по нёбу, произнести звук К.

Приблизить ладонь ко рту, почувствовать движение воздуха.

Громко и отчетливо, многократно произнести звук К.

Характеристики звука: согласный, глухой, твердый.

Развитие фонематического слуха

  • Опознание звука из ряда других

К : К, Р, Г, М, К, Ж, К, Л, К, Х, К

  • Опознание из слогов

Сожми крепко кулачки, когда услышишь звук К : КА, ГА, КЫ, МУ, АК, КО, ХА, КУ

  • Опознание из слов

Сожми крепко кулачки, когда услышишь звук К : ЛАМПА, РУКА, НОРА, КОЗА, ПОЛКА, ДОМ, КОТ, ШОКОЛАД, СЛОН, КАМЕНЬ, СТОЛ, КАЛОШИ.

Запомни, повтори слоги:

КА-КА-КА КА-КО-КУ-КЫ

КО-КО-КО КО-КУ-КЫ-КА

КУ-КУ-КУ КУ-КЫ-КА-КО

КЫ-КЫ-КЫ КЫ-КА-КО-КУ

Проговори слова (по 2 раза):

кабан банка ком

кабина будка кон

кабинет бука конь

кайма ветка кофе

камень майка ковать

канава нотка комета

капитан утка конфета

Игра «Чудесный мешочек». У Колобка - чудесный мешочек с овощами (капуста, картофель, морковь. Ребенок достает овощи, называет их, уточняет, что в словах есть звук К (определяет место звука в словах). Четко выделяет интонационно звук К.

Подбор названий овощей к притяжательным местоимениям: моя капуста, мой картофель, моя морковь

Предлагает найти такие же картинки - контуры и раскрасить их. Называет овощи, в названии которых нет звука К: (помидор, огурец)

Игра «Прятки». Колобок предлагает поиграть в прятки. А прятаться от тебя будет слог КА. Слушай внимательно предложения (картинки к предложениям пронумеровать) и попробуй восстановить слова: (Приложение 2).

1. Соба (ка) тяв (ка)ла на рыба (ка).

2. (Ка)тя на(ка)зала озорни(ка) котен(ка)

3. Кош(ка) ла(ка)ла молоко из блюдеч(ка).

4. Малень(ка)я девоч(ка) громко пла(ка)ла.

5. Зай(ка)пос(кал в огород за (ка)пустой.

6. Бабуш(ка) (ка)тает вну(ка) по дорожке пар(ка).

Звуковой анализ : твердый согласный обозначать на звуковой схеме слова синим цветом, а гласные звуки - красным цветом:

Повтори скороговорку «Котя, котенька,коток. Котя острый коготок»

Нарисуй петелькой собаку возле будки.

Занятие 4.

Цель занятия: продолжать автоматизировать звук К в словах и предложениях, расширять словарь на звук К, развивать зрительно моторную координацию руки, воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.

Развитие дыхания

Сядь ровно, ноги на полу, руки положи на живот. Закрой глаза. Представь, что в животе - шарик. Вдох делаем через нос - шарик надувается; плечи неподвижны; выдох через нос - шарик спускается потихоньку. Сейчас мы будем «надувать» и «сдувать» шарик. Дышим медленно.

Ребёнок сидит на стуле, откинувшись на спинку стула; выполняет упражнение в медленном темпе 5 раз.

Артикуляторная гимнастика Развитие подвижности и дифференцированных движений губ, языка.

  • «Лягушка» - «Хоботок»
  • «Лопата» - «Иголочка»
  • «Киска сердится»
  • «Чистим нижние зубки»
  • «Катушка»
  • «Качели»

Ребёнок перед зеркалом выполняет под счёт упражнения в медленном темпе.

Автоматизация звука [К]. с использованием « Суджока»

на длительном речевом выдохе произносим слоги:

[Кк-а-а-кк-о-о-кк-у-у-кк-ы- ы- кк -э-эк];

Ребёнок на длительном речевом выдохе произносит чётко артикулируя гласные.

