Обряд инициации у славян. Колдовское самопосвящение



Инициация – это древнеславянский обряд, который для человека, что его проходит, выступает символом начала новой жизни. Его также называют посвящением. Обряды такого рода проводятся в мире с древних времен, при этом целью его являются разные причины: изменение статуса человека, вступление в какое-либо общество, изменение жизненной позиции и прочее.

На сегодняшний день те немногие люди, которые давно и серьезно занимаются магией, хорошо понимают важность такого обряда. Они знают, как именно он должен проводиться и при каких обстоятельствах. Давайте же более подробно изучим вопрос, что же это за обряд и для чего он был нашим предкам славянам нужен.

Каков смысл обряда посвящения?

Такой обряд как посвящение имеет очень большое значение в магии. Он – своего рода попытка мага позвать к себе на подмогу магические силы, которые он потом будет активно использовать при в ежедневной магической практике.

Но это еще не все. Если человек проходит обряд инициации, то он доказывает окружающим и самому себе, что его жизнь полностью меняется и отныне он полностью посвящает себя магии. Также нельзя оставить без внимания тот факт, что обряд посвящения почти всегда выступает таким-себе тестом для будущего мага. именно таким способом можно проверить потенциал новичка и готовность начать заниматься чем-то более важным в этом мире и глобальным. Исходя из всего вышеперечисленного, к обряду инициации стоит относиться очень серьезно.

Также стоит понимать, что каждый из магов, которые существуют на планете Земля, обряд посвящения проходит не раз за свою жизнь, а несколько. А происходит это каждый раз, когда он чувствует, что его силы и знания приумножились, и что уже наступило время переходить на уровень выше. При этом самым важным всегда остается самое первое посвящение, когда неопытный новичок впервые решил серьезно связаться с магией.

Этот необычный обряд может осуществляться разными способами. Нужно отталкиваться от того, кто именно есть Наставником молодого неопытного мага и к какой школе магии он относится. Бывает и такое, то человек сам по себе и не принадлежит ни к каком из течений и у него еще нет Наставника. В последнем случае он сам, доверяя своей интуиции и внутреннему голосу, может выбрать любой вид обряда посвящения.

Особенности ритуала

Нет никакой разницы, обряд инициации какого народа рассматривать. Это могут быть индусы либо славяне. Все народы используют при этом некоторые неизменные характерные особенности ритуала. Например, тому человеку, который самостоятельно приходит к выводу, что он желает пройти обряд инициации (и не важно, к какому именно магическому направлению он принадлежит, и кто по национальности), необходимо очень серьезно подготовиться к данному обряду.

В качестве такой подготовки может быть строгая диета, или же выполнение каких-либо конкретных ритуальных действий в течение оговоренного времени и много другого. Главное в этом деле – выполнение магом, который стремиться пройти обряд посвящения, абсолютно всех поручений, советов и рекомендаций своего Наставника. Иначе ничего не выйдет.

Кроме этого, важно понимать, что любая инициация предполагает общение или же просто контакт человека с существами из другого мира. При этом в ряде случаев эти сущности в ближайшем будущем помогать данному магу, а именно при обряде инициации между ними прослеживается и устанавливается мощная связь на энергетическом уровне.

Время будет проходить, а связь данная будет лишь усиливаться. Вместе с этим приумножатся и способности мага, а еще, что самое главное — необратимое изменение абсолютно всех его энергетических структур. Это важно понимать и помнить тому, кто с уверенностью планирует совершить описываемый обряд.

Уже в процессе инициации каждый маг обязан получить новое имя. Это почти то же самое, что и привычное «простым смертным» «крещение» человека, после которого он без проблем может входить в мир духов. Но помните, то по правилам это новое имя стоит держать в секрете от всех. Только Наставник его может знать – и то не обязательно. Все это очень серьезно, ведь если кто-то чужой узнает данное новое имя, то он сможет влиять на мага. И обычно это влияние ни к чему хорошему не приводит.

Крайне важный момент: имя должно быть близким и родным для того, кому предназначено. Только так, при соблюдении все перечисленных выше правил, новое имя сможет на 100% выполнять все те функции, которые за ним закреплены.

Без инициации никак?

Инициация как обряд у наших предков (славян) в былые времена проводились регулярно. При этом участниками таких действий выступали и дети, которых в те времена посвящали во взрослые, а подрастающих мальчиков – в мужчины. А девочки по мере взросления тоже проходили много таких обрядов на своем жизненном пути.

Но сегодня таких ритуалов уже не увидишь, о них не услышишь. И что такое инициация и для чего конкретно она нужна простые горожане, скорее всего, не знают. Знают об этом лишь те, кто посвятил себя магии. Но и то, даже эти люди далеко не все осведомлены о таком древнеславянском ритуале.

Часто на сегодняшний день людей в голове и на устах появляются вопросы на тему того, возможно ли заниматься магией серьезно без проведения до этого обряда инициации? В современном мире многие люди начали заниматься магией самостоятельно, без помощи каких-либо советников и Наставников, поэтому возникновение такого вопроса вполне логично.

Также многое зависит от того, кто из нас какое понятие вкладывает в такое разностороннее и загадочное словосочетание как «заниматься магией». Это может быть проведение самых примитивных обрядов, о которых все знают и какие может выполнить каждый желающий.

Это может быть чтение заклинаний и приготовление разнообразных зелий на редких видах трав. В этих случаях инициация не играет роли и не нужна. Да и вообще, чтобы заниматься такого рода вещами, вовсе не обязательно быть связанным с магией.

Совсем другая картина, если говорить о персоне, которая решила раз и навсегда целиком и полностью посвятить себя магии. Здесь ему понадобится помощь различных духов или сущностей, как злых, так и добрых. А это автоматически значит, что ему попросту необходимо пройти обряд посвящения.

При этом обряд данный должен проводиться по всем правилам – важно, чтоб человек именно грамотно подготовился к переходу в иное состояние, чтобы «церемония» была проведена без каких-либо неточностей, чтоб новое имя мага было подобрано верно и вовремя засекречено.

