Болезни, их происхождение и пути исцеления. Отношение к здоровью в христианской руси


Священник Валерий Компаниец

Здоровье — состояние живого организма, при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. Проблема здоровья, безусловно, занимает очень важное место в нашей жизни, ибо все мы хотим быть здоровыми, и среди наших благопожеланий близким по случаю празднеств и торжеств едва ли не первым является пожелание доброго здоровья.

С точки зрения гуманистических идей — «все во имя человека и все для блага человека» — здоровье действительно претендует на то, чтобы занять свое место в ряду непреходящих ценностей. Медицина, безспорно, служит идеям гуманизма.

С точки зрения христианства, здоровье, как дар Божий, также представляет собой большую ценность, и пренебрежительное отношение к нему — большой грех.

Взгляд на природу человека

Для традиционной медицины характерен материалистический подход к природе человека, согласно механистической модели, когда упор делается на физическое тело и органы, а не на их тонкие функции и взаимосвязь с окружающим миром. Многое в устройстве человеческого организма представляется порой уж слишком механичным, техничным, простым. К примеру, сердце — простой насос для перекачивания крови. Но организм — вовсе не совокупность тканей и жидкостей с пронизывающими их телефонными кабелями нервных волокон, а сложнейшая система саморегуляции, главные принципы которой до конца не изучены до сих пор.

Согласно древней медицинской традиции, сердечный энерго-информационный центр играет главную роль в регулировании всех функций организма. Сердце напрямую сопоставляется с психическими процессами в жизни человека. Вот и святитель Лука (Войно-Ясенецкий), выдающийся ученый, хирург, в книге «Дух, душа и тело» целую главу посвятил человеческому сердцу (глава вторая «Сердце как орган высшего познания»). Вот какие строки мы находим в этой главе: «… наши анатомо-физиологические знания о сердце не только не мешают, а скорее даже побуждают нас считать сердце важнейшим органом чувств, а не только центральным мотором кровообращения». Еще больше говорит нам о сердце Священное Писание — ведь чуть ли не на каждой странице Библии читающий замечает, что сердцу придается значение не только центрального органа чувств, но и важного органа познания, органа мысли и восприятия духовных воздействий: «и больше того, сердце, по Священному Писанию, есть орган общения человека с Богом, а, следовательно, оно есть орган высшего познания.

В христианском понимании человек — существо двусоставное, состоящее из смертного тела, составленного из элементов физической природы (Бог создал человека из земного праха…) и безсмертной души, в которой запечатлено Божественное дыхание (…и вдохнул в него дыхание жизни). А некоторые из святых отцов видят в природе человека и третью составляющую — дух, который связывает человека с Богом, при этом они отводят душе мир человеческих чувств, то есть то, что связывает нас с окружающим миром.

Отношение к лечению

В современной медицине преобладает установка на фармакологические лекарственные препараты, которые оказывают на организм достаточно грубое биологическое воздействие, а основное внимание уделяется болезни, причина которой ищется, в основном, во влиянии извне — в действии болезнетворных агентов, токсинов, аллергенов, и к лечению чаще всего прибегают в остром или конечном периоде заболевания. Такой подход может дать блестящие результаты при лечении неотложных ситуаций, когда требуется незамедлительная коррекция нарушенных функций. При более длительном воздействии химические препараты приводят к возникновению лекарственной болезни у большинства пациентов. Основная беда современной медицины — в переоценке своих возможностей. Отметим еще, что в больнице многие лечатся от одних и тех же болезней (если, к примеру, взять больных какого-нибудь одного отделения), их лечат одни и те же врачи, в общем-то по одним и тем же методикам, но результаты часто бывают очень разными: одни довольно быстро выздоравливают, другие возвращаются в больницу вновь и вновь. К одной из причин этого мы вернемся чуть позже.

О чем говорит христианство? Яркой иллюстрацией может служить библейское повествование о том, как Господь сокращал сроки человеческой жизни. Человек был создан Творцом безсмертным. После грехопадения Адам и Ева и все их потомство — род человеческий — стали смертными, но первые люди жили почти по тысяче лет. С более глубоким проникновением греха в жизнь людей срок жизни патриархов (патриарх здесь — глава рода) сокращался, но все еще составлял несколько сотен лет. С дальнейшим умножением греха Библия приводит следующее определение Божие: «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть: пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт. 6, 3). Ко дням царя Давида (примерно за 800 лет до рождества Христова) Господь, как мы видим в словах псалма (Пс. 89), еще больше сократил срок жизни человека — до 70-80 лет. Таковым этот срок пребывает и доныне, несмотря на все усилия медицины.

О здоровье много говорят, пишут, но, к сожалению, мало кто заботится о нем всерьез. Большинство людей стали инертны, ленивы и предпочитают жить, как живется, не затрачивая ни сил, ни времени на заботу о самом себе. Люди не вспоминают до поры до времени о недугах и, живя в поле соблазнов, покорно отдаются во власть порочных привычек.

Христианская догматика учит нас, что болезни и смерть были попущены человеку после грехопадения как расплата за грех и как средство исправления. В земной жизни человека душа и плоть составляют единый организм, и болезни духовные — страсти (а страсть и страдание суть однокоренные слова!) не могут не быть причиной и телесных болезней. Порождения страстей — грехи, в первую очередь нераскаянные, подобно занозе, вызывающей очаг инфекционного воспаления, как раз и являются тем самым radix malorum — корнем зла, от которого произрастают всевозможные болезни. (Существует определенная статистика, подтверждающая выраженную корреляционную связь между определенными видами грехов и сопутствующими им болезнями.) И в этом можно видеть одну из причин различных результатов лечения — прежде нужно удалить занозу, а потом уж лечить нарыв.

