Логопедическое занятие «Предлоги. Конспект логопедического занятия на тему: "Предлоги НАД, ПОД" Предлог под конспект логопедического занятия


КОНСПЕКТ

подгруппового логопедического занятия,

учителя-логопеда МБОУ СОШ №13 г. Белгорода

Жидковой Нины Павловны

в группе для детей с НЧП

Предлоги «над, под»

Цель: познакомить детей со значением предлогов «над», «под».

Задачи:

-обучающие: учить детей выделять в словосочетаниях, предложениях предлоги «на», «над», уточнить его пространственное значение, познакомить со схемой предлогов «над», «под», понимать разницу значений предлогов «над», «под», закрепить умение анализировать предложение, упражнять в выделении предлогов «над», «под» в тексте.

-коррекционно-развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, воображение, умение ориентироваться в пространстве, развивать навыки самоконтроля, расширять словарный запас.

-воспитывающие: воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, умение работать в группе, воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование: сюжетные и предметные картинки, схемы предлогов, карточки, фишки.

План занятия:

    Организационный момент.

    Работа по сюжетной картинке.

    Работа со схемами.

    Физ-минутка.

    Развитие слухового внимания.

    Работа с карточками.

    Пальчиковая гимнастика.

    Работа в тетрадях.

14. Подведение итогов.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Какое у вас сегодня настроение? Посмотрите на меня: давайте друг другу мило улыбнемся. Садитесь. Приготовьтесь к занятию.

Давайте, с вами выполним небольшую речевую (фонетическую) разминку. Я вам произнесу чистоговорки, две чистоговорки мы повторим их хором, а затем по очереди. Говорить нужно четко, громко, чтобы было слышно каждый звук. Готовы?

Бу-бу-бу! – ворон на дубу!

Ва-ва-ва! – высокая трава!

Де-де-де! - У деда в бороде!

Жу-жу-жу! - Жучку покажу!

Зи-зи-зи! – Зину привези!

Ле-ле-ле – лейка на столе!

Молодцы, ребята!

    Основная часть. Введение в тему.

Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости (картинка на доске) – утка и утята! Послушайте внимательно рассказ об утке и утятах.

У мамы утки было трое утят. Утята были шустрые, озорные и очень любили играть в прятки. Как то раз стали играть они с мамой уткой в прятки. Договорились, что никуда не станут залезать, а будут прятаться только в низу, под чем-то. Мама утка закрыла глаза и стала искать утят. А утята бегают с места на место и зовут маму: «Кря-кря, мы под столом. Кря-кря, мы под…» Подскажите маме утке, где сейчас утята? (под кроватью, под креслом, под шкафом, под диваном). А потом утята и говорят: «Мы … стулом». «Ничего не понимаю! - отвечает мама утка. Где вы?». – Мы … стулом».

Почему утка не поняла? Какое маленькое слово пропустили утята? (под).

«Под» - это маленькое слово, предлог, обозначает положение предмета внизу, т. е. предмет находится под чем-то, под другим предметом.

Посмотрите не схему предлога «под».

Ребята, положите ручку под стол. А теперь держите ручку над столом.

Какое маленькое слово вы услышали? (над).

«Над» - предлог, обозначает положение предмета в воздухе, т. е.

Предмет находится, висит над чем – то.

Посмотрите на схему предлога «над».

    Уточнение пространственного значения предлогов «под», «над».

Ребята, 1) положите карандаш под стол. Держите карандаш над столом.

2) Положите карандаш под тетрадь. Держите карандаш над тетрадью.

3) Положите карандаш под тетрадь, а ручку держите над тетрадью.

    Уточнение значения всех предлогов.

Рассмотрите картинку и назовите, где находятся герои.

    Распределение картинок под схему данных предлогов.

Посмотрите на картинки. В каком случаи мы употребим предлог «над», а в каком «под»? (пчелка над цветком, мячик под диваном).