Лишь в таком случае у новоиспеченного мага будет шанс расти и развиваться далее, усиливая собственную мощь и добиваясь каждый раз новых высот. А еще приятным бонусом является то, что вовремя совершенный процесс обряда инициации способен уберечь еще неопытного и слабого мага от влияния разных недоброжелателей, в том числе — порчи и сглаза (разумеется, если человек, который планирует причинить зло магу, не будет знать его реальное имя).

Подводя итог, хотелось бы отметить, что исполнение обряда посвящения – достаточно серьезный ритуал, к выполнению которого нужно подходить грамотно, ведь исключительно в таком случае он будет способен принести магу в будущем одни плюсы. Всем, кто желал тесно связать собственную жизнь с духами и магией, важно было пройти обряд от одного до нескольких раз за жизненный путь.

С точки зрения стороннего наблюдателя, не погруженного в Традицию, посвящение есть религиозно-магический акт перехода человека из состояния с одним сакральным и социальным статусом в состояние другим таковым статусом. Вероятно, такая формулировка может стать самым общим определением понятия «посвящение», хотя она и отражает лишь «событийную» сторону феномена, не затрагивая самой сущности того, что происходит в ходе традиционных инициатических обрядов.

Так или иначе, этому определению удовлетворяют два основных типа посвящения, известные в любом традиционном сообществе:

1) возрастные инициации, связанные с переходом человека из одной возрастной категории в другую, и

2) специализированные (кастовые) инициации, определяющие вхождение человека в то или иное объединение сакрального характера (каста, «тайный союз» и т.д.) и/или получение им доступа к того или иного рода магическим силам и сакральным ценностям (например, обретение «шаманского зрения»).

Как показывает опыт изучения традиционной культуры, посвящения обоих типов строятся по одним и тем же принципам и законам, проходя нередко по одним и тем же обрядовым схемам. Что более важно, любое традиционное посвящение — будь то инициация мальчика, становящегося мужчиной и обретающего права и обязанности взрослого человека, или магическая инициация шамана — любое традиционное посвящение подразумевает одну и ту же внутреннюю суть, хотя и реализуемую, разумеется, на разных уровнях. Поэтому прежде, чем перейти к обсуждению целей и сути двух названных типов посвящений, рассмотрим самое значение инициации в сакральной Традиции.

Значение посвящения в Традиции

Одна из важнейших черт индоевропейской сакральной Традиции, ветвями которой являются частные дохристианские Традиции славян, германцев, кельтов и других индоевропейских народов, — ее изначально инициатический характер.

Это, прежде всего, означает, что различия между обособленными традиционными категориями индивидуумов являются сущностными и, говоря вообще, магическими. Ребенок и взрослый, землепашец, воин и маг, раб и свободный — все эти и другие категории лиц различаются не только — не столько! — своим социальным статусом, сколько внутренним качеством, своей внутренней природой и внутренней же сутью.

Соответственно, и границы между этими категориями или группами людей имеют характер сущностный, магический, — они непреодолимы обыденным, не-магическим путем. Инициация в Традиции и является тем доступным человеку инструментом — магическим инструментом! — который позволяет ему умереть по одну сторону от границы и возродиться по другую — в другом качестве, в другой категории лиц.

Ибо тот, кто приходит на землю из Иного Мира через материнское чрево, становится Свободным и Человеком, только пройдя через цепь возрастных и кастовых посвящений.

Цели посвящения: возрастные инициации

Действительно, согласно традиционным представлениям, только что родившийся ребенок не только не имеет пола, статуса и других признаков человека, но и вообще не является таковым. Так же, как и роженица, он сохраняет связь с Иным Миром, откуда только что явился. Как и роженица, он «нечист», подобно тому, как остается «нечистым» до завершения должных обрядов человек, совершивший убийство, т.е. «отправивший» кого-то обратно в Иной Мир. Эта связь родившегося с Иным Миром рвётся первым возрастным посвящением, совершаемым, как правило, в первые же дни жизни — наречением детского имени.

Значение первого, следующего сразу за рождением, имянаречения в Традиции огромно. Во-первых, как только что было сказано, наречение имени очищает родившегося, разрывает его связь с Миром Мертвых, где всё безымянно. А во-вторых, имянаречение символизирует: пришедший в Мир Живых будет человеком, ибо звери тоже умеют рожать детенышей, но не умеют давать им имена.

Вместе с детским именем родившийся получает и свой первый статус в сообществе людей — в мире — он становится дитём. Заметьте, русское слово дитя, дитё — среднего рода. Действительно, дети в традиционных обществах считались бесполыми и воспитывались женщинами семьи или рода все вместе, без разделения на мальчиков и девочек. Такое воспитание продолжалось, как правило, до семи лет.

Когда дети достигали возраста в 2-3 года, они вступали во второй инициатический цикл, длившийся примерно до 7 лет и содержащий у разных народов два-три, а иногда и больше частных посвящений. Эта цепь посвящений преследовала две цели: введение в пол и введение в род. На Руси, например, именно в этот период дети впервые одевали женскую юбку (сарафан) или мужские порты. С момента завершения инициации они — уже не бесполые дети, но ребёнки, мальчики и девочки, — воспитывались раздельно и начинали осваивать навыки и умения, необходимые, соответственно, мужчинам и женщинам.

Второй аспект данной инициации — введение в род в качестве младших его членов. Социальный статус ребенка в архаике соответствовал социальному статусу раба. Собственно говоря, русское слово ребенок, украинское паробок происходят от той же древней основы, что и слово раб; общее восточнославянское хлопец — это тот же холоп и т.д. Статус холопа/хлопца характеризуется отсутствием как прав, так и обязанностей — кроме права на долю в пище и обязанности беспрекословного подчинения старшим членам рода. Холоп и хлопец не имеют в традиционном обществе даже права отвечать за свои поступки — за преступления, совершенные ребенком или рабом, всегда расплачивается родитель или хозяин.

