Иоанн Предтеча в чем помогает, молитва, житие. Святой иоанн предтеча помогает возрождаться своей обители Образ иоанна крестителя помогает защитить людей от


«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Молитва Иоанну Крестителю Предтече – одна из величайших в православии. В ней – любовь к Господу и праведная вера, которые дают силу и надежду каждому христианину. Она преисполнена покаяния и смирения, что ведут человека к покаянию и Божьему всепрощению.

Молитва пророку Предтече и Крестителю Господню Иоанну

Молитва святому имеет поистине огромную силу, и каждый, кто к ней обращается, находит долгожданную помощь и обретает покой. Её история велика и трагична одновременно. Иоанн Креститель был одним из ближайших предшественников Христа, который и предсказал пришествие Мессии. Долгое время мученик жил в пустыне, полностью посвятив себя Богу, вёл аскетичный образ жизни и находил истинное счастье в молитвах Господу.

Иоанн стал одним из основных символов христианства. Будучи достаточно известным своими проповедями, он совершал священные окунания в воду (омовения), которые призваны очистить тело и душу человека от грехов и даровать человеку покаяние. Этот церковный обряд практически без изменений дошёл до наших дней под названием “таинство крещения” и стал одним из почитаемых и исполняемых.

Ведь каждый православный человек проходит его, дабы приблизиться к Богу и получить от него незримую защиту на протяжении всей жизни.

Жизнь самого Крестителя имела трагический конец – он был обезглавлен по приказу иудейской царицы и её дочери. Усечённая глава Иоанна стала честным символом православия и также имела свою сложную и интересную историю:

  • первой её нашла благочестивая Иоанна и, положив в сосуд, закопала на Елеонской горе;
  • далее она попала в руки одного из подвижников, который нашёл её, когда копал ров для укладки основания храма. Реликвию он хранил до самой смерти, но потом, опасаясь уничтожения святыни неверующими, спрятал её в прежнем месте;
  • во времена царствования Константина одному из иноков, которые пришли в Иерусалим поклониться Гробу Господню, явился сам Креститель и указал на местонахождения его главы.

Именно этот период стал ключевым в истории православия, ибо ознаменовал собой начало празднования христианами всего мира Первого обретения главы Иоанна Предтечи.

Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona

Молитва Иоанну Крестителю от головной боли

Очень часто к пророку обращаются люди, дабы унять физическую боль, что исходит от головы, ибо его потерпела мучения и стала святыней, которая способна исцелить тело и успокоить душу. Даже изображение Иоанна, которое подаётся на святых ликах в виде главы страдающего, символизирует обращение с просьбой унять головную боль.

Также к нему приходят, дабы обрести собственное покаяние, понять свои мысли и разобраться в них, ведь покой душевный и физическое исцеление даруют гармонию, а она открывает мир по-новому, меняя человека в лучшую сторону. Предки же почитали его за неоценимую помощь в сохранении рода людского и хозяйственных делах (посевы, плодородие, пасека).

Иоанн Креститель – пророк, который был прославлен Церковью и людьми в веках. Его праведность в честности, а она, как известно, – верный путь к праведной вере и вечной благодати.

Молитвы Предтече и Крестителю Господню Иоанну:

Молитва 1

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многая беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего: аз бо есмь вертеп злых дел, отнюд не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем: что сотворю, не вем.

И к кому прибегну, да спасена будет душа моя? токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем по Богородице вем больша быти рожденных всех, ибо ты сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия.

Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний Пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю: не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя падшагося многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй прародительный грех, покаянием же очищаяй коегождо дело скверно; очисти мя грехами оскверненнаго и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, во Царствие Небесное. Аминь.

Молитва 2

Святый Предтече и Крестителю Христов Иоанне! Проповедник сый покаяния, кающихся не презри нас, но молися ко Владыце Христу за нас, недостойных рабов, унылых, немощных, во многия грехи впадших. Смерти убо чаем, о гресех же наших николиже поболехом и о Царствии Небеснем не попекохомся: но не презри нас, Крестителю Христов, честный Предтече, болий рожденных всех, постником и пустынником наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов.

Тя молим, к тебе прибегаем: не отрини нас, просящих твоего заступления, обнови души наша покаянием, еже есть второе крещение: твоим ходатайством пред Господем испроси нам очищение грехов. Уста недостойная вопиют к тебе, и душа смиренная молится, сердце сокрушенное из глубины воздыхает: простри пречистую твою десницу и защити нас от враг видимых и невидимых.

Ей, Господи Иисусе Христе! Молитвами святаго Иоанна Крестителя Твоего, изряднее же Пречистыя Твоея Матери, Владычицы нашея Богородицы, спаси нас, грешных рабов Твоих, кающихся о гресех. Ты бо еси Бог кающихся, и на Тя, Спасителя, возлагаем надежду, славяще Пресвятое Имя Твое, со Безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще видео молитву святому пророку Иоанну Крестителю:

Религиозное чтение: молитва иоанну предтечи в чем помогает в помощь нашим читателям.

Описание прихода в мир величайшего из Пророков содержится в Священном Писании, в Евангелии от Луки. Его родителями были священник Захария и Елисавета (наряду с родителями Богоматери они называются святыми праотцами и память их чтится церковью особо).

Молитва Иоанну Крестителю считается одной из сильнейших в христианском мире. А о деяниях пророка рассказывают легенды.

Отец его получил во время молитвы предсказание о рождении сына от архангела Гавриила, но не поверил ему, ибо не имел детей и считал себя бесплодным, а кроме того, находился уже в преклонных летах. За сомнения Захария был наказан немотой, которая отпустила его лишь после наречения родившегося младенца Иоанном (ивр. «благодать»), вопреки стремлению родственников наречь долгожданного ребенка Захарией. После того, как он начертал на своей табличке «Имя ему - Иоанн», он вновь смог говорить.

Когда по рождении Господа Иисуса царь Ирод устроил избиение младенцев в Вифлееме, не забыл он отправить воинов и к Захарии.

Однако тот сказал, что смерти не боится, и места нахождения ребенка не откроет. Его убили между алтарем и жертвенником - кровь Захарии окаменела на мраморе как вечное свидетельство злодеяний Ирода.

А праведная Елисавета, матерь Иоанна Предтечи, произнесла молитву Богу, и Тот укрыл их во чреве горы - тут же в расселине забил источник и выросло финиковое дерево со множеством плодов. Сорок дней прошло с момента гибели Захарии - и Елисавету призвал Господь, Иоанн Предтеча же был оберегаем и питаем ангелом.

Святой Иоанн явился в пустыне, внешне и внутренне похожий на древнего пророка Илию, имел силу и дух его - ибо иудеи ждали пришествия на землю именно Илии, взятого на небо живым.

Они питался диким медом и акридами (крупными муравьями), носил мантию из верблюжьей шерсти, и являл собой образец аскетизма и праведности. Появление пророка такого масштаба привлекло огромное внимание общественности - все ждали Мессию.

Самые отчаянные грешники, высокомерные мытари и свирепые воины смиренно слушали поучения и наставления Иоанна, внимали святому слову и возносили молитву Богу.

От Предтечи же они получали избавление от грехов и крещение в водах реки Иордан - Креститель получил свое имя задолго до Крещения Христа. Молитва Иоанну Предтече берет начало с этих времён.

Важнейшее событие, о котором пророчествовал Иоанн - пришествие Христа. Когда Сын Божий смиренно пришел к крестителю - тот смутился и сказал, что недостоин даже расстегнуть ремень сандалии на ноге Господа, и что Иоанн должен креститься от Иисуса, а не наоборот, на что Иисус ответил «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду».

Крестив Иисуса, Иоанн продолжал проповедь смирения и покаяния - Ирод Антипа заточил его в темницу за обличение сожительства царя с сестрой брата Иродиадой. Сам царь в глубине души почитал пророка, но безумная сожительница нашла способ погубить Крестителя и Предтечу Самого Господа.

Наивный государь пообещал в награду за танец Саломеи (дочери Иродиады) исполнить любое желание - и кровавая распутница не прогадала - она обеспечила себе временное избавление от голоса совести, попросив принести ей голову Крестителя на блюде. Ирод опечалился, но царское слово не может быть не исполнено.