    Работа по сюжетной картинке.

Ребята, рассмотрите картинку. В каком случаи мы используем предлог «под», в каком «над»? (бабочка над мишкой, тучи над зайчиком, трава под ежиком, цветочек под зайчиком). Составьте предложение с предлогами «над», «под».

    Работа со схемами.

Рассмотрите схемы на доске. Составьте по ним предложения. (Под столом лежит мяч. Под деревом растет цветок. Над елкою летят шары. Над цветком летит бабочка.) Составьте по эти схемам словосочетание, чтобы там употреблялись предлоги «над», «под». Только сначала вспомним, что такое «словосочетание»? (это сочетание слов, когда слова между собой дружат). (Мяч под столом, летят над елкою, растет под деревом, бабочка над цветком).

    Физ-минутка.

Ребята, какое сейчас время года? (весна). А какие признаки весны вы знаете? (тает снег, зеленеет трава). Мы с вами поиграем в игру «Веснянка».

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко.

(движения полукругом вправо-влево).

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

(Руки тянут вверх).

Побежал в саду ручей,

(Бег на месте).

Прилетели сто грачей,

(взмахивают руками как крыльями).

А сугробы тают, тают,

(Медленно приседают)

А цветочки подрастают.

(Тянутся вверх, встав на носочки и подняв руки).

Садитесь, ребята.

    Развитие слухового внимания.

Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто внимательный?». У вас на столах лежат фишки – красного и коричневого цвета. Я вам сейчас буду читать словосочетание, а вы если услышите предлог «над» поднимете красную фишку, если «под» - коричневую. Понятно?

Зайчик под кустом

Дети под деревьями

Над лесом туча

Люди под зонтиками

Ковер над кроватью

Птицы под облаками

Бабочки над цветами

Ласточка над гнездом.

    Работа с карточками.

А) В данные словосочетания вставьте предлоги «над» или «под».

Прячется … стул Поставили … кровать

Вырос … березой … нами комары

Картина … диваном … головой шары

Самолет … лесом живет … землей

Произнесите словосочетания целиком, выделяя голосом предлог.

Б) Прослушайте два слова. Составьте словосочетания, отвечая на вопросы: Что под чем? Кто под чем?

Голова ________ шляпа

Тапки _________ стулом

Люстра ________ стол

Парта _________ ноги

Крот __________ земля

Мыши _________ пол

В) Прочитайте предложения. Найдите и исправьте ошибку.

Люди спят над ватным одеялом. Под лесом показалось солнце. Под высокой обрывом блестит река. Под селом пролетел вертолет. Под густой ветвями было темно и сыро.

    Пальчиковая гимнастика.

«Месим тесто».

Тесто мнем, мнем, мнем!

Тесто жмем. Жмем, жмем!

(очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно)).

Пироги мы испечем!

(Руками совершаем движения, как будто лепим снежки).

12. Работа в тетрадях.

Прочитайте предложения. Сосчитайте количество слов в предложении. Каким по счету стоит предлог? Назовите его.

Ручка закатилась под письменный стол. Дюймовочка спала под большим листом. Пчелы кружились над ульем. Под густыми ветвями было темно и сыро. Над березами кружили грачи.

Произнесите по очереди каждое предложение так, как будите писать. Запишите предложения. Проверьте свою запись. А теперь проверьте запись своего товарища и карандашом подчеркните ошибки.

13. Развитие словесно-логичсекого мышления.

Придумайте свое предложение с предлогами «над», «под».

14Подведение итога.

Ребята, с какими предлогами мы сегодня с вами познакомились? Что вам понравилось на занятии? Как вы работали на занятии?

Литература:

    Горбунова С. Ю., «Сборник конспектов логопедических занятий». – М., 2007.

    Ефименко Л. Н, Мисаренко Г. Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М., «Просвещение», 1991.

    Кузнецова Е. В., «Ступеньки к школе». – М., 2007.

