Информационная система соцстрах. Фонд социального страхования. Какие взносы платит в ФСС ИП


Подобная система выступает частью государственной политики. Она является гарантией реализации трудовых, конституционных, семейных и гражданских прав для материально уязвимой части населения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что это такое

Система социального страхования РФ – это совокупность норм, гарантий и учреждений, действие которых направленно на обеспечение обязательной защиты малоимущего и нетрудоспособного населения.

Эта система является частью социальной политики государства. Но она сохраняет свою финансовую независимость и не выступает элементом бюджетной сферы страны.

Система социального страхования – это ряд законодательных актов, которые регулируют перераспределение денежных активов между разными слоями трудоспособного населения. В ее структуру входит обязательное и добровольное страхование.

ССС – это ряд внебюджетных организаций, которые проводят реализацию государственной политики в соц. сфере.

Схема: финансовая система социального страхования

Финансирование фондов осуществляется по установленным законодательствам тарифам. Во многом они зависят от коэффициента вероятности наступления страхового риска.

Сформированные денежные средства расходуются исключительно на цели, которые стоят перед годовым бюджетом той или иной организации.

Государство гарантирует устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. В случае нехватки фондовых средств, бюджет организаций пополняется за счет трансфертов из бюджета страны ( ФЗ №165).

В системе добровольного страхования таких гарантий просто не существует. Например, добровольное страхование трудящихся в области охраны труда производится исключительно за денежные средства работников. Оно может выступать дополнением к государственному страхованию трудящихся в этой сфере.

Схема: источники пополнения бюджета

Система обязательного социального страхования

Система социального страхования в РФ включает в себя:

  • обязательное;
  • добровольное страхование.

Обязательное государственное страхование в стране проводится 3 внебюджетными фондами. Основными формами страховой деятельности в этой сфере являются:

  • страхование при временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • страхование от профзаболеваний и несчастных производственных случаев;

Схема: система обязательного социального страхования.

Финансовая система обязательного социального страхования является частью «финансового дерева» государства. Социальная защита осуществляется за счет средств, которые накапливаются в бюджетах всех уровней и за счет финансов целевых фондов.

Бюджетная материальная поддержка существует только для граждан, которые не могут защитить свои имущественные права самостоятельно.

Обязательное страхование применяется относительно трудоспособных лиц, которые могут что-то потерять при наступлении страхового случая: заработную плату, рабочее место, здоровье или жизнь. Социальную бюджетную помощь и страхование называют социальным обеспечением.

Это и есть правовые отношения граждан с компетентными органами относительно выплаты пенсий, пособий и компенсаций.

Система – это совокупность гарантий для работающих лиц. Они могут применяться относительно основных трудовых и конституционных прав человека.

Также это разновидность государственного страхования. Например, страна выступает гарантом при устранении рисков для отдельных категорий работников (мед. персонала, военнослужащих).
Обязательное страхование – это всегда часть социальной политики государства.

Система выступает, в свою очередь, частью политической организации системы государственного управления. Добровольное страхование финансово не поддерживается страной. Оно основано на частных, договорных принципах.

История развития системы в России

Социальное страхование впервые было введено в России в 1912 году. Оно включало только больничное и страхование от несчастных случаев на производстве. Второе касалось только работников промышленных предприятий. Оно проводилось на коллективной основе. Своеобразным аналогом фондов выступали страховые кассы.

При СССР социальным страхованием ведало правительство. В 1933 году его осуществляли профсоюзы и ФСС. Этот год и можно считать моментом основания первой фондовой организации в этой сфере.

ФСС был единственной внебюджетной организацией в то время. До распада союза в 1990 году все социальные выплаты проводились через ФСС.

В эпоху перестройки система социального страхования значительно трансформировалась и приобрела всем знакомые западноевропейские формы.

Первыми в новой истории Российского государства были созданы:

  • ПФ (середина декабря 1990 года);
  • ФСС (декабрь 1990 года).

На тот момент система здравоохранения пребывала в плачевном состоянии, а уровень безработицы был непомерно высок. Это и стало основной причиной принятия в 1991 году ряда законов относительно занятости населения и медицинского страхования граждан. Но их реализация стартовала только с 1992 года.

В результате возникли:

  • фонд занятости населения;
  • ФОМС (с федеральными и территориальными структурными подразделениями).

Вначале 2000-х ГФЗ был ликвидирован. Причиной тому стала его неэффективность в решении поставленных правительством задач. Эпоха тотальной безработицы прошла и вместе с ней отпала необходимость в содержании ГФЗ.

Каково состояние дел по информатизации Фонда сегодня? В Фонде социального страхования Российской Федерации, включая Центральный аппарат, все региональные отделения Фонда, их филиалы и районные представительства, в настоящее время функционирует Единая информационная система, которая работает в Едином информационном пространстве. Это означает, что все компоненты системы (700 ЛВС, телекоммуникационное оборудование: около 105 маршрутизаторов и 1300 модемов, общесистемное программное обеспечение и около 20 прикладных подсистем ЕИИС Соцстрах, установленных на 12 тыс. персональных компьютерах, информационные ресурсы или базы данных, службы сопровождения ЕИИС Соцстрах) работают взаимосвязано.

Новые информационные технологии обеспечили руководству Фонда прозрачность финансовых потоков всех исполнительных органов Фонда, адресность по выплатам пособий по возмещению вреда и т.д. Это означает, что сложный аналитический отчет, любая информация, имеющаяся в базах данных, распределенная по всей территории Российской Федерации (от Калининграда до Камчатки), могут быть получены в реальном масштабе времени, как на своем рабочем месте, так и в любой точке земного шара, где имеется сотовая связь (через обычный сотовый телефон). Примеры оперативных запросов, сводных отчетов и аналитических справок приведены ниже.

Корпоративная сеть Фонда, являясь объединяющим элементом ЕИИС Соцстрах, базируется на выделенных и коммутируемых линиях связи и Internet технологиях.

ЕИИС Соцстрах, делая прозрачным для руководства Фонда финансово-хозяйственную деятельность исполнительных органов Фонда, обеспечивает эффективное управление средствами государственного социального страхования, гарантирующими социальную защиту населения.