Наконец, третья, основная, инициация проводилась по достижении ребенком возраста 13-15 лет и представляла собой, фактически, превращение во взрослого человека и полноценного члена рода, наделенного самостоятельностью и полным (или почти полным) набором прав и обязанностей. Именно это посвящение наиболее полно следовало традиционному инициатическому «пути через Смерть», на котором ребенок терял свое детское имя и, возрождаясь в качестве взрослого, получал новое имя, которое и считалось единственно настоящим.

Об этом — самом важном изо всех возрастных — посвящении великолепный историк религий Мирча Элиаде пишет: «Посвящение вводит неофита одновременно и в человеческое общество, и в мир духовных ценностей. Он узнает правила поведения, производственные приемы и организацию взрослых, а также мифы и священные традиции племени, имена богов и историю их деяний и, что особенно важно, мистические отношения между племенем и Сверхъестественными Существами, в том виде, в котором они установились в начале мира…»1

Задача данного посвящения состоит еще и в своеобразном испытании подростка, магической и бытовой проверке того, насколько он готов и, говоря вообще, насколько он способен2 войти в мир, в сообщество взрослых людей. Я позволю себе привести еще одну цитату, на сей раз — из работы российского этнопсихолога Алексея Андреева: «[…] в отношении к детям, в их воспитании взрослые вынуждены быть предельно точны и требовательны. Иначе мир пойдет не туда. Именно этим вызваны ужасающие нас строгости и жестокость при инициациях. Крошечная ошибка при воспитании со временем поведет к накоплению чужих качеств, и вместо человека ты приведешь в этот мир нечто страшное, имя которому — чужой!..»3

При необходимости, достигнув возраста 18-21 года, члены сообщества могли проходить и другие, дополнительные инициатические обряды, хотя большая часть такого рода посвящений скорее должна быть отнесена уже к инициациям специализированным или кастовым. Любопытно, что подобная последовательность возрастных посвящений сохранилась (пусть, отчасти, формально) в структуре возрастной лестницы средневекового феодального сословия, имевшей приблизительно следующий вид:

до 7 лет — воспитание женщинами;

с 7 до 14 лет — служба пажом;

с 14 примерно до 18-19 лет — служба оруженосцем;

в 18-20 лет — рыцарское посвящение.

Цели посвящения: специализированные (кастовые) инициации

Если система возрастных посвящений, достаточно хорошо изученная на историческом и этнографическом материале, в целом достаточно стандартна для любого традиционного общества, будь то древние славяне или современные «первобытные» народы Африки или Австралии, то инициации специализированные отличаются гораздо большим разнообразием. Поэтому здесь рассмотрим лишь краткую и довольно условную классификацию специализированных (кастовых) инициаций по их целям, не утруждая читателя излишним углублением в конкретику.

1. Посвящения касты Магов и Жрецов (вед. брахманы, слав. рахманы, волхвы). Система инициаций, цель которых — обретение инициируемым способности прямого общения с богами и использования естественных магических способностей человека и мировых магических энергий. Одна из первых инициаций данной системы — введение в шаманскую реальность, где доступны путешествия в Нижний и Верхний Миры. В связи с этим именно в специализированных посвящениях данной касты наиболее явно звучит символика Смерти; более того, некоторые из них подразумевают физическое прохождение через состояние умирания.

Характерный пример — инициации современных сибирских, алтайских и т.д. шаманов.

2. Посвящения касты Воинов (вед. кшатрии). Воины — вторая каста традиционного сообщества, также обладающая собственной системой специализированных инициаций. Две основные цели инициаций — отработка жесточайшего нравственного контроля над собственным поведением и раскрытие дополнительных («сверхъестественных») возможностей человеческого организма, включая овладение определенными специфическими технологиями боевой магии.

Характерный пример — инициации скандинавских берсерков, в результате которых воин обретал «сверхъестественные» быстроту и мощь, нечувствительность к боли и другие специфические качества: «Они шли без кольчуг и иных доспехов, они кусали кpая своих щитов и были сильны, как медведь или боpов. Они убивали людей, но ни огонь, ни железо не могли пpичинить вpеда им.» (Сага об Инглингах)

3. Посвящения касты свободных людей, имеющих дело с материальными ценностями (вед. вайшья). Традиционная каста вайшья (землевладельцы и земледельцы, ремесленники, купцы и т.д.) также имеет собственную систему обрядов, близких к инициациям и связанных, как правило, с приобщением к тому или иному субсословию или объединению производителей. Такими обрядами сопровождается превращение служки в подмастерье, подмастерья — в Мастера и т.д.

Характерный пример — средневековые цеховые посвящения.

4. Прочие посвящения и околоинициатические обряды, связанные с основными изменениями в жизни человека. К этой группе должны быть отнесены, например, такие имеющие инициатический характер ритуалы, как свадебные обряды, обряды принятия в род и т.д.

Характерный пример — традиционные русские свадьбы, в которых четко прослеживается архаическая инициатическая символика умирания невесты в качестве девушки и возрождения ее уже в качестве замужней женщины.

Технология посвящения: Перерождение-в-Смерти

Теперь, обозначив и место инициации в Традиции, и цели основных типов традиционных посвящений, обратимся к собственно технологии проведения посвящения.

Как уже говорилось выше, необходимость инициаций вытекает, помимо прочего, из представления о невозможности прямого, обыденного преодоления границ, разделяющих разные категории (касты, возрастные группы, субкасты разных уровней посвящения и т.д.). Отсюда основной принцип традиционной инициации — прохождение через Смерть — через то Место, где нет никаких границ.