    Кукушина В. С., «Логопедия в школе. Практический опыт». – М., 2005.

    Миронова С. А., «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». – М., «Просвещение», 1991.

    Садовникова И. Н., «Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма». – М, «Аркти», 2005.

    Смирнова И. А. «Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи». – С.-П., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • совершенствование лексико-грамматического строя речи;
  • сформировать представление о смысловом значении предлогов, предлог как отдельное слово, навык предложного управления
  • Задачи:

    образовательные:

    • отработать понимание пространственного значения предлогов В, НА, ИЗ, ПОД, К, ЗА;
    • работать над правильным употреблением предлогов в устной речи;
    • сформировать умение правильно членить предложения на отдельные слова;
    • дифференцировать предлоги противоположного значения;
    • подводить к практическому усвоению правильного написания предлогов со словами.

    развивающие:

    • развивать память, внимание, мышление;
    • расширять словарный запас;
    • совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
    • развивать монологическую речь;
    • учить детей правильно и логично излагать свои мысли;
    • развивать у ребенка зрительно-пространственных представлений и смыслового значения употребления предлогов.

    воспитательные:

    • воспитывать культуру коммуникации;
    • формировать взаимопонимание, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества.

    коррекционная:

    • устранение и предупреждение ошибок на письме, при написании предлогов со словами.

    Оборудование:

    • таблица символов-предлогов;
    • предметные картинки;
    • карточки для фронтальной работы;
    • сюжетные картинки;
    • наборы предлогов;
    • карточки с текстом;

    Ход занятия

    I. Организационный момент.

    Логопед предлагает ученикам взять карточки лежащие на, в, под, перед коробкой, прочитать написанные на них слова и ответить на вопросы используя слова карточек

    (На столе, под столом, в столе, над столом). Слайд №2.

    Я задам вам вопросы, ответить на которые помогут слова на карточках и картинка на доске.

    Где стоит клетка?

    Дети отвечают полным предложением. Клетка стоит на столе.

    Где лежат карандаши?

    Где сидит мышка?

    Где порхает бабочка?

    Параллельно логопед уточняет сколько слов сказал каждый ученик, какой предлог использовал в своём ответе.

    Какие предлоги вы использовали в своих ответах?

    Как предлоги пишутся со словами?

    II. Сообщение темы занятия.

    Сегодня мы совершим прогулку по городу ПРЕДЛОГОВ. На нашем пути будет много интересных остановок. Подготовимся к дороге. Откроем тетради запишем дату и тему урока – ПРЕДЛОГИ.

    Перед отправлением я хочу проверить все ли готовы к прогулке.

    Внимательно послушайте стихотворение и запишите все предлоги, которые вы услышите в нём.

    Логопед читает стихотворение, ребята записывают встретившиеся предлоги.

    Осторожно ветер

    Из калитки вышел,
    Постучал в окошко,
    Пробежал по крыше,
    Поиграл немного
    Ветками черёмух,
    Пожурил за что-то
    Воробьёв знакомых.

    Ребята какие предлоги вы записали? Проверка выполнения задания. Слайд №3.

    III. Работа по теме занятия.

    Первая остановка на нашем пути остановка на улице СИМВОЛОВ.

    Мы знаем, что каждый предлог можно зашифровать символом.

    Посмотрите на доску, расшифруйте символы. Слайд № 4.

    Хорошо. А сейчас прочитаем предложения, записанные с помощью символов. Скажите с каким словом, связан по смыслу предлог.

    Дети самостоятельно делают выводы.

    Слайды № 5 -6

    Запишите эту пару слов в тетрадь. Выделите предлог значком о.

    Учащиеся записывают в тетрадь словосочетания: в шкафу, по мосту, к морю, в лес, за ягодами.

    Следующая остановка на улице СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.

    Прочитай слова, написанные на карточках. Слайд № 7.

    Река, мост, под; cтол, лампа, на; cтул, стол, у; едет, автобус, в; ползёт, по, лист.