Причины болезней

Особого разговора заслуживает НТП в медицине. По первому впечатлению, здесь преследуются самые благородные цели — избавление человека от приносимых болезнями страданий и преждевременной смерти. Заметно растет мощь медицины: число врачей и больничных коек на душу населения, десятки и сотни тысяч лекарственных препаратов и их названий, высокотехнологичные лаборатории, ядерно-магнитные диагностические установки, пересадки органов, клонирование и так далее. Почему же тогда увеличивается число больных, и растет смертность от болезней, снижается средняя продолжительность жизни, и остается низким биологический предел жизни человека?

Во-первых, искажение, вносимое НТП в богоустановленный порядок жизни, наносит мощные удары по здоровью человека, выводя на арену вместо изгнанных медициной чумы, оспы и других новые болезни. Не случайно во второй половине XX века резко изменилась структура заболеваемости и смертности населения за счет широкого распространения болезней нашего времени; среди них атеросклероз, инфаркт, инсульт, гипертоническая болезнь, злокачественные новообразования, сахарный диабет, аллергия, ожирение и другие. Основные причины: 1) Изменение условий обитания человека, ухудшение экологии и образа повседневной жизни человека в результате технических достижений. Нашему здоровью угрожает совместное действие многих факторов — загрязнение окружающей среды в результате химизации (пестициды, нефтепродукты) и урбанизации (электромагнитные излучения, высокие уровни шума и стресса и т.п.). 2) Изменение состава и качества пищи, несбалансированное питание и переедание. Добавим сюда злоупотребление алкоголем, курение, мышечную бездеятельность — вот они, пленительные убийцы, губители нашего здоровья.

Где же выход? Ведь прогресс остановить нельзя. Человеку нужно изменить свою психологию и вернуться к здоровому образу жизни своих предков. Таким образом, путем к здоровой жизни является система самоограничений (здесь нам доброе подспорье — пост!) и функциональных нагрузок.

Во-вторых, прямое вмешательство Божиего промысла, пресекающего небогоугодные устремления человечества. Греховные страсти ведут к губительному для здоровья образу жизни, сводя на нет усилия врачей. Тому можно привести множество примеров, но один из ярчайших — это СПИД, распространение которого обусловлено преимущественно грехом. Когда научная медицина научилась справляться с сифилисом, поражавшим развратников и прелюбодеев, Господь послал грянувший, как гром среди ясного неба, СПИД. Эта появившаяся как бы ниоткуда во второй половине ХХ века болезнь поражает и новоявленных грешников — наркоманов. Конечно, наше мирское «мудрование» протестует: почему же цели научной медицины являются небогоугодными? Неужели Бог хочет, чтобы человек страдал и умирал от болезней? Совместимо ли все это с образом Всеблагого и Любящего Бога? Да, конечно, если мы верим в христианское учение о грядущем воскресении. Церковь Христова учит нас, что болезни и смерть (даже если она кажется нам по человеческим понятиям преждевременной) всегда даются во благое, или даруя душе вечное блаженство, или, по крайней мере, облегчая ее загробную жизнь. Кстати, именно поэтому христианство считает эвтаназию совершенно недопустимой по отношению к людям, хотя эта процедура может выглядеть вполне милосердной по отношению к животным, которым не суждено жизни вечной и нет необходимости ни в покаянии, ни в искуплении.

Христианство говорит о том, что в духовной жизни, или в духовном мире, так же как и в материальном, действуют совершенно объективные (то есть независимые от веры или неверия людей) законы, и преступать их так же опасно, как и пренебрегать проявлением физических законов в материальном мире. Разве Божией карой следует называть тяжелые последствия нарушения правил техники безопасности или дорожного движения? Мы с детства знаем, что нельзя вставлять в электрическую розетку бабушкину шпильку, лизать на морозе полозья санок или дверную ручку. При этом одни внимают родительскому слову, а другие убеждаются в его правоте на своем жизненном опыте.

Десять заповедей Божиих нам даны не для ограничения нашей свободы, а как подсказки Отца Небесного неразумным чадам — как быть осторожными в плавании по волнам житейского моря. Бог никому не желает зла, никого не карает, и болезни (Да разве только они? Это и прочие многочисленные наш житейские проблемы) — суть следствия нарушений этих, как было отмечено, объективных законов бытия.

Библия о врачевании

Если быть внимательным, то нельзя не заметить того, что Бог имеет особое попечение о роде человеческом. Вот слова премудрого Иисуса, сына Сирахова: «Господь создал врача, и от Вышнего — врачевание» (Сир. 38, 1-2). О том, что древние врачи умели лечить, свидетельствует само их существование, как и сонм безкорыстных врачей, именно за свое «безмездное врачевство» причисленных к лику святых. Как здесь не вспомнить святого страстотерпца и целителя Пантелеимона, святителя Луку и многих других? Слава выдающихся врачей древности (таких, как Гиппократ, Гален и других) дошла до наших дней. Однако врачи древности, как рядовые, так и великие светила, не имели практически никаких знаний по анатомии и физиологии человека. Как же они находили методики лечения и лекарственные препараты? Предположение о том, что древние врачи подбирали методы лечения чисто эмпирически, путем проб и ошибок, не выдерживает критики, ибо на это не хватит всей истории человечества. Гораздо разумней предположить, что Бог научил человека, по крайней мере, некоторым методам лечения и дал ему интуитивную способность находить лекарства в окружающей природе. Так говорит Священное Писание: «Господь создал из земли врачевства… Он и дал людям знание… Ими Он врачует человека и уничтожает болезнь его» (Сир. 38; 4, 6-7). Такая, дарованная Богом, интуиция присуща и лучшим медикам современности. Даже обширных современных знаний порой не хватает для принятия научно обоснованного решения, и врачу необходимо применять интуицию. Здесь уместно вспомнить и о древнейшей восточной медицине, основывающейся на принципе «Сохранение гармонии, а не исправление безпорядка является высшим принципом мудрости. Лечить заболевание после того, как оно возникло, все равно, что копать колодец, когда захотелось пить, или ковать оружие, когда началась война».