Как и любой традиционный религиозно-магический обряд, посвящение есть проигрывание заново Священной Истории, отраженной в традиционной мифологии, повторение действий, совершенных некогда Богами, т.е., в конечном итоге, — imitatio Dei, подражание Богу. Словами Мирчи Элиаде, «[…] те, кто практикуют посвящения, рассматривают их как действия Божественных или Сверхъестественных Существ. Таким образом, церемония посвящения — это «подражание Божеству»; праздник посвящения позволяет вернуться в изначальное священное Время, и неофиты вместе с уже посвященными ощущают присутствие Богов и мистических предков. Посвящение — это повторение священной истории Мира и племени, как во Время мистического Начала…»4

Во всех традиционных мифологиях мы можем обнаружить сюжеты, связанные с Умирающим и Воскресающим Богом; это и есть тот миф, который «отыгрывается» в ходе инициации. Подражая действиям Богов, инициируемый, согласно магическим законам, проходит — на своем, разумеется, уровне — те же превращения, которые претерпевает сам Бог в мифологической Истории. Более того, как инициаторы принимают на себя роли соответствующих Богов или Предков и, фактически, становятся на время ритуала Их воплощениями, так и инициируемый неофит в ходе посвящения мистически сливается с Умирающим и Воскресающим Богом. Так нордический шаман в ходе инициации открывает в себе самом Одина — Бога, распявшего себя на Древе Жизни ради обретения Знания Рун… 5

Технология посвящения: структура обряда

Общая структура инициатических обрядов довольно неплохо изучена современными этнографами и этнопсихологами — по крайней мере, в том, что касается инициаций возрастных. Оставляя в стороне инициации кастовые и специализированные, проиллюстрируем здесь саму структуру инициатических обрядов на примере возрастных посвящений у славян, для чего процитируем посвященную этому вопросу работу В.Г.Балушок6:

«Всякая инициация, как известно, структурно делится на три фазы:

1) выделение индивида из коллектива;

2) пограничный период;

3) реинкорпорация в коллектив.

На первой фазе инициации юношей доставляли на место, где они должны были проходить посвятительные ритуалы. Это событие на материалах восточнославянских волшебных сказок подробно рассмотрел В.Я.Пропп. Он определяет, что лагерь, где совершается посвящение, находится в лесу. […] Проведение инициации за пределами своей территории, особенно в лесу, является характерной чертой этого обряда у многих народов.

Инициация, как известно, предполагает определенную мифологическую интерпретацию пространства, в частности, выход за пределы своей территории приравнивался к смерти, а нахождение в таком священном лесу воспринималось как пребывание на «том» свете. Отсюда большая роль, которая отводилась в восточнославянской инициации божествам потустороннего мира.

Отражением одного из таких божеств в сказке является Яга. По мнению немецкой исследовательницы Р.Бекер, специально изучавшей данный вопрос, образ Яги восходит к древнеславянской языческой богине Мокоши. Среди ее функций были определение судьбы человека и владычество над миром мертвых. В реальной жизни молодых людей по прибытии в лагерь инициации встречали, по-видимому, жрицы этой богини.

В большинстве «инициационных» сказок Яга (иногда ведьма) выступает одним из главных действующих лиц, проводящих инициацию. […] Это позволяет интерпретировать сказочную Ягу (ведьму) и как жрицу Мокоши в обряде инициации. Но женщины-жрицы проводили только начальный этап инициации, в частности, встречали инициируемых в лесу. В дальнейшем их роль переходит к жрецам-мужчинам, так же как и роль женской богини — к мужскому божеству.

В лесном лагере посвящаемые переживали ритуальную смерть. Это главная черта второй, так называемой лиминальной (от лат. limen — порог) фазы инициации. Из материалов восточнославянских сказок видно, что имело место не просто символическое умерщвление инициируемого, но и проглатывание чудовищем. Для лиминальной фазы были характерны также физические испытания посвящаемых — нанесение им болезненных ударов, ран, голодание, всяческое их унижение. […] Об этом свидетельствует анализ не только сказочного материала, но и позднейших этнографических данных. Так, во время инициаций в молодежных объединениях украинцев, поляков, чехов, словаков, существовавших вплоть до рубежа XIX-XX вв., молодых парней подвергали всяческому осмеянию и издевательству. Их били, брили деревянной бритвой, причиняя боль, поднимали вверх за волосы, заставляли залезать на столб и кукарекать, «плавать» в пыли, бросали в воду, мазали сажей и нечистотами лицо, пришивали к одежде тряпки и т.п. Инициируемые не должны были смеяться, говорить, есть и пить.

[…] Во время инициаций в украинских парубоцких громадах, у ремесленников, среди нищих и особенно у казаков испытывались сила, ловкость и выносливость посвящаемых. Несомненно, таким испытаниям физических качеств инициируемых придавалось большое значение в архаическую эпоху. Пребывание в лесном лагере обязательно включало также обучение инициируемых традициям, обрядам, мифам племени, различным магическим приемам влияния на окружающий мир, что нашло отражение в фольклорном материале…»

Еще раз о значении инициации в сакральной Традиции

Кратко описав основные черты традиционных посвящений, вернемся, прежде, чем закончить эту статью, еще раз к вопросу о значении инициаций в Традиции. Вернемся — но уже на другом уровне.

Если подойти к традиционным инициатическим технологиям с точки зрения психологии, несложно увидеть, что одной из непременных их частей является своего рода психологическое «очищение» инициируемого, освобождение от психологических зажимов и разного рода комплексов, накопленных за предыдущий отрезок жизни, — то, что в самой Традиции именуется иногда освобождением от наузов или шкур Дракона7. Действительно, находясь в пограничной («лиминальной») фазе инициации, человек представляет собой tabula rasa, «чистую табличку». Такое Освобождение, необходимое для заполнения «таблички» новым содержимым, и есть психологическая суть инициации.