Работа в условиях подготовки к введению единого социального налога и в период его действия практически показали эффективность средств адаптации ЕИИС Соцстрах к новым условиям функционирования, реализации новых функций и обработки новой информации. Единая информационная система Фонда имеет все необходимые средства (телекоммуникационные, программно-технические, организационные), позволяющие в сжатые сроки осуществить ее адаптацию на решение задач автоматизации деятельности различного назначения (управление городским хозяйством, регистрация сделок с недвижимостью, управление медицинским страхованием и др.).

Прикладное программное обеспечение, включающее около 20 прикладных подсистем, обеспечивает автоматизацию всех видов деятельности Фонда.

Рабочие места специалистов Фонда оснащены однотипными средствами вычислительной техники, создана региональная сеть сервисных центров, обеспечивающих гарантийное и послегарантийное обслуживание компьютерной техники и телекоммуникаций.

В состав информационных ресурсов Фонда входят:

Сведения о 4,2 млн. страхователях (юридических и физических лицах);

Персонифицированные сведения о получателях страховых выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью несчастным случаем на производстве или профзаболеванием (порядка 500 тыс. получателей);

Сведения о финансово-хозяйственной деятельности исполнительных органов Фонда.

Общая схема системы передачи данных (СПД) представлена на рис. 1.

Рис.1

В основе СПД лежат виртуальные частные сети (VPN), использующие для связей между отдельными своими элементами публичный Интернет. Виртуальная частная сеть это совокупность работающих по TCP/IP защищенных каналов связи между локальными сетями. Создание VPN позволяет защищать от постороннего доступа информацию, передаваемую по сети Интернет, и связывать географически удаленные подразделения, не арендуя дорогостоящих выделенных междугородних линий.

Глобальная структура системы представляет собой иерархическую звезду с одной центральной частью. Центром звезды является телекоммуникационный узел центрального аппарата, к которому подключены региональные отделения (РО), филиалы региональных отделений, а также иные пользователи, имеющие доступ к сети Фонда. Локальная вычислительная сеть регионального отделения Фонда (рис. 3) включает в себя:

Рабочие места;

Коммуникационные центры;

Серверы (баз данных HyTech и приложений);

Серверы доступа для подключения филиалов РО и отдельных удаленных пользователей, имеющих доступ к сети.

К составу ЛВС можно также отнести оборудование доступа к виртуальной частной сети Фонда: серверы proxy, firewall, маршрутизатор доступа к Интернет.

В настоящее время первый этап компьютеризации Фонда (разработка и внедрение ЕИИС Соцстрах) завершен. Фонд подошел ко второму важному этапу компьютеризации на основе накопленных и ежедневно формируемых баз данных региональных отделений проводить оперативную аналитическую их обработку для принятия решений (в разрезе Федеральных округов, регионов, городов, отраслей и т.д.). Для этого в Фонде введена в эксплуатацию система мониторинга и аналитической обработки баз данных Фонда (АРМ Руководителя). Она является надстройкой над всей информационной системой Фонда, с помощью нее обеспечивается On-line доступ ко всем информационным ресурсам Фонда.

АРМ Руководителя, реализованный на основе новейших XML и OLAP технологий, обеспечивает контроль текущей финансово-хозяйственной деятельности исполнительных органов Фонда, исполнения ими программ государственных гарантий по социальному страхованию, рационального использования материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов.

Для администрирования ЕИИС Соцстрах в АРМе Руководитель предусмотрен контроль технического состояния подсистем ЕИИС Соцстрах, баз данных, линий связи, регламента выполнения работ по обслуживанию системы.

Рассмотрим вкратце примеры оперативных запросов из АРМа Руководитель.

На главной странице системы мониторинга и аналитической обработки баз данных Фонда размещены карта России с выделенными субъектами Федерации и перечень подсистем ЕИИС Соцстрах. Запрос на получение информации формируется интуитивно понятным образом, путем выбора манипулятором мышь необходимого субъекта Федерации или группы субъектов, подсистемы ЕИИС Соцстрах, задания интервала дат, наименования страхователя или его регистрационного номера.

Система мониторинга и аналитической обработки баз данных Фонда в настоящее время установлена на рабочих местах председателя Фонда и его заместителей, руководителей структурных подразделений центрального аппарата и ведущих специалистов Фонда и используется непосредственно в процессе принятия решений. На основе многомерной модели данных система позволяет отображать на экране результаты запросов в удобном графическом и табличном видах: гистограммы, диаграммы, сравнительные таблицы и т.д.

На сегодняшний день можно уверенно сказать, что новая информационная технология и отечественная СУБД HyTech, положенные в основу ЕИИС Соцстрах, могут служить наглядным примером эффективного и обоснованного использования бюджетных средств на информатизацию федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций.

Бесперебойное регулирование и обработку миллионов платежей и счетов Фонда социального страхования по , путевкам, льготным билетам на проезд обеспечивает ЕИИС — Единая интегрированная информационная система «Соцстрах».

Фонд социального страхования Российской Федерации — одно из ведомств государственного аппарата, деятельность которого определяет функционирование в России системы социального страхования. Ежедневно Фонд регулирует вопросы социального контроля среди:

  • 58 млн трудоустроенных граждан;
  • 16 млн граждан, получающих льготы;
  • 8 млн временно нетрудоспособных граждан.

Общая база данных Фонда насчитывает около 150 Тб информации. Собрать централизованно такое количество данных и обеспечить регулярное их обновление практически невозможно. Руководством Фонда было принято решение обеспечить удаленный доступ к базам данных всех региональных органов. Это стало возможным благодаря единой интегрированной информационной системе «Соцстрах».

Основная задача ЕИИС — анализ и оперативное предоставление информации из базы любого регионального отделения Фонда. На сегодняшний день в общей сети находятся 650 исполнительных органов Фонда, соединенных между собой высокоскоростными каналами связи VPN.

Система удобна в использовании: информация вносится в систему сотрудниками Фонда прямо на рабочем месте. Пропала необходимость в регулярных отчетах, так как ЕИИС способна по запросу выдать свод информации за любой период времени по любому критерию поиска. Сложный запрос на получение сводных данных из 5 миллионов платежей и счетов система выполняет примерно за минуту.