Еще раз обратим внимание на слова: «Господь создал из земли врачевства». Задолго до развития научной фармакологии человек нашел множество лекарств в окружающей его живой и неживой природе. А если вспомнить, что некоторые растения содержат целую аптеку лекарственных средств в нужных дозах, то приходится признать: естественные лекарства — не случайность, а дар Божий.

Выводы

Подведем итоги: милостию Божией человечество обладало достаточно эффективной медициной задолго до того, как получило научную поддержку. Более того, так как современные врачи не способны, в отличие от древних, лечить без искусственно созданных лекарств, то ясно, что научная медицина разучилась в значительной мере пользоваться природными лекарствами, негативные побочные явления которых значительно меньше, чем у искусственно созданных человеком. Научная медицина, многое приобретая, многое и теряет.

Переход к научной медицине породил и ряд трудноразрешимых морально-этических проблем, связанных с прерыванием беременности (а тем более с возможностью лечения людей препаратами, изготовленными из клеток тел убиенных младенцев, не говоря уже об использовании их в косметологии!), тут и проблемы клонирования и той же эвтаназии. Все эти и многие другие вопросы Бог человеку не задавал, но человек сам взвалил их на свой ограниченный разум и теперь стонет под их тяжестью в духовном изнеможении.

Вот и получается, что известная пословица «В здоровом теле — здоровый дух» хороша, если читать ее с точностью до наоборот («При здоровом духе — здоровое тело»). Все же, заботясь прежде всего о духовном здоровье для благодатного пребывания в вечности, мы, с помощью Божией (и медицины), сможем получить те необходимые для спасения в вечной жизни обетованные Богом 70-80 лет жизни земной.

Лишь с XI века отмечается на Руси формирование определенных медицинских представлений. В рукописях начинают появляться сведения о древнерусских врачевателях и распространении древнерусской просвещенности среди различных представителей российского народа, при монастырях строятся первые больницы. В сознании летописцев начинают возникать логические связи между губительными эпидемиями и факторами ослабления здоровья , снижения продолжительности жизни у последующего поколения. Обращается внимание также на пагубное влияние междоусобных войн («Слово о полку Игореве») на здоровье народных масс.

Древнерусские летописные источники свидетельствуют об определенных гигиенических представлениях, сложившихся на Руси к тому времени – использование лекарственных трав, минералов, минеральных источников, грязей для лечения болезней и общего оздоровления. В древнейшей русской летописи «Повести временных лет» описан обряд очищения и укрепления здоровья: «...бани деревянные разожгут докрасна и разденутся. И будут наги, и обольются квасом, и поднимут на себя прутья гибкие, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва слезут, еле живые, обольются водой студеною, и тогда только оживут. И творят так всякий день, никем не мучимые, но сами себя мучат, и этим совершают омовение себя, а не мучения» [Гаврилюк 2003:21].

С педагогической точки зрения в этом отношении особо интересен древнерусский сборник «Пчела», составленный монахом Антонием. Рассказы сборника позволили прийти к заключению, что уже в ХI веке на Руси существовали и развивались здоровые традиции физического воспитания молодежи. Составители сборника одобрительно отзываются о древнерусском обычае борьбы юношей на игрищах, обращают внимание на приемы, которые развивают и укрепляют тело. В рассказах можно найти множество ценных и глубоких мыслей о гигиене сна , одежды, жилища и особенно труда, рассматриваемого как оздоровительный фактор. «Изрядная благая телу – безнедужное здравие», – так можно выразить словами авторов основную идею сборника.

С ХI века среди русского народа начинает доминировать ориентация на духовное здоровье через религиозный опыт православия. Известные пастыри Православной Церкви И. Златоуст, Феофан Затворник, Тихон Задонский, исследуя аспекты духовного здоровья, рассматривали его как величайший дар Бога.

Осознанное выполнение установленных законов жизни не по причине принуждения и страха, а из любви приносит человеку здоровье, счастье, радость и полноту жизни. Запрет на зломыслие и злословие, воспитание любви к ближнему, умиротворенного миропонимания – по сути, путь к психосоматическому здоровью. В частности, заповедь любви даже к врагам, имеет непреходящий смысл, так как блокирует не только явную, но и подсознательную программу самоуничтожения людей.

В этой связи, особой силой оздоровления обладает признание собственных грехов как первый шаг в процессе покаяния. «Покаяние – святой жертвенник примирения»... это, не только сожаление о свершившемся, но и осознание необходимости изменить себя, чтобы не делать ошибок в будущем. «Иди путем покаяния, и древо жизни с радостью протянет тебе плод жизни», – говорится в Библии. Покаяние оказывает поистине исцеляющее воздействие на душу человека, избавляя от бремени вины за совершенные проступки и от угнетающего воздействия страха и тревоги. Присущая христианину кротость выражается не в слабости характера, а, напротив, в полном контроле разума над эмоциями и является хорошей иллюстрацией принципа «Побеждай зло добром».