    Ребята, вам понятен смысл? Составь понятное по смыслу словосочетание. Сколько слов в словосочетании? Какое слово изменило своё окончание? Какой предлог?

    Запишите словосочетание в тетрадь. Слайд № 8.

    Ребята, со словосочетанием ползёт по листу составьте предложение.

    Сколько слов в предложении? На каком месте стоит предлог?

    Запишите предложение в тетрадь.

    Вот мы с вами подъехали к самой длинной улице - улице ПРЕДЛОЖЕНИЙ, на которой будет несколько остановок.

    Первая остановка покажет кто самый внимательный.

    Ребята, послушайте предложения и скажите сколько в нём слов. Под дубом лежат жёлуди.

    Какой предлог? На каком по счёту месте он стоит в предложении.

    Аналогичная работа проводится со следующими предложениями.

    Хитрая лиса подкралась к норе.
    Ученики ходили на экскурсию в музей.
    Пироги вынули из печи.
    На двери повесили замок.

    Слайд № 9.

    Мы продолжаем движение по улице предложений. Нас ждёт остановка Пропущенных предлогов.

    Ребята, прочитайте предлоги.

    Вы каждый предлог должны вернут “в своё” предложение “на своё место”.

    Ученики получают конверты с предлогами: в, за, из, с, к, у, на и карточку с предложениями.

    Ученики самостоятельно выполняют задание, после чего выполняется проверка задания. Слайд №10, слайд № 11.

    Ребята, найдите предложение в котором есть два предлога и запишите его в тетрадь, выделив предлоги.

    Динамическая пауза.

    Остановка на улице “АКТИВНАЯ”.

    Игра “Наоборот” с перекидыванием мяча. Логопед начинает фразу, а ученики заканчивают.

    Над окном - под окном
    Под землёй - над землёй
    К двери – от двери
    Перед уроком – после урока
    От дома – к дому
    В портфель – из портфеля
    Из школы – в школу
    На ветку - с ветки.
    Перед домом - за домом.

    Продолжаем путь. ОСТАНОВКА СХЕМАТИЧЕСКАЯ.

    Прочитайте слова, записанные на доске. Из данных слов вы должны составить предложения по вопросам и схемам.

    Дайте ответ на вопрос: “Кто кружит над старым деревом?”

    Работа проводится с опорой на слайд № 12.

    Внимательно послушайте мой второй вопрос.

    Где кружит грач? Каким предложением мы ответим?

    Над старым деревом кружит грач. Работа по слайду № 13.

    На каком месте стоит предлог в предложении? Запишите предложение в тетрадь, выделив предлог.

    Последняя остановка нашего пути называется “Я САМ”.

    Вы должны самостоятельно составить предложение используя слова, записанные на доске, правильно выбрав предлог из скобок. В помощь вам будет сюжетная картинка.

    Слайд № 14.

    Скала, поднимается, (в, с, на, из), альпинист.

    V. Подведение итогов занятия. Оценивание работы детей.

    1. Чему мы учились на занятии?
    2. Что такое предлоги?
    3. Какие бывают предлоги?
    4. Для чего они нужны?
    5. Что показалось трудным
    6. Какие задания были интересны?

    Логопед оценивает работу детей и делает итоговый вывод самое главное не забывайте, что предлог маленькое слово, которое не только связывает слова и объединяет их в предложении, но и указывает на место нахождение предметов. Слайд №15.

    Тема занятия : предлоги В, НА, ПОД.

    Цели:

    Оборудование:

    Скачать:


    Предварительный просмотр:


    ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОГИ»

    Учителя – логопеда

    Тихоновой М.А.

    Тема занятия : предлоги В, НА, ПОД.

    Цели:

    1.Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД.

    2. Учить детей выделять эти предлоги в тексте.

    3.Учить детей составлять предложения с заданными предлогами по картинке, схеме и наглядной ситуации.