Глава Предтечи и Крестителя Иоанна - величайшая святыня мировых религий, хранение настоящей главы пророка приписывают себе мусульмане (мечети в Турции и Сирии), и христиане - Рим и Амьен. Истинное положение дел неизвестно, христианская традиция говорит о Честной Главе в контексте трех ее обретений - Глава исчезала и появлялась сама по себе, избегая поругания.

Как молиться святому Иоанну?

Главное - молиться искренне и горячо. Иоанн Креститель - «первый из рожденных женами» - его почитают первого после ангелов Господних в церковной традиции. Наделение святого магическими функциями - оскорбительно и недопустимо.

Традиция обращаться к святому Иоанну Крестителю с молитвой от головной боли - довольно наивна, как и традиция не есть в день Усекновения Честной Главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна ничего круглого. Корни данного суеверия исходят из наивно-символических представлений.

Относитесь уважительно к памяти святого пророка, молитву ему возносите не только во дни памяти, а во всякий день, и не забывайте благодарить святого молитвой после того, как святой Иоанн вам помог.

Молитвы Пророку пустыни

Самая распространенная молитва Иоанну Крестителю - акафист, особое молитвенное пение, читаемое как дома так и в храме. Акафист нужно читать по особым правилам, которые можно изучить заблаговременно, но они просты, и можно не переживать - разберетесь по ходу.

Кроме акафиста существует отдельный Канон Святому Иоанну Крестителю - в память об особом положении этого великого пророка в иерархии почитаемых Святой Матерью Церковью.

На сомнительного содержания сайтах канон позиционируется, как специальная молитва для избавления от головной боли, но корни такого отношения были описаны выше - это неверное отношение, применять молитву с ним не стоит.

Иоанну Крестителю молятся всегда и везде - для него написано множество молитвенных пений, но это не означает, что ему присвоена «специализация» - просто этот святой является особо важной и почитаемой фигурой в христианском мире.

Молитвы пророку и крестителю Иоанну: комментарии

Один комментарий

Здравствуйте уважаемые! Хочу рассказать вам историю из своей нелегкой жизни! Еще в возрасте 16 лет проявился у меня недуг сильный, который доктора даже лечить не взялись! Посоветовали мне молиться, скептически я относилась раньше к этому действу, но теперь я понимаю как я ошибалась! На данный момент мне 27 лет и от болезни и следа нет! Спасибо Иоанну Предтече! Молитесь люди добрые и будет вам здравие!

Молитва Иоанну Предтече

Иоанн Предтеча является одним из самых почитаемых пророков в христианстве, так как его роль в помощи спасению мира Иисусом Христом была довольно велика.

Второе имя Иоанна Предтечи - Иоанн Креститель. Оно напоминает нам о том, что пророк Иоанн провел обряд крещения самого Иисуса Христа. Это был первый подобный обряд, местом которому была река Иордан.

О чем молятся Иоанну Предтече

К Иоанну Предтече Иисус пришел в возрасте 33 лет и попросил крестить его. Сначала святой сказал, что недостоин такой чести, но потом Христос сказал, что надлежит исполнять любую правду, предписанную Небесами.

Последний пророк Израиля - это последняя путеводная звезда для грешников, поэтому Крестителю молятся о том, чтобы он вразумил тех, кто идет по неверному пути. Ему молятся за тех, кто не верует и не имеет отношения к церкви. В современном мире ему молятся о спасении души сидящих в тюрьме, о спасении душ некрещеных людей. Издревле этот святой почитался крестьянами, потому что ему молились о хорошем урожае. Помимо этого, ему молятся во время многодневных постов, чтоб обрести силы для воздержания и молитв.

Молиться пророку Иоанну можно в любой удобный для вас день, но не стоит забывать дни памяти и день усекновения главы Иоанна Предтечи, чтобы помянут его молитвами: 7 января, 24 февраля, 25 мая, 24 июня, 29 августа, 23 сентября, 12 октября.

Молитва Иоанну Крестителю

Креститель Христа, проповедующий покаяние. Не отвергай меня, кающегося. Молись Богу за меня недостойного, унылого, немощного и печального, многие беды принесшего, утружденного бурными помыслами ума моего. Что сделать, и к кому прибегнуть, чтобы спасти душу мою? Только к тебе, святой Иоанн, ибо ты сподобился коснуться Иисуса Христа, забравшего грехи наши, Агнца Божьего. Моли его за грешную мою душу.

Креститель Христов, честный Предтеча, последний пророк, первый во благодати мученической, отшельников и пустынников наставник, учитель чистоты и ближний друг Христов, тебя прошу, к тебе взываю, не отринь меня от твоего заступления. Обнови душу мою покаянием, как вторым крещением. Смой грехи мои, прости мне дела мои скверные; очисти меня грехами оскверненного и вразуми, ибо во Царствие Небесное хочу войти. Аминь.

Читайте эту молитву в тяжелые для вас времена, когда мысли путаются, приводя вас к грехам и неудачам. Просите Иоанна Крестителя от всей души даровать вам спасение от грехов и от уныния.

Читайте данную молитву также и на Крещение 19 января. Это главный день в году для тех, кто чувствует груз грехов на своих плечах. В этот день вы можете очистить себя и благословить святой водой, потому что так постановил Сын Божий - Иисус Христос, освятивший все реки и все водоемы мира нашего для того, чтобы мы могли смыть с себя любую скверну. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Журнал о звездах и астрологии

каждый день свежие статьи об астрологии и эзотерике

Традиции Крещения 19 января

Традиции данного праздника своими корнями уходят далеко во времена Иисуса Христа. Всё, что люди делают на Крещение, .

Православный календарь праздников на 2017 год

Церковный календарь полон важных дат и некоторые из них год от года отмечаются в разное время. Чтобы не возникало путаницы.

Православный календарь церковных праздников и постов на 2018 год

Календарь торжественных событий, отмечаемых в христианской среде, поможет каждому сориентироваться и не пропустить значимые даты, некоторые из которых меняются из.

Заговоры и обряды 11 сентября в день Иоанна Крестителя

11 сентября - это важный день для православия. За всю историю существования праздника на Руси, он вобрал в себя множество народных.

Усекновение главы Иоанна Предтечи 11 сентября

Иоанн Креститель - ближайший предшественник Иисуса Христа. Его особенно почитают христиане, и Церковь издавна соблюдает традиции, связанные.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Молитва Иоанну Крестителю

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

Молитва Иоанну Крестителю Предтече – одна из величайших в православии. В ней – любовь к Господу и праведная вера, которые дают силу и надежду каждому христианину. Она преисполнена покаяния и смирения, что ведут человека к покаянию и Божьему всепрощению.

Молитва пророку Предтече и Крестителю Господню Иоанну

Молитва святому имеет поистине огромную силу, и каждый, кто к ней обращается, находит долгожданную помощь и обретает покой. Её история велика и трагична одновременно. Иоанн Креститель был одним из ближайших предшественников Христа, который и предсказал пришествие Мессии. Долгое время мученик жил в пустыне, полностью посвятив себя Богу, вёл аскетичный образ жизни и находил истинное счастье в молитвах Господу.

Иоанн стал одним из основных символов христианства. Будучи достаточно известным своими проповедями, он совершал священные окунания в воду (омовения), которые призваны очистить тело и душу человека от грехов и даровать человеку покаяние. Этот церковный обряд практически без изменений дошёл до наших дней под названием “таинство крещения” и стал одним из почитаемых и исполняемых.

Ведь каждый православный человек проходит его, дабы приблизиться к Богу и получить от него незримую защиту на протяжении всей жизни.

Жизнь самого Крестителя имела трагический конец – он был обезглавлен по приказу иудейской царицы и её дочери. Усечённая глава Иоанна стала честным символом православия и также имела свою сложную и интересную историю:

  • первой её нашла благочестивая Иоанна и, положив в сосуд, закопала на Елеонской горе;
  • далее она попала в руки одного из подвижников, который нашёл её, когда копал ров для укладки основания храма. Реликвию он хранил до самой смерти, но потом, опасаясь уничтожения святыни неверующими, спрятал её в прежнем месте;
  • во времена царствования Константина одному из иноков, которые пришли в Иерусалим поклониться Гробу Господню, явился сам Креститель и указал на местонахождения его главы.

Именно этот период стал ключевым в истории православия, ибо ознаменовал собой начало празднования христианами всего мира Первого обретения главы Иоанна Предтечи.