Заповеди христианства гласят, что разговаривать с людьми можно только в мирном состоянии души; в ком нет гнева и вспыльчивости, тот становится обителью Духа Святого; кто отгоняет от себя раздражительность, у того всегда здоровы и тело, и ум, и душа; гневающийся убивает душу свою: для людей он несносен и перед Богом мерзок; во время беседы надо стараться переводить разговор с тем пустых на темы духовные или хотя бы полезные; в беседе с ближним важно не только то, что было сказано, но и чувство, которое диктовало слова; тон может и согреть, и обесчестить, и обласкать, и унизить; ласковое слово служит вечности; как можно чаще необходимо говорить: «Прости...».

Библейские заповеди наставляют: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякой злобою да будут удалены от вас» (Еф. 4, 31); «Ревность и гнев сокращают дни, а забота – прежде времени приводит старость» (Сир. 30,26); «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе...» (Еф. 4,29); «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 16); «Чрез меру трудного для себя не ищи, и что свыше сил твоих не испытывай» (Сир. 3, 21).

Казалось бы, основное внимание уделяется здоровью духа и души, а не тела. «Что пользы тело здоровое иметь, но душу расслабленную и немощную», – писал Т. Задонский. И вместе с тем, тело человека Библия называет храмом живущего в нем Святого Духа. По этой причине оно должно находиться в совершенном состоянии. Человек не вправе избирать , расточающий напрасно его здоровье и способности, так как и то, и другое дано свыше для разумного использования. «Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино» (Сир. 31, 29).

Контроль разума над страстями, духа над плотью способствует воздержанию не только от вредной и избыточной пищи, горячительных напитков, но и опрометчивых слов и поступков, праздного времяпрепровождения и всего другого, что не служит на пользу телу и душе.

В деле излечения особое значение религия придает вере. Сюда относятся, например, многочисленные случаи исцеления с помощью религиозной веры, когда верующий больной обращается к страстной молитве, строгому посту, исполняет их в течение длительного времени, посвящает себя этому, и болезнь исчезает, удивляя лечащих врачей.

О вере как важнейшей духовной составляющей здоровья говорили К. Юнг, А. Маслоу и многие другие, считавшие сущностью человека способность к самопознанию, выход за пределы самого себя, ощущение своего тождества с человечеством, природой и космосом. Так, К. Юнг в своих работах писал: «Хотелось бы предложить к размышлению следующие факты. На протяжении тридцати лет моими пациентами были выходцы из всех культурных стран земли... Среди всех моих пациентов, вступивших во вторую половину жизни, то есть тех, кто перешагнул за тридцать пять, не было ни одного, для которого главная проблема не сводилась бы, в конце концов, к отношению к религии. Да, каждый так или иначе страдает от утраты того, что во все времена любая живая религия давала своим последователям, и по-настоящему никто не излечивается, если не возвращается к своей прежней религиозной установке, что, естественно, не имеет отношения к принадлежности к тому или иному вероисповедованию, к той или иной церкви».

Верующий и живущий по заповедям человек – это практически образец здоровой жизни: не курит, не употребляет наркотиков, ест простую натуральную пищу, соблюдает посты, честно трудится, не ворует, не убивает, не клевещет, не плетет заговоры и интриги, ставит интересы ближних выше собственных, занят внутренним совершенствованием, послушен властям, чтит родителей, заботится о детях. Отметим, в сущности – это же идеал гражданина любой страны.

Таким образом, основы здоровьесберегающего поведения россиян глубоко национальны и связаны с древнерусскими обычаями и духовным опытом православия по сохранению телесного, душевного и духовного здоровья.

Неслучайно, что валеология , ориентированная на реализацию прежде всего резервных возможностей организма каждого конкретного человека, зародилась именно в России, также обладающей большим ресурсом природных оздоровительных средств. Российский приоритет обусловлен большим опытом оздоровительной работы, накопленным у нас в стране, систематизацией народного опыта и научных исследований механизмов долговременных адаптации.

Еще в 60-е годы ХХ в. была сформулирована проблема адаптации при хронических напряжениях, связанная с началом научных экспедиций в отдаленные и труднодоступные районы (например, в Антарктиду).

Несомненно, авторитет в области разработки учения о здоровье принадлежит И. И. Брехману. В соответствии с его воззрениями, наука о здоровье должна синтезировать вклады в здоровье экологии, биологии, медицины, психологии и других наук, осуществлять прямой путь к здоровью. На первом этапе (начало 60-х гг.) объектами исследования И. И. Брехмана и других ученых явились природные лекарства для повышения общей и универсальной сопротивляемости организма – лекарства для здоровых. Эти многолетние исследования дали практике адаптогены, добавки.

С 1980 г. начался второй этап развития науки о здоровье. Был проведен ряд краткосрочных и длительных наблюдений по профилактике общей заболеваемости в детских и производственных коллективах. Опубликован ряд монографий и тематических сборников по валеологии. По утвержденным программам валеологию начали преподавать в некоторых медицинских и педагогических вузах, в институтах совершенствования педагогического мастерства.

Здоровье определяется не только физическими показателями. Дух, душа, тело ― три составляющих здоровья. Если они гармонично развиты, то человек счастлив и здоров. При абсолютно здоровом теле может страдать душа. Это происходит из-за агрессивных и негативных мыслей. По этой причине в организме могут появляться заболевания. Чтобы избавиться от них, нужно изменить душевное состояние.

Что такое душевное здоровье

Духовное здоровье ― светлый образ мышления, чистая и добрая душа. Оно проявляется в отсутствии злых мыслей, зависти, ревности и ненависти. Это способность наслаждаться жизнью, быть в гармонии с окружающими и самим собой. Духовно здоровые люди реализуют свои способности, преодолевают стрессы, обычные для современной жизни, продуктивно работают и вносят свой вклад в общество. Улучшить душевное здоровье помогает религия, духовные практики, саморазвитие и чтение необходимой литературы. Если в семье ребенку привили жизненные ценности и нормы морали, то ему будет легче идти по жизненному пути и саморазвиваться.

Для обретения душевного здоровья потребуется долгая работа над собой и своими привычками:

  • совершение добрых дел;
  • отказ от общения с агрессивными людьми;
  • созерцание прекрасного, изучение искусства;
  • размышления о своем предназначении;
  • проявление любви к окружающему миру, защита животных и окружающей среды;
  • уважение к окружающим.

Вот лишь небольшой перечень того, что потребуется сделать для достижения цели. Душевное здоровье помогает определить жизненные ценности и переосмыслить образ жизни.

Понятие душевной смерти

Духовная смерть означает грехопадение. Человек жив физически, но его душа мертва. Когда человек сворачивает с праведного пути, он отдаляется от Бога. Смерть ― это разделение. Физическая смерть ― отделение души от тела. Душевная смерть, которая имеет большее значение, является отделением души от Бога. Господь сказал Адаму, что в тот день, когда он съест запретный плод, он «умрет». Адам пал, но его физическая смерть не произошла сразу. Когда Адам и Ева услышали голос Господа, они «спрятались от присутствия Господа Бога». Общение прекратилось. Они были духовно мертвы.

Человек без Христа духовно мертв. Иллюстрация этого ― восхождение Иисуса Лазаря в Иоанна. Физически мертвый Лазарь ничего не мог сделать для себя. Он был не восприимчив ко всем стимулам, не обращал внимания на жизнь вокруг, остался вне всякой помощи или надежды, кроме помощи Христа, который стал «Воскресением и жизнью». По призыву Христа Лазарь был наполнен жизнью и ответил соответствующим образом. Точно так же мы были «мертвы», не способны спастись, бессильны воспринимать жизнь Бога, пока Иисус не призвал нас к себе.

Душевные причины болезней

Люди сами себе создают негативное окружение, которое отражается на здоровье. Существуют духовные причины у большинства болезней, лежащие в их основе. Вот некоторые из них. Они могут помочь определить ключевые области эмоционального воздействия на тело.

Алкоголизм: чувство бесполезности, вины, неадекватности.

Аллергии: непринятие собственной силы.

Болезнь Альцгеймера: отказ от борьбы с миром. Безнадежность и беспомощность.

Аменорея: неприязнь к себе. Отказ быть женщиной.

Анемия: страх жизни. Нет уверенности в себе.

Астма: невозможность дышать для себя. Подавленный плач.

Болезнь Крона: стресс. Волнение. Нет чувства уверенности.

Волдыри: сопротивление самому себе.

Вирус Эпштейна-Барра: ощущение, что вы недостаточно хороши для окружающих. Отсутствие внутренней поддержки. Стресс.

Глухота: отторжение, упрямство, самоизоляция.

Гепатит: устойчивость к изменениям. Страх, агрессия, ненависть.

Дисменорея: агрессивное отношение к самой себе. Непринятие своего женского тела.

Диарея: страх. Отторжение.

Запор: неполное освобождение. Прочная связь с воспоминаниями из прошлого. Иногда скупость.

Кровяное давление. Повышенное: долговременные эмоциональные трудности, которые не были преодолены. Пониженное: отсутствие любви и заботы в детстве.

Катаракта: неспособность видеть очевидные вещи в близком окружении.

Колит: неуверенность. Сложно отпустить то, что закончено.

Конъюнктивит: злость и неприятие того, что сейчас происходит в жизни.

Кашель: потребность высказаться, быть услышанным.

Лихорадка: агрессия. Сгорание.

Менструальные проблемы: отказ от женского предназначения.

Нарколепсия: экстремальная боязнь. Попытка сбежать от происходящего вокруг. Нежелание здесь находиться.

Невроз: беспокойство, борьба. Сомнение в правильности образа жизни.

Наркомания: бег от самого себя. Опасение. Непонимание того, как полюбить себя.

Остеопороз: размышления, что в жизни нет поддержки. Психическое давление.

Озноб: умственное сжатие, отстранение и готовность отступить.

Панкреатит: злость и раздражение от того, что жизнь потеряла смысл.

Болезнь Паркинсона: тревога и желание подчинить себе всех.

Прыщи: небольшие вспышки агрессии.

Рак: ненависть, стресс.

Рвота: насильственный отказ от идей. Боязнь нового.

Судороги: страх.

Сыпь: раздражение. Незрелый способ привлечь к себе внимание.

Тошнота: фобия. Отклонение от идеи или опыта.

Избавиться от этих недугов поможет обращение к Богу и саморазвитие.

Духовное целительство

Душевное целительство направлено на исцеление души, поднятие духа и оздоровление тела. Духовный целитель помогает людям направить свои силы к источнику жизни - Богу. Целитель помогает себе, другим или даже планете приблизиться к соглашению с Божественной правдой, подлинным светом с большим спокойствием, любовью, равновесием и гармонией. Духовное исцеление помогает людям разными способами, иногда неожиданными. Оно помогает человеку справиться с тяжелым состоянием.

В своей работе духовный целитель использует методы воздействия:

  • медитацию;
  • молитву;
  • духовные практики.

Такие методы, как ритуалы, церковные службы, обряды, также являются целительством. Эти способы действенны, они проникают в душу и могут полностью очистить ее.

Когда нужно помогать человеку духовными средствами

Поскольку ищущие Бога совершают высокодуховную практику, их могут атаковать негативные энергии высокого уровня, намеревающиеся препятствовать их развитию. Энергетики ищущего человека становится недостаточно, чтобы отразить такие нападения. Поэтому необходимо усилить энергию духовными средствами исцеления в следующих ситуациях:

  1. если человек слаб, у него не получится самоисцелиться;
  2. если человек физически не способен защитить себя: находится без сознания;
  3. если у него не было практики в определенном методе лечения.