Давай поиграем с тобой в игру «Повторялки»

Развитие слухового восприятия, чувства ритма, рифмы.

Закрепление навыка правильного произношения звука [к] в прямых слогах, словах с прямым слогом.

Ка - ка, Ка - ка, Ка - ка,

Каша, камень, камера.

ка - Ка, ка - Ка, ка - Ка,

цветка, индюка, молотка

Ко - ко, Ко - ко, Ко - ко,

Кот, котик, комок

ко - Ко, ко - Ко, ко - Ко,

высоко, широко, велико.

Ку-ку, Ку-ку, Ку-ку.

Курица, куры, кумушка

Ку-Ку, ку-Ку, ку-Ку.

Глазику, ротику, носику.

«Назови картинки». Развитие памяти. Развитие фонематических функций. Активизация словаря.

Назови картинки, в названиях которых есть звук [К].

(теленок, жеребенок, цыпленок, лошадь)

(теленок, жеребенок, цыпленок) какое лишнее слово (лошадь). Почему?

В этом слове нет звука (К).

Составь предложение с одни из слов.

Катя кормит цыпленка.

Сколько слов в предложении.

Игра «4 лишний» (Презентация 3 )

Итог

Чем мы сегодня занимались?

Как правильно произносить звук [К]?

Положение губ;

Положение зубов;

Положение языка;

Какая воздушная струя.

Вспоминает виды деятельности;

правильную артикуляцию звука [К].

Занятие 5

Цель : автоматизировать звук К в слогах и словах со стечением согласных, работа над предложением, формирование грамматического строя языка, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.

Катился Колобок, катился по дорожке и услышал кто-то кричит Ква-Ква. Кто же это?

Зелена я, как трава

Моя песенка: «Ква-ква».

Отгадай загадку. Обведи отгадку.

Тянем губы прямо к ушкам, получается - лягушка

Артикуляционная гимнастика:

«Улыбка»- «Трубочка», «Лопаточка»-«Иголочка»

«Чистим нижние зубки», «Катушка», « Качели»

Анализ артикуляции:

  • губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке;
  • зубы разомкнуты:
  • кончик языка лежит у основания нижних резцов,
  • передняя и средняя части спинки языка опущены,
  • задняя часть спинки языка поднимается вверх и упирается в нёбо в задней его части,
  • боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам;
  • мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;
  • голосовые связки не напряжены, разомкнуты — голос не образуется;
  • воздушная струя сильная, в момент произнесения звука проходит по центру ротовой полости, разрывая смычку между задней частью спинки языка и небом.

Лягушка-квакушка обрадовалась нашей встрече, запрыгала по камушкам

Автоматизация звука [к]в слогах.

Ква-кво-кву

Ска-ско-ску

Кво-кву-квы

Ско-ску-скы

Кву-квы-ква

Ску-скы-ска

Квы-ква-кво

Скы-ска-ско

Квакушка - квадрат -квартира

Скамейка -сказка - коляска.

Физминутка: вот лягушки по дорожке, скачут вытянувши ножки. Увидали комара закричали: Ква-Ква-Ква! (ребенок изображает лягушку)

Развитие просодии.

Как квакает большая лягушка? Как маленькая?

Игра «Отгадай загадки». Колобок просит тебя подсказать слово в конце каждого стихотворения.

Кто на себе свой домик тащит

В темной темнице,

Красна девица,

Без нитки, без спицы,

Вяжет вязаницы.

(бабочка)

Пляшет крошка —

Всего одна ножка.

Цели: закрепление навыка правильного произнесения звуков [С], [Сь], [З], [Зь], [Ц].

Задачи: развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, автоматизация навыков правильного произнесения свистящих звуков, введение звуков в речь ребенка, развитие внимания и памяти, фонематического восприятия.

Оборудование: индивидуальный наглядный материал.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Автоматизация звука [С] в словах, словосочетаниях, простых предложениях.

3. Автоматизация звука [Сь] в словах, словосочетаниях.

4. Автоматизация звука [Ц] в словах.

5. Дифференциация звуков [С]-[Ц] в слогах.