    4.Закрепить правильное употребление в речи приставочных глаголов.

    5.Развитие слухового внимания и памяти.

    Оборудование:

    схемы предлогов, изображение Карлсона, игрушки (кукольная мебель и посуда, птичка, коробка и т.д.), предметные и сюжетные картинки, сюжетная картина «Лес».

    План занятия.

    Организационный момент.

    Логопед читает детям загадку и просит найти и запомнить маленькие слова в стихотворении:

    На пригорке и под горкой

    Под берёзкой и под ёлкой

    Хороводами и в ряд

    В шляпках молодцы стоят.

    1. Уточнение пространственных значений предлогов,

    Знакомство с понятием «предлог».

    На доске выставлены схемы предлогов В, НА, ПОД.

    Когда мы говорим эти маленькие слова? –

    В: когда предмет находиться внутри

    НА: когда предмет находиться сверху

    Под: если предмет внизу.

    Вы выросли, многому научились, скоро пойдете в школу, поэтому пора называть маленькие слова более точно – предлоги .

    2. Игра «Найди предлог».

    Логопед на столе производит действия с игрушками, перекладывая их НА,ПОД и В разные предметы (используется кукольная мебель и посуда, птичка, бабочка, коробочка).

    Посмотрите на схемы и составьте с каждым предлогом предложение.

    3. Анализ рассказа.

    Логопед выставляет картинки на панно и рассказывает:

    Однажды осенью во двор вышли погулять Маша, щенок Джерри и петушок Гоша . Вдруг набежала туча, закрыла солнце, и пошел дождь. Машенька и Джерри спрятались в доме, а Гоша взлетел на забор и закричал «Я удалец!Я молодец!Я ничего не боюсь!». Вышли тут мама и папа Маши и сказали: « под дождем можно только под зонтиком быть, тогда дождь не страшен». Вскоре дождик закончился, на небе засияло солнышко, и только на дорожке остались лужи.

    Закончив рассказ, логопед просит найти в тексте предложения с предлогами НА, ПОД, В.

    Детально анализируются предложения со словами «вышли, вдруг, набежала, взлетел», поясняется, что начальные звуки (слоги, приставки) не являются предлогами, это часть слова.

    4. Физминутка. «Слушай, повторяй, делай».

    На горе растут дубы,

    Под горой растут грибы,

    Мы в корзинки их собрали,

    Быстро к дому подбежали.

    Пальчиковая гимнастика «Дом»(Ткаченко Т.А.):

    На поляне дом стоит,

    Ну а к дому путь закрыт.

    Мы ворота открываем,

    И в наш домик приглашаем.

    В доме стол на тонкой ножке,

    Рядом стульчик у окошка,

    Два бочонка под столом.

    Вот какой я видел дом!

    Внимательно послушать и выполнить задание, затем повторить из предложения только предлог:

    Встань на ковер

    Подойди к стульчику

    Подпрыгни вверх

    Встань на носочки

    Найди вертолёт

    Поднять левую над головой

    Положить левую ладонь под правую

    5. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

    У детей на столах - индивидуальные сюжетные картинки, по которым они должны составить предложения и назвать один из предлогов: В,НА,ПОД.

    6. Исправь ошибки в рассказе Карлсона.

    Все вы знаете Карлсона, который живёт на крыше. Однажды ему надоело летать по городу, и Карлсон отправился вместе с друзьями погулять в лесу. Прогулка была просто замечательной! И Карлсон решил придумать рассказ про лес для Малыша. Но вот беда – он совершенно не знает предлогов, поэтому рассказ получился неправильный, некрасивый. Помогите Карлсону исправить ошибки!

    Вчера я гулял (В) замечательном лесу. Стояла тихая осенняя погода, листочки (НА) деревьях были желтые, красные, оранжевые. Сухие листья лежали у нас (ПОД) ногами. Мы собрали кленовые, березовые и рябиновые листочки. Какие красивые осенние букеты несли мы домой (В) руках! Много грибов выросло (ПОД) деревьями.

