Игры по биологии на тему млекопитающие. Урок "млекопитающие". Б) Комплекс упражнений для глаз


Конспект урока на тему

Конспект урока на тему
«Класс Млекопитающие, или Звери».
Цель урока образовательная: Знакомство с внешним строением и признаками
класса Млекопитающих.
Цель урока воспитательная: расширение знаний о классе млекопитающих
Цель урока развивающая: развитие представления о многообразии животного
мира.
Оборудование: мультимедиа проектор.
Ход урока
1.
2.
3.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания
Объяснение новой темы
Здравствуйте!
Сегодня мы с вами совершим путешествие по океану знаний в страну,
которой нет на карте, но с некоторыми жителями этой страны вы хорошо
знакомы, а об остальных вам предстоит узнать. Что это за страна вы должны
догадаться, ответив на следующий вопрос.
Внимание! Таинственная незнакомка. У меня в руках описание одного
очень интересного существа. Ваша задача – догадаться, о ком идет речь. Не
торопитесь с выводами! Все версии – после прослушивания.
Это животное нам хорошо знакомо и очень похоже на нас. Хотя для кого­
то сравнение с ним может показаться оскорбительным. Сердце, легкие и
пищеварительная система его так похожи на человеческие, что в перспективе
могут использоваться для пересадки человеку.
Сердечные клапаны применяются уже сегодня. Эти животные, общаясь со
своими собратьями, издают 23 звуковых сигнала.
Удивительно строение их кожи. Она обладает способностью загорать, ее
можно использовать как перевязочный материал при ожогах. Под этой
уникальной повязкой быстрее образуется собственная кожа пациента.
Животные, о которых пойдет речь, различают цвета.

Как и люди, они любят чистоту. Им нравится отыскивать грибы, и они не
боятся укусов змей.
Ученые относят их к числу самых умных животных. Более того, одной их
представительнице было присвоено офицерское звание, так как она легко
находила наркотики.
Итак, кто же она?
Вот этот симпатичный поросенок (учитель достает игрушку) будет
талисманом сегодняшнего урока. Но почему вдруг сегодня я заговорила об
этом существе?
Все правильно, новая тема. «Класс Млекопитающие, или Звери».
При изучении этой темы закладывается фундамент изучения биологии в 8­
м классе, и значит, вы должны быть очень внимательны и прилежны.
­ Так, в какую страну мы совершим путешествие?
+ В страну Млекопитающих, или Зверей.

Вокруг, насколько хватит глаз,


Млекопитающие, или Звери, с давних времен интересовали людей.
Знаменитый шведский ученый К. Линней в своей «Системе природы»
(1758г.)перечислил только 86 видов млекопитающих; сегодня науке известно
около 4500 видов этих животных.
Сегодня первый урок по теме, и цель его – самое общее знакомство с
классом млекопитающих.
Для первого знакомства из более 4500 видов я выбрала всего 4 зверя.
Выбрала не случайно, а с определенным умыслом.
Ваша задача – его разгадать.
­ Один из самых лучших землероев. Очень интересна шерсть этого
животного: она очень короткая, густая, разглаживается в любую сторону и
меняется до 4 раз в год.
+ Крот.
­ Великолепно ориентируется в абсолютной темноте благодаря уникальной
системе эхолокации. Они – великолепные летуны, способные перелетать на
расстояние до 1000 км.
+ Летучая мышь.
­ Кто на задних лапках скачет,
В теплой сумке сына прячет?
Кто, вставая в полный рост,

Опирается на хвост?
+ Кенгуру.
­ Голова животного заканчивается знаменитым «клювом», напоминающим
утиный. Клюв покрыт кожей, богатой нервами и особыми рецепторами,
чувствительными к слабым электрическим импульсам. Такие импульсы
возникают при движении водных беспозвоночных, которыми он питается.
+ Утконос.
Сделайте, пожалуйста, вывод.
Что я хотела вам показать?
+ Разнообразие сред обитания, они заселяют все жизненные среды: воздушно­
наземную, водную и почвенно­грунтовую.
Общая характеристика класса Млекопитающие, или Звери.
1. Знаю я млекопитающих
И приятных, и пугающих,
Симпатичных и ужасных,
Безобидных и опасных,
Хищных, травоядных,
Грязных и опрятных,
Лохматых, голокожих
И на людей похожих.
2. Мышки и собачки,
Коровы и слоны,
Крошки и зверюшки
Большой величины.
У них есть много общего –
Они живородящие,
Все они выкармливают
Деток молоком.
3. Вокруг, насколько хватит глаз,
Венец творенья – высший класс,
Созданья процветающие – млекопитающие.
4.У млекопитающих очень тонкий нюх,
Развиты прекрасно зрение и слух.
5. У млекопитающих, всех без исключения,
Есть волосяной покров
И склонность к облысению.