6. Автоматизация звука [З] в словах, словосочетаниях, предложениях.

7. Автоматизация звука [Зь] в словах, словосочетаниях.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Знакомство с темой занятия.

2. Автоматизация звука [С] .

Уточнение артикуляционного уклада звука [С], произнесение звука.

Автоматизация звука [С]:

В словах, насыщенных звуком [C]: состав, способ, спуск и пр.;
- в словосочетаниях: соленый суп, спелая капуста, смелый солдат и пр.;
- в предложениях: у стола стоит стул, рассаду высадили в саду, скоро вставать и пр.

3. Автоматизация звука [Сь] .

Уточнение артикуляционного уклада звука [Сь], произнесение звука.

Автоматизация звука [Сь]:

Динамическая пауза (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действие; в данном случае, воспитанник должен в случае правильного произнесения звука в словах, сделать шаг вперед, двигаясь к обозначенной цели):

Проговаривание слов, насыщенных звуком : система, соседи, спасибо и пр.;

В статическом положений у зеркала:

В словосочетаниях: синие васильки, десять слов и пр.

4. Автоматизация звука [Ц] .

Уточнение артикуляционного уклада звука [Ц], произнесение звука.

Автоматизация звука [Ц]:

Используется индивидуальный демонстрационный материал:

В словах (в конце, начале, середине): боец, конец; цапля, цепь; овца, кольцо и пр.

Игра «Чего не стало» — на развитие внимания и памяти, отработка грамматических категорий: родительный падеж единственного числа имен существительных.

В словах с насыщенных звуком [Ц]: целуется, целится, цепляется и пр.;

5. Дифференциация звуков [С]- [Ц] .

Динамическая пауза (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действии; в данном случае, воспитанник должен в случае правильного произнесения звука в словах — сделать шаг вперед, двигаясь к обозначенной цели, шаг назад — если задание выполнено неверно):

Проговаривание цепочек слогов, воспринятых на слух: са-ца, цо-со, су-су-цу и пр.

6. Автоматизация звука [З] .

Уточнение артикуляционного уклада звука [З], произнесение звука.

Автоматизация звука [З]:

В словах, насыщенных звуком [З]: зазывала, заноза, зазубрина и пр.;
- в словосочетаниях: знакомая музыка, знание языка, забыли зонт и пр.;
- в предложениях: у Зои новый зонт, звучит знакомая музыка, Захар заехал на завод и пр.

7. Автоматизация звука [Зь] .

Уточнение артикуляционного уклада звука [Зь], произнесение звука.

Автоматизация звука [Зь]:

Динамическая пауза: (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действие) – проговаривание слов, насыщенных звуком [Зь]: зигзаг, зазимовать, зазеленеть и пр.;

В статическом положений у зеркала: — в словосочетаниях: зеленые зерна, змея ползет по земле и пр.

8. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.

Даниленко Наталья Владимировна,
учитель-логопед I квалификационной категории
ГОУ ЦППРиК «Ясенево», г. Москва

Литература:
1. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. М.: Просвещении, 2010.
2. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, Гаврилушкина О.П., Голубева Г.Г. и др.; Под. Ред. проф. Л.В. Лопатиной. – СПб.:ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2009.
3. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: Пособие для логопеда. – М.:Гуманит.изд.центр Владос, 2001
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация свистящих звуков у детей: дидактический материал для логопедов. – М.: Издательство Гном и Д, 2006
5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения.
Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников. – М.: Идательство Гном и Д., 2008.
6. Спивак Е.Н. Звуки С, Сь, З, Зь, Ц. Речевой материал для автоматизации звуков у детей 5-7 лет. – М.: Издательство Гном и Д, 2009.
7. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Тема:

Цели:

Задачи:

Оборудование:

План занятия:

1. Организационный момент.

Ход занятия:

  1. Автоматизация звука [Ц]. Уточнение артикуляционного уклада звука [Ц], произнесение звука. Автоматизация звука [Ц]: Используется индивидуальный демонстрационный материал - картинки со звуком [Ц]: - в словах (в конце, начале, середине): боец, конец; цапля, цепь; овца, кольцо и пр.