Чтобы лучше понять, прочувствовать этот вывод, стоит сравнить человека традиционного с человеком современным, лишенным инициатической практики и вынужденным, соответственно, постоянно тащить за собой весь груз своих комплексов и «грехов», накапливающихся в течение жизни. Несложно увидеть то, что отличает современного человека, живущего вне Традиции, — он несвободен…

Далее, мы знаем, что инициатические практики представляют собой стержень обрядовой жизни традиционного сообщества — рода, племени, этноса. В ходе инициаций всё сообщество прикасается с Священному Времени Начала-всех-Начал, к Священной Истории, к самому бытию Богов. Сливаясь с Богами во время совершения инициации, вместе с Ними переживая извечно повторяющиеся Смерть и Возрождение, члены традиционного сообщества переживают и Их Бессмертие.

Так что же такое инициация? Едва ли будет преувеличением сказать, что инициация — это Свобода и Бессмертие человека Традиции…

Посвящение в Традиции не является ни «наградой», или «привилегией», ни результатом прохождения какого-либо пути, но — самим актом традиционного Пути. Так же, как мы говорим, что движение — это способ существования материи, мы должны признать, что Посвящение есть способ существования человека в Традиции и, более того, — способ существования самого традиционного сообщества…

Платов А. «Традиционные посвящения»

Список литературы:

1 М.Элиаде. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.-СПб., 1999.

2 Один из результатов утраты Западной цивилизацией инициатической Традиции — быстрый рост числа маньяков, террористов и других подобных «;людей»;, которые в традиционном обществе попросту не прошли бы основной возрастной инициации в 13-15 лет.

3 А.Андреев. Русские Боги в Зазеркалье. Баба-Яга//Мифы и магия индоевропейцев, вып.3-4, 1997.

4 М.Элиаде. Цит. соч.

5 Собственно говоря, в этом и кроется принципиальное отличие Северной, инициатической, Традиции от контр-инициатической Южной. Мы, северяне, — дети Богов, и Боги наши всегда с нами, всегда в нас, в то время как южане сами определяют себя как рабов Божиих…

6 В.Г.Балушок. Инициации древних славян//Этнографическое обозрение, №4, 1993.

7 А.В.Платов. Девять шкур Дракона//Мифы и магия индоевропейцев, вып. 6, 1997.

Один из наиболее древних обрядов. Инициация знаменует психологический переход рубежа, отделяющего новую сферу, новые знания, новые возможности. В основе ритуала — страдание, смерть и второе рождение. Объект инициации переживает тяжелые испытания, символическую смерть, за которой следует символическое рождение. При этом он рождается, будучи уже новой личностью, обладающей новым знанием, новой мудростью.

Посвящаемый принимает магическое имя. В александрийской традиции мерка возвращается ему, а в гарднерианской — принято, чтобы она хранилась у осуществлявшего инициацию. По словам Джеральда Б. Гарднера, в честь которого получила название гарднерианская традиция, мерка служила своего рода страховкой соблюдения клятвы. В "былые времена" (Гарднер не уточняет, насколько давно были эти "былые времена"), если колдун нарушал клятву хранения тайны, его мерку закапывали в землю, произнося заклинания, для того чтобы предатель сгнил так же, как и она.

В инициации второй ступени ведьме завязывают глаза, лишая ее возможности видеть. Она снова дает клятву о готовности перенести нужные для посвящения испытания. Затем следует ритуальное избиение. Ведьма принимает новое магическое имя, и инициатор наделяет ее магической силой.

Инициация третьей ступени — окончательное постижение тайн — включает , сексуальный ритуал, осуществляемый либо реально, либо символически при использовании магических инструментов. В конце все инициации отмечаются застольем с едой и выпивкой ().

Не все колдуны подвергаются именно этим процедурам. Многие действуют как и не считают необходимым присоединяться к шабашам для того, чтобы стать колдунами. Они сами создают ритуалы и сами себя посвящают. Среди обрядов встречается ритуальное купание (как одна из форм крещения), помазание на служение и использование сил колдовства на благо окружающих. Другие колдуны, и среди них многие неоязычники, переживают откровения в форме видений. Визионерство, которое восходит к вестиндийской традиции, требует поста и одиночного всенощного бдения вне дома, во время которого посвящаемый входит в прямой контакт с богами, открывает в себе способности к исцелению и связывается с покровительствующими или охраняющими тотемическими духами, принимающими обычно облик животных или птиц. В то же время другое колдуны и язычники прибегают к шаманским инициациям с экстатическим путешествием в высшие пласты сознания (). Шаманские инициации в разных районах различны. В некоторых субъект переживает символическую смерть от страшного расчленения, после чего его целостность восстанавливается и в него вселяются магические способности ясновидения, нужные для исцеления больных и предсказания будущего. В других инициациях шаман совершает путешествие на небо, где познает тайны мироздания и приобретает свою магическую мощь.

В шаманских культурах инициации часто включают в себя кровавые жертвоприношения животных и прием токсических веществ. В шаманских инициациях неоязычества не прибегают к кровавым жертвоприношениям (жизнь животного священна). Прием наркотиков — дело добровольное и зависит от индивидуального выбора. Официально наркотики не входят в обряд неоязыческой инициации.

· Тайные общества

Ритуалы инициации подростков

Сам ритуал перехода (посвящения) складывался из чередования обрядов отделения (separation), промежуточного периода «грани миров» (margo, или limen, что по-латыни означает «порог») и включения или восстановления (reagregation). Первая фаза обряда достаточно ясна – это разрыв, в некоторых случаях достаточно грубый, с миром детства, который для ребенка являлся миром «материнским» и «женским», разрыв с состоянием безответственности и наивности, невежества и детской асексуальности. Затем подростки (неофиты) помещались в неизведанный ими мир на достаточно большой промежуток времени (иногда до года). Мир, в котором теперь находился неофит, был миром священным. Между ним и материальным миром существовал разрыв, нарушенная непрерывность. Этот этап посвящения вводил подростка в мир духовных ценностей и одновременно в законы человеческого общества. За этот период он узнавал мифы и священные традиции племени, имена богов и историю их деяний, а также правила поведения, организацию взрослых. В процессе этого испытания подростки должны были доказать силу воли и духа, что должно было означать их присутствие в мире и ответственность. Во многих племенах в этот период налагались множественные запреты: лишение пищи, немота, жизнь в темноте. Все это являлось не только упражнением в аскетизме, но также символизировало отказ от амбиций и всех желаний. В столкновении с трудностями и болью, мальчик получал послание о том, что больше не может вернуться домой прежним. Посвящение обычно включало тройное откровение: священного, смерти и сексуальности. Все три вида опыта у ребенка отсутствуют, поэтому посвященный во время ритуала узнает о них и затем включает в структуру своей жизни. Физические испытания, зачастую мучительные, преследовали цель покорности, за которой стояло символическое возвращение к изначальному ещё не оформленному состоянию, вызывавшему символическое переживание смерти и нового рождения. Мистическая смерть детей и их пробуждение являлась частью грандиозного повторения Космогонии, священной истории Мира. Религиозно-мистические переживания были неотъемлемой частью этого этапа. Смерть при посвящении одновременно означала конец детства, неведения и состояния непосвященности. Только после обрядовых испытаний подросток признавался ответственным членом общества, т.е. взрослым, со всеми присущими правами и обязанностями в сообществе.

Свадебный ритуал

Ритуал священного брака составляет сокровеннейшую основу инициации со времен её зарождения в мистериальных культах и поддерживается традицией и религией до сих пор. Поскольку брак как социальный союз затрагивает интересы многих групп, подготовительный или промежуточный период приобретает большую значимость. Русский свадебный ритуал строился на религиозно-мифологической основе, и представлял соединение мифологических (языческих) представлений с идеями христианской религии. Традиционно свадебный ритуал состоял из трех этапов: предсвадебного, самой свадьбы и послесвадебного. Обряды, включенные в этот ритуал, считались обязательными, и должны были следовать друг за другом в порядке, определенным традицией. Исключение хотя бы одного или изменение последовательности свадебного ритуала воспринималось как нарушение «правильного» пути брака, как незавершенность события и поэтому указывало на несостоятельность. Сам обряд во многих традициях рассматривается, как путь. Так в славянской традиции считалось, что девушка, становясь невестой, вступает в «ничью землю», где она «никто»; для всех окружающих, в том числе для своих родителей, родственников, подруг она - «незнакомая», «неведомая» («не весть какая»), «чужая» и, как следствие этого, в какой-то степени «опасная», потому что все ее прежние связи и отношения рвутся. Для древних славян было очевидным, что этот краткий период в жизни женщины следует воспринимать как символическую смерть, именно на таком представлении построена вся начальная, «до-престольная» часть свадебного обрядового комплекса: невесту оплакивают, одевают в специальные обрядовые одежды, устраивают «прощание». Именно в этом лиминальном периоде девушка умирает в своем прежнем качестве, с ней умирает ее родовое имя, и она возрождается в новой ипостаси, обретая при этом новое имя. В этом обряде женская природа подобно воде и земле, стремится к изменениям и перерождению самой себя. В этом женщина (девушка) впервые познает свою природу, способную перерождаться, неоднократно «умирая» и «воскресая», переходя из «родного» знакомого пространства в табуированное и обратно, открывая себя для рождения будущей жизни - своего ребенка. Следует отметить, что в славянской традиции в предсвадебных обрядах, в отличие от азиатских, африканских этнических культур, инициация женщины и ее лиминальный период маркируется гораздо четче, чем у мужчин, что несколько противоречит сказочному славянскому фольклору, богатому инициальным описанием пути героического типа мужчины. Церемонии, противоположные свадебным - церемонии развода и вдовства имеют также важное значение. Их кажущаяся простота, которая часто сводится к юридическим и экономическим актам во многом объясняется недостаточным интересом исследователей к этой проблеме. Совершенно очевидно, что как личная, так и коллективная связь, установленная с такими хлопотами и сложностями, не может быть разорвана в один прекрасный день и единственным жестом. Не случайно в фольклористике и этнографии свадебную и погребальную обрядность рассматривают как родственные явления.

Шаманская инициация

Считается, что шаманом становятся:

  • по спонтанному призванию («зов», «избранничество»);
  • по наследственной передаче «профессии» шамана;
  • по личному решению или, реже - по воле клана.

Во многих традициях считается, что шаманизм , независимо от того, наследственный он или спонтанный, всегда - дар богов или духов. Шаман начинает свою новую истинную жизнь через инициацию или духовный кризис, вмещающий в себя особый трагизм и красоту. Избрание сопровождается особой «шаманской болезнью», которая служит мостом к другой реальности, и позволяет перейти человеку от одного мировосприятия (через его разрушение), к другому, более полному и совершенному; адаптироваться физически и духовно к жизни в двух мирах.

Сны, необычные состояния сознания, которые испытывает будущий шаман при посвящении, имеют определенную структуру, традиционную модель, которая хорошо известна в истории религии, и, несмотря на мнения некоторых авторов, лишена беспорядочных галлюцинаций или фантазий. Эти переживания почти всегда включают одну или несколько основных тем: расчленение тела, обновление органов, вознесение на Небеса и общение с богами или духами, нисхождение в Преисподнюю, разговор с богами и душами умерших, а также разнообразные откровения шаманской и религиозной природы. Отсутствие тех или иных элементов в посвящении указывает на определенную религиозную ориентацию шаманских техник, а также будущих задач, стоящих перед шаманом. Как правило, шаманы демонстрируют более чем нормальную нервную конституцию: они умеют концентрироваться с интенсивностью, недоступной простым смертным и способны на изнурительные усилия. Память и способность самоконтроля у шамана выше средних, а в интеллектуальном отношении он часто превосходит свою среду.