При работе система учитывает все поступающие о каждом отдельном человеке данные и отражает детали платежей и льгот в реальном времени, что делает финансовую деятельность Фонда прозрачной и обеспечивает рациональное использование средств социального страхования. Единая система образует общее информационное пространство, открытое для проверки выполнения государственных программ и потоков материально-технических ресурсов.

Какие взносы платит в ФСС ИП?

Выплаты по страхованию претерпели много изменений в названиях, формах, передавались под надзор различным органам и фондам. До 2010 года существовал единый социальный налог, сдавался он в налоговые органы. Затем он был заменен на страховой взнос, его уплачивали в Пенсионный Фонд и Фонды обязательного медицинского и социального страхования.

С 1 января 2017 года актуальным считается понятие «страховые взносы», определенное в главе 34 Налогового кодекса РФ. Оплачиваются они на счета по реквизитам налоговых органов.

Ежегодно работодатель выплачивает взнос в размере 30% от фонда оплаты труда, а конкретно:

  • В Фонд социального страхования — 2,9%;
  • В Фонд федерального обязательного медицинского страхования — 5,1%;
  • В Пенсионный фонд России — 22%.

Дополнительно, в зависимости от деятельности организации, в ФСС выплачиваются взносы на страхование от заболеваний и несчастных случаев на производстве. Ставку по тарифам назначает сам фонд, очень важно ежегодно ее подтверждать. Статья 58 закона № 212-ФЗ «О страховых взносах» определяет случаи, когда базовый тариф можно заменить пониженным.

Ставка страховых взносов для индивидуальных предпринимателей определяется так:

1. При доходе до 300 000 рублей в год:

  • 12(МРОТ) * 12 * 26% = ставка пенсионного страхования;
  • 12(МРОТ) *12 * 5,1%

2. При доходе более 300 000 рублей в год:

  • 12(МРОТ) * 12 * 26% + 1% от дохода, полученного сверх установленного лимита = ставка пенсионного страхования
  • 12(МРОТ) * 12 * 5,1% = ставка медицинского страхования.

Максимальный страховой взнос в Пенсионный фонд для индивидуальных предпринимателей составляет 8(МРОТ) * 12 * 26%.

Формы отчетов в соцстрах, сроки сдачи

Даже после передачи налоговым органам надзорных функций по контролю уплаты страховых взносов, отчетность все еще предоставляется в другие фонды.

В Фонд социального страхования сдается отчет по форме 4-ФСС. Это квартальный отчет, направляемый в бумажном или электронном виде. Если штат организации меньше 25 наемных работников, то способ сдачи выбирается самостоятельно; в противном случае отчет сдается исключительно в электронном виде.

Бумажный вариант отчета принимается до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом; в электронном виде данные предоставляются до 25 числа месяца, следующего после отчетного периода. Годовой отчет сдается не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

На официальном сайте ФСС всегда есть актуальная информация по срокам сдачи отчетности, приложены формы и описаны способы сдачи отчетности.

Порядок возмещения больничного листа, начисления декретных

Согласно действующего законодательства, страховые взносы в ФСС по нетрудоспособности и декретным отпускам будут курировать налоговые органы, в то время как возмещением этих расходов занимается Фонд социального страхования. Важно понимать, учитывая больничные, переработку и премии.

Расходы на оплату больничных выплачиваются работодателем и фиксируются в ежемесячном отчете в налоговую. Для возмещения расходов работодатель , согласно Приказа Министерства Труда РФ от 28.10.2016 № 585н, подает в ФСС следующие документы:

  • Заявление о возмещении с обязательным указанием наименования организации, ее адрес, регистрационный номер, размер выплат страхового обеспечения;
  • Документы-обоснования возмещаемых расходов;
  • Справка-расчет, составленная в свободной форме с указанием информации в соответствии с перечнем, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 № 951н.

Форма справки не установлена, но в некоторых отделениях соцстраха принята своя рекомендуемая форма. Эта справка заменит форму 4 ФСС, требуемую ранее при перерасчете страховых взносов.

В справке-расчете важно указывать актуальные и реальные данные, ведь согласно ч.1 ст. 4.2 федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» ФСС могут запросить подтверждение указанной информации у налоговых органов.

ФСС проверяет предоставленные документы и достоверность данных, указанных в них. После вступления в силу положительного решения, деньги поступят на расчетный счет организации. Но в некоторых случаях решения принимают отрицательные. Так, например, если образование сотрудника не будет соответствовать занимаемой должности, или если присутствует необоснованно завышенный размер заработной платы, ФСС в возмещении может отказать.

Проверка ФСС — какие документы готовить?

Контролирующие органы могут посетить любую организацию с выездной проверкой на основании ст. 35 закона № 212-ФЗ «О страховых взносах». Проверки проводятся на основании утверждённого плана-графика, однако случаются и внеплановые проверки.

Причиной внепланового визита могут стать:

  • Жалобы на организацию, поступающие в фонд;
  • Изменение статуса организации (ликвидация, реорганизация);
  • Организация обратилась в ФСС за возмещением средств.

План-график предстоящих проверок ФСС и ПФР составляют совместно. Каждый фонд готовит список организаций, в которых необходимо провести проверку. И если на плановые проверки направляются представители обоих фондов одновременно, то внеплановое посещение может инициироваться и проводиться кем-то одним.

Решение о предстоящей плановой проверке работодатель получает под роспись, с предъявлением перечня необходимой к проверке документации. Важно удостовериться, что на проверку прибыли представители фондов, указанные в Решении. Иные должностные лица проводить проверку не имеют права.

Проверяющие имеют право запросить документацию о деятельности компании только за 3 прошедших года. В основном запрашивается документация, имеющая отношение к страховым взносам:

  • Трудовые договоры, приказы о назначении должностей;
  • Табели, штатное расписание, приказы об отпусках, отгулах, премировании;
  • Заявления на отпуск, отгул, декретный отпуск;
  • Больничные листы;
  • Счета и другие банковские документы.

Проверяющие не в праве просить предъявление документов, кроме учредительных и названных выше. Инспектор может работать с оригиналами документов только на территории организации. При необходимости изъятия документов для подробной проверки, проверяющим предоставляется копия, заверенная штампом и подписью директора организации.