Кто становится исцеляющим

Целителем становится:

  • святой, развитый в духовном отношении человек;
  • монах;
  • личность, имеющая божий дар.

Когда духовные целители постоянно применяют нравственную практику, они защищены от отрицательной разрушающей энергии. Ценным даром духовного излечения, который они распространяют на учеников, становится передача своей духовной практики, чтобы их последователи сумели помочь себе на душевном уровне. Такой метод напоминает пословицу: «Не давай человеку рыбу, а дай ему удочку», он помогает учащемуся стать самостоятельным.

Душевная практика

Духовный (истинный) опыт становится неотъемлемой частью духовной жизни. Духовный человек ― тот, кто признает свои грехи, исповедует их и кается. Он искренен в своей вере.

Христианское учение утверждает, что Бог обитает во всех христианах и они могут познать его непосредственно через веру в Иисуса. Подобный опыт можно разделить на три этапа: аскетический, созерцательный и «единый», на котором Бог становится к верующему «лицом к лицу». Третья стадия, обычно называемая созерцанием, относится к единению с Богом. Опыт союза меняется, но он всегда в первую очередь связан с воссоединением с Божественной любовью. Основная мысль заключается в том, что Бог ― совершенная доброта и любовь.

Религиозные традиции предлагают широкий спектр конфессиональных практик, чтобы получить духовный опыт:

  • расширенные упражнения, часто применяемые в большом общинном кругу; используются в различных племенных и неоязыческих религиях;
  • молитва;
  • медитация. Медитативные практики используются для успокоения ума и достижения гармонии. Медитация сосредоточена на дыхании, концепциях, мантрах, символах.

Желаем вам достигнуть гармонии с собой и прийти к душевному оздоровлению.

(Интервью с игуменом Петром (Мещериновым),
руководителем Патриаршего центра духовного развития детей и молодёжи
при Свято-Даниловом монастыре, г. Москва)

Отец Петр, у многих невоцерковленных людей складывается впечатление, что православные стремятся к болезням и страданиям или, по крайней мере, не прилагают усилий для сохранения и укрепления собственного здоровья (то есть пренебрегают им). Грубо говоря - считают они - в православии здоровым быть плохо. Так ли это?

Действительно, у людей, только начинающих воцерковляться, которые бездумно читают монашескую аскетическую литературу, есть некая тенденция считать так. Обычно в это время неофиты предаются неумеренным телесным подвигам и своё здоровье разоряют; при этом они думают, что «так надо», что в этом смысл христианского подвига. Со временем, однако, люди убеждаются, что смысл христианства совсем в другом: в нравственной и духовной евангельской жизни, которая требует ровности, сосредоточенности, внутреннего мира и телесного здоровья, ибо когда человек болеет, он теряет мир, и ему уже не до «духовного». Неофиты путают терпение неизлечимых хронических болезней и стремление к ним; это разные вещи. К сожалению, когда неофитство кончается, плодом его является не стяжание Фаворского света, а именно те самые болезни... которые уже и приходится терпеть поневоле.

Не так давно на одном православном сайте, посвященном семье, прочитал, что поскольку богословием традиционно занимались монахи, то в нем мало внимания уделено вопросам семейной жизни. (У нас, например, не разработана или почти не разработана тема брака, супружеских отношений, любви и построения семьи). Думаю, то же самое можно сказать и о здоровье. Эта мысль прослеживается в творениях старца Паисия Святогорца: если у монаха, умершего для мира, отношение к болезни одно, то у многодетного семьянина – совсем другое, так как он имеет массу обязанностей перед ближними. Старец приводил пример. Крестьяне шли за исцелением к преп. Арсению Каппадокийскому лишь тогда, когда видели, что болезнь мешает работе и начинают страдать их домашние… То есть, по словам протоиерея Евгения Попова, при добром здоровье человек более может делать добра. Как Вы считаете, нужно ли современным православным богословам заниматься развитием доктрины о здоровье именно для семейных воцерковленных людей? И если - да, то, чтобы Вы, могли, к примеру, посоветовать?

Вообще современным богословам нужно очень много чем заниматься, в том числе и той проблемой, о которой вы говорите. Доктрина о здоровье, впрочем, заключала бы в себе очень простые истины: здоровье нужно беречь, когда оно пошатнулось – наряду с участием в Таинствах Церкви искать и прибегать к хорошим врачам (увы, в наше время не всем и не везде это доступно); если никакими естественными и церковными способами исцеления добиться невозможно – терпеть, предав Богу своё положение. В частности, забота о здоровье должна заключаться и в том, чтобы не копировать слепо древние монашеские уставы касательно пищи, сна и т.п., но соразмеряться с условиями современной жизни. Вот этим православные богословы должны озаботиться, на мой взгляд, в первую очередь.

Следуя здравому смыслу, понятно: чтобы у мирянина были здоровые дети, ему необходимо быть здоровым самому. Является ли в данном случае забота о своем здоровье и его укреплении со стороны будущих родителей – проявлением евангельской заповеди о любви к ближним?

В самом вопросе содержится и ответ – да, конечно, здоровье родителей есть здоровье детей.

Как верующим родителям, тем, кто решил заботиться о своем здоровье ради будущих детей, не потерять правильных ориентиров в вере (то есть чтобы попечения о плоти не превратить в похоти)?

Трудно ответить на это вопрос обще. Если родители – настоящие христиане, то их совесть, просвещённая светом Евангелия, подскажет, как им строить свою жизнь, с одной стороны, храня верность церковной традиции, с другой – чтобы не «выпадать из реальности», превращая себя в «человека для субботы».