Молитва Иоанну Крестителю от головной боли

Очень часто к пророку обращаются люди, дабы унять физическую боль, что исходит от головы, ибо его потерпела мучения и стала святыней, которая способна исцелить тело и успокоить душу. Даже изображение Иоанна, которое подаётся на святых ликах в виде главы страдающего, символизирует обращение с просьбой унять головную боль.

Также к нему приходят, дабы обрести собственное покаяние, понять свои мысли и разобраться в них, ведь покой душевный и физическое исцеление даруют гармонию, а она открывает мир по-новому, меняя человека в лучшую сторону. Предки же почитали его за неоценимую помощь в сохранении рода людского и хозяйственных делах (посевы, плодородие, пасека).

Иоанн Креститель – пророк, который был прославлен Церковью и людьми в веках. Его праведность в честности, а она, как известно, – верный путь к праведной вере и вечной благодати.

Молитвы Предтече и Крестителю Господню Иоанну:

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многая беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего: аз бо есмь вертеп злых дел, отнюд не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем: что сотворю, не вем.

И к кому прибегну, да спасена будет душа моя? токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем по Богородице вем больша быти рожденных всех, ибо ты сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия.

Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний Пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю: не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя падшагося многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй прародительный грех, покаянием же очищаяй коегождо дело скверно; очисти мя грехами оскверненнаго и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, во Царствие Небесное. Аминь.

Святый Предтече и Крестителю Христов Иоанне! Проповедник сый покаяния, кающихся не презри нас, но молися ко Владыце Христу за нас, недостойных рабов, унылых, немощных, во многия грехи впадших. Смерти убо чаем, о гресех же наших николиже поболехом и о Царствии Небеснем не попекохомся: но не презри нас, Крестителю Христов, честный Предтече, болий рожденных всех, постником и пустынником наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов.

Тя молим, к тебе прибегаем: не отрини нас, просящих твоего заступления, обнови души наша покаянием, еже есть второе крещение: твоим ходатайством пред Господем испроси нам очищение грехов. Уста недостойная вопиют к тебе, и душа смиренная молится, сердце сокрушенное из глубины воздыхает: простри пречистую твою десницу и защити нас от враг видимых и невидимых.

Ей, Господи Иисусе Христе! Молитвами святаго Иоанна Крестителя Твоего, изряднее же Пречистыя Твоея Матери, Владычицы нашея Богородицы, спаси нас, грешных рабов Твоих, кающихся о гресех. Ты бо еси Бог кающихся, и на Тя, Спасителя, возлагаем надежду, славяще Пресвятое Имя Твое, со Безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще видео молитву святому пророку Иоанну Крестителю:

Иоанну Предтече молитва для успокоения души и от головной боли

Пророк и Креститель Господень – один из самых почитаемых святых в православной церкви. Люди обращаются к Иоанну Предтече, молитва которого всегда очень скоро доходит до слуха Божьего, в различных житейских неурядицах. Однако особенно часто его помощи испрашивают богомольцы, страдающие головными болями и душевными недугами.

Рождество святого

О жизни Иоанна Крестителя мы можем узнать только из евангельского текста. Святой угодник Божий родился в начале первого века нашей эры в благочестивой христианской семье. Его родителями были праведные Захария и Елизавета. Рождество великого новозаветного пророка было предзнаменовано одним чудесным событием.

Священник Захария находился уже в глубокой старости, когда к нему во время службы снизошел архангел Гавриил и возвестил о скором появлении сына. Отец будущего проповедника Христова сильно усомнился в словах небесного посланника. За это Господь наказал его немотой.

В скором времени Елизавета действительно смогла зачать сына. Когда женщина была уже на последних месяцах беременности, её дом посетила Сама Пресвятая Дева, которая приходилась ей дальней родственницей. Эта встреча была подробно описана евангелистом Лукой.

По свидетельству последнего, младенец Елизаветы, услышав только приветствие Богородицы, «радостно взыграл во чреве».

Наречение имени

Сын Елизаветы родился на свет на полгода раньше Спасителя. В восьмой день, следуя предписанию иудейского закона, родители отнесли младенца в Иерусалимский храм, где ему должны были наречь имя. Елизавета, следуя велению Духа Божия, назвала рожденного первенца Иоанном. Присутствовавшие в храме родственники удивились, так как никто в их роду никогда не носил подобного имени. Однако находящийся рядом отец, взяв в руки деревянную табличку, написал на ней слово «Иоанн». В тот же миг Захария снова обрел дар речи и принялся славить милосердного Господа. Святой пророк возвестил всем собравшимся в храме о скором пришествии в мир Мессии. Провозвестить же о появлении Спасителя будет поручено самому Иоанну Предтече. Молитва праведника сможет многих людей привести к сердечному покаянию и исповеданию своих грехов.

В тот самый день по всему Хеврону ходила весть о чудесном рождении младенца. Многие жители считали, что маленький Иоанн – будущий правитель еврейского народа.

А в доме родителей младенца наконец-то смогла поселиться радость. В то время семьи, не могущие завести детей, были презираемы людьми. Иудеи считали, что в их домах процветало бесчестие, за которое Господь непременно наказывал бездетностью.

Смерть Захарии

Но в очень скором времени Захарии и Елизавете пришлось пережить новое испытание. Царь Ирод, правивший в то время в Иудее, узнав от пришедших к нему волхвов о появлении на свет долгожданного Мессии, приказал убить всех рожденных недавно младенцев. Стон и вопль несчастных матерей смогли достигнуть и дома маленького Иоанна. Чтобы спасти свое единственное чадо от жестокой расправы, Елизавета поспешила укрыться в Хевронских горах. Захария же остался в городе и по-прежнему совершал службы. Когда служители иродовы достигли Хеврона, они первым делом заглянули в Иерусалимский храм. Увидев Захарию, он стали требовать, чтобы он выдал место укрытия своего сына. Но святой праведник лишь кротко сказал, что не боится смерти от рук нечестивцев. Последние, услышав такой ответ, тут же убили родителя Предтечи. Захария упал между алтарем и жертвенником, и его кровь сделалась каменной в вечное напоминание о преступлении, совершенном Иродом.

Побег в Хевронские горы

Воины же, оставив тело святого пророка в храме, поспешили на поиски остальных членов его семейства. В очень скором времени они обнаружили праведную Елизавету с младенцем возле одной из гор. Святая, увидев убийц своего мужа, согласно Церковному Преданию, возопила горе о помощи, и та, расступившись, сокрыла её и Иоанна от глаз воинов. Через сорок дней после смерти святого пророка преставилась и сама Елизавета. Но милость Божья и на этот раз была явлена маленькому Иоанну Предтече, молитва которого в ближайшем будущем должна была привести ко спасению иудеев. Отца и мать младенцу заменил ангел Господень, каждый день приносивший ему питье и воду.

Крещение Спасителя

Первый раз пророк Иоанн явился людям в пустыне. Его появление стало настоящим событием для иудейского народа. Святой угодник Божий возвещал людям о скором пришествии Христа, перед которым каждый из смертных должен был непременно принести плоды искреннего покаяния. Его проповедь была настолько глубокой и искренней, что послушать её приходили люди из разных уголков страны. Внимая горячим речам пророка Божьего, преисполненных благодати Святого Духа, они открывали в себе все новые и новые грехи, которые тут же спешили исповедать перед Предтечей. Наконец пришло время прийти к нему и Самому Спасителю, Который, так же как и остальные люди, выбрал себе в Крестители святого праведника.

Казнь пророка

Иоанн всегда был истинным ревнителем благочестия Христова и никогда не преклонялся даже перед сильными мира сего. Узнав, что молодой правитель страны Ирод незаконно сожительствует с Иродиадой, женой своего брата, он тут же поспешил обличить его перед всем народом. Преисполненная ярости жена решила во что бы то ни стало погубить угодника Божьего, которого боялся даже сам царь. Для этого она послала на одно из празднеств, устроенное Иродом, свою дочь Саломею. Последняя исполнила танец перед правителем, чем очень ему угодила. Ирод пообещал исполнить любую её просьбу, и девица немедленно огласила кровавое желание своей матери. Расстроенный царь приказал обезглавить Иоанна Предтечу.