Проверка не может длиться более 2 месяцев , но возможна приостановка по делу для получения дополнительных сведений. Тогда максимальный срок работ не должен превышать 6 месяцев.

Как получить путевку через соцстрах?

Работающие по трудовому договору граждане, перенёсшие серьезные болезни или операции, имеют право на получение бесплатной путевки на реабилитацию в санатории. Решение о направлении в работника на санаторное лечение принимает комиссия медицинского учреждения, в котором проходило лечение.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Для создания информационной системы для фондов социального страхования необходимо учитывать особые требования: наличие планируемых задач внештатных сотрудников; индивидуальная иерархическая структура на низшем уровне; учет и контроль за рассматриваемыми клиентами; особенности технологий каждого вида страхования и др.

Процесс информатизации и создание информационной среды, охватывая материальное производство, социальную сферу, а также услуги, включают в себя:

  • - создание информационной техники и технологий, которые обеспечивают производство, обработку и распространение информации;
  • - разработку инфраструктуры, обеспечивающей применение и развитие средств и процессов информатизации;
  • - производство самой информации, информационных продуктов и услуг.
  • - Объектами процессов информатизации являются:
  • - машинообрабатываемая информация, существующая в виде сообщений, документов или массивов баз данных в устройствах памяти любой конструкции;
  • - информационные технологии;
  • - программные средства;
  • - информационно-вычислительные системы и сети;
  • - информационные услуги.
  • - Инфраструктура информации включает в себя:
  • - систему коммуникаций, вычислительных средств и систем, обеспечивающих взаимодействие между собой информационных объектов и технологий;
  • - программные средства, поддерживающие функционирование комплексов аппаратуры;
  • - информационные средства и базы данных;
  • - систему подготовки кадров, способных эффективно эксплуатировать эти технологии;
  • - экономические и правовые механизмы, способствующие эффективному развитию процесса информатизации.

В России компаниями разработки и проектирования стали заниматься созданием информационных систем приблизительно с 1992-1994 гг. ЗАО "Новые информационные системы и технологии" считается одной из самых опытных и надежных компаний, которые проектируют и внедряют информационные системы для крупных заказчиков. Заложенные в основу систем методы и средства позволили обеспечить значительное сокращение стоимости реализованных программных решений и существенное снижение требований к используемым аппаратным средствам. Полученные характеристики достигнуты за счет эффективных методов доступа к данным, реализованных в СУБД "HyTech". Фирма разработала следующие системы для фондов страхования:

§ АИС Фонда социального страхования РФ.

Разработка и внедрение в субъектах РФ комплекса унифицированных подсистем с целью автоматизации технологий учета поступлений и использования средств и имущества Фонда.

§ АИС Центров реабилитации Фонда социального страхования ("АИС Центр реабилитации").

Автоматизация деятельности санаторно-курортных учреждений и ЛПУ, включая:

  • - формирование бизнес-плана на текущий год и продажу путевок;
  • - резервирование и учет использования располагаемых ресурсов санатория;
  • - регистрацию и расселение прибывающих пациентов;
  • - прием пациентов лечащими врачами и специалистами;
  • - назначение и контроль прохождения обследований, лечения, процедур;
  • - ведение электронной истории болезни пациента;
  • - организацию лечебного и дополнительного питания;
  • - ведение лицевого счета пациента;
  • - ведение складского учета;
  • - ведение учета в столовой и других подразделениях санатория;
  • - ведение учета аптеки, магазинов, кафе и других направлений деятельности санаториев;
  • - ведение бухгалтерского учета в санатории;
  • - ведение делопроизводства, договоров;
  • - составление отчетности (общей, бухгалтерской, медицинской, внутренней).

АИС реализована на базе универсальной системы "Склад", обеспечивающей учет ресурсов, резервирование, организацию поставки, производства и реализации товаров и услуг.

§ ЕИИС "Соцстрах" Фонда социального страхования РФ.

Территориально распределенная единая интегрированная информационная система ЕИИС "Соцстрах", обеспечивающая комплексную автоматизацию деятельности региональных и территориальных подразделений Фонда социального страхования Российской федерации. Портала Фонда социального страхования РФ для сбора, накопления и предоставления обобщенной информации о различных направлениях деятельности Фонда.

Цель создания систем для Фондов социального страхования может быть различная от проектирования систем охранно-сигнализационной структуры защищаемого объекта до проектирования и разработки информационной системы эффективного учета страхования собственных сотрудников компании.

В 2001 году в Научно-производственное предприятие "Этна - Информационные технологии" поступил заказ от Фонда социального страхования Российской Федерации - разработка рекомендаций по созданию и внедрению компьютерной технологии сбора, обработки и анализа информации в системе страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на региональном уровне. Объектом исследования является организация управления охраной труда. Целью работы - исследование и моделирование организации управления охраной труда, а также выработка рекомендаций по созданию и внедрению компьютерной технологии сбора, обработки и анализа информации в системе страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на региональном уровне. При проведении исследований были использованы методы анализа сложных систем, обработки экспертной информации, когнитивного моделирования, нечетких множеств и нечеткой логики. Проведен анализ и определена схема организации мероприятий по охране труда с позиции выполнения Фондом социального страхования Российской Федерации превентивных мероприятий по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Разработана схема информационных потоков при организации управления охраной труда. Разработана когнитивная модель организации управления охраной труда и проведен ее анализ. Полученные результаты позволяют оценить степень влияния профилактических мероприятий на организацию управления охраной труда, выработать рекомендации по созданию и внедрению компьютерной технологии сбора, обработки и анализа информации в системе страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на региональном уровне. Рассмотрены методы и задачи анализа данных, решаемые при поддержке управленческих решений при организации управления охраной труда, и определен подход, позволяющий интегрировать различные методы и технологии решения разнотипных эвристических и аналитических задач, возникающих при исследовании проблем организации управления охраной труда.

ГУ Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ в 1999 году спроектировала Единую интегрированную информационную систему Фонда социального страхования РФ - ЕИИС "Соцстрах" с ежедневным обновлением. № государственной регистрации ресурса - 0220006542. Объем ресурса - 18 тысяч записей, объем ресурса в мегабайтах - 3700. На данный момент считается наиболее уникальной и эффективной интегрированной информационной системой, содержащая самую правильную информационную структуру и алгоритм.