5. Дифференциация звуков [С]- [Ц]. Динамическая пауза (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действии; в данном случае, воспитанник должен в случае правильного произнесения звука в словах — сделать шаг вперед, двигаясь к обозначенной цели, шаг назад — если задание выполнено неверно): - проговаривание цепочек слогов, воспринятых на слух: са-ца, цо-со, су-су-цу и пр.

7. Автоматизация звука [Зь]. Уточнение артикуляционного уклада звука [Зь], произнесение звука. Автоматизация звука [Зь]: Динамическая пауза: (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действие) - проговаривание слов, насыщенных звуком [Зь]: зигзаг, зазимовать, зазеленеть и пр.; В статическом положений у зеркала: — в словосочетаниях: зеленые зерна, змея ползет по земле и пр.

8. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального занятия по автоматизации свистящих звуков.»

Конспект индивидуального логопедического занятия.

Тема: «Автоматизация свистящих звуков».

Цели: закрепление навыка правильного произнесения звуков [С], [Сь], [З], [Зь], [Ц].

Задачи: развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, автоматизация навыков правильного произнесения свистящих звуков, введение звуков в речь ребенка, развитие внимания и памяти, фонематического восприятия.

Оборудование: индивидуальный наглядный материал.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Автоматизация звука [С] в словах, словосочетаниях, простых предложениях.

3. Автоматизация звука [Сь] в словах, словосочетаниях.

4. Автоматизация звука [Ц] в словах.

5. Дифференциация звуков [С]-[Ц] в слогах.

6. Автоматизация звука [З] в словах, словосочетаниях, предложениях.

7. Автоматизация звука [Зь] в словах, словосочетаниях.

8. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.

Ход занятия:

    Организационный момент. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Трубочка», «Лопатка», «Киска сердится», «Чистим зубки», «Дудочка», «Ветерок».

    Автоматизация звука [С]. Уточнение артикуляционного уклада звука [С], произнесение звука. Автоматизация звука [С]: - в словах, насыщенных звуком [C]: сосулька, состав, способ, спуск, соска и пр.; - в словосочетаниях: стеклянный стакан, соленый суп, спелая капуста, смелый солдат и пр.; - в предложениях: смелый солдат спешит сражаться, у стола стоит стул, рассаду высадили в саду, скоро вставать и пр.

    Автоматизация звука [Сь]. Уточнение артикуляционного уклада звука [Сь], произнесение звука. Автоматизация звука [Сь]: Динамическая пауза (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действие; в данном случае, воспитанник должен в случае правильного произнесения звука в словах, сделать шаг вперед, двигаясь к обозначенной цели): - проговаривание слов, насыщенных звуком : синий, сельдь, система, соседи, спасибо и пр.; В статическом положений у зеркала: - в словосочетаниях: веселые гуси, синие васильки, десять слов и пр.

    Автоматизация звука [Ц]. Уточнение артикуляционного уклада звука [Ц], произнесение звука. Автоматизация звука [Ц]: Используется индивидуальный демонстрационный материал – картинки со звуком [Ц]: - в словах (в конце, начале, середине): боец, конец; цапля, цепь; овца, кольцо и пр.

Игра «Чего не стало» - на развитие внимания и памяти, отработка грамматических категорий: родительный падеж единственного числа имен существительных: - в словах с насыщенных звуком [Ц]: целуется, целится, цепляется и пр.;

5. Дифференциация звуков [С]- [Ц]. Динамическая пауза (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действии; в данном случае, воспитанник должен в случае правильного произнесения звука в словах - сделать шаг вперед, двигаясь к обозначенной цели, шаг назад - если задание выполнено неверно): - проговаривание цепочек слогов, воспринятых на слух: са-ца, цо-со, су-су-цу и пр.

6. Автоматизация звука [З]. Уточнение артикуляционного уклада звука [З], произнесение звука. Автоматизация звука [З]: - в словах, насыщенных звуком [З]: зазывала, заноза, зазубрина и пр.; - в словосочетаниях: знакомая музыка, знание языка, забыли зонт и пр.; - в предложениях: у Зои новый зонт, звучит знакомая музыка, Захар заехал на завод и пр.