Тело пророка было похоронено его учениками. Впоследствии глава святого трижды являлась богомольцам. Молитва Иоанну Предтече помогла в свое время уберечь от истребления многие святыни, в том числе и мощи самого угодника Божия. Во время гонений на церковь Христову глава пророка чудесным образом исчезала, а затем появлялась вновь, таким образом избегая поругания от нечестивых рук.

Молитва Иоанну Предтече от головной боли

При жизни святой праведник неоднократно являл свою помощь людям. Однако и по смерти Креститель Господень продолжает участвовать в устроении многих человеческих судеб. Пожалуй, никто из святых, кроме Богородицы, не стоит так близко к Господу, как святой Иоанн Предтеча. Молитва его помогает избавиться от многих телесных недугов. Люди, страдающие частыми беспрестанными мигренями, в первую очередь стараются обратиться к угоднику Божьему. Уже собрано более тысячи свидетельств о чудесном заступничестве Крестителя Господня.

Молитва Иоанну Предтече от головной боли помогла однажды двадцатилетней прихожанке московского ставропигиального Иоанно-Предтеченского монастыря избавиться от постоянной мигрени. Другое, ещё более чудесное событие, произошло в этой же самой обители в 2002 году. У одной женщины была выявлена опухоль головного мозга. Ей предстояла тяжелейшая операция с трепанацией черепа. Тогда ещё далекая от веры больная пришла к местночтимому образу святого. После молитв у иконы Крестителя она повторно прошла обследование. Никакой опухоли обнаружено не было. Врачи лишь в недоумении разводили руками.

Молитва Иоанну Крестителю Предтече в духовных недугах

Однако к святому прибегают не только во время телесных болезней. Молитва Иоанну Предтече для успокоения души – самое верное средство от внезапно возникших уныния и тревоги.

Одна женщина, крестившаяся в позднем возрасте, мечтала привести в храм и своих детей. Её дочь довольно скоро смогла обрести веру. Но сын упорно не желал идти в церковь. Тогда отчаявшаяся что-либо изменить женщина пошла за помощью к своему духовнику. Последний, выслушав её, посоветовал каждый день обращаться к Иоанну Предтече. Молитва святого угодника в скором времени помогла привести сына в стены храма. Юноша обрел веру и крестился.

Святой угодник Господень всегда спешит откликнуться на любую молитвенную просьбу. Но людям, обращающимся к нему за помощью, нужно помнить, чему в первую очередь учил Божий пророк ещё при своей жизни. Святой Иоанн взывал прежде всего к покаянию. Ведь только через таинство исповеди православный христианин может соединиться с Господом и стать настоящим членом христовой церкви.

Креститель является одним из величайших библейских пророков. Это он крестил самого Иисуса Христа в реке Иордан. Перед крещением своей крестницы я решила узнать подробно о предтече, как называют святого пророка Иоанна. Также меня волновал вопрос о суевериях, связанных с днем почитания Усекновения головы пророка. В статье я расскажу вам, что думает православная церковь о народных верованиях, и о чем можно молиться святому Иоанну Крестителю.

Библейский пророк

Приход Крестителя в мир описан в евангелии от Луки. Евангелист указывает, что его родителями были праведные люди — священник Захария и его жена . Рождение Иоанна было предсказано Захарии самим архангелом Гавриилом, как и рождение Иисуса Христа. Захария был преклонных годов, когда архангел сообщил ему неожиданную весть, да и детей у супружеской четы не было.

Захария не поверил явлению архангела Гавриила, за что и был наказан немотой. Старец мог говорить лишь после рождения сына и наречения его именем Иоанн, что на арамейском обозначает благодать. Захария написал на глиняной табличке имя Иоанн, и только после этого бог разверз его уста. Родственники хотели наречь младенца в честь отца Захарией, но старец воспрепятствовал этому и определил имя, сказанное ему в видении архангелом Гавриилом.

Захария был убит воинами Ирода, когда те искали новорожденного Иисуса. Елизавета с младенцем Иоанном смогла укрыться внутри горы по молитве богу. Сорок дней Елизавета и Иоанн находились в укрытии, питаясь финиками и водой из ручья. После этого Елизавету умерла, а младенца выращивал ангел.

Повзрослевший Иоанн питался акридами (дикими муравьями) и диким медом. На нем была надета накидка из верблюжьей шерсти, и весь его облик выражал праведность и аскетизм. Когда Предтеча появился в пустыне и стал пророчествовать, иудеи признали в нем пророка Илию, который был вознесен на небеса живым. Иоанн был очень похож на Илию, поэтому иудеи приходили слушать его и верили всем словам.

В те времена народ каждый день ожидал пришествие Мессии, который спасет их от римского деспотизма. Люди с большим трепетом слушали слова пророка, ведь он предвещал им исполнение желаемого — приход Мессии. Иоанн отпускал раскаявшимся грехи и омывал от них в водах Иордана. Поэтому был назван Крестителем.

Однажды среди людей появился , чтобы смиренно принять омовение в Иордане от пророка. Иоанн сразу же признал в нем Миссию и сказал, что недостоин развязать ремни на его сандалиях. Но Иисус ответил, что должно делать то, что предречено. В тот момент на Спасителя спустился Святой Дух в виде голубя и прозвучали слова Господа:

Окрестив Иисуса, Иоанн продолжал пророчествовать в пустыне. Через некоторое время он был помещен в темницу Иродом за обличение в грехе его прелюбодеяния с женой брата. Безумная женщина решила отомстить Иоанну за обличение в грехе и обманула Ирода. Она подговорила свою дочь Саломею станцевать танец на большом пиру в честь дня рождения царя. Станцевав эротический танец, Саломея выпросила у царя голову Крестителя. Ирод не мог нарушить слово, данное публично, и приказал отрубить пророку голову. Так погиб один из величайших пророков Иудеи, крестивший самого Господа и Спасителя.

С приходом пророка Иоанна завершается ветхозаветная история еврейского народа и открывается новый завет — пророчество о Мессии, Спасителе всех людей на земле. Он возвестил о приходе новой эры в истории человечества, когда путь спасения открывается любому человеку.

Икона Крестителя

В православной традиции святого Иоанна почитают первым после ангельских чинов. Самой известной иконой в православии является икона под названием «Голова на блюде». На ней изображена усеченная голова святого с закрытыми глазами и нимбом над ней. По преданию, нечестивая Иродиада сильно боялась воскресения пророка, поэтому потребовала захоронить голову Иоанна отдельно от туловища.

К иконе пророка обращаются те, кто стремится вернуться к вере и раскаивается в грехах. Так как предтеча принимал покаяние грешников и очищал от грехов, именно к нему обращаются с этой просьбой. Святой помогает найти правильный путь в жизни, осознать свою греховную природу и обрести светлый разум.

Если человека одолевают греховные мысли, он может обратиться к пророку для избавления от морока и соблазна дьявольского. Святой очищает разум и укрепляет дух, а также успокаивает мятежное сердце.

Также к пророку обращаются с просьбой в укреплении духа во время длительных церковных постов, ведь святой всю жизнь питался медом и акридами. Он не страдал от голода или недоедания и показал пример аскетической жизни.

Бездетные пары обращаются с просьбой к родителям Предтечи, которые причислены к лику святых, о даровании потомства.

Пчеловоды уверены, что пророк поможет им в разведении пчел, так как сам питался диким медом.

Первая молитва Предтече:

Вторая молитва Предтече:

Суеверия

Церковная традиция не поддерживает народных верований насчет Иоанна Крестителя. Например, непонятным считается вера в магические способности святого. Некоторые люди уверены, что святому можно молиться для исцеления головы.

Другие верят, что в день почитания усекновения главы святого нельзя вкушать пищу круглой формы — капусту, репу и т. д. Не разрешается даже держать в руках круглые предметы и большое блюдо, вплоть до отказа ставить тарелки на стол. Церковь считает эти верования наивными и не содержащими в себе истины.

Суеверные люди опасаются пользоваться ножами и острыми предметами в день памяти Крестителя. Считается, что держащий в руке нож, берет на себя грех убийц Иоанна. Однако церковная традиция не одобряет подобных верований, так как считает их вымышленными.

Иоанн Предтеча был послан богом на землю, чтобы очистить заблудшие души и обновить веру. Он готовил мир к приходу Спасителя Иисуса Христа. Не следует забывать о величии миссии Крестителя и праздновать в день его Рождества языческий праздник Ивана Купалы. Это большой грех.