Экономическо-информационная система "1С:Предприятие" версия 8 предоставляет самые широкие возможности ведения автоматизированного учета на предприятиях страхового бизнеса, с учетом требований национального законодательства и включает в себя платформу и прикладные решения, разработанные на ее основе, для автоматизации деятельности организаций и компаний. Деятельность страховой компании заключается в предоставлении страховой защиты в случае наступления неблагоприятных событий по рискам, связанным с интересами других физических и юридических лиц. Деятельность страховой компании отличает инверсия экономического цикла. Продажа страхового продукта является не завершением процесса оказания страховой услуги, а началом процесса.

Информационно-аналитическая система предназначена для управления устойчивостью страховой компании и выполняет функции контроля и управления принятыми рисками (полисами) страхования. Своевременный анализ данных по заключенным полисам страхования позволяет выявить возникающие тенденции изменения устойчивости страховой компании. Определить полисы, влияющие на возникновения критической ситуации и требующие принятия решения.

В состав информационно-аналитической системы входит хранилище данных инвестирования; анализ кредитного риска; анализ данных; аналитические отчеты и т.д.

Западноевропейские страховые фирмы расходуют на автоматизацию информационных процессов около 1/5 всех располагаемых ими средств. При этом треть этих средств направляется на технические средства, другая треть -- на программное обеспечение и еще одна треть -- на подготовку персонала к работе в вычислительной среде компании. Российские страховые компании также начинают понимать выгоды от применения АИС.

Автоматизация информационных процессов в области страхового дела имеет свои особенности. В некоторых видах бизнеса достаточно просто разграничить отдельные бизнес-процессы: бухгалтерию, логистику, склад и т.д., последовательно провести их автоматизацию и получать желаемый эффект на каждом очередном этапе развертывания ИС. В страховой деятельности ситуация несколько иная -- все бизнес-процессы взаимосвязаны, поэтому необходима сквозная автоматизация всех процессов в комплексе.

В основе страхового бизнеса страховой продукт -- услуга по различным видам страхования. Страховые продукты по одному и тому же виду страхования могут быть уникальными для разных страховых компаний, которые формируют и модифицируют свой набор условий, предлагаемых клиентам. Для того чтобы поддерживать различия и возможность постоянных изменений страховых продуктов, ИС должна иметь гибкие средства, чтобы настраивать параметры договоров страхования. Все изменения должны сразу же отражаться в подсистемах бухгалтерского и налогового учета. При этом системе надлежит предоставлять разные данные для организации выплат по разным страховым продуктам и т. д.

Автоматизация страхового бизнеса в России весьма перспективна. К услугам страховых фирм прибегает почти каждый взрослый человек. В настоящее время в России около 1500 страховых компаний. Реализация страховых технологий влечет необходимость обработки больших объемов информации. Между тем во многих отечественных страховых компаниях лишь совсем недавно начали серьезно задумываться о необходимости АИС.

Активизация процессов автоматизации страхования в России может быть объяснено следующими условиями:

улучшается нормативно-правовая база страхования. Растет число официальных документов, более определенно устанавливающих регламент, процедуры и процессы страхования;

создается унифицированная технология работы российских страховых компаний;

расширение числа объектов страхования, например приватизация имущества, стимулирует диверсификацию сети страховых компаний;

наблюдается постепенное развитие рынка страховых услуг. Происходит сближение между российским рынком страхования и рынком страхования европейских стран.

Сегодня в страховом бизнесе страны происходят перемены, которые могут оказать существенное влияние на ситуацию с автоматизацией страховых компаний. Прежде всего, это вступление в силу закона "Об обязательном страховании автогражданской ответственности", который стимулирует резкий рост количества договоров на страхование. Это означает катастрофический рост объемов данных и появление других задач, решение которых невозможно без эффективных ИС. Еще один важный фактор -- изменение правил бухгалтерского и налогового учета и движение в сторону международных стандартов учета и отчетности. Достижение большей финансовой прозрачности компании для акционеров и руководства требует освоения новых методологий учета и построения совершенной информационной платформы с развитой аналитической подсистемой.

Выделим и охарактеризуем основные категории объектов автоматизации страховых фирм и функционирование их информационных технологий.

Центральный офис страховой фирмы, как правило, имеет одну или несколько высокоскоростных ЛВС. ЛВС можно рассматривать как информационный центр всей компании, включающий мощные вычислительные ресурсы -- файловые серверы, системы управления БД и др. Особенность ЛВС центрального офиса страховой компании в том, что в ее состав входит система централизованного мониторинга. Эта ЛВС управляет локальными и удаленными сетевыми устройствами, находящимися в филиалах.

Региональные офисы страховой компании (филиалы) могут представлять собой довольно значительные по объему организации, оснащенные собственными крупными ЛВС и мощными вычислительными ресурсами. Они имеют надежную и скоростную связь с центральным офисом компании.

Отделения страховой компании обычно имеют небольшую локальную сеть, включающую несколько персональных компьютеров. Связь с центральным офисом происходит по заранее составленному расписанию в определенные часы, однако не исключается возможность не запланированного срочного доступа.

Представительства или агентства страховой компании чаще всего оснащаются одним, реже несколькими компьютерами. Связь с отделениями происходит по мере необходимости и обеспечивается в течение всего дня. Удаленные пользователи сети -- инспекторы, агенты, проверяющие, т. е. сотрудники, которые по характеру работы не имеют постоянного рабочего места, пользуются портативными компьютерами с модемом.

Основная особенность организации информационного обеспечения АИС страховой компании -- необходимость иметь полную БД по всем договорам компании за максимально длительный период. Это связано с тем, что при заключении нового договора с клиентом необходимо иметь полную информацию о его предыдущих страховках и обеспечить просмотр всех связанных с этими случаями документов. Такая информация должна храниться в БД, постоянно обновляться и быть легко доступна. Так, при расчетах, например, ставки взноса или тарифа, необходимо изъять из БД необходимую статистику и выполнить расчетные действия по договорам страхования за довольно длительный прошедший период, при этом обработке подвергается каждый договор. Такая БД хранится в АИС центрального офиса. В подразделениях страховой компании необходимости иметь БД всей компании нет, так как в каждом из подразделений имеется БД своих страхователей.