7. Автоматизация звука [Зь]. Уточнение артикуляционного уклада звука [Зь], произнесение звука. Автоматизация звука [Зь]: Динамическая пауза: (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действие) – проговаривание слов, насыщенных звуком [Зь]: зигзаг, зазимовать, зазеленеть и пр.; В статическом положений у зеркала: - в словосочетаниях: зеленые зерна, змея ползет по земле и пр.

8. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [з]

"В гостях у Зайки"

Яськова М.М.., учитель-логопед МАДОУ № 21,г. Бердск

Цели:

    Закреплять правильное произношение звука [з] изолированно, в слоге, в словах, в предложениях.

    Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, мышление и память.

    Формировать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: картинки (Зайка, корзинка с яблоками), сюжетная картинка, разрезная картинка.

Ход занятия:

Организационный момент

Посмотри кто с нами сегодня будет делать зарядку? Выкладывается картинка.

Конечно это зайка.

1. Артикуляционная гимнастика.

«Слоник – лягушка»;

«Месим тесто»;

«Блинчик»;

«Почистим нижние зубки»;

«Кошка сердится»;

«Насосик»;

«Комарик».

2. Характеристика звука [З] по акустическим и артикуляционным признакам.

Сегодня зайка будет помогать нам правильно говорить его любимый звук [з].

А почему он любимый?

Зайка принес нам в корзинке яблоки со звуками, давай назовем их.

ЗА ЗО ЗУ ЗЫ АЗ ОЗ УЗ

Выкладываются картинки (корзинка, яблоки)

3. Физминутка.

На зеленой на лужайке, забияка живет зайка (прыжки)

Любит зайка покрутиться, поклониться,

Ножками потопать, ручками похлопать.

Зайчику понравилось, как ты с ним танцевал.

Он предлагает поиграть в игру «Повтори, не ошибись».

Игра с мячом.

проговаривание т чётко слогов АЗА, АЗО, АЗУ, АЗЫ, ОЗА, ОЗО, ОЗУ, ОЗЫ

Мяч бросай и слоги повторяй.

4. Автоматизация звука в словах.

Развитие слухового внимания и памяти

Повторите «слова – друзья» тройками:

Зал – замок – завод;

Ваза – база – фаза;

Коза – лоза – пауза;

Заноза – мимоза – берёза;

Глаза – гроза – егоза;

Лиза – виза – подлиза.

5. Развитие слухового внимания.

Игра «ОХОТНИК».

Логопед произносит ряд звуков, слогов, слов.

Хлопай, услышав звук [з].

6. Различение единственного и множественного числа существительных.

Игра «Скажи наоборот» (с мячом).

Логопед называет один предмет, дети должны назвать много предметов

(коза – козы, ваза – вазы, арбуз – арбузы, замок –замки, забор – заборы,

береза-березы, звезда-звезды, зонт-зонты)

7. Произношение звука [з] в предложении.

Зайчонок любит чистоговорки.

Сочиним для него чистоговорки со словом коза.

За – за – за на лугу стоит коза

Зу – зу – зу вместе мы пасём козу

Зы – зы – зы колокольчик у козы

За – за – за иди домой коза.

Посмотри выглянуло солнышко. Выкладывается картинка.






Ой! Посмотри, кто у нас сидит на лучиках?

Правильно, это солнечные зайчики.

А какие они? Золотистые.

Рассади их пожалуйста на те предметы, в которых ты слышишь звук [з].

И проговаривай: этот зайчик сел на березу, ... розу, ...

Золушка собиралась на бал и обнаружила, что кто-то испортил ее замечательное платье. Как ты думаешь, кто это сделал?

Поможем Золушке собрать платье.

Ребенку предлагается разрезанная картинка.

Подведение итога.

С кем мы сегодня встретились? Тебе понравились игры и задания Зайчика?

Какой звук нам сегодня встречался раньше всего?