1.

Иоанн Предтеча, в житии
Век:XIV-XV
Место создания: Россия, Москва

Иконографическая справка: В среднике изображен в полный рост Иоанн Предтеча в иконографическом типе Ангел пустыни, с развернутым свитком с текстом "Покайтеся, приближибося Царствие Небесное". (Евангелие от Матфея 4;17) Вокруг средника 16 клейм: 1. Явление Ангела Захарии; 2. Рождество; 3. Выбор имени; 4. Спасение Елизаветы с младенцем в горе; 5. Убиение Захарии; 6. Ангел уводит младенца в пустыню; 7. Моление Иоанна в пустыне; 8. Ангел ведет Ионна к Иордану; 9. Крещение Христа; 10. Крещение народа; 11. Обличение Ирода; 12. Усекновение главы; 14. Перенесение главы; 15. Погребение; 16. Обретение главы Иоанна Предтечи.

Стилистическая справка: Лик написан плавью золотистой охрой по оливково-зеленому санкирю. Уста и опись носа - красные Крылья синевато-голубые.

2.

Век:XV

Стилистическая справка: Колорит иконы выдержан в охристо-коричневатой гамме, фон светлый, слегка желтоватый. Письмо отличается прозрачностью красочного слоя, нанесенного на левкас в акварельной манере; лишь световая моделировка, выполненная с добавлением белил, имеет более плотный, пастозный характер. Безупречно уравновешенна композиция произведения, вписанная в овал; гармонична скупая гамма сближенных тонов. Интересно графическое решение почти бесплотной, удлиненных пропорций фигуры Предтечи, склонившегося перед благословляющей десницей Божией над чашей с усекновенной главой. В пустыни икона почиталась как произведение преподобного Дионисия Глушицкого.

3.

Иоанн Предтеча (двусторонняя икона-таблетка)
Век:XV
Место хранения: Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Фрагмент. Иоанн Предтеча


Фрагмент. Свиток Иоанна Предтечи

4.

Век:XV

Иконографическая справка: Икона является частью полуфигурного деисусного чина, тип которого распространен в русском искусстве 14-15 вв. Особенностью данного чина является взгляд святого, направленнный на зрителя, что нехарактерно для изображений Иоанна Предтечи в русских деисусных чинах 15 в., но встречается в древнейших русских памятниках - "Деисус" первой трети 13 века.

Стилистическая справка: Стиль икон из села Ободово имеет сложный генезис. По типу ликов святых, внутренней экспресии образа Иоанна, последовательному построению объмов, сложному линейному ритму живопись исследуемых икон восходит к общей византийско-балканской традиции позднего 14 века. На создание образов чина из Ободово могла воздействовать и традиция русского домонгольского искусства,которая определила крупный размер глаз, их обращенность к зрителю. Собственно тверскими чертами стиля икон из Ободово являются графический прием передачи объема фигур, его обобщенность и, одновременно расчлененность множеством неглубоких складок, активность светового потока, несколько жесткий геометризм пробелов. Хрупкость формы на ободовских иконах, тонкое изящество рисунка в деталях, как и прозрачность живописных слоев в письме ликов характерны для отдельных тверских памятников второй четверти 15 века, несмотря на иной стиль их живописи в целом: фрески второй четверти 15 в. церкви села Городня; где к тому же тип лика Иоанна Предтечи близок нашей иконе; отдельные праздники тверского иконостаса второй четверти 15 в., такие, как "Сретение" и "Богоявление". Хрупкость формы изображений из Ободово отражает общее развитие стиля русского искусства первой половины 15 века.


Фрагмент. Лик Иоанна Предтечи

5.

Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XV
Место хранения: Главный иконостас Софийского собора в Новгороде

Иконографическая справка: Икона "Иоанна Предтечи" входит в центральную часть деисусного ряда главного иконостаса Софийского собора. Новгородский ансамбль 1438 года состоит всего из пяти икон. "Краткость" новгородского ансамбля определяется задачей, которая стояла перед мастерами: иконостас должен был соответствовать ширине главного алтаря. В 1508/1509 году по повелению архиепископа Серапиона деисусный чин, как и праздничный, был расширен и дополнен. В 1537 году, при архиепископе Макарии, икона была украшена окладом "...у святей Софеи болшои Деисус 13 икон обложи сребром и украси златом..."). Оклад состоит из рельефных нимбов, а также орнаментированных пластин, покрывающих поля и фон. Свободной остается только фигура Спасителя, престол, а также позем. Создание деисусного чина 1438 года отражает один из этапов формирования существующего многоярусного иконостаса Софийского собора.

Стилистическая справка: Икона "Иоанна Предтечи" в новгородском чине 1438 года изображена как бы шагающей по направлению к Христу, резко склонившейся, в его позе присутствует напряженность и экспрессия. Здесь словно звучит реминисценции искусства XIV века, тех его направлений, которые культивировали выражение эмоций через внешнюю подвижность.

6.

Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XV
Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва


Фрагмент. Лик Иоанна Предтечи


Фрагмент. Лик Иоанна Предтечи


Фрагмент.Борода


Фрагмент.Волосы


Фрагмент.Усы и борода

7.

Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XV

Иконографическая справка: Серебряный позолоченный басменный оклад иконы был выполнен на вклад архиепископа Досифея Ростовского (см. кат. № 5) около 1542 года. Накладной серебряный чеканный нимб появился на иконе в XVIII веке. В 1981 году оклад демонтирован. На обороте иконы между шпонками сделана надпись в одну строку: "ДА АРХИЕП ПЪ ЖЕ ДОСИФ ОБЛОЖИЛ ПРЕДТЕЧЮ". Надпись на свитке Предтечи: "ПОКАИТЕСЯ ПРИ // БЛИЖИ БО СЯ // ЦРСТВО НБЕСНОЕ // ОУЖЕ БО И СЕКИ // РА ПРИ КОРЕНИ // ДРЕВА ЛЕЖИТЬ // ВСЯК (...) ОДРЕВО" (Мф. III, 2-10).


Фрагмент

8.

Век:XVI

9.

Век:XVI
Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Фрагмент. Пещера с главой Иоанна Предтечи


Фрагмент. Иоанн Предтеча

10.

Век:XVI
, Москва

Иконографическая справка: Изображение Иоанна Крестителя с ангельскими крыльями, в одеяниях аскета-пустынника и со свитком в руках восходит к евангельским свидетельствам об Иоанне как о пророке и предтече Христа, предвозвещающем Его пришествие проповедью о покаянии (Мф III, 1-12; Мк I, 1-8; Лк III, 2-18). Кроме того, новозаветное толкование относит к Иоанну Предтече ветхозаветные пророчества: "глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу,прямыми сделайте пути Ему" (Ис XI, 3) и "вот Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною" (Малах III, 1; Мф XI, 10; Мк I, 2; Лк VII, 27). Последнее пророчество, по-видимому, послужило основой для иконографического типа "Иоанн Предтеча Ангел пустыни", известного в византийском искусстве с конца XIII - первой половины XIV веков. В русском искусстве подобные изображения встречаются с XIV века (икона "Иоанн Предтеча Ангел Пустыни" конца XIV века из Коломны, ГГГ) и получают широкое распространение в ХУ1-ХУП веках. На иконе из Махрищеского монастыря крылатый Иоанн Креститель облачен во власяницу и гиматий, оставляющие ноги обнаженными до колен. Правой рукой он благословляет, а в левой держит посох с крестом, развернутый свиток и чашу со своей усеченной головой. Усеченная голова пророка указывала на его мученическую смерть, которая воспринималась как прообраз искупительной жертвы Христа. Аналогичное значение имел ипосох с крестом в руках Предтечи. На свитке Иоанна Крестителя оставлена поздняя надпись XVIII века, составленная из фрагментов его евангельской проповеди: "Се видех и свидетельствовах о мне яко се есть Агнец Божий вземляй грехи мира. Покайтеся приближе бося Царство Небесное, уже секира лежит при корне древа всяко убо древо пресекается" Ин I, 29; Мф III, 2, 10). Иллюстрацией последних слов служит дерево с вонзенной в него секирой, изображенное внизу справа.

11.