Информация возникает на уровне отделения страховой компании. Эти данные находятся в течение определенного времени в БД отделения. При наступлении регламентного времени сеанса передачи данных происходит автоматическая связь с компьютером регионального офиса страховой компании и совершается так называемая репликация баз данных.

Смысл репликации БД состоит в том, что какая-то одна из БД назначается главной. Она содержит наиболее актуальные данные. Другая БД -- подчиненная и получает копии из главной БД. Эти БД синхронизируют свое состояние, обновляют данные и согласовывают конфликты, если таковые возникли. Метод репликации реализован и осуществляется на уровне самих систем управления БД. Это стандартная и высокоэффективная процедура позволяет за достаточно небольшой по времени сеанс связи привести две большие БД к идентичному состоянию, так как по каналам связи передаются только те корректировки, которые произошли после предыдущего сеанса связи.

Подобным образом происходит обмен данными по актуализации БД с каждым из имеющихся отделений компании. Весь комплекс вычислительной сети можно разделить на следующие основные составляющие:

сеть центрального звена страховой компании;

сети конкретных структурных подразделений -- филиалов компании;

сети, обеспечивающие связь между компанией и филиалами.

Сетевой комплекс центрального офиса имеет самую высокую скорость передачи данных. Центральный офис может иметь одну или несколько ЛВС стандартов FDDI или Ethernet, объединенных друг с другом посредством высокопроизводительных маршрутизаторов. Особенность ЛВС центрального офиса в том, что часто в ее состав входит система централизованного мониторинга и управления как локальными, так и удаленными сетевыми устройствами, находящимися в филиалах и отделениях компании. Использование маршрутизатора в качестве центрального сетевого устройства позволяет обеспечить высокоскоростное соединение локальных сетей, связь с сетями филиалов и доступ удаленных пользователей. Подобный принцип обеспечивает маршрутизацию и, в случае использования для передачи данных каналов с низкой пропускной способностью, компрессию (сжатие) передаваемой информации. Это позволяет повысить скорость передачи. Так, например, для основной ЛВС центрального офиса эта скорость может повыситься на основе кольца FDDI до 100 Мбайт/с. В кольцо FDDI могут включаться сервер БД, файл-сервер, сервер архива и маршрутизатор. В каждом конкретном случае количество устройств, входящих в кольцо, может быть разным. Через маршрутизатор ЛВС имеет выход на ЛВС других структурных подразделений центрального офиса. В таком контуре связь должны обеспечивать один или несколько коммутаторов и концентраторов. Путь данных проходит по следующей схеме: данные из сети FDDI проходят через основной маршрутизатор и попадают на коммутатор. Передача идет на полной скорости (100 Мбайт/с). Коммутатор передает данные на необходимый концентратор, который направляет их к месту назначения (рабочей станции). Передача от концентратора к рабочей станции происходит на скорости этой станции (обычно 10 Мбайт/с). Подобные условия позволяют в общих каналах обеспечивать более высокую скорость передачи и избегать в сети "пробок", если в ней работает большое число пользователей.

Задачи, решаемые в филиалах компании, не требуют особых функциональных возможностей их локальной сети. Хотя в определенных условиях объемы передаваемых данных могут быть большими. Это означает, что здесь следует иметь сеть с возможностью нескольких скоростей передачи данных. Основой такой сети может служить коммутатор, осуществляющий связь с одним или несколькими серверами на скорости 100 Мбайт/с, а с концентраторами или рабочими станциями на скорости 10 Мбайт/с. С этой точки зрения наиболее приемлемо как по простоте построения, так и по стоимости системы использование сети Ethernet.

Сети отделений также могут строиться на базе Ethernet. Скорость в сети 10 Мбайт/с вполне достаточна для тех задач, которые возникают в отделениях страховой компании.

Необходимость развития информационных технологий в страховом деле обусловливает применение новых технологии на принципах синтезирования информационных процессов и применения соответствующих технических и программных средств. В связи с этим следует отметить возможность создания эффективных АИС в деле страхования на базе существующих программных средств, например языка экранных форматов Oracle Forms 4/5, отчетов Oracle Reports 2.5, мультимедийных приложений Oracle Grafics из комплекса Developer 2000 фирмы Oracle.

Расширяется применение систем, функционирующих в режиме реального времени, в частности сетевых СУБД. Эти СУБД основаны на применении архитектуры сервера БД -- Oracle, Paradox, Clarion и др. При этом в однородных и неоднородных вычислительных сетях ориентируются на архитектуру "клиент -- сервер" с привлечением преимуществ языка запросов SQL.

Рассмотрев несколько возможных вариантов проектирования информационных систем для компаний социального страхования, преступим к рассмотрению и проектированию более детально.

Социальное страхование представляет собой систему соцзащиты населения, задача которой состоит в том, чтобы обеспечить реализацию конституционных прав граждан на материальную поддержку в случае частичной или полной утраты трудоспособности, болезни, безработицы, потери кормильца и в иных ситуациях. Исторически определились такие формы социального страхования, как государственное, коллективное (организуется профессиональными союзами) и смешанное (основано на взаимодействии профсоюзов и государства).

Экскурс в историю

Самая ранняя форма соцзащиты граждан – это коллективное социальное страхование, появившееся в Европе еще во второй половине девятнадцатого столетия одновременно с профессиональными союзами, которые отстаивали перед государством и работодателями права наемных работников. В этом отношении характерным примером является Англия – в данном государстве соцобеспечение осуществлялось в качестве коллективной самопомощи и самострахования путем создания больничных касс, касс взаимопомощи, касс по безработице.

Первое в истории законодательное решение вопроса соцзащиты населения было принято в Германии, где в 1883 году в рамках проводимых Бисмарком реформ было введено государственное социальное страхование. Были изданы законы, закрепляющие материальную поддержку граждан в случае болезни, а также при наступлении старости и инвалидности. Эти виды социального страхования должны были обеспечить кассы предприятий, больничные кассы и свободные кассы взаимопомощи. Взносы устанавливались законодательно и пропорционально уплачивались работниками и работодателями: две трети и одна треть суммы соответственно.