    7. Итог занятия, оценка деятельности детей


    Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР.

    Тема: Предлоги НА, ПОД

    Задачи:

      Образовательные:

    - Учить детей различать значение предлогов «на» и «под» и правильно употреблять их в речи.

    Учить детей составлять предложения по сюжетной картине и по двум опорным предметным картинкам.

    2. Развивающие:

    Развитие слухового внимания и памяти.

    3. Воспитательные:

    Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия.

    Оборудование: сюжетная картина, схемы предлогов, предметные картинки, магнитная доска, плоскостные фигуры на магнитах: зайчонок, мышонок, петух, солнце, облако, забор, гриб, ёлка; 2 машины: зелёного и синего цвета; сюжетные картинки по количеству детей.

    План занятия

      Организационный момент.

    Логопед читает стихотворение:

    В лесу метёт метелица,

    По лесу снегом стелется.

    Зайцы бегали в лесу,

    Там заметили лису.

    Под сосной стоит лисица,

    На сосне сидит синица.

    Где стоит лисица? (под сосной)

    Где сидит синица? (на сосне)

    Когда мы говорим маленькое слово ПОД? (когда предмет находится снизу чего-то). Логопед выставляет схему.

    Когда мы говорим маленькое слово НА? (когда предмет находится сверху чего-то). Логопед выставляет схему.

    2. Составление предложений с предлогами НА, ПОД по сюжетной картине с помощью вопросов логопеда.

    Где сидит девочка?

    (Девочка сидит на диване. И т.д.)

    Где стоит машинка?

    (Машинка стоит под столом. И т.д.)

    3.Составление предложений с предлогами НА и ПОД по 2 опорным предметным картинкам. Предметные картинки:

    стол – хлеб, собака;

    стул – кошка, мышка;

    кровать – подушка, туфли;

    диван – кукла, мяч.

    Составьте предложение с предлогом НА. (Хлеб лежит на столе. И т.д.)

    Составьте предложение с предлогом ПОД. (Собака лежит под столом. И т.д.)

    4. Составление предложений по сюжетным картинкам.

    На доске 2 машинки: синяя и зелёная.

    Разложим картинки по машинкам. На синей машинке картинки с предлогом ПОД, а на зелёной с предлогом НА.

    Дети по очереди выбирают машинку для своей картинки.

    Под ёлкой лежат подарки. Синяя машинка.

    Потому что в этом предложении спряталось маленькое слово ПОД.

    Сыр лежит на тарелке. Зелёная машинка.

    Потому что в этом предложении спряталось маленькое слово НА. И т.д.

    5. Физкультминутка.

    Ищет вещи Маша,

    Маша-растеряша,

    И под стулом нет, и на стуле нет, (заглядывают под стул, качают головой)

    На кровати нет, под кроватью нет, (заглядывают под кроватку, качают головой)

    Вот какая Маша, Маша-растеряша. (разводят руками)

    Где Маша искала свои вещи?

    6. Пересказ рассказа. (Логопед выставляет по ходу рассказа фигурки на доске).

    На полянке гуляли зайчонок, мышонок и петушок. Вдруг на солнце набежала туча, и пошёл дождь. Зайчонок спрятался под ёлкой. Мышонок спрятался под грибок. А петушок взлетел на забор.

    Вспомним предложения со словом НА.

    Вспомним предложения со словом ПОД.

    Кто расскажет весь рассказ?

    7. Итог занятия, оценка деятельности детей.

    Светлана Ходаковская
    Логопедическое занятие «Предлоги»

    ТЕМА : ПРЕДЛОГИ

    Цели :

    сформировать представление о смысловой значимости предлогов ;

    сформировать представление о предлоге , как об отдельном слове;

    сформировать навык грамматического значения предлога ;

    учить детей правильно произносить и писать предлоги ;

    уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами .

    Оборудование : раздаточные карточки с заданиями, мяч схемы предлогов .

    Ход занятия:

    Орг. момент. Ответить на вопросы логопеда .

    ЗА КЕМ ТЫ СТОИШЬ? ПЕРЕД КЕМ ТЫ СТОИШЬ?

    МЕЖДУ КЕМ ТЫ СТОИШЬ? ВПЕРЕДИ КОГО ТЫ СТОИШЬ?

    ПОЗАДИ КОГО ТЫ СТОИШЬ? РЯДОМ С КЕМ ТЫ СТОИШЬ?

    Сделать вывод о пространственных значениях предлога .

    В ШКОЛЕ, К ДОМУ, ИЗ ШКАФА, У СТОЛА, БЕЗ ШАПКИ, С КНИГОЙ, ПОД ЕЛКОЙ, ЗА ПАРТОЙ, ИЗ ЖУРНАЛА, ПОД ЛЕСОМ, ПО ДОРОГЕ …

    Маленькие слова : в, на, под, у, о, об, от, к, из, с, для – ПРЕДЛОГИ . Они пишутся отдельно с другими словами, служат для связки слов в предложениях .

    Составить предложения с данными предлогами и словами , с которыми они «дружат» .

    Пример : В ШКОЛЕ СЕГОДНЯ ПРАЗДНИК.

    Задание 2.

    Прослушайте предложения . Назовите предлоги и слова , с которыми они

    «дружат» .

    ДИМА ВОШЕЛ В КЛАСС.

    МАЛЬЧИК СЕЛ ЗА ПАРТУ.

    ДИМА СИДИТ С ГАЛЕЙ.

    ОН ВЫНУЛ ИЗ РАНЦА ТЕТРАДИ.

    ПОЛОЖИЛ ИХ НА ПАРТУ.

    УЧИТЕЛЬ ВЫЗВАЛ ДИМУ К ДОСКЕ.

    УЧЕНИК СТОИТ У ДОСКИ.

    ТРОПИНКА ВЕЛА ОТ ЛЕСА К ДОМУ.

    ОТ МАМЫ ПАВЛИК ПОШЕЛ К СЕСТРЕ.

    ВОРОБЕЙ ОТ МОРЖА ПОЛЕТЕЛ К СЛОНУ.

    У ЛЕНЫ ЕСТЬ МНОГО ФАНТИКОВ ОТ КОНФЕТ.

    Задание 3.

    Списать, изменяя данные в скобках слова – существительные, выбирая подходящий предлог . Выделить предлог и слово , с которым он «дружит» .

    Мы повесили карту – (стена) . Мама положила фрукты – (ваза) . Зонт висит – (вешалка) . Кошка спряталась – (кровать) . Дети вернулись – (школа) . Моя мама работает – (библиотека) . – (стол) упала тарелка. – (крыша) каркает ворона. На лыжах ходят – (снег) . На коньках бегают – (лед) . На лодке плавают – (вода) . Белка прыгает – (дерево) . Поезд едет – (рельсы) .

    Прослушать стихотворение и запомнить.

    ИЗ ЛЕСА, К ЛУГУ, НА ПОЛЯНКУ,

    У КУСТИКА, С ТРОПИНКИ, В ЯМКУ,

    ОТ РЕЧКИ, ОКОЛО ДОРОГИ –

    ПИШИ ОТДЕЛЬНО ВСЕ ПРЕДЛОГИ !

    Н. Бетенькова

    Задание 4. Составьте предложения из данных слов .

    Обобщите, как же пишутся предлоги .

    РЕБЯТА, РЕЧКЕ, В, КУПАЮТСЯ.

    КОШКА, КОМНАТЫ, ИЗ, ВЫСКОЧИЛА.

    ПТИЦЫ, НАД, ЛЕТАЮТ, ДЕРЕВЬЯМИ.