Структура ритуала

Согласно Арнольду ван Геннепу, cущность многочисленных обрядов перехода заключается в том, что каждый человек в течение своей жизни проходит ряд этапов - переходит от одного состояния к другому. Такая последовательность, оформленная в систему обязательных ритуалов, существует во всех обществах, независимо от их традиций и степени продвинутости в развитии экономики и политики, «обряд, или общественное действие, не имеет раз и навсегда заданного смысла: смысл изменяется в зависимости от действий, которые предшествуют обряду, и тех, которые следуют за ним. Следовательно, можно сделать вывод: для того чтобы понять обряд, социальный институт или технологический прием, его нельзя произвольно вырывать из обрядовой, общественной или технологической целостности. Каждый элемент этой целостности следует рассматривать в его связях с ее другими элементами». Согласно работам A. ван Геннепа все ритуалы перехода отмечены тремя фазами: разделение (separation), грань (mango, или limen, что по латыни означает «порог») и восстановление (reaggregation), он обозначил их как предлиминальный, лиминальный и постлиминальный. Первая фаза (отделение, сепарация) предполагает символическое поведение, означающее отделение личности («иницианта»), от ранее занимаемой точки в социальной или культурной структуре. Во второй фазе их статус становится «лиминальной persone», поскольку посвящаемые живут за пределами своего нормального окружения, где они поставлены перед необходимостью сомневаться в себе и существующем социальном порядке через ряд ритуалов, которые нередко сопровождаются болью. Формирующий опыт во время Liminality включает в себя создание Tabula Rasa – как нечто нетронутое, чистое за счет отмены ранее принятых норм, и готовит initiand занять новую социальную роль на следующей стадии реинтеграции. Третья, финальная, фаза - инкорпорация - соответствует «реагрегации» индивида: возвращение иницианта в общество в ином социальном статусе. Две характеристики имеют важное значение для этих обрядов. Во-первых, обряды должны следовать в строго заданной последовательности, где каждый знает, что делать и как. Во-вторых, все должно быть сделано «под руководством мастера церемоний». Вслед за А. ван Геннепом Виктор Тернер вновь обратился к лиминальному, делая акцент не только на изоляции, транзитности и нахождении между, а скорее на потенциальности и самом переходе в третьей фазе, как возможности формирования альтернативных структур уже в самом сообществе. Им был сделан акцент на третьей фазе, как связанной с конфликтом выбора руководящей группы и лидера, а также авторитета по отношению к «негативно настроенной группе» индивидов. Четвертая же фаза - «выход» (по Тернеру), воспроизводит те результаты, которыми завершилась «разыгранная» в третьей фазе драма. В своих работах он рассмотрел важность лиминальности, не только как промежуточного периода, но и с точки зрения самой человеческой реакции на пороговый опыт, и его экзистенциальную защищенность. Он предпринял описание социальной структуры Communitas, как основанной на человечности, искренности и равенстве, а не на иерархии .

Инициация и современность

В связи с использованием инициации в тоталитарных системах, негативным оттенком в обществе, а также строгими ограничениями сообщества на ритуалы инициации, ритуал долгое время находился на периферии научных изысканий, и лишь благодаря междисциплинарным дебатам его продуктивная сторона совсем недавно была «реабилитирована». Проблема изучения ритуалов и обрядов инициации продолжает представлять интерес, что во многом объясняется вниманием к традиции, проблемам «коллективной памяти» и преемственности в современном обществе. В социологии попытка обобщения и анализа социокультурной трансформации ритуалов и обрядов инициации в мировой культурной традиции проведена Фирсовой А.М. ; психолого-педагогическое изучение современного состояния инициации в подростковых объединениях выполнены Ф.А. Сидоришиным ; степень устойчивости подростковых и свадебных ритуалов инициации, как гетерогенных структур психического, включающих создание Tabula Rasa, представлена в медико-психологических работах Г.М. Федоровой, В.Б. Бажуриной ; воинские ритуалы, церемонии, духовно-нравственные ценности в ритуалах рассмотрены Минером В.Л. . Наличие подобных устойчивых структур в психике человека, объясняет не только универсальность механизмов ритуалов инициации, но и подтверждает идею о бессознательном стремлении человека к инициированию. Как отмечает Г.Л. Тульчинский, человеческое бытие обречено на извечную лиминальность, поиск центра бытия» . Отсутствие современных институтов инициации в современном обществе приводит к индивидуальному и групповому поиску путей инициации, увеличивая во времени «опасный» лиминальный период, пытаясь «вслепую» пройти его фазы. Как отмечают авторы, спортивные состязания, современные публичные церемонии, молодежные организации во многом пытаются сохранить структуру инициации, ее символы, мифологическое значение. Лишенное сакрального содержания эти ритуализации не являются инициацией. Задача институализации подобных переходов и ритуалов инициации связана с поиском не столько новых форм, а прежде всего понимания и овладения «кодами» культуры. Благодаря сакральному содержанию и перформативному характеру ритуалы перехода создают сообщество и формируют социальное, как инсценировки они вносят вклад в формирование общественных областей, институций и организаций, привнося новое в культуру .

Современные обряды

Среди всех обрядов обрезание – один из самых простых и наименее важных. Различия в возрасте подвергаемых обряду обрезания свидетельствуют о том, что это акт не физиологического, а социального значения, хотя многие забывают или не знают об этом. В связи с чем, этот обряд не может быть понят, если он изучается изолированно. Его следует включать в группу обрядов, которые путем очевидного для всех приема (ампутации, раздробления, членовредительства - неважно какой части тела) изменяют социальный статус человека. Дутте с полным правом сблизил смысл «обрезания» с первой стрижкой волос и церемониями по поводу прорезывания молочных зубов, Лаш и Вестермарк сближают этот обряд с разными видами уродования тела. Однако, как отмечает А. ван Геннеп первый ошибался, видя в них обряды очищения, а второй неверно интерпретировал всю серию обрядов уродования как обряды, совершаемые ради привлечения женщины. Обрезать крайнюю плоть - все равно, что вырвать зуб (как это делают в Австралии и других местах), отрезать крайнюю фалангу мизинца (в Южной Африке), отрезать или проколоть мочку уха, нанести татуировку или насечки, подстричь волосы определенным способом. Изуродованного человека благодаря обряду отделения (идея отсечения, сверления и т.д.) «выводят» из человеческого рода и автоматически включают в определенную группу. Если увечье неустранимо, включение в группу становится окончательным. Так, обрезание у евреев не представляет собой ничего особенного: оно является «знаком единения» с определенным божеством и знаком принадлежности к единому сообществу верующих .