Век:XVI
Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Иконографическая справка: В царствование Ивана IV Грозного иконы Иоанна Предтечи получили особое распространение. В эту эпоху в образах пророка усиливается драматизм выражения, подчеркивается аскетизм святого и одновременно проявляется тенденция к монументальности изображения. Икона восходит к образу "Иоанн Предтеча" из московского Благовещенского собора, где святой изображен полуобнаженным, с наброшенной на левое плечо ми-лотью, его правая рука - в жесте именословного благословения, а в левой он держит посох с процветшим крестом в навершии. В основе этих русских изображений - византийские образы Предтечи, аскета и проповедника, известные с XI века: миниатюра третьей четверти XI века из Евангелия из Парижской Национальной библиотеки.

Стилистическая справка: Стиль публикуемого произведения выдает руку провинциального мастера. Утрачена естественность в развороте фигуры, при асимметрии черт лица, поворот головы не выражен, жест благословения передан нечетко. Колористический строй иконы, который определяется желтым цветом милоти, отличается теплотой и мягкостью. В личном письме подчеркнута контрастность санкиря и желтоватого охрения. Все эти качества живописи, как и рисунок лика, находят аналогию в ростовской иконе "Христос Вседержитель на престоле" второй четверти - середины XVI века.

12.

Век:XVI
Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Иконографическая справка: Оглавные (оплечные) деисусные чины, имеющие византийское происхождение, известны в русском искусстве с XII века: чиновая икона "Архангел Гавриил (Ангел Златые власы)" конца XII века, чин с изображением Спаса, Богоматери и Иоанна Предтечи первой трети XIII века из Успенского собора Московского Кремля. У греческих художников XVI-XVII веков вновь появляется интерес к изображениям подобного рода, в том числе деисусным. Известны многочисленные поствизантийские иконы этого времени, которые могли быть частями подобных ансамблей. Источником иконографии публикуемого произведения могли послужить,таким образом, и русские иконы домонгольского времени, и современные ему греческие образа. Необычным для иконографии чиновой иконы Иоанна Предтечи является прямая осанка святого вместо обычного для Деисуса склонения перед Христом. Величественное выражение лика говорит о самостоятельной трактовке его образа художником. Вероятно, в этих особенностях сказался не только профессионализм мастера, но и длительный опыт исполнения икон Иоанна Предтечи, патрональных Ивану IV.

Стилистическая справка: Художественный язык произведения отличает отточенность рисунка и идеальная размеренность в распределении высветлений, присущая живописи личного: свет то концентрируется на границе объема, то постепенно исчезает на переходах к затененных участкам. Яркая пробелка и темные глубокие тени отсутствуют.

13.

Век:XVI
Место хранения: Рязанский государственный историко-архитектурный музей-заповедник

Иконографическая справка: На представленной иконе, стилистически восходящей к поствизантийским традициям, Предтеча изображен в плаще, накинутом на левое плечо, из-под которого видна грубая власяница, в левой руке он держит длинный посох с крестом на конце - символ странничества.


Фрагмент. Лик Иоанна Предтечи


Фрагмент. Рука Предтечи

14.

Век:XVI

Иконографическая справка: Особенностью иконы является процветший крест в левой руке Предтечи.


Фрагмент. Лик Иоанна Предтечи

15.

Век:XVI
Место хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: На иконе на фоне светло-коричневых охристых горок в полный рост представлен Иоанн Предтеча во власянице, перепоясанной кожаным поясом. Его фигура обращена вправо, где в верхней части иконы изображена благословляющая десница Спасителя. Предтеча держит развернутый свиток с текстом: "ПОКАИТЕСЯ ПРМБАИ // ЖМ БОСЯ ЦРСТВИЕ // НБЕСНЕ И ОУЖЕ ВО// СЕКЕРАуКОРЕН // И ДРЕВА ЛЕЖИТЪ" (Мф. III, 2,10). У ног Крестителя изображены два дерева необычной формы, у корня одного из них - секира. В правом углу иконы представлена чаша с усеченной главой Иоанна Предтечи. Надпись на иконе: "УСЕКИОВЕН [...]" ("Усекновение главы Иоанна Предтечи"). Основой для сюжета иконы являются тексты Евангелия, в которых рассказывается о пребываниии Иоанна Предтечи в пустыне. Долгие годы он жил в пещере, носил одежду из верблюжьего волоса, перепоясанную кожаным поясом, питался медом и акридами. Иоанн проповедовал на реке Иордан, призывая иудейский народ покаяться перед приближением Царствия Небесного (Мф. III, 1-12; Мк. I, 1-18; Лк. III, 1~18; Лк. 1,19-28). В водах Иордана Иоанн совершал "крещение покаяния для прощения грехов" (Мк. I, 4; Лк. III, 3). За обличение царя Ирода пророк был заключен в темницу и обезглавлен (Мф. XIV, 3-12; Мк. VI, 17-29; Лк. III, 19-20).

Стилистическая справка: Колорит и рисунок (в особенности, характерное изображение горок), а также начертание надписей сближают памятник с иконостасом 1595 года из церкви Преображения Кирилло-Белозерского монастыря и, в частности, с храмовым образом "Преображение". Этот иконостас, по мнению исследователей, был создан приглашенными в монастырь мастерами, связанными с одним из северных художественных центров. В сравнении с византийским и ранними русскими образцами икона "Св. Иоанн Предтеча в пустыне" из Кирилло-Белозерского монастыря имеет ряд особенностей, которые в целом можно определить как гиперболизацию образа. Фигура Предтечи несоразмерно велика для иконного поля, символические горки превратились в горный кряж, условное деревце у ног Предтечи (иллюстрация к его словам: "Уже бо и секира при корени древа лежит". Лк, 3:9) приобрело вид фантастических растений со змееподобными стволами и крупными плодами, а вместо евангельской секиры у дерева лежит массивный топор палача. Рядом в большой чаше изображена усекновенная глава Иоанна Предтечи. Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа / 11 сентября) был днем тезоименитства царя Ивана Грозного, уделявшего Кирилло-Белозерскому монастырю большое внимание и неоднократно присылавшему сюда богатые дары. По-видимому, в память о нем и был заказан монастырскими властями этот экспрессивный выразительный образ. Ряд признаков - манера исполнения горок, личного письма, усиление декоративного начала, вследствие чего икона напоминает пелену или ширинку, отороченную по низу шитыми "травами", - свидетельствует о руке мастера, написавшего и храмовую икону для церкви Преображения Кирилло-Белозерского монастыря.

16.

Век:XVI
Место хранения: Государственный музей-заповедник "Московский Кремль"

Иконографическая справка: Иконография восходит к византийским и балканским памятникам XII - XIII вв. (см. фреску Студеницы 1208 г.) Популярность этой иконографии в России во второй половине XVI в. связана с патрональностью святого первому русскому царю Ивану IV и установкой Стоглавого собора на воспроизведение древних образцов в иконописи. Пример аналогичной иконографии - икона из Толгского монастыря второй половины XVI века (Ярославский художественный музей-заповедник).

Стилистическая справка: Стиль иконы характерен для искусства кремлевских мастеров второй половины XVI в. Показательно для этого времени также украшение иконы серебряным басменным окладом, покрывающим ее фон и поля.

17.

Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Государственный музей-заповедник "Коломенское"


Фрагмент. Лик Иоанна Предтечи

18.

Век:XVI
Место хранения: Тотемский краеведческий музей

19.

Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Череповецкое музейное объединение

Стилистическая справка: Святой написан на светлом желтом фоне, палитра иконописца сдержанна, немногоцветна, но краски чистые, тонко тертые. Моделировка личного письма и риз тщательна, но без излишней детализации. Небольшой нимб обведен широкой коричневой каймой, а коричневатая опушь на полях занимает почти всю их ширину. Эта икона - работа местного иконописца, трудившегося, возможно, при Воскресенском Череповецком монастыре.

20.

Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Вологодский областной краеведческий музей

Стилистическая справка: В качестве основы для икон деисусного чина использованы липовые доски без ковчега. Фигуры написаны на золотом фоне, золотые нимбы украшены цированным растительным узором (мотив четырехлепестковой розетты в расчерченном на квадраты поле). Живопись выполнена в плоскостной манере, жидкими полупрозрачными красками, из-под которых всюду просвечивает левкас и видны следы движения кисти. Высокие стройные фигуры персонажей отражают иконографическую традицию дионисиевой эпохи, но в глуховатом колорите, в некоторой диспропорции элементов личного письма, угловатости силуэтов и в экспрессии жестов есть черты, свойственные произведениям местных северных мастеров на стадии формирования региональной художественной традиции.