Здоровье – это дар Божий. Тем не менее, немало православных, будучи здоровыми, практически сей дар не берегут. И когда они заболевают, то считают, что недуг был послан им за грехи. Является ли грехом отсутствие понимания ценности здоровья и пренебрежение собственным телом?

Думаю, что является; только это, так сказать, «производный грех», который вытекает вообще из неправильного взгляда на мир. Православные могут не беречь дар здоровья по двум причинам: либо по безответственности, какому-то подростковому «наплевательству» на свою жизнь (что, вообще-то говоря, странно в православном человеке), либо по ложному аскетизму, о котором мы уже говорили.

Отец Петр! Скажите, пожалуйста, что делать воцерковленному православному (регулярно участвующему в Таинствах, причащающемуся), который искренне кается, усердно молится об исцелении, а получить его не может?

Не оставляя участия в Таинствах и молитвы, найти хорошего врача и лечиться. Если же и это не принесёт исцеления, то – терпеть, удостоверившись, что таково воспитательное, необходимое для нас попущение Божие.

Как правильно, по-православному, надо молиться, чтобы исцелиться?

По православному будет так: прилагая все свои усилия к исцелению, употребляя и медицинские, и церковные средства, испрашивать у Бога исцеления, но всегда прибавляя: «не моя, но Твоя воля да будет».

Из Вашего опыта не могли бы рассказать о случаях, когда после молитвы, покаяния или соборования человек исцелялся не только духовно, но и телесно.

Такие случаи бывают; но в моей практике чего-то особо яркого, о чём можно было бы специально рассказать, я не припомню.

Как, с духовной точки зрения, объяснить тот факт, что, когда заболевшие актеры по роли вживались в образ здорового человека, то они исцелялись? При этом, чем успешнее они играли, тем быстрее становились здоровыми.

Тут нельзя вывести какое-то всеобщее правило. Если бы все без исключения заболевшие актёры, вживаясь в роль здоровых людей, исцелялись, то можно было бы ставить такие факты на «духовное обсуждение». Частные же, единичные случаи нужно и рассматривать в частном порядке. Вообще давно известно, что «вжиться в роль» можно так, что в ней и останешься... но, повторю, это всё же редкие и единичные случаи, чтобы выводить из них общие рекомендации.

- «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, - и молитва веры исцелит болящего...» (Иак. 5). Прав ли человек, сказавший, что исцеление произойдет только тогда, когда пресвитер сам верит в исцеление?

По учению Церкви, личные качества законного пресвитера, не находящегося под запрещением в священослужении, не могут быть препятствием для совершения Таинства.

Православие, с одной стороны, учит благодарить за болезни, а с другой – на каждом богослужении произносится молитва: «избави нас от всякия скорби, зол и болезней...». Нет ли здесь противоречия?

Нет, противоречия нет, а есть последовательность. Мы молимся об избавлении от болезни; если же, по употреблении всех средств, болезнь не проходит, и мы начинаем понимать, что болезнь попущена нам Богом, то нужно тогда за это Бога благодарить, веря, что Он строит всё (в том числе и болезнь) для нашей духовной пользы.

В протестантизме считается, что воля Божия – в том, чтобы верующий был счастливым и здоровым. Правильно ли это?

Если не абсолютизировать это положение, то это так. Но нужно знать, что всё же это не высшая ценность в христианстве. Воля Божия есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную (Ин. 6, 40); разнообразие жизненных ситуаций допускает, что эта воля может осуществиться только тогда, когда разорится то, на что человек уповал помимо Бога; а предметом этого упования часто бывает, наряду с богатством, здоровье. Кроме того, страдающий плотию перестает грешить (1 Петр. 4, 1), - говорит Священное Писание; бывают люди, в отношении которых воля Божия – чтобы они одумались и перестали грешить – осуществляется, в частности, через болезни. А бывает, что, с точки зрения Бога, человеку до конца своих дней нужно пребывать в скорбях. Так что я бы не догматизировал это мнение протестантов.

В Евангелии сказано: «Возложат руки на больных, и они будут здоровы». Существовала ли в Православии такая практика целительства, тем более, что в Православии существует апостольская преемственность? Если – да, то почему современные священники это не практикуют?

Такая практика существовала в первые века христианства, а потом она сошла на нет; в известной степени харизматическое целительство заменило Таинство Соборования. Современные священники не применяют эту практику по той же причине, по какой нормальному человеку не придёт в голову накормить пятью хлебами пять тысяч человек.

Святитель Василий Кинешемский писал: «Цель гимнастики состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека…». Физкультура полезна для телесного здоровья. А занятия спортом уводят подрастающее поколение от пьянства и наркотиков. Почему Православие практически не призывает, выражаясь светским языком, к «здоровому образу жизни»?

Церковь призывает прежде всего к спасению души, соединению человека со Христом, к исцелению Святым Духом греха и страстей. Агитировать «за спорт», за здоровый образ жизни – всё же не прямое дело Церкви. Церковь констатирует необходимость беречь здоровье, развиваться не только душевно, но и телесно; но не распространяет своего поучения на детализацию и пропаганду этого, предоставляя эту сферу жизни сознанию и свободе каждого человека.

Митрополит Кирилл сказал, что сила веры привлекает силу Духа, и св. Иоанн Кронштадтский говорил: «Вера – уста души, служащие ко принятию Божиих даров». Так, может, человек зачастую не исцеляется из-за того, что у него не хватает веры?

Мы не можем этого утверждать, а тем более выявлять скрытый подтекст этого утверждения – «сам виноват». Не исцеляться человек может по тысяче причин, как имеющих отношение к вере, так и не имеющих. Евангелие велит помогать больным, служить им, облегчать их участь, но не вдаваться в рассуждения, за что постигла человека та или иная болезнь.

Священник и врач Валентин Чаплин писал: «Было бы нелепо отрицать значение психологического воздействия во время лечения. Эффект плацебо у взрослых всем хорошо известен… Для всех совершенно очевидно, что состояние психики человека оказывает определяющее влияние на сопротивляемость организма. Болезнь формируется изнутри. Душевное состояние человека влияет на течение болезни, и внешние отрицательные факторы могут быть нейтрализованы соответствующим психологическим настроем. Как показывают многочисленные наблюдения, даже инфекционные болезни протекают по-разному в зависимости от душевного состояния человека».
Разумеется, православным практиковать гипноз нельзя, а можно ли заниматься психологическим настроем или внушением? (Чтобы было понятно, что я имею в виду, приведу пример: однажды некий монах пожаловался старцу Силуану Афонскому, что игумен монастыря не любит его. «А ты люби игумена, - ответил ему отец Силуан, - молись усердно за своего игумена каждый день и повторяй: «Я люблю моего игумена, я люблю моего игумена…»; и когда в тебе разгорится любовь к игумену, он начнет тебя любить» (св. Николай Сербский «Кассиана», стр. 135). Светский психолог повторяющуюся фразу: «Я люблю моего игумена» - мог бы назвать самовнушением).

Вне всякого сомнения, соматическое состояние человека зависит от его душевного и духовного состояния. Поэтому важнейшим фактором приведения в порядок своего тела является чистота совести, душевное спокойствие и равновесие, мир с собою и окружающими людьми. Если говорить об исцеляющем факторе этого, то нужно созидать свою жизнь именно таким образом. Но совершенно очевидно, что это созидание не достигается никаким самовнушением. Нелепо внушать себе: «у меня всё в порядке», когда объективно на нас скорбят люди, которым мы наделали гадостей, дома с женой и детьми сплошная ругань, и т.п. Душа приводится в порядок нравственным евангельским трудом, молитвой, поучением в Священном Писании, участием в Таинствах и главное – исполнением заповедей Божиих по отношению к ближнему. Только этим может быть достигнут мир совести; сюда и надо прилагать свои усилия.

Отец Петр, большое спасибо за беседу.

Вопросы задавал Андрей Сигутин.

Ни у кого нет сомнений по поводу того, что для полноценного существования и выполнения своих функций любому организму, в том числе и человеку, необходимо здоровье. Но что такое здоровье?
Как правило, под этим термином подразумевается здоровье физическое или психическое, а духовное здоровье довольно часто игнорируется. Обходя стороной сей факт, мы забываем, что духовность лежит в его основе.

Обычно у человека возникает вопрос, вся суть которого заключается в следующем: «Что необходимее? Интеллектуальный багаж, приобретенный за жизнь, практические навыки или нравственное состояние?» Как правило, первое и второе просто необходимо и даже не исключает друг друга само по себе.

Так все же, что это такое? На этот часто задаваемый вопрос иеромонах Иов (Гумеров) ответил примерно следующее: «Духовное здоровье - это свобода от духовных недугов (греховных страстей). Все аскетические произведения и литература направлены на борьбу с грехом, поэтому можно сказать, это все будет полезно и необходимо на пути его обретения».

На протяжении всего XIX в. в наших святоотеческих аскетических традициях сохранились очаги, ведущие к высокому духовному подвижничеству и святости. Кроме того, сравнительно недавно на Руси жили очень почитаемые праведники, такие как Иоанн Кронштадтский и Серафим Саровский, Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов, Макарий, Амвросий и Леонид, которые являлись старцами Оптинской Пустыни. К ним приходили многие люди, философы и писатели, которые искали поддержки и духовного совета.

Киреевский И. В., известный русский философ, писал: «Направленность мышления на обретение духовного здоровья верующего христианина заключается в том, что необходимо собрать все отдельные частички души в одну единую и большую силу, отыскав в себе нечто похожее на своеобразное сосредоточие бытия. Когда наши воля и разум, чувства и совесть, истинное, удивительное и прекрасное, все ресурсы нашего ума образуют единство и тем самым восстанавливают в первозданной неделимости большую часть личности человека…»

Следовательно, мышление, которое воодушевлено верой, имеет способность соединить в одно целое множественные частицы человеческой души и обнаружить в себе то, что тем самым воссоздает истинность сущности человека в своем первозданном виде.

Отсюда мы можем сделать вывод о том, что это не что иное как личное самоутверждение, базирующееся в своей основе на правильном понимании и созерцании своей личности и в предоставлении ее достоинств перед лицом Бога.

Вся суть духовного здоровья заключена в способности разглядеть свою истинную сущность и совершенные грехи. Чем больше в человеке присутствие греха, тем менее он способен адекватно воспринимать реальность и все меньше видит свою греховность, болезнь, которая поражает нас. Ведь больной, не знающий о том, что болен, не записывается на прием к врачу.

Если же болезнь способна отрезвить и заставить проснуться от духовного сна, позволяет обнаружить всю свою греховность, то она побуждает обрести это здоровье и найти спасение в Боге, своего рода заставляет нас сходить к врачу.

Это и есть то самое начало на пути правильности, которое приводит нас к духовному здоровью.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Люди, желающие побороть в себе греховность, выбирают духовный путь. На многих при совершении сего подвига снисходит Божественная энергия, именуемая благодатью. Что это за энергия, как она взаимодействует с человеком? Давайте попробуем узнать об этом из нашей статьи.