Смешанное социальное страхование впервые появилось в Швейцарии. В этой стране в 1893 году при муниципалитете Берна учредили кассу материальной поддержки граждан на случай безработицы под управлением комиссии в составе представителей муниципалитета и профсоюзов, а также работодателей. Членство было добровольным: вступить в кассу мог каждый гражданин Швейцарии, и по прошествии девяти месяцев с начала уплаты взносов он получал право на денежное пособие по безработице сроком на семьдесят дней в течение одного года.

История социального страхования в России

В 1861 г. был принят закон «Об обязательном учреждении вспомогательных товариществ на казенных горных заводах». С этого момента и начала формироваться система социального страхования в России. Фонды аккумулировали взносы рабочих (как правило, два-три процента от зарплаты) и взносы заводоуправления (в размере ежегодной суммы взносов рабочих). Полученные средства направлялись на выплату пенсий вдовам, инвалидам, сиротам и пособий по болезни.

В 1912 году Третьей Государственной думой был принят пакет законов, которые заложили фундамент российского соцстрахования. А в 1918 году было введено соцобеспечение - «бесплатное» социальное страхование трудящихся. Предполагалось взимать средства с предпринимателей и предприятий, а также из государственного бюджета.

Во время новой экономической политики, в 1921 году, появилась необходимость вернуть практику страхования, когда выплаты обеспечиваются не за счет государства, а из фондов, сформированных путем внесения взносов. После отказа от политики НЭПа система соцстрахования и учета рисков вновь была максимально упрощена.

С 1933 года социальное страхование перешло в ведение профсоюзов, а к 1938 году сложилась модель, в основе которой лежала централизация денег, собирающихся и тратящихся по единым правилам. Все средства складывались из выплат предприятий и выплат из государственного бюджета. Из системы страхования было выведено медицинское обслуживание – оно финансировалось только из бюджета.

Обязательное страхование в РФ

Это часть государственной системы соцзащиты населения страны, спецификой которой является страхование работающих граждан России от возможного изменения социального и/или материального положения, в т. ч. по обстоятельствам, не зависящим от них.

ФЗ об обязательном социальном страховании предусматривает систему защиты, состоящую из шести частей:

  1. На случай болезни (временной нетрудоспособности).
  2. В связи с материнством.
  3. На случай смерти застрахованного человека или члена его семьи, не достигшего совершеннолетия.
  4. Социальное страхование на производстве (от профзаболеваний и несчастных случаев).
  5. Медицинское страхование.
  6. Пенсионное страхование.

Федеральный закон

Основы социального страхования в РФ закреплены в федеральном законе от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного соцстрахования», а также иными законодательными актами. ФЗ состоит из пяти глав и двадцати девяти статей, он имеет небольшой объем, однако, несмотря на это, целенаправленно и емко регулирует основные вопросы в сфере соцзащиты населения.

Основные сведения, касающиеся системы обязательного страхования, даны в первой главе законодательного акта. В статьях можно прочитать определения основных терминов, используемых в ФЗ, описание принципов, форм и видов страхования. Кроме того, в первой главе представлена законодательная база, которой данная сфера деятельности регулируется на территории РФ.

ФЗ об обязательном социальном страховании во второй главе закрепляет обязанности и права субъектов, задействованных в этой сфере, то есть страхователей, застрахованных лиц, страховщиков. Также устанавливается ответственность субъектов в случае нарушения правил обязательного соцстрахования.

В тринадцатой и четырнадцатой статьях закона, составляющих третью главу, идет речь об управлении данной сферой и ее контроле органами государственной власти.

Четвертая глава регламентирует порядок финансирования. Так, пятнадцатая статья регулирует бюджетный процесс, а шестнадцатая и семнадцатая статьи определяют особенности бюджетов фондов, а также источники поступления средств в них. Расходование денег, порядок установления тарифов, внесение и начисление взносов подробно трактуются в восемнадцатой-двадцатой статьях законодательного акта. Порядок, условия и сроки внесения страховых взносов, правила хранения денежных средств, способы выплаты страхового обеспечения закреплены в статьях 21-23.

Пятая глава выступает заключительным положением федерального закона. В ней определяются сроки исковой давности, порядок разрешения и рассмотрения споров.

Социальные фонды и их функции

Все финансовые средства, предназначенные для выплат населению, аккумулируют и распределяют учреждения социального страхования. Их составляют три фонда: ФСС, ФОМС, ПФР. Поговорим о каждом подробнее.

Фонд социального страхования (ФСС)

Этот внебюджетный государственный фонд учрежден 1 января 1991 года в целях обеспечения обязательного соцстрахования граждан Российской Федерации.

В функции ФСС входит:

  • страхование в связи с материнством и на случай болезни: выплата пособий по беременности и родам, единовременных пособий при рождении ребенка, ранней постановке на учет в ЖК, ежемесячных пособий по уходу за малышом, оплата больничных листов (пособия по социальному страхованию при временной нетрудоспособности);
  • обеспечение льготников путевками на санаторно-курортное лечение;
  • оплата родовых сертификатов;
  • социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • обеспечение инвалидов протезами и техническими реабилитационными средствами;
  • финансовое обеспечение мер по предупреждению профзаболеваний и производственного травматизма.

Фонд обязательного медстрахования (ФОМС)

Этот внебюджетный государственный фонд учрежден 24 февраля 1993 года для финансирования медобслуживания населения России.

В числе главных функций ФОМС можно выделить следующие:

  • финансирование различных целевых программ в рамках системы обязательного медстрахования;
  • контроль за целевым использованием средств;
  • выравнивание условий функционирования территориальных фондов для обеспечения финансирования целевых программ.

Пенсионный фонд (ПФР)

Это крупнейшая в России организация по оказанию гражданам социально значимых услуг. Фонд был основан 22 декабря 1990 г. для государственного управления финансовыми средствами пенсионной системы и реализации прав граждан страны на пенсионное обеспечение.

Среди социально значимых функций ПФР выделяются следующие:

  • назначение пенсий и их выплата;
  • назначение и выплата пособий отдельным категориям лиц: инвалидам, ветеранам, Героям СССР и РФ;
  • учет средств, которые поступают в рамках обязательного пенсионного страхования;
  • взаимодействие с плательщиками пенсионных страховых взносов (работодателями) и взыскание недоимок;
  • персонифицированный учет всех субъектов пенсионной системы;
  • выдача сертификатов на материнский капитал и его выплата;
  • управление средствами системы пенсионного страхования;
  • реализация программы софинансирования добровольных накоплений;
  • установление доплаты к социальным пенсиям с целью доведения дохода пенсионеров до суммы прожиточного минимума;
  • администрирование средств, которые поступают по обязательному медицинскому и пенсионному страхованию.

Доходы фондов

Все три фонда имеют свои бюджеты, независимые от российской бюджетной системы. Вот почему они называются внебюджетными. Источниками денежных средств выступают взносы на социальное страхование, которые перечисляют страхователи. Если имеет место дефицит бюджета, недостаток денег покрывается трансфертными платежами из российского федерального бюджета.

Сумма страховых взносов зависит от размера заработной платы работников организаций и предприятий, а также других выплат и вознаграждений. В особом порядке определяют суммы взносов нотариусы, индивидуальные предприниматели, адвокаты. Денежные средства страхователями перечисляются в региональное отделение Фонда социального страхования РФ и отделение ПФР по их месту жительства.

С определенных выплат взносы на страхование не уплачиваются, к ним относятся:

  • материальная помощь в случае теракта или стихийного бедствия;
  • материальная помощь в связи со смертью члена семьи работника (супруги, родители, дети);
  • материальная помощь в случае чрезвычайного обстоятельства, произошедшего у работника, например, потоп в квартире, ограбление (обстоятельство должно быть подтверждено справкой компетентного органа: ЖЭКа, полиции и т. д.);
  • суточные – если в локальном акте предприятия или организации установлен предел не облагаемых взносами выплат;
  • выплаты по случаю рождения, удочерения/усыновления детей в сумме не более пятидесяти тысяч рублей на одного ребенка, если они были осуществлены в течение первого года после того, как наступило событие;
  • выплаты на любые цели в сумме четырех тысяч рублей в год (разрешается выплачивать не единовременно).

Кроме того, при медицинском страховании работника на протяжении более года взносы не уплачиваются с расходов по договору ДМС (добровольное медстрахование), на обслуживание в поликлинике напрямую, на страхование вреда здоровью, страхование жизни, на негосударственное пенсионное страхование.

Расходы фондов

Фонд социального страхования производит:

  • выплаты по больничным листам;
  • выплаты в связи с материнством (пособия при рождении ребенка, по беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет);
  • финансирование санаторного отдыха и лечения;
  • обеспечение заявок граждан, являющихся инвалидами, на протезно-ортопедические изделия и технические средства реабилитации.

Перечислением данных выплат занимается каждое региональное отделение Фонда социального страхования РФ.

ПФР осуществляет выплату пенсий пенсионерам и инвалидам, а также финансирует расходы на медицинскую помощь.

Средства государственных социальных фондов расходуются исключительно на цели соцзащиты. Помимо оплаты вышеперечисленных видов пособий и пенсий, денежные средства могут направляться на лечебное (диетическое) питание, частичное содержание санаторных и оздоровительных лагерей для детей, а также санаториев-профилакториев, которые находятся на балансе страхователей.

Социальное страхование включает также расходы на реализацию таких видов материальной поддержки граждан страны, как пособие на погребение и пособие по безработице.

Администрирование страховых взносов

Суммы, которые необходимо уплатить в фонды, рассчитывает бухгалтерия предприятия или организации (страхователь). Взносы должны быть уплачены в соответствующие внебюджетные учреждения в день выдачи работникам заработной платы, но не позднее пятнадцатого числа месяца, который следует за расчетным.

Администрирование заключается в отслеживании своевременной уплаты и правильности исчисления страховых взносов, учете платежей, возврате или зачете сумм, излишне уплаченных, приеме отчетности от страхователей, взыскании имеющейся задолженности по платежам. Данной деятельностью занимаются два фонда: ФСС и ПФР. Первый администрирует следующие виды социального страхования:

  • в связи с материнством;
  • на случай болезни;
  • страхование от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве.

Пенсионный фонд администрирует обязательное медицинское и пенсионное страхование.

Следует знать, что на каждое физлицо (работника предприятия или организации) на календарный год (расчетный период) открывается индивидуальная карточка учета сумм начисленной заработной платы, иных вознаграждений/выплат и начисленных страховых взносов.

Отчетность

Страхователи каждый квартал сдают во внебюджетные фонды отчетность, связанную с начислением и уплатой страховых взносов. Если в организации или на предприятии работает более пятидесяти сотрудников, отчетность следует в обязательном порядке сдавать в электронном виде через интернет. При этом необходимо наличие электронной цифровой подписи.

В Фонд соцстрахования сдается отчет по форме 4-ФСС. На бумажном носителе его следует предоставить не позднее пятнадцатого числа, а в виде электронного документа – не позднее двадцать пятого числа месяца, который следует за отчетным периодом.

В Пенсионный фонд необходимо сдавать отчет по форме РСВ-1. На бумажном носителе он должен быть предоставлен не позднее пятнадцатого числа, а в формате электронного документа – не позднее двадцатого числа месяца, который следует за отчетным периодом. В данном отчете должна быть отображена информация о страховых взносах, которые были начислены и уплачены, и об оставшейся задолженности. Кроме того, на каждого работника организации или предприятия подается следующая информация: СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета), фамилия, имя, отчество, размер страхового стажа и сумма заработной платы за каждый месяц.

В заключение

Подводя итоги, можно сказать, что государственное социальное страхование представляет собой систему отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных резервов материальных и денежных средств, которые необходимы для оказания помощи, возмещения ущерба, социального содержания в случае наступления определенных событий. Соцстрахование – это механизм, посредством которого реализуется социальная государственная политика, это основа всей системы соцзащиты населения, выступающая в качестве части экономических отношений по распределению и перераспределению национального дохода для формирования и использования фондов, целью которых является содержание лиц, по тем или иным причинам не принимающих участия в общественном труде.