21.

Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Стилистическая справка: В работе над иконами центральной части деисуса, в том числе и над образами Богоматери и Иоанна Предтечи, несомненно, принимал участие сам глава артели иконописцев - Дионисий. Это сказывается в певучих линиях силуэтов, в тонкой, исполненной глубины чувств, дифференцированной эмоциональной характеристике персонажей деисуса. Работы Дионисия оказали влияние и на осветление палитры местных мастеров.

22.

Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Вологодский областной краеведческий музей

Иконографическая справка: В эпоху Василия III художественные поиски в этом направлении разрабатывались в кругу преемников Дионисия, прежде всего в мастерской его младшего сына Феодосия. Можно предполагать, что именно в этой среде и возник живописный ансамбль иконостаса Введенского собора Корнилиева Комельского монастыря.

Стилистическая справка: Иконы иконостаса Введенского собора отличаются высоким уровнем технического исполнения - от необычайно тщательно обработанных досок до применения высококачественных тонкотертых пигментов. Фигуры безукоризненного рисунка плотно вписаны в границы изобразительного поля иконы, сохраняя дионисиевское достоинство поз. При этом особое внимание уделяется красоте и выразительности силуэта, неспешность ритма приобретает качества фиксированного движения..


Фрагмент.Лик и рука Иоанна Предтечи

23.

Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Иконографическая справка: Иконографическое решение образа Иоанна Предтечи как аскета и пустынника - в милоти и плаще, с опущенным вниз свитком, воспроизводящим его призыв к покаянию, пророчество о близости конца мира и приближении Царства Небесного, - следует композиционной схеме. Аскетизм образа Иоанна Предтечи на рассматриваемой иконе подчеркнут исхудалой фигурой с истонченными конечностями, всклокоченными прядями волос и бороды, а также отшельническим одеяниям пророка - власяницей из верблюжьей шерсти. Пророческий дар святого передан выделенным на светлом фоне иконы жестом поднятой правой руки, словно указывающей на небо, как на приближающееся Царство Небесное, что подтверждает и текст на свитке: "Покаитеся / / братие при/ / ближитъ бо // ся ц(а)рств[о] Г(оспо)дне / / оуже секера // при ко [реки д]ре//ва лежит вся//ко древо // непло// [дн] о посекае" (Мф. III, 2, 10). Этот особый, ораторский жест пророка, отличающийся от традиционной благословляющей десницы, еще более усиливает эсхатологическое содержание всего деисусного чина.

Стилистическая справка: В целом иконография деисусного чина, к которому принадлежит икона Иоанна Предтечи, не отличается единством композиционного ритма, включает явно разномаштабные, заимствованные из разных источников изображения святых. Также можно отметить отсутствие весомой пластики, устойчивости фигур, размеренного движения, рисунок фигур, тяготеющий к изломанным линиям, вытянутым или утонченным формам, нелогичным драпировкам с подчас угловатыми выступами или манерно сложенными складками, высокие темно-коричневые поземы с "соскользнувшими" на нижнюю кромку фигурами святых с небольшими хрупкими ножками, еле касающимися земли; условно написанные одеяния с лишь наброшенными и спадающими до земли плащами, игнорирующими пластику форм тела; узкие, подчеркнутые темными описями нимбы, часто неровного контура. Для икон характерен приглушенный колорит, построенный на сочетании неяркой гаммы красно-коричневых красок, желтых охр, беззвучных красных пигментов и обильного использования синих цветов. Однако все это не лишает иконы художественной выразительности, подкупая непосредственностью и открытостью образов.

24.

Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI

Иконографическая справка: Фигура Иоанна Предтечи представлена в подвижной позе. Ее динамичность подчеркивается очертаниями развевающейся полы гиматия.

Стилистическая справка: Изысканный колорит построен на сочетании разных оттенков зеленого и глубоко синего цветов. Плотное личное письмо выполнено охрой по коричневато-зеленому санкирю.

25.

Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место создания: Россия, Ростов
Место хранения: Государственный музей-заповедник "Ростовский Кремль"

Иконографическая справка: Деисусный чин из Гуменца относится к типу поясных Деисусов.Его особенностью является расширенный состав лика святителей, который представлен шестью образами епископов. Эта особенность была связана с общей идеей, определявшей иконографическую программу Деисуса.

Стилистическая справка: Икона написана в классических традициях искусства 15 века, с особой выразительностью контуров, условно передающих пластику фигур и складок одежд. Колорит иконы насыщенный, в глубоких тонах. Личное написано мягким розовато-коричневым охрением.

26.

Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI

27.

Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Стилистическая справка: Традиции псковского искусства отразились в колорите икон. Он построен на сочетании аурипигментного фона, яркой киновари надписей и локальных цветовых пятен одежд. Примечателен способ построения ликов. Поверх темно-оливкового санкиря с красной подкладкой под волосы и на шейных складках положены большие по площади свктло-охристые высветления, которые с помощью мелкой растушевки переходят в тень. Детали выделены коричневой линией по цвету более насыщенной, чем санкирь, которая выявляет объем и придает формам определенную скульптурность. На иконе заметны признаки искусства 16 столетия.


Фрагмент. Иоанн Предтеча

28.

Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Череповецкий краеведческий музей

29.

Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Частное собрание В.А.Бондаренко

30.

Иоанн Предтеча (из деисусного чина).
Век:XVI.
Место хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: Полуфигурный деисусный ряд церкви Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря находится в интерьере храма, на древних расписных тяблах, украшенных замысловатым растительным орнаментом. Деисусный ряд церкви Иоанна Лествичника отличается монументальностью и торжественностью образов. Колорит икон строится на сочетании темных охристых тонов с оттенками зеленого, синего и вишневого. Единственными яркими пятнами здесь являются красные плащи мучеников. Примечательно, что фоны всех икон различны по цвету. Еще одной их особенностью являются крупные двухцветные нимбы, исполненные сочетаниями контрастных цветов: розового и синего, красного и зеленого. Хитон Христа украшен богатым орнаментом. По мнению исследователей, деисусный чин церкви Иоанна Лествичника, как и весь иконостас, одновременен храму и был создан белозерскими мастерами около 1572 года. По составу и живописным приемам его наиболее близкой аналогией является иконостас середины XVI века из Успенского собора города Белозерска, иконы которого пока не раскрыты.

31.

Иоанн Предтеча Ангел пустыни
Век:XVI
Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Иконографическая справка: Изображение Иоанна Предтечи с крыльями, в образе Ангела пустыни, соответствует словам пророка Малахии и евангелистов об ангеле, посланном, чтобы приуготовить земной путь Спасителя (Мал 1,3; Мф. XI, 10; Мк. I, 2; Лк. VII, 27). В византийском искусстве эта иконография впервые встречается в XIII веке, в русской живописи - с конца XIV века: икона из села Городище.близ Коломны. Самое ранньее изображение секиры и древа в данном изводе - на московской иконе первой четверти XVI века. Иконография становится особенно популярной при царе Иване IV, названном в честь этого святого, Она могла быть понята как один из вариантов "Усекновения главы Предтечи", соответствующего именинному празднику царя.

Стилистическая справка: Икона была написана в московской кремлевской мастерской, работавшей по заказу царского двора.


Фрагмент. Лик Иоанна Предтечи


Фрагмент.Дерево и секира

32.

Иоанн Предтеча Ангел пустыни
Век:XVI
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иконографическая справка: Икона вложена в Ипатьевский монастырь в 1586 году Д.И.Годуновым. Находилась в местном ряду иконостаса. В середине XVIII века перенесена в киот при столпе.

33.

Иоанн Предтеча и Распятие (двухрядница из деисусного и праздничного чинов)
Век:XVI
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Стилистическая справка: На данной иконе объеденены деисусный и праздничный ряд. Такой прием характерен для иконостасов небольших церквей.

34.