6. Очень большое дело – температура тела
Выжить зверьку помогает,
Его изнутри согревает
В холодной воде, на горячем песке,
На льдине, в болоте и даже в земле.
7. Там покров волосяной, шелковистый и густой,
А у меня бесцветный, редкий, незаметный.
Самые обычные млекопитающие, которых мы знаем с детства, ­ наземные
животные, бегающие на 4 ногах(мыши, кошки, собаки, лошади.) Но разве
утиная мордочка утконоса или полет летучей мыши не напоминает птиц?
Разве водные звери (дельфины и киты) своим обликом и быстрым плаванием
не напоминают рыб? Чешуйчатый покров ящеров­ панголинов, панцирь
броненосцев, иглы ехидны, ежа, дикобраза ­ это тоже примеры
разнообразного и удивительного облика млекопитающих.
Чем же объясняется многообразие зверей? По­ видимому, тем, что их
предки в течение многих миллионов лет приспосабливались к различным
условиям жизни; в результате до наших дней дожили только наиболее
приспособленные из них.
Млекопитающие отличаются и по их величине. Самый маленький зверек­
землеройка­ малютка массой 2 г, а самое крупное животное из всех когда
либо живших и живущих на Земле ­ синий кит массой 150 т. Синий кит
тяжелее землеройки­ малютки в 65 миллионов раз.
Разнообразны у зверей повадки и образ жизни. Например, у ехидны и
утконоса детеныши вылупляются из яиц, у кенгуру и других сумчатых они
рождаются недоразвитыми, а у зайцев и мышей новорожденные беспомощные,
слабые, слепые. В то же время у многих зверей(хоботные, непарнокопытные)
детеныши в скором времени после рождения могут стоять, ходить, даже
следовать за матерью.
Известно много млекопитающих, бодрствующих весь год, но есть много и
таких, которые полгода проводят в спячке.
Что же объединяет в одну систематическую группу столь разных
животных?
Дайте общую характеристику млекопитающих.

Вывод: Млекопитающие ­это живородящие животные, вскармливающие
своих детенышей молоком, тело большинства из них покрыто волосяным
покровом, очень хорошо развитая нервная система, челюсти с зубами,
способность к регуляции температуры тела. Млекопитающие – самая
высокоорганизованная группа позвоночных
2. Игра «Биологический тир».
55 баллов – отлично. (5).
54 – 50 – меткий стрелок (4).
49 – 40 – хороший стрелок. (3).
Менее 40 – мазила. (2).
Номер вопроса обозначает сумму набранных баллов, если вы на него ответите
верно.
1. Сколько кругов кровообращения у млекопитающих? (1 балл).
2. Сколько камер в сердце у млекопитающих? (2 балла).
3. У млекопитающих замкнутая кровеносная система. Какая кровеносная
система называется замкнутой? (3 балла и т. д.)
4. В каких условиях живут млекопитающие?
5. Какие органы чувств у млекопитающих достигли значительного развития?
6. Млекопитающие теплокровные животные. Какие животные называются
теплокровными?
7. Чем питались предковые формы млекопитающих?
8. Что обеспечивает лучшую сохранность молодняка в разнообразной
обстановке?
9. Сколько позвонков в шейном отделе позвоночника у млекопитающих?
10. Верно ли утверждение: «Забота о потомстве приводит к сокращению
рождаемости у животных». Докажите свою точку зрения.
Разверну –ка я Красную книгу,
(Очень «толстая» книга причем)
И, вглядевшись, даемся мы диву­
Сколько жизней у нас за плечом.
Насекомые, птицы и рыбы,
Теплокровные –не перечесть.
А ведь этих существ мы могли бы
Сохранить и от смерти сберечь.

И не зря на Земле есть наука
О защите природной среды.
Экология –важная штука
Без нее бы мы не смогли…
Изучаем мы жизнь организмов,
Приспособленность их к среде,
А еще человеческий фактор,
Как угрозу всему на Земле.
Я надеюсь, что чудо случится­
Человечество скоро поймет,
Вымирание живых организмов
И его тоже к смерти ведет.
Мы не можем дышать углеродом
Выхлопных труб машин
И пить загрязненную воду­
Добывая с различных глубин.
И системы природных сообществ
Невозвратно разрушены,
Изменяется климат планеты­
Вот к чему мы сегодня пришли.
Изучая эту науку,
Мы находим решенья проблем,
Чтобы дети знать не могли,
Что такое загрязненье Земли!
Я очень рада, что мы с вами удачно вернулись из путешествия.
Мы внимательно взглянули на жизнь Млекопитающих, или Зверей и
увидели там немало интересного, чего не заметит равнодушный человек, не
любящий природу.
И не нужно уезжать в далекие страны, чтобы посмотреть на диковинки.
Вокруг нас живут очень интересные животные.
Внимательно изучайте природу, присматривайтесь ко всему – и вы
сумеете открыть немало различных тайн природы.
Домашнее задание: прочитать параграф 51 задание в тетради.

Данный урок является первым в теме: «Млекопитающие» и логическим завершением в разделе «Тип Хордовые».

Тип урока - урок усвоения новых знаний.

иванова тамара ивановна, 09.02.2017

3150 380

Содержимое разработки

Тема урока: Класс Млекопитающие. Общая характеристика и особенности внешнего строения млекопитающих.

Класс-7

Дата проведения-5.04.2016

Цель урока:

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Ход урока

I .Организационный момент (1 мин).

Здравствуйте ребята! Проверьте, все ли у вас готово к уроку, сядьте правильно и приступим к работе.

II .Актуализация знаний.

В воде и на суше, в почве и в воздухе и даже в органах растений, животных и человека, всюду на Земле живут самые различные животные. В настоящее время насчитывают около 2 млн. видов животных. Часть классов мы уже изучили, и последний изученный нами класс был? (ответы ребят – птицы) .

Ребята! Посмотрите на слайд 3 и найдите животных, которых мы ещё не изучали. Подумайте, почему?

Каких из представленных животных мы изучили? К каким классам они относятся? (пресмыкающиеся, птицы).

Молодцы! А почему остальных животных вы не отнесли к этим классам?

III. Изучение нового материала .

    Постановка проблемы и создание проблемной ситуации .

Слайд 4

Что же есть такого особенного в этих животных? (они отличаются от всех остальных).

Проблема : Почему их выделили в особый класс?

Поэтому на сегодняшнем уроке мы и будем изучать «Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика и особенности внешнего строения млекопитающих» (записывают тему урока). Слайды 1,2 Какова цель?

Посмотрите, какое многообразие млекопитающих, и это ещё не все отряды. На сегодняшний день насчитывается 4,5 тыс. видов (запись в тетрадь). Слайды 5,6,7

2)Выдвижение гипотезы.

Давайте выдвинем гипотезу. Слайд 8

Если млекопитающие занимают все основные среды обитания на Земле, значит, у них есть какие-то прогрессивные черты организации, которые им в этом помогли.

3)Поиск методов доказательства или опровержения гипотезы.

Гипотезу нужно проверить, т.е. подтвердить фактами.

Для установления общих признаков млекопитающих обратимся к тексту учебника (самостоятельная работа со статьей учебника «Общая характеристика млекопитающих» стр. 224-225).

Давайте, используя свой жизненный опыт, свои знания , а также статью учебника, попытаемся сформулировать общие отличительные признаки млекопитающих . Сверьтесь со слайдом 9 , все ли признаки вы отметили.

1) Высшие позвоночные животные.

2) Теплокровные (постоянная температура тела).

3) Тело покрыто шерстью (волосяным покровом).

4) Имеются кожные железы (потовые, сальные, млечные, пахучие).

5) Рождают живых детенышей и выкармливают их молоком.

6) Обладают крупным головным мозгом с развитыми передними полушариями.

7) Имеют разнообразное и сложное поведение (инстинкты).

8) Размеры от 4 см до 33 метров, масса от 0,1 граммов до 150 тонн. Слайд 10

Таким образом, Млекопитающие составляют наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных. Они широко расселились по планете и приспособились к существованию в самых разнообразных условиях. Этому способствовало то, что млекопитающие в отношении своей организации и физиологических особенностей - самая прогрессивная группа животных.

4) Особенности внешнего строения млекопитающих (рассказ учителя).

Слайд11 Тело состоит из головы, туловища, хвоста; хорошо развита шея. Две пары конечностей, которые расположены под туловищем.

Какое это имеет значение? (тело поднимается над поверхностью земли).

Слайд 12

На голове развиты подвижные ушные раковины (наружные уши); рот окружён подвижными губами. Глаза предохраняют хорошо развитые веки. По их наружным краям расположены ресницы. Мигательная перепонка (третье веко) у млекопитающих недоразвита.

Покровы

А) Рассмотрим строение кожи (рассказ учителя). Слайд 14

Тело млекопитающих покрыто прочной и эластичной кожей. Состоит из основных слоёв: эпидермиса (наружного слоя), дермы и подкожной клетчатки . В подкожной клетчатке откладываются в виде жира запасные питательные вещества. У позвоночных эпидермис многослойный. Нижний слой клеток эпидермиса производит новые слои клеток на протяжении всей жизни. Клетки верхних слоев эпидермиса превращаются в роговые чешуйки, которые сбрасываются путем отшелушивания или линьки. В дерме проходят кровеносные сосуды (питают клетки кожи), нервы (обеспечивают чувствительность кожи), клубочки потовых желез, луковицы волоса.

Чем покрыто тело млекопитающих?

У большинства млекопитающих на теле имеется волосяной покров (шерсть). Слайд 14

Различают длинные толстые остевые волосы и короткие мягкие пуховые волосы (образующие подшерсток). Особо выделяют жесткие длинные волосы – вибриссы. Слайд 15 Вибриссы – длинные жёсткие волосы, расположенные на морде и выполняющие осязательную функцию. Видоизменениями волос являются щетина (кабана) и иглы (дикобраза и ежа). Лишь немногие из млекопитающих утратили волосяной покров, например дельфины. Волосяной покров периодически меняется. Смена волос (линька), у некоторых животных бывает два раза в год. Другие линяют только раз в год: весной у них выпадает старый мех, летом развивается новый, который окончательно созревает к осени (суслик). Слайд 16

Роговыми производными эпидермиса – верхнего слоя кожи являются:

Ногти, - когти, - копыта, - рога, - волосы (слайд 17 ).

В коже млекопитающих хорошо развиты железы разных типов: (рассказ учителя, типы желез, их функции). Слайд 18

    Потовые железы (выведение продуктов обмена веществ, терморегуляция).

    Сальные железы (смазывание шерсти, защита от снашивания и намокания).

    Пахучие железы (общение между особями, для мечения территории).

    Млечные железы (вскармливание детенышей).

Млечные железы возникли как видоизменение потовых желез.

5)Физкультминутка.

90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только вовремя сна. Гимнастика полезна всем, а детям особенно, для профилактики нарушений зрения.

А) Упражнения для глаз.

На листе ватмана изображают фигуру животного. Во время физкультминутки дается задание: обвести контуры животного взглядом по часовой стрелке и против.

Б) Комплекс упражнений для глаз.

1) вертикальные движения глаз вверх – вниз;

2) горизонтальные вправо-влево;

3) вращение глазами по часовой стрелке и против.

Будьте здоровы!

6)Инструктивная карта (ответьте на вопросы и заполните таблицу).

Ребята! Вам на дом было задано рассмотреть внешнее строение своих домашних животных.

Лабораторная работа Слайды 19-24

«Внешнее строение млекопитающих»

IV . Применение знаний.

Учащиеся выполняют тест, самопроверку. Слайды 25,26

Слайды 27-28 Проверьте свои ответы.

V . Домашнее задание. Слайд 31

п. 55, ответить на вопросы: 1) У какого млекопитающего нет глаз?

2) Почему в сильную жару собака высовывает язык?

По желанию: - подготовить сообщение о роли вибрисс в жизни млекопитающих;

Нарисовать рисунки животных.

V I . Рефлексия: Какие открытия сделали на уроке? Слайд 29

- Я запомнил, что:

Меня удивило, что:

Я впервые узнал, что:

VII . Подведение итогов. Слайд 30

Мы достигли нашей поставленной цели, подтвердили гипотезу, и на последующих уроках будем продолжать изучать этих животных, используя знания, полученные на этом уроке.

Выставление оценок.

Слайд 32.

Учитель: Иванова Т.И.

Содержимое разработки

Самоанализ урока по биологии на тему «Класс Млекопитающие. Общая характеристика и особенности внешнего строения млекопитающих».

Урок проведен в 7 классе. В классе 9 обучающихся. Данный урок является первым в теме: «Млекопитающие» и логическим завершением в разделе «Тип Хордовые».

Тип урока урок усвоения новых знаний .

Цель урока: выявить общие черты млекопитающих, изучить особенности внешнего строения.

Задачи:

Образовательные: организовать деятельность обучающихся по осознанию и осмыслению основных признаков млекопитающих как одного из высокоорганизованных классов животных.

Развивающие: создать условия для развития интеллектуальных умений: умения формулировать проблему, выдвигать гипотезу, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные: способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда; формировать у учащихся бережное отношение к живой природе.

Цели и задачи урока даны комплексно и взаимосвязаны между собой. В них учтены возрастные и личностные особенности учащихся: способности к логическому мышлению, обобщению, интерес к предмету, доброжелательных отношений в классе и с учителем, а также возможная необходимость оказания помощи более слабым ученикам при решении заданной проблемной ситуации и усвоении новых знаний.

Структура занятия соответствует структуре урока усвоения новых знаний. Постановка проблемного вопроса, разнообразные виды деятельности способствуют развитию познавательного интереса учащихся и лучшему восприятию учебной информации. На протяжении всего урока мною соблюдалась логика изложения учебной информации, которая сопровождалась с показом слайдов. Между всеми этапами урока была осуществлена последовательная и логическая связь.

Организационный момент . Прошел быстро, психологически и мотивационно подготовил учащихся к успешной работе на уроке. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

На этапе актуализации знаний я старалась логически подвести учащихся к теме урока путём постановки проблемных вопросов. Работа с иллюстрациями слайда дала возможность подвести ребят к изучению новой темы.

Использовала различные методы закрепления материала: ответы на вопросы, беседу, лабораторную работу, которая позволит выявить первичные навыки усвоения нового материала.

В ходе всех этапов урока использовала различные методы для развития логического мышления:

Отвечать на поставленные вопросы;

Делать выводы;

Сравнивать;

Работать с иллюстрацией на слайдах;

Выдвигать гипотезы.

Данные формы работы также направлены на отработку навыков учебного труда и формирование коммуникативной культуры учащихся. Деятельность обучающихся в ходе урока была преобразующей, так как учащимися осуществлялось прохождение всех уровней обучения (различение, запоминание, понимание).

Использовались различные формы организации учебной деятельности: индивидуальную, фронтальную. С этой целью развития познавательного интереса и мотивации к учению мною использовались на уроке презентация, постановка проблемного вопроса, разнообразные виды деятельности.

Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установлении духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, в создании благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядке, формировании внешней и внутренней мотивации учащихся, осуществляя индивидуальный подход к детям с учетом личностных возможностей. Важно и проведение физкультминутки, которая необходима для физического и психического отдыха.

На этапе самостоятельного применения знаний учащиеся выполняли проверочный тест, что способствовало закреплению изученного материала.

Домашнее задание имело творческий характер и было дифференцировано (обязательное и по выбору).

Была проведена рефлексия и самооценка учениками своей учебной деятельности.

Учитель: Иванова Т.И.

Тема урока «Млекопитающие»
Цели урока: ·
ознакомление учащихся с новой классификацией животных и их групповыми признаками; ·
расширение кругозора учащихся; ·
формирование коммуникативных действий. Тип урока: урок изучения нового. Оборудование: мультимедийная установка, презентация, чучело бобра.
Орг. момент Душу и сердце в работу вложи, Каждой минутой в труде дорожи. Многое сможешь узнать ты тогда И не забудешь, поверь, никогда!
Акт. знаний - Ребята, сегодняшний наш урок я хочу начать со слов немецкого философа и социолога Марса Шелера «Изучайте животных, и вы поймёте, как это трудно быть человеком» - Как вы понимаете это высказывание? - Перед вами представлены картинки разнообразных животных. Классифицируйте их. (дети на компьютере с помощью инструмента «фломастер») - Давайте сравним с эталоном. Правильно ли ребята справились с заданием. - Что заметили? (картинка лишняя) - Кто изображен на оставшейся картинке? (нерпа) - К какому классу это животное относится?
Постановка проблемы. Открытие нового - Откуда можно взять информацию о животных? (из энциклопедий) - Прочитайте внимательно статью о нерпе, взятой из свободной энциклопедии Википедии. - Что нового узнали? - Так к какому же классу относится нерпа? (к классу млекопитающих) - Кто может сформулировать тему урока? - Какое другое название имеет этот класс? (звери)
Сообщение темы и цели урока - Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями строения, средой обитания и способами размножения млекопитающих. Узнаем, почему они такие разные. - Поможет нам в этом материал учебника на странице 110. Каждая группа будет работать со своей частью параграфа. Прочитайте и выберете ключевые фразы. 1 группа – Воспитание детей обходится дорого.
2 группа – Млекопитающие – животные теплокровные. - чучело бобра - - Ребята, все звери покрыты густой шерстью? С чем связано её наличие или отсутствие? (среда обитания) У некоторых млекопитающих шерсть сильно редуцирована, т.е. имеет более простое строение. Каких зверей можете назвать? (слон, кит, свинья) Что же в этом случае выполняет роль механической защиты и защиты от потери тепла? (подкожный жир). Ухаживают ли звери за своей кожей? (избавляются от мёртвых тканей, которые находятся на поверхности кожи)
3 группа – Разная пища – разные зубы. - чучело бобра - Пресмыкающиеся не имели твердого нёба, разделяющего носовую ротовую полость. Следовательно, они не могли жевать, т.к. этот процесс затруднял бы дыхание. У зверей появилось твёрдое нёбо, а потом и дифференцированные зубы, выполняющие различные задачи при жевании пищи. Появление функции жевания позволило млекопитающим питаться разнообразной добычей, часто превышающей хищника по размерам. -
Как вы думаете, ухаживают ли звери за своими зубами? (от пищевого налёта на зубах звери избавляются, сгрызая стебля растений)

4 группа – Совершенные органы чувств и сложное поведение. - чучело бобра - Органы чувств млекопитающих хорошо развиты, помогают зверям находить добычу или пищу, ориентироваться, узнавать друг друга, определять опасность. Главное отличие млекопитающих од других животных – это наружные ушные раковины. Млекопитающие более подвижны. Мы смогли в этом убедиться, решая задачи на уроке математике. Т.к. у млекопитающих хорошо развит мозг с органами чувств, мы можем сделать вывод, что млекопитающие самые сложные и высокоорганизованные животные на Земле.
- Обладает ли еще кто-нибудь этими характеристиками? (человек) Назовите признаки, которые свойственны только человеку.
Итог урока - Давайте опять вернемся к высказыванию Макса Шелера. Кто может что-нибудь добавить к сказанному ранее? (Человек – это часть природы, самое разумное млекопитающее и от человека зависит будущее нашей планеты)
Домашнее задание Подготовить сообщение о понравившемся вам млекопитающем.

Конспект открытого урока

Тип урока: обобщающий урок

Цели урока:

    образовательные: обобщить и углубить знания учащихся о строении, образе жизни и многообразии животных класса Млекопитающие. Закрепить умения учащихся распознавать отряды, семейства и виды животных этого класса.

    развивающие: развивать интерес и познавательную активность учащихся, умение анализировать, сравнивать, развивать логическое мышление

    воспитательные: развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в группах; формировать экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, распечатанные задания для конкурсов; альбомные листы и карандаши; секундомер.

Используемые технологии: игровые технологии, проблемное обучение, ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Повторение и обобщение изученного материала.

Ребята, мы познакомились с вами с представителями класса млекопитающие. Изучили их строение, познакомились с физиологическими особенностями, образом жизни и сегодня на уроке мы с вами выясним роль млекопитающих в природе и жизни человека. Мы вспомним происхождение млекопитающих, сравним их с другими хордовыми животными, побеседуем о роли и значении млекопитающих, экологии их. При изучении представителей каждого класса, мы говорили об их характерных особенностях.

Какими же характерными особенностями обладают млекопитающие, и что их отличает от других классов царства животных? - Почему млекопитающих считают высшими среди хордовых животных? - Почему млекопитающие являются одной из самых многочисленных групп животных на территории земного шара?

Ребята, а теперь давайте представим на минуту, что произойдёт, если все млекопитающие на земном шаре исчезнут. (Учащиеся обсуждают проблемную ситуацию, в процессе обсуждения выясняем значение млекопитающих в природе и для человека) - А может такое произойти в действительности? - Что делается в нашей стране для защиты млекопитающих? - Какие животные, относящиеся к классу млекопитающие, занесены в Красную книгу? (учащиеся называют известных им животных)

А сейчас я предлагаю вам познакомимся с млекопитающими, занесёнными в Красную книгу, которые встречаются на территории Самарской области. В этом нам помогут ребята, которые подготовились заранее. При просмотре презентации выполните задание - составьте в тетради таблицу:

Название животного, занесённого в Красную книгу

Внешнее строение, образ жизни

Место обитания

(Просмотр презентации, который сопровождается комментарием учащихся её подготовивших)





После просмотра презентации учащимся, которые её подготовили, выставляются оценки, выставляются оценки и за устные ответы учащихся на вопросы, всё сопровождается комментарием.

Ребята, следующая часть урока будет не совсем обычной, я предлагаю вам поиграть. Условия игры: в игре принимают участие три команды по рядам парт, каждый конкурс оценивается сразу, за каждый правильный ответ 1балл, счёт отображается на доске, побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Оценки выставляются следующим образом: за 1 место –“5”, за 2 место – “4”, за 3 место – “3”. Поощрительные оценки получают активно работающие учащиеся из каждой команды.

Разминка”

Все вопросы обсуждаются одну минуту

Вопросы:

1) Был жаркий день. Я очень устал. Шли мы медленно, но моя собака учащенно

дышала, высунув язык. Что с ней случилось? (На теле собаки почти нет потовых желез, поэтому в жаркие дни охлаждение организма достигается испарением воды с поверхности языка и дыхательных путей)

2) Какое значение для животных имеет волосяной покров? Почему он не развит у китов, моржей? (Волосяной покров защищает млекопитающих от ушиба и холода, у китов и моржей развит толстый слой подкожного жира, который заменяет им волосяной покров)

3) Отряд яйцекладущих иногда называют однопроходные или первозвери. Назовите представителей отряда и поясните, почему все 3 названия верны? (Представители: утконос, ехидна. Однопроходные, потому что имеют клоаку. Первозвери, т.к. примитивные. Яйцекладущие, т.к размножаются откладыванием яиц)

4) Чем питание кабана отличается от питания лося? К какому отряду относятся эти звери? (Кабан – нежвачное парнокопытное, питается разнообразной пищей. Лось – жвачное парнокопытное, питается исключительно растительной пищей)

5) В названии каких двух отрядов есть слово «первые». И почему они первые? (Первозвери – первые примитивные, приматы – первые высокоорганизованные)

6) Местные жители Алтая утверждают, что животное сочетает в себе качества различных домашних животных; как корова дает молоко; с него стригут шерсть, как с овцы; хвост у него лошадиный, а хрюкает как свинья. О ком идет речь? (Як, из отряда парнокопытных)

Угадай загадку! Определи отряд млекопитающих”

Задания озвучиваются учителем. Вопрос для 1 команды:

Это рыба – людоед, не просись к ней на обед! (Акула, Китообразные)
- Очень много силы в нём, ростом он почти что дом. У него огромный нос, будто нос лет триста рос. (Слон, Хоботные)

Вопрос для 2 команды:

Мать детей своих не бросит, сумку мать на брюшке носит, в эту сумку как в нору деток прячет… (Кенгуру, Сумчатые)
- Страшен гривы этой гнев, царь зверей конечно… (Лев, Хищные)

Вопрос для 3 команды:

Рыжий зверь в лесу живёт, самым хитрым там слывёт. (Лиса, Хищные)
- Что за зверь лесной? Встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы- уши больше головы? (Заяц, Зайцеобразные)

Выбери правильный ответ”

Задания команды получают в виде карточек. Вопрос для 1 команды: - Когда спят кенгуру? А) утром;
Б) днём;
В) вечером;
Г) ночью. - След какого зверя похож на человеческий? А) медведя;
Б) волка;
В) лося;
Г) кабана.

Вопрос для 2 команды: - Какой из этих медведей сумчатый? А) панда;
Б) гризли;
В) белый;
Г) коала. - Когда лоси сбрасывают свой “головной убор” – рога? А) весной;
Б) летом;
В) осенью;
Г) зимой.

Вопрос для 3 команды: - Назовите единственных животных на Земле, лишённых способности издавать звуки? (рыбы не в счёт) А) жирафы;
Б) слоны;
В) олени;
Г) верблюды. - Мех какого животного причислен к геральдическим знакам? А) горностай;
Б) куница;
В) бобр;
Г) соболь.

Игра – гусеница”

Раздаются заранее подготовленные карточки с заданием. Учащимся предлагается зашифрованная запись, где слова, обозначают название животных. Необходимо их найти и выписать.(1 балл за каждое слово)

СЕКАЛЯБЕЛЗИОЛВСТСЬЛКАИА (кит, лось, белка, лев, заяц, лиса.)

По очереди каждая команда отвечает на вопрос, который диктует учитель, если команда не знает ответа, то право ответить предоставляется другой команде, первой, поднявшей руку. (одна минута равна трем вопросам по 20 секунд на каждый)

1. Сумчатое яйцекладущее (Ехидна)

2. Главный признак млекопитающих. (Вскармливание детенышей молоком)

3. Другое название беззубых китов. (Усатые)

4. Кто относится к отряду мозоленогих. (Верблюды, ламы)

5. Перечислите человекообразных обезьян. (Горилла, гиббон, орангутанг, шимпанзе)

6. Домашнее зайцеобразное. (Кролик)

7. Почему у грызунов резцы стираются от грубой растительной пищи, но не

уменьшаются.(Они постоянно растут)

8. Бактерицидное вещество, входящее в состав слюны собаки и заживляющее раны.(Лизоцим)

9. Самый многочисленный отряд млекопитающих. (Грызуны)

10. Группа волков, во главе которой стоит старый вожак. (Стая)

11. Самое крупное млекопитающее. (Синий кит)

12. Имя какого ученого носит дикая лошадь, которая сохранилась только в неволе. (Лошадь Пржевальского (Ученый Н. М. Пржевальский))

13. Как иначе называют бегемота. (Гиппопотам)

14. Сколько шейных позвонков у жирафа. (Семь)

15. Самый высокоорганизованный отряд. (Приматы)

16. Звуки, не воспринимаемые человеческим ухом. (Ультразвук)

17. Летучие мыши, питающиеся кровью теплокровных животных. (Вампиры)

18. Мышевидный грызун, на кончике хвоста имеющий роговые чешуйки. (Крыса)

19. Способ ориентации летучих мышей в пространстве. (Эхолокация)

20. У кого длиннее кишечник: у овцы или собаки. (У овец)

21. Какой палец наиболее развит у лошадей. (Средний, третий)

Подведение итогов урока

Итак, сегодня на уроке мы многое успели: серьёзно поработать, повторить и обобщить знания о классе млекопитающие, узнать что-то новое о животных Красной книги и даже поиграть. Сейчас пришло время выставления оценок. Согласно счёту (который на доске) члены команды занявшей 1 место – получают “5”, за 2 место – “4”, за 3 место – “3”. Поощрительные оценки получают активно работающие учащиеся из каждой команды.

Домашнее задание

Творческого характера: подготовить кроссворд на тему «Млекопитающие»

« Обобщающий урок по теме: «Класс Млекопитающие»

(7 класс)

(игровая технология)

Предмет: Биология.

Тема урока: Класс Млекопитающие.

Тип урока : обобщающий.

Вид урока : урок-игра.

Цель урока: обобщение, систематизация и закрепление знаний по теме « Класс Млекопитающие».

Задачи:

Закрепить и систематизировать знания о млекопитающих.

Развить интерес и познавательную деятельность учащихся.

Воспитывать бережное отношение к животным. Воспитывать чувство коллективизма.

Планируемые результаты:

-предметные: знание представителей класса млекопитающих

-метапредметные: умение работать с текстом учебника, рисунками, в группе, слушать и слышать собеседника.

-личностные: развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы.

Оборудование и материалы : компьютер, экран, проектор .

ХОД УРОКА

1. Организационный этап .

Приветствие;

Проверка наличия ученических принадлежностей.

2. Мотивационно - ориентировочный этап .

1. Какие темы мы изучили? Что мы уже знаем о животных?

2. Формулирование темы и цели урока

Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?

    Операционно-исполнительский этап.

Учитель: Проводить наш урок мы будем в форме игры в КВН. Класс будет поделен на 3 команды игроков и жюри. Каждая играющая команда предварительно получила домашнее задание: дать название команде, выбрать ее капитана и девиз, нарисовать эмблемы. Скорее же познакомимся с нашими игроками. Итак, первая команда, ваш выход!

Вторая команда, представьтесь, пожалуйста!

Представление команд.

Учитель: Для вас я приготовила ряд заданий. Выполнение каждого задания будет поощряться баллами.

    «Разминка» (за каждый правильный ответ – 1 балл):

Командам поочередно задаются вопросы:

1. Они в лесу без топоров, строят избу без углов (муравьи)

2. Они трижды родятся, прежде чем стать взрослыми (бабочки, жуки)

3. Этот лесной житель сушит себе грибы на деревьях (белка)

4. Этот зверь спит всю зиму вниз головой (летучая мышь)

5. Эти животные вылезают из кожи вон (змеи)

6. У этих птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (пингвин)

7. Что носят короли и моллюски? (мантию)

8. Какие птицы опыляют растения? (колибри)

9. Птица, питающаяся осами (ястреб)

2. Наглядность (1 балл за каждое правильное соотнесения животного к его отряду): подписать как можно больше названий изображенных на рисунке животных и отнести их к отрядам млекопитающих за 5 минут (мах 34 балла). (Животные изображаются на слайдах презентации)

3. Убери лишнее животное ( 1 балл за 1 правильный ответ )

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Я иду и ты идешь. Я иду и ты идешь – раз, два, три. (Шагаем на месте) Я пою и ты поешь – раз, два, три. (Хлопаем в ладоши) Мы идем и мы поем – раз, два, три. (Прыжки на месте) Очень дружно мы живем – раз, два, три. (Шагаем на месте)

4. Загадки (1 балл за 1 правильный ответ):

1) “Любит лазить на лианы, есть грейпфруты и бананы, Смешит малышей улыбкой до ушей” (Обезьяна. Приматы).

2) “Чудо-юдо великан на спине везёт фонтан” (кит).

Что собой представляет его фонтан? (Кит дышит атмосферным воздухом. Акт его дыхания происходит после выныривания из воды, через каждые 10-15 минут. Выдыхаемые водяные пары и брызги воды с поверхности моря образуют над ним фонтан).

3) “В одежде богатой, да сам слеповатый, живёт без оконца, не видывал солнца” (Крот, Насекомоядные).

4) “Всю жизнь свою хожу в тельняшке, Но без сапог и без фуражки” (Зебра. Непарнокопытные).

5) “Это что за зверь лесной, встал, как столбик под сосной и стоит среди травы – уши больше головы?” (Заяц, Зайцеобразные).

6) “По лесным дорожкам ходит – бродит кошка. У этой дикой кисочки на ушах две кисточки” (Рысь. Хищные. Кошачьи).

5. Найди ошибки (1 балл за 1 правильный ответ): перед вами карточки с признаками класса Млекопитающие. Там есть некоторые ошибки. За каждую найденную ошибку команда получает 1балл.

1. Холоднокровные позвоночные.

2. Тело покрыто волосяным покровом.

3. Живорождение, вскармливание детенышей молоком.

4. Неполное разделение артериальной и венозной крови.

5. Простое поведение.

6. Наличие диафрагмы.

7. Четырехкамерное сердце, один круг кровообращения.

6. Расшифруйте ребусы (см. приложение)

Жюри оформляет результаты этапов в таблицу.

Команда

1.

2.

3.

Презентация

команды
(5 баллов)

Разминка
(3 балла)

Наглядность
(5 баллов)

Убери лишнее животное (3 балла)

Загадки
(6 баллов)

Найди ошибку
(1 балл)

Ребусы

Итого

    Рефлексивно-оценочный этап.

Учитель: Наша игра подходит к концу. Пока жюри подводит итоги, давайте попытаемся ответить на вопрос.

Каким животным поставлены памятники?”

(В Риме – ослу-труженику, в Париже – сенбернару, спасшему в Альпах 41 человека; в Берго Сан-Лоренцо (Италия) псу Верному, в течение 14 лет ходившему на остановку встречать хозяина, погибшего на войне; в Санкт-Петербурге – собаке, служащей науке).

Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание (записано на доске): подготовить кроссворды по теме «Класс Млекопитающие». Не менее 15 вопросов.

Рефлексия:

Сегодня урок легкий или трудный ,

интересный или скучный

полезный или ненужный.

Я ученик старательный или ленивый ,

внимательный или невнимательный

урок усвоил или не усвоил.

Спасибо за урок!