Сохранившиеся обряды

  • Обрезание крайней плоти в исламе и иудаизме .
  • Крещение и миропомазание (конфирмация) в христианстве .
  • Возложение священного шнура у индуистов .

Литература

  • Арнольд ван Геннеп. Инициация // Арнольд ван Геннеп. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., 1999, с.64-107

Мир меняется, а человек остается существом социальным. Умение сосуществовать в определенной структуре означает быть в ней своим. Практически у всех народов на земле издревле существовал ритуал инициации. Он шел рука об руку с идеологией эпохи и по сути являлся техникой посвящения в новую элитарную социальную группу.

Из неофита в принцы

Для соития с женщиной юноша проходит испытания, после чего получает первый сексуальный опыт, меняющий представление о противоположном поле и делающий возможность создавать полноценные взаимоотношения.

В свою очередь, потеря невинности для девушки тоже может символизировать "малую" смерть. Теперь женщине доступны новые ощущения и понимание своего тела.

Традиционные технологии

Процесс посвящения имеет одинаковую схему во всех традициях. Это три этапа: личность изгоняется из общества (изоляция); лиминальная или пограничная стадия (инициация); посвящение в новый коллектив.

Изоляция

Пройти инициацию означает пройти все этапы по порядку. Перед событием человек выдерживает испытание одиночеством. С этим же этапом связывают изоляцию в тюрьме или сумасшедшем доме, когда человек, меняющийся личностно, приобретает новые качества для мощнейшего рывка в дальнейшей жизни. Если речь идет о подростке в современном обществе, то ребенок часто разрушает старые дружеские связи, отдаляется от родителей. Ему это больше неинтересно. Новые прочные взаимоотношения пока зародиться не могут, поскольку свои ценности еще непонятны.

Очищение или трансформация

Основной смысл процесса - это вернуть "иному" миру его часть. Человек рождается на свет "нечистым", несвободным. Первым этапом, отсекающим его от мира мертвых, является наречение именем. Далее это посвящение во взрослое состояние, опять же через смерть и очищение.

Помимо этого, перерождение помогает освободиться от балластных чужеродных качеств, которые были привиты в результате нечуткого воспитания. Инициация - это словно уточнение маршрута своего пути по стрелке компаса.

При переходе в новое качество, например из подмастерья в мастера, смерть означает преодоление своеобразной стены, препятствия, которое невозможно преодолеть обычными способами. Прежняя личность сделала все, чтобы оказаться возле этого раздела, и теперь она может умереть, тогда трансформированная персона родится на той стороне и продолжит свой путь духовного развития.

Непреодолимой традиционными способами преградой является разница между мирянином и воином, служкой и чародеем, невестой и женой, оруженосцем и рыцарем, свободным человеком и владыкой.

Возрождение

С психологической точки зрения, моральная смерть - это этап, избавляющий личность от детских страхов и комплексов. Ведь с этим грузом невозможно двигаться дальше по взрослой жизни, где намного больше ответственности. Если не пройти ритуал, то двигаться дальше будет очень сложно.

Личность освобождается от прошлого, опорожняется, становится пустой, поэтому порой следующий этап - наполнение новыми ценностями - это длительное время. Так растет герой в схемах инициации, сказочных сюжетах. Сохранив свою персону и трансформировав личность, человек начинает создавать новые прочные и интересные взаимоотношения, интегрироваться в новую среду обитания.

Ритуальные сюжеты

У каждого народа свои герои, символы, наполняющие обряд инициации. Знакомясь с этносом в сказаниях и легендах, с этой точки зрения, интерес представляют сюжеты, где главный герой умирает и воскресает. В мировом наследии огромное количество мифов и легенд, где бог или полубог проходит через это перевоплощение, как феникс. Исходя из целей ритуала, выбирают сюжет и стилизируют его к контексту. Можно написать свой сценарий или совместить несколько.

История проигрывается в измененное состояние сознания, чтобы выйти в запредельное пространство, где нет границ. Достигается это посредством особой музыки, танцев, продуктов. На лиминальной стадии человек совершает рывок, личность трансформируется, получая новые качества.

Код смерти

Смерть - это и есть место, где отменены все ограничения. В средиземных легендах умерщвление изображают как чудовище, проглотившее героя, в русском эпосе - смерть приравнивается к уходу из дома в чужие земли. Прощание с жизнью может быть выражено через избиение, нанесение увечий, физическое насилие или сильное эмоциональное унижение. В Скандинавском и восточном эпосе смерть характеризуется сражением и убийством дракона.

На Кубани и в других традиционных казачьих культурах юноши проходили через этап посвящения. В это время им нельзя было есть, пить, разговаривать. Их унижали морально, например, заставляя кукарекать, сидя на шесте, или измазывали нечистотами. Через такое же моральное давление проходил процесс инициации для девушек на выданье. Их могли сечь плеткой, выгонять из дому, выкидывали в воду на виду у всех. Постыдные унижения окончатся как только девица станет женой.

Герои русских и украинских сказок тоже проходят Иванушке приходится врать, терять лицо и ублажать Бабу-ягу всеми способами. Баба-яга и есть главная женская богиня народного эпоса, а жители леса - ее жрецы. Выбравшись из козней ведьмы, Иванушка получает новые способности, которые в сказке зашифрованы в виде волшебных предметов.

Персонажи, олицетворяющие смерть в сказах, имеют черты покойника: у яги - это костяная нога.

Самой большой страх для человека - а для духа - забвение. Личность, которая прошла ритуал инициации и соприкоснулась с ней, обретает самый ценный ресурс - это опыт возрождения, а значит - бессмертия. Инициация - это преодоление самого большого страха и обретение настоящей свободы.