Иоанн Предтеча, в житии
Век:XVI
Место создания: Россия
Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: Иконография до мельчайших подробностей совпадает с иконой из ростовского села Павлова (ныне в Третьяковской галерее). Состав клейм: 1. Явление ангела Захарии 2. Захария перед народом 3. Встреча Захарии и Елизаветы (Зачатие Иоанна Предтечи) 4. Встреча Марии и Елизаветы 5. Рождество Иоанна Предтечи 6. Убиение Захарии 7. Спасение Елизаветы с младенцем Иоанном в горе 8. Ангел уводит отрока Иоанна в пустыню 9. Принятие Иоанном дара пророчества 10. Крещение Господне 11. Крещение Иоанном народа 12. Пир Ирода 13. Усекновение главы Иоанна Предтечи 14. Погребение Иоанна Предтечи 15. Первое обретение главы Иоанна Предтечи 18. Второе обретение главы Иоанна Предтечи

Стилистическая справка: Удлиненные пропорции фигур и вытянутые по вертикали клейма придают композиции легкость и изысканность. Продуманность и законченность композиционных решений, внимание к деталям создают совершенный образ. Колорит построен на гармоничных сочетаниях высветленных, полупрозрачных красок.

35.

Иоанн Предтеча, в житии
Век:XVI
Место хранения: Сольвычегодский историко-художественный музей; с 1974 г. находится на временном хранении в ГМО "Художественная культура Русского Севера"

Иконографическая справка: Порядок клейм: 1. Явление ангела Захарии 2. Захария перед народом 3. Встреча Захарии и Елизаветы 4. Встреча Богоматери и Елизаветы 5. Рождество Иоанна Предтечи 6. Убиение Захарии 7. Спасение Елизаветы с младенцем Иоанном в горе 8. Ангел уводит младенца Иоанна в пустыню 9. Моление Иоанна в пустыне 10. Крещение народа Иоанном 11. Иоанн Предтеча обличает Ирода 12. Усекновение главы Иоанна Предтечи 13. Принесение главы Иоанна Предтечи Ироду 14. Обретение главы Иоанна Предтечи

36.

Иоанн Предтеча, в житии
Век:XVI
Место хранения: Архангельский музей изобразительных искусств


Фрагмент.Обличение Ирода


Фрагмент.Обретение главы Иоанна Предтечи

37.

Иоанн Предтеча, в житии
Век:XVI
Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: Состав клейм: 1. Явление ангела Захарии 2. Захария перед народом 3. Встреча Захарии и Елизаветы (Зачатие Иоанна Предтечи) 4. Встреча Марии и Елизаветы 5. Рождество Иоанна Предтечи 6. Убиение Захарии 7. Спасение Елизаветы с младенцем Иоанном в горе 8. Ангел уводит отрока Иоанна в пустыню 9. Принятие Иоанном дара пророчества 10. Крещение Господне 11. Крещение Иоанном народа 12. Обличение царя Ирода 13. Иоанн Предтеча в темнице 14. Пир Ирода 15. Усекновение главы Иоанна Предтечи 16. Погребение Иоанна Предтечи 17. Явление Иоанна Предтечи трем инокам во сне 18. Обретение главы Иоанна Предтечи 19. Явление Иоанна Предтечи иноку Евстафию (?) 20. Второе обретение главы Иоанна Предтечи

Стилистическая справка: Расширенный вариант житийного цикла и большая подробность в изображении деталей. В среднике преобладают темные тона, в клеймах - яркие краски.


Фрагмент. Крылья Иоанна Предтечи

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Иоанн Креститель Предтеча – великий пророк и Мессия, приход которого ознаменовал собою новый этап в истории православия, а его жизнь стала примером для всех христиан, ибо в ней благодать Божья всегда побеждала зло, дабы возвестить миру о великой силе веры, что рушит все преграды на пути к добру и смирению.

Изображений Иоанна достаточно много в православной иконографии, но иконописный подлинник, на котором изображён Креститель, имеет такие отличительные черты и детали:

  • внешне еврей средних лет, достаточно худ, бледно-смугловатая кожа, небольшая чёрная, разделённая на пряди борода, такие же волосы, густые и кудрявые;
  • одежда из грубой верблюжьей шерсти и кожаный пояс;
  • в основном святой изображается по пояс и обращён ликом к тому, кто молится;
  • правая рука поднята в жесте, который благословляет человека, в левой находится свиток, на котором написан текст проповеди с призывом к покаянию;
  • на левом плече лежит длинный крест-посох – символ жизни Иоанна в пустыне и его пророчества о Мессии Христе.

Образ Иоанна Крестителя – это образ праведной жизни, покаяния и смирения, к которым должен стремиться каждый христианин, дабы уверовать Слово Божье и познать его вечную благодать.

Житие Иоанна Крестителя

История появления Крестителя на земле началась ещё до его рождения и была окутана божественной тайной. Как известно из Евангелия, родителями святого Иоанна Крестителя были праведные люди – священник Захария и Елисавета. Дожив до преклонных лет, они часто подвергались осуждениям со стороны окружающих, так как не имели детей по причине бездетности женщины. А это в те времена считалось Божиим наказанием.

Но молитвы их были услышаны – и на свет появился долгожданный сын. Это стало свидетельством силы Господа и знамением того, что этот ребёнок будет особенным, а деяния его – великими. Также об этом возвестил отцу в храме архангел Гавриил и повелел назвать сына Иоанном.

Елисавета же пять месяцев после зачатие таилась и избегала людей, пока к ней не пришла Дева Мария, что доводилась ей дальней родственницей, со словами благодати и радости. В положенное время женщина родила сына и назвала его Иоанном. Родные радовались, а окружающие удивлялись, так как такого имени в их роде не носил никто.

Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona

В это же время Ирод повелел умертвить всех младенцев, дабы не иметь соперников и продолжить своё царствование вечно. Елисавете пришлось бежать от преследования в пустыню и скрываться в пещере, где позднее она и умерла. Захария из-за отказа выдать жену и ребёнка был убит прямо в храме. Маленький Иоанн, которого охранял ангел, бродил по пустыне, пока не вышел на покаянную проповедь.

Уже с юных лет образ жизни Иоанна был довольно необыкновенным:

  • он ушёл в необитаемую пустыню Иудеи и поселился в дикой пещере, где пробыл в молитве до того времени, пока ему не исполнилось 30 лет;
  • носил самую простую одежду;
  • был крайне воздержан в еде;
  • почти не общался с людьми – только с Богом, ожидая, когда он сам призовёт его на служение.

Позже он читал проповеди и проводил (обряд окунания в воду). И, зная о его величии и силе, к нему приходило множество людей Иудейской страны, дабы крестится от него в Иордане и исповедовать свои грехи.

Святой пророк Иоанн Креститель стал величайшим из праведников – он завершил историю Церкви Ветхозаветной и открыл эпоху Нового Завета, ибо пришёл в мир, чтобы возвестить о явлении Мессии Христа, что обретёт на себя грех всех людей.

После Крещения Господня Ирод заключил святого в темницу, так как тот обличал его нечестные дела и поступки. В Священном Писании повествуется, что на пире, устроенном Иродом в честь дня своего рождения Дочь иудейской царицы по совету своей матери попросила подать ей голову Иоанна. И по приказу правителя пророк был обезглавлен и закончил свою жизнь мученически.

Мощи Иоанна Крестителя

На протяжении трёхсот лет мощи великого мученика не знали покоя, и только благодаря некоторым людям, они смогли дойти до сегодняшнего дня и принести всем христианам мира благую весть:

  • сначала жена домоправителя Ирода Хузы благочестивая Иоанна спрятала честную главу Крестителя в глиняном сосуде на Елеонской горе, а тело святого в ту же ночь взяли его ученики и погребли там, где было совершено злодеяние – в Севастии;
  • далее голову пророка нашёл один из подвижников, когда рыл ров для укладки храма. Боясь осквернения реликвии, он сберёг её до самой смерти, а потом спрял в том же месте, где нашёл ранее;
  • во времена царствования Константина местонахождение главы святого было обнаружено. Сам Креститель явился одному из иноков и сказал об этом.

Десница Иоанна Крестителя

Также в Священном Предании говорится о том, что святой апостол Лука, перенёс правую руку (Десницу) Иоанна в Антиохию, таким образом спасая её от поругания.

Позже от неё были отделены два перста (пальца), каждый из которых прошёл долгий путь, дабы найти место своего последнего пристанища:

  • один был перенесён в Студийский монастырь Предтечи и по сей день хранится в городе на Босфоре;
  • второй ожидали более долгие скитания: монастырь Жича, Печ, Морея, Италия (Родос, Мальта), Гатчина, Цетинье (Черногория).

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о святом пророке Иоанне Крестителе: