Егэ литература фет и тютчев. Фет стихи егэ. «Элегия» Николай Некрасов


***
Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.
Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!
И всѐ таинственней, безмерней
Их тень растет, растет, как сон;
Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен!
Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, —
И землю чувствуют родную
И в небо просятся оне.

***
Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов,
Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!

ВЕЧЕР
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханьи ночном, —
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.
<1855>

***
Учись у них - у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

***
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всѐ - весна.

***
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

***
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
2 августа 1877

ЕЩЁ МАЙСКАЯ НОЧЬ
Какая ночь! На всѐм какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
Какая ночь! Все звѐзды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.
Берѐзы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд еѐ убор.
Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной - и последней, может быть.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

«Это утро, радость эта…» -1881 Поэт все же не мог не признать того факта, что природа по-прежнему полна очарования – нужно лишь уметь это видеть и чувствовать. «Эти ивы и берёзы, эти капли – эти слёзы», - вот далеко не полный перечень того, что увидел поэт за окном в один из весенних дней. С присущей ему внимательностью он подмечал каждую мелочь, видя, как возвращаются птицы в родные края, оглашая окрестности своим гомоном, слыша, как журчит ручей и гудят проснувшиеся пчёлы. «Это всё – весна», - резюмирует поэт, наслаждаясь открывающимся из окна видом. Но в его стихах уже нет прежней лёгкости и безмятежности, которая была присущая раннему творчеству. Фет осознает, что мир не изменился, и пытается вновь возродить в себе самые светлые и чистые чувства. Но искреннего восторга по поводу того, что произошла очередная смена году, автор не испытывает. Примечательно, что это стихотворение написано в одно предложение. Не прибегая к помощи возвышенных эпитетов и не используя образных сравнений, поэт попросту перечисляет то, что увидел, короткими штрихами воссоздавая картину весеннего утра. Сдержанный в своих высказываниях, автор ещё раз подчеркивает, что вокруг ничего не изменилось, но изменился он сам, став мудрее, опытнее и хладнокровнее. Его жизнь близится к завершению, и ничто не в состоянии пробудить былую пылкость сердца и остроту чувств, даже красавица-весна – муза всех поэтов и неиссякаемый источник вдохновения, который Фет всегда ценил.

3 слайд

Описание слайда:

«Шёпот, робкое дыханье…»- 1850 Поэт был сторонником теории единения человека с природой. По его мнению, человек является неотъемлемой его частью, как сын является порождением своего отца. Поэтому природу невозможно не любить, и это чувство у Фета порой выражено в стихах гораздо сильнее, чем любовь к женщине. Предрассветные сумерки не только преображают окружающий мир, но и являются причиной «волшебных изменений милого лица», на которых спустя несколько мгновений заиграют лучи утреннего солнца. Но пока этот восхитительный миг не наступил, есть время предаться любовным утехам, которые оставляют слёзы восхищения на лице, смешиваясь с пурпуром и янтарными отблесками зари. Особенностью стихотворения является то, что в нём нет ни одного глагола. Все действия остаются как бы за кадром, а существительные позволяют придать каждой фразе необычный ритм, размеренный и неторопливый. Вместе с тем, каждая строфа представляет собой завершенное действие, которое констатирует то, что уже произошло. Это позволяет создать эффект присутствия и придаёт особую живость поэтической картине раннего летнего утра, заставляет работать воображение, которое живо «дорисовывает» недостающие детали.

4 слайд

Описание слайда:

«Сияла ночь…» - 1877 В стихотворении, посвящённом музыке и пению, тесно переплетаются две основные темы – любовь и искусство. Фет использует для произведения поэтическую форму романса. Произведение, основной сюжет которого составляет любовное свидание в саду, написано от первого лица, в форме монолога-воспоминания о любви. Образ любви-воспоминания, над которым не властно время, доминирует в элегии. По своему композиционному решению стихотворение «Сияла ночь» близко к пушкинскому «Я помню чудное мгновенье…». Произведение состоит из 4 строф-четверостиший, каждая из которых имеет свою звукопись. Симметрическая композиция расчленяет стихотворение на две смысловые части: первые две строфы посвящены первому пению героини, третья и четвертая строфы повествуют о повторном исполнении ею песни спустя много лет. Повествование идет с нарастанием, подводя к высшей точке сюжета – последнему четверостишию. Поэт утверждает тождество пения и певицы с любовью («Что ты одна – любовь»). Любовь – это смысл бытия, это истинная вера. Две встречи и два пения в трактовке Фета – варианты одного вечного события. Желание любить подчёркивает рефрен: «Тебя любить, обнять и плакать над тобой». Основной мотив и идея произведения – преобразующая сила искусства. Для создания образного строя стихотворения поэт использует образы из разных сфер – природы (ночь, заря), музыки и пения (рояль, струны, голос, звуки), человеческих чувств (дрожащие сердца). Поэт проникает в стихию чувства любви, соединяя и «рыдающие звуки», и любовь, и женщину». Музыка, искусство и любовь – явления прекрасного, и высшее счастье для поэта – веровать в это прекрасное.

5 слайд

Описание слайда:

«Ещё майская ночь» - 1857 . Майская ночь, которой в своём стихотворении восхищается автор, судя по всему, является первой в его отнюдь не счастливой семейной жизни. Однако поэт полон решимости забыть свою возлюбленную Марию Лазич, от женитьбы на которой отказался именно из-за финансовых соображений. Теперь, обретя внушительное состояние, Фет рассчитывает на безмятежную и полную достатка жизнь, поэтому его умиляет всё: и майская ночь, и шелест молодых берёзовых листьев за окном, и упоительные соловьиные трели. Автор, словно бы очнувшись от длительной спячки, начинает замечать красоту окружающего мира, подчёркивая, что «все звезды до единой тепло и кротко в душу смотрят вновь». Свою молодую супругу поэт сравнивает со стройной берёзой, которая «застенчиво манит и тешит взор». Проводя подобную параллель, автор отмечает, что «так деве новобрачной и радостен, и чужд её убор». Личные чувства и переживания в эту ночь Афанасий Фет старается тщательно скрыть, считая, что не любовь, а финансовое благополучие являются залогом благополучной семейной жизни. Впоследствии поэт осознает свою ошибку и будет жестоко расплачиваться за неё до конца своих дней, живя с женщиной, которую не любит. Однако в день свадьбы автор полон самых радужных надежд, хотя первые сомнения уже закрадываются в его душу. Ему гораздо милее и приятнее любоваться ночным небом и восхищаться его красотой, чем проводить время с молодой женой. Поэтому поэт отмечает, что «твой лик, о ночь, не мог меня томить!». О том, как Фет на самом деле относится к своему браку, свидетельствуют последние строки стихотворения «Ещё майская ночь…», в которых автор признаётся: «Опять к тебе иду с невольной песней, невольной – и последней, может быть». Поэт втайне сожалеет о том, что добровольно лишил себя свободы ради финансового благополучия, предчувствуя, что подобный союз очень скоро станет для него обузой. О своей первой и единственной возлюбленной Фет открыто не упоминает, однако между строк этого романтического стихотворения можно уловить лёгкое сожаление о том, что его избранницей стала совершенно другая женщина.

6 слайд

Описание слайда:

Светлая и радостная пейзажная лирика Фета приобретает оттенок грусти, в неё вплетаются философские размышления, в которых автор всё чаще и чаще затрагивает тему жизни после смерти. Подобные настроения характерны для стихотворения. Автор описывает закат, используя множество метафор, которые придают повествованию особое очарование. Восторгаясь увиденным, поэт не может сдержать своего удивления. Первая часть стихотворения, наполненная романтизмом и неким предвкушением чуда, плавно сменяется мрачной и унылой картиной погружённого во тьму леса, тень которого «растёт, как сон». В стихотворении выражает надежду, на то, что заря прощается с землёй не навсегда и, «словно чуя жизнь двойную», обещает вернуться. Ямб. «Заря прощается с землёю» - 1858

7 слайд

Описание слайда:

"Одним толчком согнать ладью живую...« - 1887 В стихотворении, состоящем из трёх четверостиший, говорится о поэзии, о “певце... избранном”, становится ясно лишь при чтении последних двух строк. Основная же часть текста - цепь образов-описаний пейзажа, внутренней жизни человека, объединённых мотивом резкого, внезапного изменения. Это изменение - радостно, мир наполняется движением, чувства обострены. Поразительно преображение внутреннего мира: открывается “неведомое, родное” (то есть родное до этого преображения было неведомым), “тайные муки” обретают “сладость”, “чужое” чувствуется как “своё”. Тематическое единство стихотворения подчёркнуто его композицией. Весь текст - одно предложение. Ямб.

8 слайд

Описание слайда:

«Вечер» - 1855 «Природы праздный соглядатай» - так сам поэт полуиро­нически определил свое отношение к одной из главных тем своего творчества. Пейзаж стихотворения конкретен, детально выписан. В то же время он создает целостную картину бытия. Поэт смотрит на природу и мир как на реальное, объективно существующее явление, но такое, которое отличается крайней нестабильностью, текучестью - это мир «сопричастий», зеркальных отраже­ний, соприкосновений и мимолётностей. Глаголы первого безличного предложения сразу же задают динамику. Вечер - это особое время суток, когда день становится ночью, время перехода, быстрой смены явлений. Поэт стремится увековечить эти преходящие моменты, «миги» бытия, видения предмета таким, каким он предстал в настоящий момент.

9 слайд

Описание слайда:

«Учись у них-у дуба, у берёзы» - 1883 Лирический герой предстает умудрённым опытом человеком. По его мнению, человеку для того, чтобы быть по-настоящему сильным духом, достаточно верить в то, что на смену жизненным невзгодам непременно придут радость и счастье. Этого, по мнению поэта, вполне достаточно для преодоления любых превратностей судьбы. И именно этой философской концепции автор посвятил своё стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы». Лейтмотивом этого произведения является единение человека с природой. Более того, Афанасий Фет убежден, что людям стоит учиться у окружающего их мира, который изначально обладает мудростью и разумом. Автор подчеркивает, что каждому из нас приходится испытывать не только радость и счастье, но и горе. Однако это совсем не повод для того, чтобы впадать в уныние и считать, что любая неудача ставит крест на будущем и является поводом для того, чтобы перестать надеяться на лучшее. Главное, запастись терпением и осознать, что жизнь циклична, и любому человеку дается шанс прожить её светлый отрезок так, чтобы впоследствии ни о чём не сожалеть и не испытывать угрызений совести за то, что время потрачено впустую. Ямб.

Выбор аргументов определяет тема рассуждения. В этом году будут предложены темы по пяти тематическим направлениям:

Год литературы в России.

Творчество Тютчева и фета...Опираясь на значения фразеологизма «в своё время» и на название темы, сформулируйте главный тезис будущего сочинения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тест по творчеству А.А. Фета и Ф.И. Тютчева

Составила Н.Г.Бурлуцкая

  1. М. Лазич адресовал свою любовную лирику:

А) А.А. Фет

Б) Ф.И. Тютчев

В) Н.А. Некрасов

  1. Образы фонтана, космоса, небесных светил являются наиболее устойчивыми образами в лирике:

А) Н.А. Некрасова

Б) Ф.И. Тютчева

В) А.А. Фета

  1. К поэзии «чистого искусства» можно отнести:

А) Н.А. Некрасова

Б) Ф.И. Тютчева

В) А.А. Фета

Г) А. Толстого

  1. Мимолетные мгновения жизни и картины природы, едва заметные состояния человеческой души в своей поэзии стремился запечатлеть:

А) Ф.И. Тютчев

Б) А.А. Фет

В) Н.А. Некрасов

  1. «Денисьевский цикл» - вершина любовной лирики:

А) А.А. Фета

Б) Н.А. Некрасова

В) Ф.И. Тютчева

  1. Кому принадлежат следующие строки:

Лишь жить в себе самом умей -

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи,-

Внимай их пенью - и молчи!..

А) А.А. Фету

Б) Ф.И. Тютчеву

В) Н.А. Некрасову

  1. Долгое время в должности дипломата в Германии служил:

А) А. Толстой

Б) А. Фет

В) Ф.И. Тютчев

  1. Первый сборник А. Фета назывался:

А) «Мечты и звуки»

Б) «Лирический пантеон»

В) «Бессонница»

  1. К любовной лирике Ф.И. Тютчева можно отнести стихотворения:

А) «Она сидела на полу…»

Б) «О, как убийственно мы любим…»

В) «Как океан объемлет шар земной…»

Г) «Шепот, робкое дыханье…»

Д) «Я не люблю иронии твоей…»

Е) «Чему молилась ты с любовью…»

Ж) «Silentium!»

З) «Мы с тобой бестолковые люди…»

И) «На заре ты ее не буди…»

  1. Вернуть себе дворянский титул из-за своего происхождения большую часть своей жизни пытался:

А) Ф.Тютчев.

Б) А. Фет

В) А. Толстой

  1. Укажите характерные черты поэзии А.А. Фета:

А) революционно-демократические мотивы

Б) импрессионистические мотивы

В) философские мотивы

Г) тема природы и мир человеческой души неотделима от темы любви

Д) отсутствие стихотворений на любовную тематику

Е) музыкальность стиха

  1. Укажите характерные черты лирики Ф.И. Тютчева:

А) философская тематика

Б) революционно-демократические мотивы

В) импрессионистические мотивы

Г) любовь в лирике показана как болезнь и страсть, способная погубить человека


  1. 1. А. Фет. Вечер, Сияла ночь. Лунойбыл полон сад. Лежали.., Я тебе ничего не скажу, Я пришёл к тебе с приветом, Одним толчком согнать ладью живую…, Это утро, радость эта… , «Еще майская ночь…», Я пришел к тебе с приветом…, Шепот, робкоедыханье, Какая ночь!Как воздухчист…, Одинокийдуб, Ты отстрадала, я еще страдаю… , На зареты ее не буди…, Учись у них - у дуба, у березы, Ещё весны душистойнега… Особенности лирики. Предмет его поэзии – красота. Фет не устает напоминать, что именно воспроизведениемира как красоты является главной задачей поэта. Особый романтизм. У Фета практически отсутствуютхарактерные для романтизмамотивы отчуждения, ухода, бегства, противопоставления "естественнойжизни искусственномубытию цивилизованныхгородов». Его поэзия гармонична. Основные мотивы его лирики – природа и любовь. Фет создаётцелые циклы стихов о связи человекаи природы: «»Весна», «Лето», «Осень»,«Снега», «Гадания», «Вечераи ночи», «Море». Он первый русский поэт-экспрессионист. Экспрессионизм впоэзии – это изображениепредметов не в их целостности, а в мгновениях, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется обрывкамии не складывается в цельную картину; художник стремится обыкновенноепоказать необычно. Все пейзажи у Фета выражают состояниечеловеческойдуши. Чувство единства с природой – это счастье. Особенности поэтики "Самыйчастый эпитет, которыйприлагает Фет к явлениям природы, -"трепещущий«, "дрожащий». "Трепет", действительно, одно из ключевых состоянийфетовскогомира, в равнойстепени относящееся к жизни природы ижизни души. Трепещет всё: хоровод деревьев, звукколокольчика, сердце, одинокийогонек, ивы, совесть, руки, звезды счастья. Покуда на грудиземной Хотя с трудом дышать я буду, Весь трепет жизни молодой Мне будет внятен отовсюду.("Ещелюблю, еще томлюсь...") Он "не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которыелегко поддаются выражениюсловом». (Петр Ильич Чайковский). Отношениячеловека и мира имеюту Фета бесконфликтный характер. Гармония, радость бытия - не мгновения ("Все во мне, и я во всем" Тютчева), а устойчивоесостояниефетовскогомира. Фет -- мастер словесного изображения тончайшихсостоянийв душе человека.
  2. 2. Философскиестихи Фета, посвященныежизни природы:"Ещё майская ночь", "Это утро, радость эта...", "Летний вечер тих и ясен...", "Я пришел к тебе с приветом...", "Заря прощается с землею...". Фет - мастер словесногоизображения тончайшихсостоянийв душе человека. Природаважна для него не сама по себе, а как источниккрасоты, рождающей ответные движения к прекрасномув человеческойдуше. Его стихи наполнены философским смыслом,потомучто в них человеческая жизнь соотнесенас вечной жизньюи обновлением природы. Метафоричность, повышенная эмоциональность инеобычныйсинтаксис поэзииФета помогаютему в созданииуникальных художественных образов, рисующих сложную духовную жизнь человека. Природа в творчестве Тютчеваи Фета. Будучи близки к идеологии «чистогоискусства»,обапоэта сделали природу однойиз центральных тем в своем творчестве. Для Тютчева и Фета природа является могущественной силой, носительницей некой высшей мудрости. В их стихах повторяются общиемотивы природныхстихий: звезд, неба, моря, огня, зари и так далее. Часто с помощьюкартин природы этипоэты передают состояниечеловеческойдуши. Однако для Тютчева более характерноотношение к природе с позиций разума, а для Фета – с позиций чувства. Но бесспорно то, что обапоэта являются величайшими мастерами пейзажной лирики, и их творчество стало определяющим для многихлитературных течений русского серебряного века. Едва ли без Фета было бы возможно явление в русскойлитературе Блока и Мандельштама. Тютчев же стал своего рода«учителем» русских символистов. Таксвоеобразнопреломилась застолетие традиция пейзажной лирики, идущая от Жуковского иПушкина. Лирика Фета – это вселенная красоты, три основныесоставляющиекоторой – природа, любовь ипесня. Природазанимает в его творчествеважнейшее место, что отражается даже в названиях большинства его стихотворныхциклов:«Весна», «Лето», «Осень», «Снега»… Фет идеализирует природу. Чем сильнее захватывает его эстетическоевосприятиеприроды,тем дальше он уходит от реальности. Фети Некрасов. ВосприятиеА.А.Фета русскойприроды существенно отличается от восприятия ее Н.А. Некрасовым. Разницавызвана в первую очередь тем, что Некрасов – реалист, а Фет –романтик. В отличие от произведенийФета природа, изображаемая Некрасовым, русская природаунылых равнин и дорог, беднаи печальна, она навевает щемящую тоску. Одно из замечательнейших открытий Некрасова – это «ритм уныния». Для него характерны особенноепостроениефразы со множеством придаточных предложений, переходящих из строкив страну, использованиетрехсложных размеров. В сочетании с «бедными» глагольнымирифмами это создаетощущение какой-то бесконечнойпротяженности,рождаетассоциации, которыеи
  3. 3. подразумевалНекрасов, - с бескрайними просторамиРоссии,с бесконечностьюи печалью ее степей, дорог, полей: Чу! Тянутся в небе журавли, И крик их, словно перекличка Хранящих сонроднойземли Господнихчасовых, несется Над темным лесом, над селом, Над полем, где табун пасется, И песня грустная поется Перед дымящимся костром… («Несчастье») Но не только «русскойпечалью» живет родинав стихах Некрасова, у него можно найти и упоение красотойрусскойприроды (например, в поэме «Тишина»). Есть у него и такие стихи, где прямо, а не «от противного»выражено «идеальноесостояниемира» (например, «Крестьянскиедети», «Зеленый шум»). Но и в самых светлых по тону образахсквозиту Некрасова «русская печаль». Она входит составной частьюв само представление об идеале. Если у Некрасова природаодушевлена, очеловечена, то у Фета, по наблюдениям исследователя Е. Ермиловой, как разнаоборот: на свою человеческую жизнь Фет проецирует события природы. УФета она живет своейсобственной, глубокойитаинственной жизнью, а человек лишь на высшей ступени духовного подъемаможет быть к этой жизни причастен: Целый день спят ночныецветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердцецветет. «Еще майскаяночь…» Какая ночь!На всем какая нега! Благодарю, роднойполночныйкрай! Из царствальдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май! Какая ночь!Все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрятвновь, И в воздухеза песньюсоловьиной Разносится тревогаи любовь. Березы ждут. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор. Они дрожат. Так деве новобрачной И радостени чужд ее убор.
  4. 4. Нет, никогда нежней и бестелесней Твойлик, о ночь, не мог меня томить! Опять к тебе иду с невольнойпесней, Невольной - и последней, может быть. 1857 Тест. Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли - эти слезы, Этот пух - не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зыки свист, Эти зорибез затменья, Этот вздохночнойселенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это все - весна. 1881 (?) С-4. Какое состояниечеловека описано в стихотворении? Б-8. Сколько предложенийв стихотворении? Б-9. Как называется вид звукописи, при которойпроисходитповторение одинаковыхсогласныхзвуков? Б-10. Как называется стихотворныйразмер, которым написано стихотворение? Б-11. Как называется приём выделения значимого для автора слова, заключающийся в неоднократном его повторении? Б-12. Как называется сочетаниестихов, образующее объединённое(как правило) рифмой ритмическоеи синтаксическоеединство? С-5. Как различныепоэтические приёмы помогаютавтору передать чувства и переживания, испытываемые человеком с приближением весны? С-6. Какие произведения русскойлирикио весне, противоположныепо чувствам стихотворениюФета, вы знаете? В чём они противоположны?
  5. 5. "Это утро, радость эта…" - настоящий весенний пейзаж, бережно "нарисованный" поэтом. Такое впечатление, что Фет изобразиллишь миг, то, что произошло однажды и больше никогда не повторится. Это - картина весны, которуюувидел поэт, которая вызвала восторг и пробудилав душе неповторимыечувства. Фет любуется природой;приэтом он не столько описываетприроду, сколько передает чувство, которая она вызывает. Я пришел к тебе с приветом… Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткойкаждой, Каждойптицей встрепенулся И весенней полонжаждой; Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь, – но только песня зреет. 1843 Ключевые слова: привет, солнце, свет, трепет листьев. По эмоциональному смыслуони близки, создаютпредставление о радости, счастье, любви. Предметы внешнего мира и чувства героя соотносятся:просыпается лес – просыпается человеческоесердце. Лексическиеповторы («рассказать», «проснулся»,«каждой», союзы что…что…что))придаютвсему стихотворениюощущение единства. Лексика преобладает поэтическая и бытовая, выделяются такие тропы, как эпитеты (горячийсвет), метафоры (солнце затрепетало по листам), олицетворения (лес проснулся, солнцевстало). Написано четырёхстопным хореем. Концовкастихотворения завершает лирический сюжет: любовь и радость разрешаются песней. Песня – это высшийвзлёт, высшая точка радости.
  6. 6. Шепот, робкое дыханье. Шепот, робкоедыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночныетени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. 1850 Необычна форма стихотворения:перечисление через запятую впечатлений поэта. Выражено органическое единство души человека и природы. Отсутствуют глаголы. Всё стихотворение – одно восклицательноепредложение. Первая строфа – свидание влюблённых. Даны неброскиедетали ночного мира. Вторая строфа – более обобщённыеи неопределённые образы природы, которыеотражаются на деталях изображения человека («ряд волшебных изменений милого лица»). В третьей строфеконкретность и обобщённостьсливаются, создавая впечатление объёмностимира(в поле зрения поэта – небо, охваченное зарёй). Состояние человека органическивходитв этот мир, наполняясь его общим содержанием. Восклицание « и заря, заря!» - высшая точка напряжения человеческого чувства и прекраснейшего мгновения в жизни природы. Цветовая симфония: от приглушённыхкрасок (серебро ручья, ночныетени, свет ночной) – к ярким, контрастным тонам в финале (пурпур розы, отблеск янтаря). Эти изменения выражаюттечение времени – от ночик заре. Параллельно накаляется и чувство человека: И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. Какая ночь! Как воздух чист… Какая ночь!Как воздухчист, Как серебристый дремлетлист,
  7. 7. Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив, Как не вздохнет нигде волна, Как тишиною грудь полна! Полночныйсвет, ты тот же день: Белей лишь блеск, чернее тень, Лишь тоньше запах сочныхтрав, Лишь ум светлей, мирнее нрав, Да вместо страсти хочет грудь Вот этим воздухом вздохнуть. 1840-1892 С-4. Как название стихотворения помогаетпонять его основную мысль? Б-8. Выпишите из текста примеры обращения. Б-9. Как называется восклицание, цель которого состоит в усилении выразительностиречи, в усилении эмоционального восприятия? Б-10. Как называется вид тропа, при котором происходит уподобление одного предмета другому по сходству иликонтрасту? Б-11. Как называется вид тропа, при котором происходит представление неодушевлённого предмета как одушевлённого? Б-12 Из последнейстроки стихотворения выпишитеопределение, относящееся к слову «ночь», являющееся неожиданным в стихотворении о весне - времени возрождения и обновления. С-5. Как различныепоэтические приёмы и средства изобразительности помогаютавтору передать чувства и переживания, связанные с любованием русскойвесенней ночью? С-6. Назовите стихи русскихпоэтов, в которыхесть описание ночи. В чём сходство и в чём различиев чувствах, переданныхв этих стихах и в стихотворении Фета? Ответы: 1. Б-8 край, ночь 2. Б-9 риторическое восклицание 3. Б-10 метафора 4. Б-11олицетворение 5. Б-12 последняя «Одинокий дуб» Смотри,- синея друг задругом, Каким широким полукругом
  8. 8. Уходят правнукитвой! Зачем же тенью благотворной Всё кружишь ты, старик упорный, По рубежам роднойземли? Когда ж неведомым страданьям, Когда жестоким испытаньям Придет медлительныйконец? Иль вечно понапрасну годы Рукойсуровойнепогоды Упрямыйщиплюттвой венец? И под изрытою корою Ты полонсилой молодою. Так старый витязь, сверстник твой, Не остывал душойс годами Под иззубренною мечами, Давно заржавленной броней. Всё дальше, дальшес каждым годом Вокруг тебя незримым ходом Ползёт простор твоих корней, И, в их кривые промежутки Гнездясь, с пригорка незабудки Глядятсмелее в даль степей. Когда же, вод взломав оковы, Весенний ветр несет в дубровы Твои поблеклыелисты, С ним вести на простор широкий, Что жив их пращур одинокий, Ко внукам посылаешь ты. 1856 Так старый витязь, сверстник твой, Не остывал душойс годами Под иззубренною мечами, Давно заржавленной броней. Всё дальше, дальшес каждым годом Вокруг тебя незримым ходом Ползёт простор твоих корней, И, в их кривые промежутки Гнездясь, с пригорка незабудки Глядятсмелее в даль степей. Когда же, вод взломав оковы, Весенний ветр несет в дубровы Твои поблеклыелисты,
  9. 9. С ним вести на простор широкий, Что жив их пращур одинокий, Ко внукам посылаешь ты. 1856 Приём олицетворения придаёт образудуба глубокий смысл:он предстаёт перед нами не только как часть пейзажа, но и как аллегорическийобраз одинокого человека, лишённого близких, друзей, взаимопонимания. Образ дуба лишён конкретики, даны лишь его отдельныедетали («изрытая кора», «просторкорней», «поблеклыелисты»). В первой строфеособенно важенобраз круга, обладающего охранительной силой. Здесь заявлена тема преемственностипоколений(«правнуки твои»), тема старостии смерти. Во второйстрофеэти темы получают дальнейшее развитие в форме риторическихвопросов. Третья строфа – кульминационная: мысль о смертипобеждается мысльюо жизненной силе, о силе духа, сохранённойв старости: «И под изрытою корою/Ты полонсилой молодою», « НЕ ОСТЫВАЛ ДУШОЙ С ГОДАМИ». В ЧЕТВЁРТОЙ СТРОФЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ НОВЫЙ ОБРАЗ (НЕЗАБУДКИ), ОЛИЦЕТВОРЯЮЩИЙ ЮНОСТЬ И ПАМЯТЬ. Финал оптимистичен. Звучит тема вечного обновления жизни. Связь с потомкамине разорвана. С3. В каком стихотворенииА.Пушкина поднимется тема преемственности поколений? Сопоставьтедва стихотворения на одну тему. Любовная лирика Стихи Фета о любви созвучны его концепции красоты мира. Любовь не умолкаетв его стихах 1880-хгодов, написанныхужедостаточно пожилым человеком. Поэтическая речь Фета гармонична, музыкальна,наполнена красками, звуками, запахами. Лирика поэта полна радости, света, которые рождает ощущение гармониимира. Именно она помогаетчеловеку преодолевать драматическиеситуации жизни, тревоги и напряжения любви. Фет -- мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Для поэта характерны фрагментарность, эскизность и повышенная эмоциональность в изображении единства мира природы и чувств человека, метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность художественных образов, необычныйсинтаксис, полныйпараллелизмов, повторов, ритмических пауз, богатыхпоэтических интонаций, звуковой инструментовки. Созданиепрекрасныхстихов о любви объясняется не только великим даром и особым талантом поэта. В случае с Фетом оно имеет реальное отражение в жизни. Вдохновением для поэта была его любовь к дочерипомещика Марии Лазич. Насколько их любовь была высокаи огромна, настолько итрагична. Мария Лазич знала, что Фет никогдане женится на ней, ее смерть была
  10. 10. темна и загадочна, можно даже предполагать, что это было самоубийство. Чувство вины постоянно преследовало Фета на протяжениивсей его жизни, современникиотмечали холодность, даженекоторую жестокость Фета в жизни. И, может быть, все же переживания о потере своейлюбимой нашли своеотражение в другом мире Фета -- мире лирических переживаний, настроений, чувств, воплощенных в стихотворения. Фет ощущал себя в другом бытии, мире поэзии, где он не одинок, а рядом с любимым человеком. Они снова вместе, и никто не сможет их разлучить. И хоть жизнь без тебя Суждено мне влачить, Но мы вместе с тобой, Нас нельзя разлучить. Поэт все время ощущает духовную близость со своейлюбимой, о чем свидетельствуют стихотворения « Ты отстрадала, я еще страдаю»... В тиши и мраке таинственной ночи»... Образ Марии Лазич для поэта является нравственным идеалом, а вся жизнь поэта -это стремление к идеалу и надежда за воссоединениес ним. «Нет, я не изменил. До старости глубокой...» Стихотворение«Нет, я не изменил. До старостиглубокой...»не описываети не показывает того, к кому оно обращено. Но из строкстихотворения мы понимаем, что оно посвящено Марии Лазич. Нет, я не изменил. До старостиглубокой Я тот же преданный, я раб твоей любви. Мы видим, что до конца жизни Мария Лазич осталась его единственной любовью. Памяти о ней посвящены шедевры любовнойлирики Фета, датированные50-ми, 60-ми, 70-ми, 80-ми гг. («Неотразимыйобраз», « Старые письма», «В тиши и мраке таинственной ночи», «Ты отстрадала, я еще страдаю», «Долго снились мневопли рыданий твоих». Ты отстрадала, яеще страдаю, Сомнением мне суждено дышать, И трепещу, и сердцем избегаю Искать того, чего нельзя понять. А был рассвет! Я помню, вспоминаю Языклюбви, цветов, ночныхлучей.- Как не цвести всевидящемумаю При отблеске родном таких очей! Очей тех нет - и мне не страшны гробы, Завидно мне безмолвиетвое, И, не судя ни тупости, ни злобы, Скорей, скорейв твое небытие! На заре ты ее не буди…
  11. 11. На заре она сладко так спит; Утродышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит. И подушка ее горяча, И горяч утомительныйсон, И, чернеясь, бегутна плеча Косы лентой с обеих сторон. А вчера у окна ввечеру Долго-долго сиделаона И следила по тучам игру, Что, скользя, затевала луна. И чем ярче играла луна, И чем громчесвистал соловей, Все бледней становилась она, Сердце билось больнейи больней. Оттого-то на юной груди, На ланитах так утро горит. Не буди ж ты ее, не буди... На заре она сладко так спит! Любовная лирика Фета наполнена не только чувством надежды и упования. Она глубоко трагична. Ведь чувство любвиочень противоречиво и чаще всего несет не только счастье, но и муки. В стихах Фета часто встречаются такие сочетания, как «радость - страдание»: «блаженство страданий», «сладость тайных мук». Стихотворение «На заре ты ее не буди» все наполнено таким двояким смыслом. На первыйвзгляд, перед нами безмятежная картина утреннего сна девушки. Но уже второе четверостишие сообщает какое-то напряжение и разрушаетэту безмятежность: И подушка еегоряча, и горяч утомительныйсон. Появление «странных» эпитетов, таких, как «утомительныйсон», указывает уже не на безмятежность, а на какое-то болезненное состояние, близкоек бреду. Далее объясняется причина этого состояния, стихотворение доходит до кульминации: «Все бледнейстановилась она, сердце билось больнейи больней». Напряжение нарастает, и вдруг последнеечетверостишие совершенно меняет картину, оставляя читателя в недоумении: «Не будиж ты ее, не буди, на заре она сладко так спит». Эти строки представляют контраст с серединой стихотворения и возвращаютнас к гармониипервых строк, но уже на новом витке. Призыв «не будиж ты ее» звучит уже как крик души.
  12. 12. Тест. «Учись у них - у дуба, у березы...» Учись у них - у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасныена них застылислезы, И треснула, сжимаяся, кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последниелисты, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчии ты! Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясныхдней, для новых откровений Переболит скорбящая душа. 31 декабря 1883 С-4. Какие душевныепереживания, какие жизненные события могли подтолкнуть поэта написать в последнийдень уходящего года приведённое стихотворение? Б-8. Назовите литературное течение, сложившееся в середине 19 века, сторонники которого считали, что в мире красоты, искусства можно укрыться от социальныхпроблем, обрести истинную независимость. К этому течению, по мнению литературоведов, принадлежал иФет. Б-9. Какое требование, выраженноеглаголами(в каждойстрофе стихотворения), автор обращает одновременно к самому себе и читателю? Выпишите эти глаголы. Б-10. Выпишитеслова, относящиеся к просторечнойлексике. Б-11. Выпишитеслова, относящиеся к высокому стилю речи (старославянизмы). Б-12. Какой приём лежит в основе композициистихотворения, если в первой и второй строфах говорится о жестокой зимней поре, страданиях, а в последней, третьей, - о грядущейвесне, тепле, новом дыхании жизни? С-5. Какие поэтические приёмы и как помогаютавтору передать главную мысль, заключённую в словах: «Учись у них - у дуба, у березы»? С-6. Можно ли стихотворение Фета отнести к философскойлирике? Почему? Какие произведения русскойлирики, которые посвящены философскому осмыслению бытия, вы знаете? Что сближает стихи Фета с этими стихами, в чём они различны? Ответы: Б-8 чистое искусство
  13. 13. Б-9 учись, молчи, верь Б-10 сжимаяся, лютый Б-11 гений, откровения, скорбящая Б-12 противопоставление Часть 2 ВЕЧЕР Прозвучало над яснойрекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу. Далеко, в полумраке, луками Убегает на запад река. Погорев золотымикаймами, Разлетелись, как дым, облака. На пригоркето сыро, то жарко, Вздохи дня есть в дыханье ночном, – Но зарница уж теплится ярко Голубым и зеленым огнем. (А.А. ФЕТ) B8 Далеко, в полумраке, луками //Убегает на запад река…". Как называется художественное описаниеприроды в литературном произведении? B9 К какому приему прибегает поэт в строке: " Разлетелись, как дым, облака"? B10 Какой вид тропа, основанныйна переносе свойств одногоявления на другоепо их сходству, используетавтор, упоминая о "вздохахдня" в "дыханье ночном"? B11 Назовите художественное средство,неоднократно встречающееся в стихотворениии представляющее собойобразноеопределениепредмета ("над яснойрекою", "рощей немою" и т.п.). B12 Каким размером написано стихотворениеА.А. Фета "Вечер"? C3ПочемуА.А. Фета часто называли "певцом мгновенья"? Тезис-ответна вопрос С3: Что в нём будет главным? Главное: поэт в слове запечатлевает мгновенное как вечное, имеющее непреходящую ценность (вспомним:“Этотлисток, что иссохи свалился, // Золотом вечным горитв песнопенье”). А.А. Фета часто называли “певцом мгновенья”, поэтом-импрессионистом, потому что он умел запечатлевать мимолётные состоянияприродного мира - “чудныемгновения”, и передавать радость от переживания этих “мгновений”в стихах, то есть делать преходящее вечным.
  14. 14. В стихотворении«Вечер» отражено не одно мгновение, а череда неповторимыхсостоянийприроды, соответствующихдвижению времени. Приметы вечера конкретны и загадочны одновременно:читатель видит чуткость лирического героя ккаждому мигу жизни природы.Фет замечает и “яснуюреку”, и “померкший луг”, и “рощу немую”, и “золотуюкайму” разлетевшихся, как дым, облаков, и “голубойи зелёный огонь”ночного неба. Смена пейзажных планов - главный фетовский приём изображения природы. И каждый новыйобраз окружающего мира - это новое “мгновение”, из которыхв лирике Фета складывается образ “красоты” - главной составляющейхудожественного мира поэта. C4 Кто из русскихпоэтов обращался к теме роднойприроды и какие мотивы сближают их произведения со стихотворением А.А. Фета? B8 пейзаж B9 сравнение B10 метафора<или>олиц етворение B11 эпитет B12 анапест Тест. Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна - любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь. Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной,
  15. 15. Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой! А.А. Фет. B8 Назовите художественный прием, использованный Фетом во второй и четвертой строфах для выражения состояния лирического героя. Ответ: B9 В третьей строфе стихотворения противопоставляетсяпоэтический мир «томительных и скучных лет» и мир «звучных вздохов». Как называется этот художественный прием? Ответ: В10 Как называется композиционный элемент произведения, изображающий картины природы («Сияла ночь. Луной был полон сад...»)? Ответ: B11 Из приведённого ниже перечня выберите три названияхудожественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания). 1) гипербола 2) анафора 3) олицетворение 4) эпитет 5) звукопись Ответ: B12 Определите размер, которым написано стихотворение. B8 повтор 0 B9 антитеза 0 B10 пейзаж 0 B11 245 0 B12 ямб С3. Как различные поэтические приемы помогают автору передать ведущее настроение стихотворения? С4. В чем особенности поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?
  16. 16. Тест. Я тебе ничего не скажу, И тебя не встревожуничуть, И о том, что я молчатвержу, Не решусь ни за что намекнуть. Целый день спят ночныецветы, Но лишь солнце за рощу зайдёт, Раскрываются тихо листы И я слышу, как сердцецветёт. И в больную, усталую грудь Веет влагой ночной… я дрожу, Я тебя не встревожуничуть, Я тебе ничего не скажу. 1885 г А.А.Фет Прочитайтестихотворениеи ответьтена вопросы после текста 8. Как называется композициястихотворения, прикоторой начальные строки повторяются в концетекста,как бы замыкая собой круг? 9. Как называется прием внутреннегообразногосопоставления предметови явлений, делающий картинуярче, выразительнее(мы встречаемся с ним, например,в словосочетании сердцецветет)? 10. Укажитеназваниесинтаксическогоприема,которыйзаключается в повтореодного и того же слова или группыслов в началепоэтических строк (я тебе…, я тебя…). 11. Каким размером написаностихотворение? 12. Изображая ночное пробуждениеприроды, А.Фет использует прием повторения одинаковых или близкихзвуков (Раскрываются тихолисты, И я слышу, как сердцецветёт). Как называется такой прием? Ответы: 8. кольцевая 9. метафора 10. анафора 11. анапестом 12. звукопись
  17. 17. С5.Как соотносятся мотивы мгновения и вечности в поэзии А.А. Фета? Поэзия Фета наполнена «сладкими» звуками, которые передаю! красоту и гармонию окружающего мира: «Прозвучало над ясной рекою, / Прозвенело в померкшем лугу...». Недаром многие отмечали особую музыкальность его лирики, в которой звуки музыки тоже составляющие вечности. Все это и есть те «прекрасные мгновенья», из которых она складывается. А потому у Фета мотив мгновения не только не противостоит вечности, а становится ее органической частью. Ведь выразить всю полноту мироздания возможно, лишь научившись улавливать ее в каждом миге жизни. Так устроена и сама природа, и Фет призывает нас: «Учись у них - у дуба, у березы...». Но как «остановить мгновенье» и в словах выразить «невыразимое»? Русская поэзия билась над этой загадкой еще со времен Жуковского, но, пожалуй, именно Фету, «певцу мгновенья», удалось вплотную приблизиться к ее решению. Подобно художникам-импрессионистам, он не столько передает точную картину, сколько свои впечатления, мимолетные ощущения, «мгновенные снимки памяти», складывающиеся в цельный и психологически достоверный поэтический образ. Например, в строке из стихотворения «Вечер»: «Прокатилось над рощей немою...» - эпитет «немою» передает не качество самой рощи, а то впечатление, которое производит на поэта особое состояние природы, когда вечером, перед наступлением ночи, в лесах умолкают голоса птиц, зверей, и кажется, что вся природа замерла. На таких же ассоциативных связях «мгновенных снимков» впе- чатлений, чувств, звуков построены, по сути, все стихотворения поэта, и в их числе «самое фетовское» - «Шепот, робкое дыханье...». В нем отблески, тени, колыханья природы становятся в один ряд «волшебных изменений милого лица», которое, в свою очередь, начинает восприниматься как одна из теней ночи, на смену которой идет заря. И сама любовь оказывается той вечностью, «чудные мгновенья» которой волшебная сила поэзии способна запечатлеть и подарить нам. Так возникает искусство, в котором вечность и мгновение сплетаются в нерасторжимое единство. И мне кажется, что именно о таком художнике, как Фет, были сказаны прекрасные слова Пастернака: «Ты - вечности заложник, у времени в плену». Стихотворение А. Фета "Это утро, радость эта..." (восприятие, истолкование оценка) Трудно переоценить значение лирических произведений Афанасия Фета. Самые светлые и искренние чувства вызывают его стихотворения, в них мы находим разгадку своим ощущениям, порой смутным и неясным. Наш внутренний мир обогощается светлыми и яркими красками. Природа, любовь, жажда жизни - вот основные темы,
  18. 18. проходящие через всё его творчество, ставшее образцом пейзажной и интимной лирики не только для поэтов, но и для писателей. Чтобы глубже постичь собственную жизнь, автор призывает жить в гармонии с природой, постоянно постигать этот огромный мир. В природе он видит источник жизненных сил: ... нам дорога свобода, И буйствует не разум в нас, а кровь, В нас вопиет всесильная природа, И прославлять мы будем век любовь. Читая стихи А. Фета, обнаруживаешь, что можно выразить свой внутренний мир не просто словами, а звуками, интонацией, синтаксическим строем предложения. Это утро, радость эта, Эта мошь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птици... Все образы объединены, связаны указательным местоимением "это" в разных формах. Каждая строка начинается с него. По количеству строк - 18 раз! И еще шесть - в середине строк. Предложения читаются без длительных пауз, без интонации конца в строчках и строфах, на одном дыхании, ведь всё стихотворение - одно длинное предложение, в нем нет глаголов. ... Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли-эти слезы, Этот пух - не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист... Кажется, что строчки мелькают, словно кадры в кино, и несут они какое-то напористое, бурное чувство радости. Слово "радость" и является ключиком к стихотворению. Повтором местоимения в начале каждой строки, анафорой, создается радостное весеннее настроение. Именно повторы делают стихотворение энергичным, радостно-напряженным. Если убрать местоимения в
  19. 19. начале строк, то картина совершенно меняется по настроению, теперь стихотворение можно прочесть с совершенно спокойной интонацией, видится томное лето в разгаре. Даже в местоимении можно увидеть какое-то определение: либо это радость торжествующего утра, либо жизнеутверждающая мощь дня. Свод не просто синий, а лазурный, нежно-голубой или ярко-синий, у каждого читателя он свой. Говор вод шумный и торопливый, а может, размеренно журчащий. "Эти капли - эти слезы, Этот пух - не лист": эти капли можно сравнить со слезами, а может быть, это капли росы или сок раненой березы. Сравнение несет уже элемент тихой грусти или какого- то другого чувства, тихого, щемящего. Почему же "пух - не лист"? Скорее всего, это вербные почки, появляющиеся раньше листвы. От перечисления явлений природы Фет переходит к перечислению собыий человеческого бытия: "вздох ночной селенья", "ночь без сна", "мгла и жар постели", а затем вновь обращается к миру природы - "это дробь и эти трели" и завершает - "это все-весна". Читая это произведение, погружаешься в водоворот пробуждения природы. Кажется, что стихотворение охватило один миг, одно мнговение, а на самом деле и утро, и день, и ночь. В своих стихах Афанасий Фет говорит душой. И эта душа живет и помогает жить, она говорит и воспламеняет, волнуется и заставляет волноваться, дает возможность дышать и петь: Поделись живыми снами, Говори душе моей; Что не выскажешь словами, - Звуком на душу навей. Родная природа в стихотворениях русских поэтов (на примере стихотворений Я. П. Полонского, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. С. Никитина) После Пушкина и Лермонтова русская поэзия словно замерла. Поле поэзии опустело, она переживала кризис. Всем казалось, что господствуют мелкие дарования, подражатели. Журналы перестали печатать стихи, интерес к ним падал. Начавшийся общественный подъем требовал от поэтов участия в поисках новых возможностей слова для выражений сложных переживаний человека. И вскоре поэзия вновь обрела себя. Наступила пора торжества реализма. Не угасает и народное начало в русской поэзии. Родная природа всегда была неисчерпаемым, бесконечным источником вдохновения поэтов. Даже самый неяркий, спокойный
  20. 20. русский пейзаж может преображаться, каждый автор всякий раз покажет его по-новому, волнуя и удивляя нас. В стихотворении «Посмотри - какая мгла» Якова Петровича Полонского завораживает ночной пейзаж. Густая темнота ощущается в словах «мгла», «глубина», «сумрак». Ее оттеняет тусклый блеск озера, ок- руженный сонными ракитами. Волшебство картины подчеркивается «прозрачной дымкой», которую ночь опустила на долины. Стихотворение делится на две части. В первой части - общий план, картина спящей природы. Во второй части на первый план выходит олицетворенный месяц, который «без приюта в небе ходит». От него ис- ходят холод и одиночество, мы чувствуем бесприютность этого «бледного месяца». На фоне ночной мглы он особенно выделяется. «В тесном сонме сизых туч» - то есть освещенные месяцем тучи тесно окружают его. Сквозь эти тучи сквозит, проникает «фосфорический», бледный, холодный луч. Создается настроение возвышенное и тоскливое одновременно. Этому способствует аллитерация на глухие согласные: «с», «т», «ч», «х», «ф». Эпитеты «прозрачная», «сонный», «бледный», «сизые», «фосфорический» создают ощущение прозрачности, невесомости, окрашивают стихотворение в тревожные, мистические тона. Стихотворение Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи...» «громкое», звукопись создают раскатистые твердые и мягкие «р», благодаря которым мы слышим раскаты грома: «ра», «уры», «ру», «яр», «ро»: «По горам две хмурых тучи / Знойным вечером блуждали...» В отличие от первого стихотворения, данный пейзаж динамичен - это впечатление создают глаголы движения: «блуждали», «сползали», «со- шлись», «не уступили», «огласили», «грянул», «засмеялось», «улеглись и обомлели» - так постепенно нарастает и успокаивается действие. Пейзаж освещается «яркой молнии ударом», разрывающим ночную тьму, он контрастен: горы, скалы, тучи, «знойный вечер», «дебри влажные». Картина живая благодаря олицетворению: «эхо резко засмеялось» в ответ на раскаты грома. Резким, громким звукам противопоставлен тягучий, приглушенный ответ: «А скала таким протяжным стоном жалобно сказалась, так вздохнула...». В стихотворении Федора Ивановича Тютчева «Неохотно и несмело...» изображается постепенное приближение грозы, приготовления к ней природы: «принахмурилась земля». Настроение усиливается глаголами с двумя приставками: «неохотно», «принахмурилась», «исподлобья». Две первые строфы рисуют ожидание грозы, две следующие строфы - саму грозу, пятая строфа изображает умиротворение природы, освеженной грозой.
  21. 21. Эпитеты создают цветовые образы: «зеленеющие нивы / Зеленее под грозой», «синей молнии.струя», «пламень белый и летучий» настроение: «раскаты громовые / Все сердитей и смелей». Динамизм, стре- мительность действию придает сравнение: «Вихрем пыль летит с полей ». Смена настроения человека передана сменой картин природы: от неуверенности к ожиданию, затем от смятения до радости обновления, которая и определяет настроение стихотворения. Мы улыбаемся вместе с солнцем, затопляющим землю: «И в сиянье потонула / Вся смятенная земля». В стихотворении Афанасия Афанасьевича Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...» большую роль играет олицетворение. Образ ели, которая «рукавом... тропинку завесила», словно преграждает путь лирическому герою, противодействует человеку. Главными в этом стихотворении являются чувства лирического героя: «Шумно, и жутко, и грустно, и весело, / Я ничего не пойму». Образы леса несут тревогу: «Кругом все гудет и колышется». Неуютность и безлюдность леса оживляется неожиданным далеким звуком «тонко взывающего рога» - охотничьего рожка, «глашатая медного». Живой звук разрывает безжизненное гудение леса, радует, наполняет надеждой: «Мертвые что мне листы! / Кажется, издали странника бедного / Нежно приветствуешь ты». Стиль Ивана Саввича Никитина близок к фольклорному, народному. Об этом говорят простая лексика, традиционные сравнения в стихотворении «Встреча зимы»: снежок, «что белый пушок», «снег лежит полотном», «как алмазы горят», и ясные образы: «Смотрит весело лес / Из-под черных кудрей». Стихотворение заканчивается приглашением зимы: «Здравствуй, гостья-зима! / Просим милости к нам...» Встреча зимы была в Покров, когда обычно выпадал первый снег, укрывал землю для отдыха, все радовались окончанию земледельческих работ, игрались свадьбы, люди ждали зиму как желанную гостью. Читая это стихотворение, мы чувствуем единение, гармонию с природой - праздничной, красивой, радостной, родной. Настроения, мироощущения, чувства человека русские поэты передают через описание родной природы. Мир души человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии, и это ясно видно на примере стихотворений Я. П. Полонского, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и И. С. Никитина.
  22. 22. Тест. Однимтолчком согнать ладью живую С наглаженных отливами песков, Одной волной подняться в жизнь иную, Учуять ветр с цветущих берегов, Тоскливый сон прерватьединым звуком, Упиться вдругневедомым, родным,
  23. 23. Дать жизни вздох, дать сладость тайныммукам, Чужое вмиг почувствовать своим, Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец - Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чём его и признак и венец. 28 октября 1887 (А. А. Фет) В8 В стихотворениисопоставлены реальныймир, для которого характерны такие образы, как “тоскливыйсон”, “бойбестрепетных сердец”, “язык немеет”, и чудесныймир поэтического творчества, которымвладеет только “избранныйпевец”. Для какого литературного направления характерно такое противопоставлениереального и воображаемогомиров? В9 В первойи третьей строках стихотворения можно заметить сходное синтаксическоепостроениепредложений, создающееединый поэтический образ (“Одним толчком согнать ладью живую...” и “Однойволнойподняться в жизнь иную…”). Как называется такое сходноерасположениеэлементов речи? В10 В стихотворениимногократно нарушается прямойпорядокслов (“ладью живую”, “жизнь иную”, “певец лишь избранный”и др.), что придаёт поэтическойречиособуювыразительность.Какназывается такая стилистическая фигура? В11 Выпишите из первой строфы трислова-образа(в именительном падеже), которыесозвучны стихотворениюМ.Ю. Лермонтова«Парус». В12 В строке“Чужое вмиг почувствовать своим…”говоритсяо способности поэта передавать единичное(чувство, состояние)как всеобщее. Какому литературному роду свойственнаэта черта? Для выполнения заданий С3 - С4 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связныйответ на вопрос в объёме5–10 предложений. С3 В чём размышления А.А. Фета о поэтическом даресозвучны характерной для его лирики философии красоты?
  24. непереводим на обыденный язык. Этопроблема и для художника, которому кажется, что он не может точнои полно выразитьв слове свои мечты, чувства, мысли: «Каксердцувысказатьсебя? / Другому как понять тебя? / Поймёт ли он, чем ты живёшь? / Мысльизречённая есть ложь». Непониманиеокружающих и невозможностьвыразить себя делают поэта одиноким. ДляТютчева такое одиночество спасительно, поскольку даёт возможностьсосредоточитьсяна собственном внутреннеммире, который единственныйи есть хранилищеонтологическихзнаний и представлений. Мотив «невыразимого» –излюбленный у поэтов-романтиков. В. Жуковский в стихотворении «Невыразимое» утверждает, чтопоэт не может найти слово, адекватнопередающеемимолётную красоту окружающего мира. В попытке выразитьземным языком «святые таинства», которые«лишь сердце знает»,поэт стремитсяпостичь «природыдивныесозданья». Но и здесь он бессилен: «безмолвствует искусство». Прекрасноенеможет быть переданов слове. Оно может быть прочувствованохудожником какминутный восторг, который выразим только молчанием: «И лишь молчаниепонятноговорит».И всё-таки поэт должен стремитьсяк высокому в поэзии – выражению мимолётных, едва уловимых движений души. О невозможностивыразитьвнутренний мир в словев целом ряде стихотворений говорит и А. Фет («Какмошки зарёю…», «Поделись живыми снами…», «Какие-тоносятсязвуки…», «Я тебе ничегоне скажу…»). Однаков отличиеот Жуковского и Тютчева, которые искали выход в выразительном молчании, Фет считает, что «невыразимое» преодолимочерез мелодичностьречи. Чувства, мысли, мечтыможновыразитьгармонией звуков: «Что не выскажешь словами –/ Звуком на душу навей». Отсюда «музыкальность» стихов А. Фета, котораядостигаетсяритмическимразнообразием, мелодичностью, использованием многообразныхповторов, звукописи, богатым метрическимрепертуаром.

Работа над сопоставительным анализом усложняется, когда перед учащимися ставится задача — найти единство и различия сразу в нескольких стихотворениях обоих авторов. У Тютчева это «День и ночь» (1), «Святая ночь на небосклон взошла…» (2), «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» (3), «О чем ты воешь, ветр ночной?» (4).

У Фета — «На стоге сена ночью южной…»(1′), «Заря прощается с землею…» (2′), «Благовонная ночь, благодатная ночь…» (3′), «От огней, от толпы беспощадной…» (4 ‘) (из цикла «Вечера и ночи»).

Сквозной образ предложенных стихотворений обнаруживается легко и безошибочно. Это образ ночи. Чему он противопоставлен? У Тютчева ночной мир противопоставляется миру дневному (1,2). В этой оппозиции светлое начало связано с образом дня. Он эмоционально притягателен, ему присваивается положительная оценочность: «день отрадный, день любезный», он как «покров златотканый» («золотой покров»), чья «ткань — благодатная». Наконец, прямо говорит поэт: день — «друг человеков и богов». Ночь же, несмотря на то что она святая, страшна; это «бездна безымянная», «с своими страхами и мглами», пропасть темная»; с ночью ассоциируется нечто таинственное, «чуждое, неразгаданное». Человек ночью одинок («на самого себя покинут он», «сирота бездомный»), слабосилен («упразднен ум», «мысль осиротела», «Нет… опоры, ни предела»), испытывает страх («ночь страшна»).

У Фета ночь иная. Ни одной темной краски нет в ее описании. Ощущение эстетического совершенства, эмоциональной притягательности исходит от этого образа: «благовонная ночь, благодатная ночь…» (3′), «лазурная ночь» (3′, 4′), «полночь безмолвна, кротка, серебриста» (4′), «огни (звезды) золотые горят» (3′). Его стихам свойственна оппозиция «мир ночного неба» — «мир ночной земли».

Ночное небо предстает с «сонмами звезд», «хором светил, живым и дружным», «небесной зарей», месяцем. Земля ночью также прекрасна. Она, «как смутный сон немая», — тиха. Сад ли перед нами или стог сена, или лес и долины — неважно. Этот мир русской природы, которая ночью умиротворена. Самые громкие звуки здесь — плеск ключа, шепот струй воды, напев гитары.

Есть ли пропасть между этими мирами? Нет. Есть грань… Но! Есть и готовность слиться. Связующим звеном может стать человек, деревья, звезды, месяц — образы как небесного, так и земного мира.

Прежде всего, лирический герой ощущает тонкую связь с миром ночного неба, таким близким, в котором он «все невозвратнее тонет»:

Я ль несся к бездне полуночной,

Иль сонмы звезд ко мне неслись?

Обращается к ночи:

Все бы слушал тебя.

Один из своих излюбленных приемов — олицетворение — использует Фет, чтобы показать связь и между неживыми образами того и другого мира: «распахнется окно / Поглядеть в серебристую ночь», «месяц в лицо прямо смотрит», «От людей утаиться возможно,/ Но от звезд ничего не сокрыть…». Деревья «как будто, чуя жизнь иную / И ей овеяны вдвойне, / И землю чувствуют родную /И в небо просятся оне» (небо, конечно же, ночное.

Ночь пробуждает в человеке не страх, а мысли о вечном, чистом (полночь «видит…, что вечно и чисто, что навеяно ею самой…»). Ночь — олицетворение высшего человеческого предназначения, жизни его души и духа. Иными словами, ночь открывает человеку небо (дух!), отрешая его от дневной суеты земной жизни (материя!). Эта мысль довольно понятна ученикам. Труднее бывает постичь смысл образов стихотворений Тютчева. Почему в ночном (чуждом и неразгаданном!) мире человек узнает наследье родовое (т.е. что-то изначально присущее роду человеческому вообще), а светлое и живое (дневное начало!) чудится ему всего лишь сном, чем-то нереальным? (2) Не парадоксален ли конец стихотворения? И почему бездной поэт называет еще и душу человека (в душе своей, как в бездне, погружен)? Нет ли здесь сближения, разгадки? Несомненно.

Две бездны — бездна ночного неба и бездна души человека — имеют единые черты. Они непостижимы, иррациональны, неупорядоченны, и человеческое сознание не в силах постичь законы, которым они подчинены. Поэтому ночь и пугает человека, и манит одновременно. Одно из лучших стихотворений, в котором сближены два эти образа — «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…».

Образ ночного сада в начале стихотворения дан в поистине фетовской манере. Здесь переливы цветов (темно-зеленый, голубой, убеленный, золотой) и гармоничных звуков (музыки дальней, говор ключа), природа изображена в состоянии покоя («изнемогло движенье», «труд уснул», «спящий град»). Но это — не картина ночи, это картина уходящего дня. И все изображение еще носит отпечаток его гармонии, упорядоченности и красоты.

Настоящую тютчевскую ночь мы видим только в последних пяти строках. Проснулся чудный, еженочный гул… гул непостижимый. Какие ассоциации рождает этот образ? Гул — нечто немузыкальное, а значит, дисгармоничное; стихийное, а значит, неуправляемое и опасное, страшное. Если Фет рисует ночное небо как гармоничный космос, то Тютчев как хаос. И это слово звучит в последней строке — «хаос ночной». Откуда этот гул? Его рождает не природа. Это гудят смертные (значит, человеческие) думы, освобожденные сном. Так в сознании поэта сближается мир человеческой души и природы. Критерий сближения — дисгармоничность, непостижимость, неуправляемость.

Образ ветра ночного («О чем ты воешь, ветр ночной?») — олицетворение стихийности мира.

Ветер издает не гул, а вой, но смысл звучания тот же — это голос стихии, враждебной человеку. И вновь парадокс — голос ветра понятен человеческому сердцу. Потому что звуки сердца тоже могут быть неистовыми, потому что хаос чувств сердечных и хаос мира — родимый. Душа ночная, жаждущая слияния с общим хаосом представляется стихией, дисгармонией.

А.Д.Баландина