    МУРАВЕЙ, ГРИБОМ, ПОД, ПОЛЗЕТ.

    МАРИНА, С, ДРУЖИТ, ВИКОЙ.

    УЗКАЯ, ДОМУ, ТРОПИНКА, К, ВЕСТИ.

    ВЫГЛЯНУЛО, ТУЧ, СОЛНЫШКО, ИЗ-ЗА.

    Физ. минутка. Игра с мячом «Наоборот» .

    Передавая мяч, назови противоположный предлог .

    Образец ответа : В ШКОЛУ – ИЗ ШКОЛЫ, В СУМКУ – ИЗ СУМКИ….

    НАД ОКНОМ –, К ДОМУ – ….

    ПЕРЕД УРОКОМ – …., К ДВЕРИ – …

    НАД ДИВАНОМ – …., ПЕРЕД БОЕМ – ….

    ДО ГОРОДА –, ДО ПОВОРОТА – …

    ПЕРЕД МАШИНОЙ – …

    Задание 5. Графический диктант.

    Проверить навык раздельного написания предлогов с существительными .

    Образец : ЛАСТОЧКА С ЮГА ВЕРНУЛАСЬ НА РОДИНУ.

    ___ __ ___ ___ ___ ___ .

    В УГЛУ ЗА ШКАФОМ СПИТ ЩЕНОК.

    ПЧЕЛЫ ЛЕТАЮТ С ЯБЛОНИ НА ЯБЛОНЮ.

    ВОЛНЫ С ШУМОМ БИЛИСЬ О БЕРЕГ. В ЛЕСУ ПОД ДЕРЕВЬЯМИ ЛЕЖИТ СНЕГ. НА ЦВЕТОК СЕЛА БАБОЧКА. ИЗ-ЗА КУСТОВ ПОКАЗАЛАСЬ КУРИЦА. ПЛАЩ ВИСИТ НА ВЕШАЛКЕ В КОРИДОРЕ. ДЕТИ ВЫШЛИ ИЗ ЛЕСА НА БОЛЬШУЮ ПОЛЯНУ.

    Задание 6. Составить предложения из данных слов , изменяя слова по смыслу. Предлоги выделить .

    Птицы, над, кружатся, деревьями.

    Марина, вика, с, дружат.

    Кошка, комнаты, выскочила, из.

    С, взял, Степан, полки, журнал.

    Налить, стакан, полки, молоко.

    Узкая, дом, тропинка, вести.

    Сосна, Зоя, стоять, под.

    Куст, заяц, из-под, выпрыгнул.

    Машина, поворота, из-за, выехала.

    Птицы, над, летают, деревьями.

    Дети, мокрая, бежали, по, трава.

    Муравей, грибом, сидит, под.

    Остановились, озера, у, туристы.

    Смеялся, радости, от, Вова.

    Лида, боли, от, заплакала.

    Итог занятия .

    Отметить работу детей, подвести итог.

    Для чего нужны предлоги ? Можно ли обойтись без них?

    Публикации по теме:

    Фронтальное логопедическое занятие «Звуки [В]-[Ф], [В’]-[Ф’]» Задачи: o формирование мотивации учебной мотивации; o развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления; o формирование.

    Индивидуальное логопедическое занятие «Звук [р]» МБДОУ «Детский сад №3 комбинированного вида» Непосредственная образовательная деятельность Индивидуальное логопедическое занятие «Звук.

    Конспект логопедического занятия в старшей группе «Предлоги» Цель: Учить детей определять пространственное расположение предметов; познакомить детей со значением предлогов «В, НА, ПОД, С»; упражнять.

    Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детей с ФФН Тема: «Звук ш в словах, фразах, текстах». Цели: 1. Автоматизация.

    Конспект занятия «Предлоги и приставки» Грамматическая тема: Предлоги и приставки. Лексическая тема: «Инструменты» Цели: Учить дифференцировать предлоги и приставки. Задачи: 1. Познакомить.