Витражная роспись. Пошаговый мастер — класс по витражной росписи стекла, тонкости и нюансы Рисунки витражными красками по стеклу


Что может быть прозаичнее самого обыкновенного стекла? Предметы из этого универсального сплава кварцевого песка, соды и извести, будь то: стеклянная посуда или зеркала, декоративные украшения или оконные стёкла, - настолько проникли в быт человечества, что мы порой не замечаем их присутствия, как не замечаем воздух, которым дышим. Однако в древности прочное, лёгкое, чистое, без примесей стекло и изделия из него ценились на вес золота, секреты его производства были государственной тайной за семью печатями, а люди, занимающиеся изготовлением стекла входили в привилегированные цеха. Например, правители средневековой Венеции даже поселили всех своих стеклоделов на острове Мурано, вне пределов города, где они работали под надёжной охраной (отсюда и название - Муранское стекло).

Из древности, от Античности и Средневековья к нам пришло и искусство рисунка по стеклу. Стекло с нанесённым цветным узором по-особому преломляет световые лучи, игра солнечного света или трепетное пламя свечей, прошедшие через красочные слои, создают у человека атмосферу праздника и радости.

Современная химическая промышленность выпускает обширную палитру красок для работы со стеклом. Наибольшей популярностью как у любителей, так и у профессионалов заслуженно пользуются акриловые краски для стекла, которые образуют прочную, укрывистую плёнку на поверхности стекла. Этими красками Вы свободно можете создать любой рисунок на стекле своими руками, в домашних условиях. Мы предлагаем вместе с нами попробовать свои силы в росписи по стеклу. Конечно, сразу изготовить большое панно в витражной технике у Вас вряд ли получится; нужен опыт и некоторая тренировка. Но всё великое начинается с малого, поэтому мы предлагаем Вам начать с нанесения небольшого простого рисунка на стеклянный предмет.

Вы можете попробовать сделать сами рисунок на стеклянном бокале, кувшине, вазе, банке для продуктов, бутылке интересной формы, прямоугольной пластине витражного стекла и т. п. Иными словами, практически любой стеклянный предмет может стать объектом приложения Ваших творческих сил!

Что нужно для нанесения рисунка на стекло своими руками?

Стеклянный предмет, тщательно вымытый и обезжиренный

Краска-контур по стеклу для нанесения контурных линий

Кисточки беличьи или синтетические, номера от 1 до 10>/p>

Графический рисунок-трафарет с чёткими контурами на бумаге для перенесения его на стеклянную
поверхность

Лента скотч, либо малярная лента для закрепления рисунка на стекле

Бумажные салфетки для промокания кисточек и ватные тампоны на палочках для удаления
подтёков краски

Тарелочка, либо палитра для размешивания красок

Баночка с водой для промывки кистей и разбавления красок

Старые газеты, бумага, либо укрывная плёнка для изоляции места работы от красочных капель

Как сделать рисунок на стеклянной поверхности банки? Пошаговая инструкция

Итак, в качестве примера, подробно разберем процесс нанесения рисунка на стекло красивой банки для хранения продуктов или варенья.

Шаг_1 Прежде всего, следует подготовить рисунок, который мы будем наносить на стекло. Если Вы хорошо владеете техникой рисования, можно изготовить рисунок самому, можно воспользоваться готовыми трафаретами, можно скачать графическую картинку в интернете (главное, рисунок-шаблон должен иметь чёткие границы всех своих элементов). В последнем случае следует сделать распечатку выбранного изображения на обычную офисную бумагу в пропорции 1:1 к предполагаемому рисунку на стекле. ВНИАМНИЕ! Стеклянный предмет должен быть чистым, хорошо вымытым, не иметь следов жира или масла, и к моменту нанесения рисунка он должен быть совершенно сухой. Кроме того, в процессе работы следует всячески избегать оставлять отпечатки пальцев в месте нанесения рисунка.

Шаг_2 Теперь нам необходимо перевести рисунок на стекло. Закрепите рисунок с обратной (внутренней) стороны стекла при помощи скотча или малярной ленты. Проследите, чтобы он был приклеен ровно и плотно прилегал к поверхности стекла. Если форма стеклянного предмета достаточно сложная (например, бокал или кувшин), и закрепить ровно шаблон не получается, Вы можете сделать разметку будущего рисунка графическими тонкими линиями на наружной стороне предмета при помощи обычного тонкого маркера.

Шаг_3 Прорисуйте линии Вашего шаблона по наружной поверхности стекла банки при помощи акрилового контура - специальной краски в тубе, которая при нанесении оставляет ровные, однородные линии в виде плотных «валиков». Эти «валики» не только придают графическую чёткость всему рисунку, но и служат своеобразными перемычками для последующего нанесения акриловых красок по стеклу, обладающих повышенной текучестью. ВНИМАНИЕ! Перед применением контура на стекле, сделайте им первый пробный мазок на какой-нибудь посторонней поверхности, например, на палитре (тарелочке). После первого отжима краски в виде капли, туба станет выдавать ровную линию.

Шаг_5 После высыхания линий контура, начинайте раскрашивать рисунок акриловыми красками по стеклу. Помните про повышенную текучесть этих красок, не берите их на кисточку чрезмерно много. Излишки краски с кисти промокайте в бумажные салфетки, неверные мазки подчищайте при помощи ватных тампонов. Перед применением красок иного цвета тщательно промойте кисточки в банке с водой и протрите их бумажными салфетками. ВНИМАНИЕ! Акриловые краски по стеклу можно разбавлять водой. Краски разных цветов хорошо перемешиваются между собой как на палитре, так и на месте самого рисунка.

Итак, Ваша фантазия и прилежание, помноженные на возможности современной красочной индустрии, создали превосходный образец декоративного творчества в технике росписи по стеклу. Игра света, проходящего через красочные узоры на стекле, разительно меняет вид самого стеклянного предмета, придаёт ему новые визуальные свойства. Вы убедились, что своими руками, в домашних условиях можно создавать красивые, оригинальные рисунки на стекле, которые будут радовать Вас и Ваших близких!

Но об этом в следующей статье >> Если данная статья оказалось полезной для вас, пожалуйста, оцените ее (вверху страницы). Спасибо!

Посетители этой страницы чаще всего выбирают в интернет-магазине:

Сама мысль о рисовании красками по стеклу может несколько пугать, но не все так страшно, как может показаться. Если у вас есть шаблон, который можно обвести, то работа со стеклом будет достаточно простой и увлекательной, а данная статья поможет вам сделать первые шаги в искусстве рисования по стеклу.

Шаги

Часть 1

Подготовка к работе

    Соберите необходимые материалы. Для рисования по стеклу потребуется несколько большее количество материалов, чем просто краски и кисти. Кроме того, вам будет необходимо надлежащим образом подготовить стекло к раскрашиванию, чтобы краска лучше держалась. Также следует иметь в виду, что некоторые краски после окончания работы для закрепления требуется запекать в духовке. Ниже представлен список того, что вам потребуется для рисования:

    • стеклянный предмет для нанесения рисунка;
    • ватные шарики;
    • медицинский спирт;
    • распечатанный на бумаге шаблон рисунка;
    • малярный скотч;
    • краски по стеклу (витражные);
    • кисти;
    • тарелка или палитра;
    • духовка (не обязательно).
  1. Подберите стеклянный предмет для раскрашивания. Вы можете раскрашивать банки, чашки или бокалы для вина. Также можно попробовать раскрасить стеклянное панно. Чтобы сделать панно, будет проще всего вынуть стекло из фоторамки. Когда же работа будет закончена, то стекло можно будет вставить обратно в рамку и повесить на всеобщее обозрение. Только не забудьте убедиться в том, что стекло фоторамки является настоящим, так как некоторые рамки комплектуются оргстеклом.

    • При демонстрации панно в фоторамке вы можете как убрать, так и оставить заднюю панель-подложку. Если вы решили ее оставить, то лучше будет закрыть ее белым листом. Краски по стеклу обычно являются прозрачными, поэтому они лучше всего смотрятся на белом фоне.
  2. Очистите стекло мыльной водой. Даже если стеклянная поверхность кажется чистой, ее все равно необходимо помыть. Малейшие следы жира, грязи или пыли могут препятствовать надежному закреплению краски на стеклянной поверхности.

    Подготовьте дизайн и шаблон рисунка. Шаблон будет необходимо распечатать на бумаге. Если вы собрались раскрашивать чашку или банку, то бумагу следует обрезать таким образом, чтобы она вошла внутрь предмета.

    • Лучшими шаблонами являются контурные рисунки, наподобие тех, что встречаются в раскрасках.
  3. Расположите шаблон там, где должен быть нанесен рисунок. Если вы впоследствии планируете использовать стеклянный предмет для еды или питья, то рисунок должен располагаться там, где он не будет касаться рта. Даже если в описании краски указано, что она "нетоксична", это не означает, что ее можно безопасно употреблять в пищу.

    Протрите поверхность стекла медицинским спиртом. Смочите спиртом ватный шарик и полностью протрите им поверхность стеклянного предмета. Любые жирные отпечатки пальцев могут препятствовать хорошему сцеплению краски со стеклом.

    • Постарайтесь больше не прикасаться к тому месту стекла, где будет наноситься рисунок.
  4. Оставьте контур сохнуть на день. Перед продолжением работы контур должен полностью высохнуть. В большинстве случаев для этого требуется около 6-8 часов. Тем не менее, лучше будет предварительно ознакомиться с приложенной к контуру инструкцией, так как время его высыхания может быть разным, что зависит от конкретного производителя.

    Выдавите немного краски по стеклу на палитру или тарелку. Если используемая вами краска упакована в остроконечный тюбик, то ею можно раскрашивать стекло прямо из тюбика. Также краску можно предварительно выдавить на палитру или в тарелку, чтобы работать с ней кистью; это позволит вам лучше контролировать процесс рисования.

    Закрасьте пространство стекла в пределах контуров рисунка. Не нажимайте на кисть слишком сильно, иначе вы можете стереть имеющиеся контуры. Просто поглаживайте кистью те области стекла, которые требуется раскрасить. Если в каком-то месте краска легла слишком тонким слоем, дождитесь ее высыхания, прежде чем накладывать второй слой. Если вы поторопитесь с нанесением второго слоя, то этим можете просто повредить первый.

    Обязательно споласкивайте и просушивайте кисть, прежде чем переходить к работе с другим цветом краски. Когда вам потребуется сменить краску, окуните кисть в воду и прополощите, чтобы отмыть ее от краски. Осторожно отожмите кисть о бумажное полотенце. Если на нем останутся следы краски, сполосните кисть еще раз. Если кисть не оставляет после себя следов, продолжайте отжимать ее до тех пор, пока на щетинках не останется лишней воды. Если вода попадет в краску, то это может привести к образованию в ней пузырьков.

    При необходимости снова подправьте рисунок. Внимательно осмотрите свою работу на предмет наличия помарок, которые нуждаются в исправлении. Исправить рисунок будет проще, пока краски еще не высохли, чем после этого. Для стирания лишней краски воспользуйтесь смоченными в спирте ватными палочками, кистями и зубочистками. Обычно это требуется тогда, когда вы случайно зашли краской за контуры рисунка.

    • Если в краске образовались пузырьки, проткните их булавкой или иголкой. Это обязательно необходимо сделать до высыхания краски.

Часть 3

Сушка краски и последующее использование окрашенного предмета
  1. Прочтите инструкции, прилагаемые к краскам по стеклу. Некоторым краскам требуется сохнуть несколько дней, прежде чем окрашенным предметом можно будет пользоваться, тогда как другие должны сохнуть вплоть до месяца. Существуют краски, которым для фиксации требуется запекание в печи. Так как указания по работе с различными красками сильно варьируются, вам обязательно следует прочитать инструкции к используемым вами краскам.

Роспись по стеклу привлекательна уже тем, что для этого не нужно быть большим художником! А область применения этой техники позволит Вам не только создавать оригинальные картины и рамки в витражном стиле, но и дать новую жизнь всем тем старым стеклянным стаканам, рюмкам, графинам, бутылкам и флаконам, которые есть в каждом доме.

Стекло - замечательный материал, играющий важнейшую роль в интерьере наших домов. Оно может выполнять множество функций и поэтому выступает в самых разных формах; постоянно сопровождая нас в быту. Еще в античные времена ремесленники расписывали зеркала или стекла и украшали множество предметов стеклянной утвари. Они пользовались красками, которые со знанием дела сами изготавливали, смешивая разные типы глины и натуральные растительные масла. Сегодня продаётся множество специальных красок по стеклу.

Нам понадобятся:

Хорошо освещённое место

Идеально ровный (установленный строго горизонтально) стол

Краски (очень жидкие). После нанесения на поверхность стекла они могут нежелательным образом стекать, следуя наклону столешницы

Для эскизов и рисунков: тонкая бумага для рисования; калька; фломастер с тонким кончиком; цветные карандаши; ластик для стирания карандаша; линейка с миллиметровыми делениями; фломастер со сверхтонким кончиком для рисования на стекле; бумажная клеящаяся лента; копировальная бумага

Для нанесения свинца: тюбик контурной пасты, например это может быть Piombo imitazione (Имитация свинца) фирмы «Феррарио»; пачка зубочисток; бритвенное лезвие; плаcтиковые тарелки; булавка

Для раскрашивания: набор круглых кисточек; набор прозрачных красок, включающий как минимум базовые цвета: белый, чёрный, жёлтый, красный, коричневый и лазурный; флакон бесцветного лака; флакон специального разбавителя для красок если нужно; пластиковые блюдца; несколько полотняных тряпочек, которые не оставляют ворсинок; кистемойка

Для очистки: состав для обезжиривания стекла; антистатический состав для чистки плексигласа; хлопковая тряпочка, не оставляющая ворсинок.

Живопись по стеклу создается, по сути, двумя материалами: сначала контурной пастой, которая имитирует эффект свинца, и потом краской, прозрачной - для стекла, и для холодной росписи керамики. Использование определённой краски может даже изменить функциональность предмета. Контурная паста выпускается в тюбике, выдавливается через насадку, образуя на стекле контур, который после затвердения будет служить границей для краски и защищать её от внешних воздействий. Краска, которая будет наноситься кисточкой, надёжно схватываясь со свинцовым контуром, обеспечит прочное соединение обоих материалов с основой.

Свинцовый контур - видимый и эстетически значимый элемент, хорошо узнаваемый и типичный; поэтому нужно выбирать рисунки, изначально созданные в стиле данной техники и по возможности упрощённые. Он напоминает витраж.

После выбора рисунка необходимо очистить основу антистатиком, чтобы удалить загрязнения с поверхности и обеспечить максимальную прочность сцепления со свинцом.

Как пользоваться контуром по стеклу

Откройте тюбик и, проделав отверстие, выдавите немного свинца на пластиковую тарелку, чтобы удалить, возможно, скопившиеся в тюбике лишние воздух и масло. Иногда в насадке может застыть немного пасты, которая будет препятствовать дальнейшему выходу состава наружу. В этом случае удалите застывший свинец, отвинтив насадку и вставив булавку изнутри в направлении выходного отверстия.

Контуры "Decola", например, на основе водной акриловой дисперсии предназначены для создания объемных рисунков на различных поверхностях, таких как металл, дерево, керамика, стекло , пластик, ткань, холст.

Чтобы обеспечить равномерный выход свинца из тюбика (без необходимости сильно давить пальцем, напрягая тем самым кисть), подкрутите складку внизу тюбика, стараясь всегда держать тюбик под давлением. Теперь свинец готов к использованию.

Контур не должен быть ни слишком тонким, ни сплющенным, ни прерывисто-ломаным. Благодаря навыку вы будете создавать из свинца контур, похожий на круглую проволоку средней толщины.

Правильное положение тюбика в руке: горизонтальное на среднем пальце до изгиба кисти между указательным и большим пальцами. Придерживайте его указательным пальцем, чтобы не упал. Работать здесь будет большой палец, регулируя нажимом выход свинца.

Чтобы кисть не дрожала, а запястье и мышцы руки не напрягались, на стол следует опираться всем ребром кисти и предплечьем до локтя, чтобы получался единый рычаг, который перемещался бы, скользя по рабочей плоскости.

Теперь нужно снять с тюбика колпачок и подушечкой пальца другой руки очистить кончик насадки, который должен всегда оставаться совершенно чистым, иначе остаток свинца может изменить направление выходящего материала.

Определите точку, с которой хотите начать. Держите тюбик слегка приподнятым над стеклом и начинайте осторожно нажимать на него, выдавливая свинец так, чтобы он ложился сверху, и одновременно двигайте кистью и рукой, стараясь закрыть пастой линию рисунка. Когда необходимо остановиться, перестаете сжимать тюбик за мгновение до достижения выбранной точки, чтобы на стекло лёг последний отрезок свинца, оставшийся в насадке.

Если хотите продолжить работу и замкнуть контур рисунка, снова начинайте нажимать на тюбик, опуская начало валика свинца на окончание контура. Таким образом вы получите однородный контур без лишнего расхода материала. Если в результате образовался «наплыв» из свинца, возьмите зубочистку и осторожно разнесите в разные стороны излишек материала до исчезновения «наплыва». Если свинец не попал на линию, опять воспользуйтесь зубочистками, чтобы подправить контур, сдвинув его на нужную линию.

Эту операцию следует выполнить сразу, потому что через 5 минут свинец начнет затвердевать и после этого его нельзя поправить , разве что полностью удалить неправильный фрагмент контура (с помощью лезвия) и заново переделать. Во время работы важно не спешить: чем медленнее движется рука, тем более аккуратной получается линия контура. Если же будете действовать быстро или резко, валик станет неоднородным и не сможет образовать нужного барьера для сдерживания краски.

Доведите контур рисунка, работая спокойно и непринужденно. Когда контур закроет весь рисунок, оставьте работу на 5-6 часов, не меньше, чтобы свинец достаточно затвердел и можно было раскрашивать.

Прежде чем приступать к раскрашиванию стекла, необходимо провести несколько испытаний цвета на эскизе с помощью цветных карандашей. Ведь чтобы определить, как будет выглядеть наш рисунок, мы должны знать, какую рельефность желательно ему придать.

Контуром можно просто, без последующей росписи, подписать бутылочки для специй, баночки, и т.п. - получается оригинально, красиво, и потом удобно пользоваться. Можно дополнить роспись приклеиванием бусин и т.п. на суперклей, они хорошо держатся.

Как пользоваться прозрачной краской для стекла

Чтобы раскрасить рисунок с уже нанесёнными контурами и свинцом, на рабочем столе размещаем несколько баночек с прозрачными красками для стекла. Кроме того, потребуются баночка бесцветного лака для стекла и несколько кисточек. Теперь нальём разбавитель в кистемойку, которую будем держать под рукой, и, наконец, сможем приступить к работе.

1. Наливаем на поверхность стекла немного состава для обезжиривания.

2. Протираем её сухой тряпочкой, не оставляющей ворсинок.

3. Чтобы получить переход цвета, видимый с обеих сторон стекла, сначала подготовим колера, которыми будем работать. Если нужен более светлый оттенок, добавим в краску немного бесцветного лака (около половины объёма). Каждый колер наливаем в отдельную ёмкость.

4. Тщательно перемешаем колер кисточкой до получения однородного оттенка, затем оставляем на несколько минут, чтобы исчезли воздушные пузырьки, которые образовались при перемешивании.

5. Обмакиваем кончик кисточки и испытываем краску на пробном кусочке стекла, чтобы проверить, получена ли требуемая интенсивность. Если оттенок колера подходит, мы можем начинать работу.

6. Обмакнув в краску кисточку и покрутив её, чтобы сплотить волоски, возьмём немного краски на кончик и нанесём её на стекло так, чтобы цвет начал распределяться от края линии свинца. Работаем осторожно, кисточка должна едва касаться поверхности.

7. Для передачи цветовых переходов берем несколько красок одновременно, нанося их рядом одну за другой и осторожно размывая кистью места перехода между разными цветами, чтобы свести на нет границу и получить их взаимопроникновение.

8. Если после нанесения краски на её поверхности появится воздушный пузырёк, убираем его с помощью зубочистки или кончиком совершенно чистой кисточки.

9. Теперь надо приподнять стекло, держа его горизонтально, чтобы проверить на просвет, не осталось ли где-нибудь «пустых» участков. Для уверенности в идеальной прочности рисунка мы должны наносить краску так, чтобы она полностью прилегала к линии свинца. Примерно через двое суток краска высохнет окончательно, и работу можно вставить в подходящую рамку.

Как пользоваться краской для холодной росписи керамики

Используя краски для стекла, мы до сих пор расписывали предмет, применяя только разные градации одного цвета, или, располагая рядом друг с другом разные хроматические тона, для получения светотени.

Теперь же будем пользоваться палитрой эмалей, которая позволит писать в классической манере, с эффектами естественных цветовых переходов.

Краски для холодной росписи керамики - это глянцевые эмали насыщенного и яркого тона, созданные для обеспечения кроющего эффекта. Серия состоит из тонов, которые могут смешиваться между собой, и бесцветного лака, жидкости, которая при смешивании с эмалью делает её полностью или частично прозрачной.

Это краски двойного назначения: как кроющие они видны в отсутствие подсветки, как прозрачные - при подсветке сзади.

Для росписи воспользуемся круглыми кисточками из синтетического волоса и разбавителем для размягчения и очистки кисточек. Приступая к работе этими эмалями, мы используем рисунок, контур которого очерчен свинцом. Так же как и в красках по стеклу, готовим колера и для светлых оттенков, добавляем до 50 % бесцветного лака. Тщательно перемешиваем большой кистью № 6 и оставляем отстояться, чтобы исчезли воздушные пузырьки.

Делаем пробу двух цветов в углу пластинки, потом поднимаем её и смотрим на просвет, проверяем, чтобы краски имели одинаковую степень прозрачности. Перед началом очищаем стекло обезжиривающим составом.

Для росписи мелких элементов берём очень тонкую кисточку № 00 или 01. Естественно, время от времени надо поднимать стекло, всякий раз в горизонтальном положении, чтобы проверить на просвет, не осталось ли где-нибудь «пустых» участков, особенно около свинцовых контуров. В. Для придания фрагментам росписи определённой фактуры, например эффекта оперения птицы или шерсти медвежонка, надо подождать минут 5-7, потом снова работать с эмалью, нанося кончиком кисточки № 01 быстрые короткие мазочки.

Необходимо помнить, когда будем пользоваться белилами или их смесями с другими красками: чтобы получить примерно такую же прозрачность (как у краски без белил), надо добавлять в колер вдвое больше бесцветного лака. Готовую работу, прежде чем ставить вертикально, следует выдержать не менее двух часов в горизонтальном положении. Полная сушка займет двое суток, после чего картину можно вставить в раму. Для перехода эмали в стеклообразное, исключительно твердое состояние потребуется примерно 20 дней.

Рельефная паста

Рельеф-паста (контур) для стекла и керамики дает возможность легко нанести витражный рельеф прямо из тюбика с тонким носиком.

Работать с контурами очень просто. Рельеф наносится из тюбика, не пахнет, до высыхания легко смывается водой. Не требует закрепления обжигом. Вы можете наносить контур по трафарету, или подложив рисунок под стекло.

После полного высыхания (около 3 суток) рельеф устойчив к мытью даже в посудомоечной машине (в режиме "стекло" при температуре до 50 градусов).

Вы сможете декорировать этими контурами вазы, чашки, бокалы, тарелки, зеркала, окна веранды, елочные шары из прозрачного пластика. Контуры на водной основе, без запаха, ложатся не только на стекло, но и на другие поверхности. Поэтому их можно использовать в качестве универсальных акриловых контуров в любом декоре и и точечной росписи (технике пике).

Как расписывать цветное стекло

Чтобы придать индивидуальность заурядному тёмно-зелёному стеклянному блюду, можно использовать, например, рисунок кустика белых ромашек, которые дадут яркий контраст с фоном.

Нарисовав или выбрав рисунок, мы точно скопируем его тонким фломастером на лист кальки. Для переноса контуров на стекло воспользуемся копировальной бумагой для шитья.

Наложим кальку на выбранное место на блюде, стараясь расположить рисунок на равном удалении от краёв, затем закрепим его в верхней части клейкой лентой так, чтобы его можно было приподнять и подложить под него копирку. Теперь скопируем рисунок с помощью тонкой ручки.

По окончании копирования, прежде чем убрать копирку и кальку, приподнимаем их, чтобы удостовериться, что не пропущены какие-либо детали рисунка.

Чтобы нанести свинцовые контуры и не стереть рисунок, будем прикрывать его листом бумаги. Нанеся контуры, оставим их сохнуть минимум на сутки. Затем до начала росписи тщательно очистим рабочую плоскость и контуры обезжиривающим составом.

Потом приступим к раскрашиванию красками для керамики, используя их в чистом виде, с кроющим эффектом. Чтобы придать цветку движение, сначала напишем лепестки, чередуя белый цвет с серым жемчужным, который получается при смешивании белого с капелькой чёрного.

Затем перейдём к венчику, который будем раскрашивать красным тёмным и жёлтым тёмным. Начав с какого-нибудь места у внешнего края, кисточкой № 04 напишем тёмнокрасным тень в форме полумесяца.

Тщательно вымыв кисточку в разбавителе, заполним оставшуюся часть жёлтым и аккуратно сформируем плавный цветовой переход, не слишком нажимая на кисточку. В результате получим жёлтый венчик, оттенённый красно-оранжевым.

Для рисунка формы листьев берем разные оттенки зелёного, которые будем готовить минимум в четырех разных блюдцах. В первое нальём зелёного светлого (тёмный тон); во второе к зелёному светлому добавим немного жёлтого; еще больше жёлтого нальем в третье блюдце и ещё больше в четвёртое. Размешаем каждый колер и подождём несколько минут, пока не исчезнут воздушные пузырьки.

Начнём с листьев на втором плане, которые напишем чистым зелёным светлым и размоем жёлтым тёмным. Потом перейдём к листьям на первом плане, чередуя между собой три более светлых зелёных тона, размывая их жёлтым. Тем же способом можно расписывать черенки, используя более светлые тона в верхней части рисунка.

Оставим работу сохнуть минимум на двое суток.

Ромашки - очень нарядный декор, который можно использовать для украшения и других предметов, например, кожаной записной книжки, глиняной тарелки, керамической чашки или деревянных часов.

Прекрасное произведение искусства можно создать из любого стеклаянного предмета, применив к тему технику росписи по стеклу, которая доступна каждом.

Для росписи стекла используются круглые кисти. Это могут быть беличьи, колонковые или синтетические кисти. Удобно иметь кисти 2-х размеров. 2 или 1 номер.

Краски:
Это могут быть либо витражные краски (предназначенными именно для росписи по стеклу), либо акриловые краски.
Краски для стекла бывают прозрачные, бывают и не прозрачные. На спиртовой или водной основе. Достоинство красок на спиртовой основе, например, фирмы «Hobbe lane», Германия, это их водостойкость и отсутствие резкого запаха. Краски выдерживают мытьё в горячей воде, с моющими средствами. А вот в посудомоечной машине их мыть не рекомендуется.

Краски на водной основе, например, Marabu (DecorGlass), которые после запекания, при заданной температуре (обычно это 130 или 160 градусов), так же становятся водостойкими. Температуру и режим, заданные на упаковке красок, надо строго выдерживать, иначе краски могут изменить свой цвет, а то и просто сгореть. Достоинством краски является бесплатный растворитель - вода и отсутствие какого-либо запаха.

Контуры: для обжига «Porzellan liner» фирмы «Hobby line», Германия. Обжиг в духовке при температуре 160 градусов 90 минут. После обжига снять контур невозможно. Контуры фирмы Pebeo, например, при высыхании становятся полупрозрачными и дают объемную линию, но время полного высыхания - трое суток.

Дополнительно используют различные стразы, бусины, бисер, мелкую крошку янтаря, цветной песок, блестки - все это приклеивается к поверхности предмета и создает великолепный декоративный эффект.

Что можно расписать

обычные фоторамки. Расписав стекло и вставив его в рамку, вы получите картину в витражном стиле. Создание настоящего витража - очень трудоемкий процесс, а с помощью красок по стеклу вы за несколько часов создадите вещь, которая никого не оставит равнодушным;

Стеклянная утварь: стаканы, рюмки и бокалы, графины, разнокалиберные салатники и мисочки, тарелки, собственно вазы, фонари для греющих свечей, опустевшие бутылки из-под вина и банки интересной формы, плафоны. Их можно полностью расписать в витражном стиле или ограничиться орнаментом, инициалами, узором.

Вставки из стекла в мебели, дверях и стенах;

Зеркала. Изображение в виде рамки или просто рисунок в уголке оживит ничем не примечательное зеркало.

Из стаканов, колб, мисочек можно изготовить подсвечники, подставки для карандашей, вазочки и прочие функциональные вещицы. Тарелки распишите в тон вашего интерьера, и на специальных подставках они украсят обстановку кухни или гостиной. Обязательно учитывайте, что расписанные краской поверхности не должны соприкасаться с пищей, поэтому если решили сделать узор на используемой по назначению посуде, выполняйте его с внешней стороны. Дополнительно используют различные стразы, бусины, бисер, мелкую крошку янтаря, цветной песок, блестки - все это приклеивается к поверхности предмета и создает великолепный декоративный эффект.

Алгоритм росписи следующий:

1. Поверхность стекла обезжиривается спиртосодержащей жидкостью, мылом или другим моющим средством. Очищенную поверхность руками не трогаем, т.к. любой жир создает прослойку, с которой краска очень быстро слезет.

2. Выбранный рисунок распечатывается на принтере, в нужном размере. Чтобы перенести рисунок на изделие, используется копировальная бумага: кладем копирку, сверху эскиз, и вся конструкция закрепляется малярным скотчем во избежание сдвигов. Как вариант, используют готовый трафарет из набора. Или же эскиз прикладывают с обратной стороны стекла и переводят изображение фломастером. Для некоторых предметов все перечисленные способы не применимы (например, при расписывании бутылок), придется рисовать самостоятельно, сверяясь с оригиналом.

3. Далее контурной пастой (на выбор: золотого, серебряного, прозрачного или классического черного цвета) обводим рисунок, следя, чтобы линии были замкнуты. После полного высыхания контура (от 30 мин. до 3 часов) заполняем рисунок краской, начиная с крупных деталей.

4. Чтобы не просчитаться с цветом композиции, рекомендуем для начала создать цветной эскиз на бумаге. Обычно цветовая гамма выполняется в тонах интерьера. Чтобы не допустить растекания, окрашиваемая сторона предмета располагается строго горизонтально, пока краска не подсохнет. В процессе работы проверяется прозрачность рисунка, ведь способность пропускать свет - это главная ценность витража, позволяющая создавать красочные блики. Смешивать и разводить краски удобно на стеклянной палитре, подложив под нее белый лист бумаги (чтобы точнее определить цвет).

5. Огрехи убираются ватной палочкой, смоченной растворителем. Пузырьки воздуха, образовавшиеся на картинке, сразу же удаляются зубочисткой или кончиком ткани - иначе после высыхания будет «дырка». Кисти по окончанию работы очищаются растворителем и насухо вытираются салфеткой.

6. Для прочности рисунок покрывается акриловым лаком для стекла. Это делается примерно через сутки (сверьтесь с инструкцией), когда рисунок полностью высохнет. Готовое изделие можно спокойно мыть в теплой воде вместе с моющими средствами.